23:00, 30 апреля 2003, Научные статьи

Теория и практика физической культуры

Концептуальные основы подготовки кадров по специальности "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм""

Источник:
Выпуск:
5 () 2003, 01 мая 2003
Виды спорта:
Спортивный туризм
Рубрики:
Образование
Рассказать|
Аннотация

Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В.В. Кузин Профессор, директор института Рекреации и туризма РГУФК С.А. Гониянц Профессор А.И. Исмаилов Профессор, начальник отдела Министерства образования РФ В.Г. Щербаков Ключевые слова: подготовка кадров, учебно-методический комплекс,

Концептуальные основы подготовки кадров по специальности "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм""

 Доктор педагогических наук, профессор, академик РАО В.В. Кузин
Профессор, директор института Рекреации и туризма РГУФК С.А. Гониянц
Профессор А.И. Исмаилов
Профессор, начальник отдела Министерства образования РФ В.Г. Щербаков

Ключевые слова: подготовка кадров, учебно-методический комплекс, туристический сервис, туризм, образовательный стандарт.

В отечественной высшей школе подготовка кадров по спортивно -оздоровительному, в том числе самодеятельному, туризму началась еще в 50-х гг. прошлого века (в рамках СССР) и преимущественно осуществлялась в учебных заведениях, подведомственных Госкомспорту: в БГИФКе, ГЦОЛИФКе, ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта и других вузах были созданы учебные комиссии по спортивно-оздоровительному туризму, открыты специализации, подготовлен учебно-методический комплекс по подготовке специалистов (квалификация "Педагог-организатор по физкультурно -оздоровительной работе и туризму" - начало 80-х гг.). Подготовкой же кадров для туристского сервиса в основном занималась система профсоюзного туризма, который как уникальное общественное явление был развален еще в начале 90-х гг.

Сегодня уже стало очевидным, что мы в эти годы катастрофически теряли детский и юношеский туризм, в сферу влияния которого вовлечены миллионы учащихся. Только туристско-краеведческую образовательную деятельность в настоящее время осуществляют около 400 центров, станций юных туристов и 2000 Домов, Дворцов творчества детей и юношества. Ежегодно в РФ организуется около 6500 профильных лагерей. В образовательных учреждениях различного типа создано около 5 тыс. паспортизированных самодеятельных краеведческих, этнографических и военно-патриотических музеев.

В сфере детско-юношеского туризма России в настоящее время работают около 11 000 методистов и инструкторов, однако, по разным экспертным оценкам, практически каждый третий-четвертый из них не имеет высшего педагогического или туристского образования.

Необходимо также учесть, что возрождаются профилактические физкультурно-оздоровительные центры, а санаторно-курортная практика в настоящее время (на период 2001г.) располагает более чем 4,5 тыс. учреждений санаторно-курортного профиля, которые остро нуждаются в высококвалифицированных специалистах, осуществляющих профилактическое оздоровление населения средствами и методами туризма и рекреации по крайней мере в следующих двух направлениях: ежедневном компенсаторном восстановлении психофизических сил человека и расширенном - в процессе санаторно-курортного отпускного периода, в домах отдыха и на турбазах, в лечебно-профилактических центрах и рекреационно-оздоровительных структурах национальных парков и земель.

В мировой практике сферы рекреации и туризма сложилась потребность в подготовке следующих основных специалистов:

1) менеджер рекреации и туризма, обеспечивающий разработку рекреационно-досугового, развлекательного обслуживания туров и организацию обслуживания на туристских маршрутах (туроператор, турагент, менеджер отдыха и гостеприимства);
2) экономист (финансовый менеджер), обеспечивающий бизнес-планирование и организацию коммерческой, предпринимательской деятельности на рекреационных комплексах, в учреждениях, на туристских предприятиях и фирмах;
3) аниматор, или так называемый "организатор, менеджер рекреационного спорта и туризма" - специалист по организации и разработке программ рекреационно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в процессе рекреационной и туристской деятельности, в туристских группах, учреждениях санаторно-курортного комплекса и рекреации;
4) специалист (инструктор-методист, тренер, преподаватель, педагог туристско-краеведческого профиля, гид-инструктор, гид-проводник и др.), отвечающий за разработку и реализацию специальных циклов рекреационных и туристских занятий;
5) специалист по культурно-познавательному туризму, экскурсоведению, музееведению.

Как видно, речь идет о многопрофильной подготовке высокообразованных и высококвалифицированных специалистов для сферы рекреации и туризма. В связи с этим, если следовать логике смыслового содержания слова "университет" (в переводе означает "совокупность"), обычно понимаемого как сочетание гуманитарного и естественного знаний, то подготовка таких специалистов наиболее полно может осуществляться именно в рамках традиционного университетского образования.

Сегодня уже стало ясно, что попытки слепого копирования зарубежных подходов к образованию и внедрения их в жизнь российского общества, причем на фоне забвения накопленного отечественного опыта, а также пренебрежение ценностями предыдущих поколений, исторических социокультурных традиций страны оказались бесперспективными.

Принципиально важно также отметить, что на чрезвычайно острую необходимость подготовки специалистов этого профиля было обращено внимание на заседании Государственного Совета РФ по вопросу "О повышенной роли ФКиС в формировании здорового образа жизни россиян" от 30 января 2002 г.

Однако подготовка кадров для туристской отрасли сдерживается рядом обстоятельств:

  • в Минтруда и социального развития нет соответствующей структуры рабочих мест как для отрасли туризма, так и для сферы рекреации;
  • нет количественной потребности в специалистах и профессионально-квалификационной структуры кадровых ресурсов этого профиля;
  • в предложенных Минтруда и социального развития временных стандартах (май 1999 г.) нет перечня должностей и категорий кадров туристской отрасли, ориентированных на создавшуюся конъюнктуру рынка труда. В существующем же перечне явно гипертрофированы должности гостиничного хозяйства (посудомойка, уборщица номеров, повар и др.);
  • нет законодательной базы для лицензирования деятельности туристских учреждений, агентств, фирм, а также физических лиц. И, наконец, нет органа государственной власти, который окончательно и полностью отвечал бы за всю отрасль туризма. Понятно, что и от этих обстоятельств в значительной степени зависит структура рабочих мест и, естественно, преимущественная ориентация на подготовку кадрового потенциала.

Действующая в настоящее время структура подготовки специалистов с высшим образованием для сферы рекреации и туризма сложилась в начале переходного периода от плановой экономики к рыночным отношениям с учетом состояния и потребности указанных отраслей, в условиях, когда быстрое развитие потребности в рекреационно-реабилитационных и туристских услугах у населения 90-х гг. вызвало бурный рост освоения рекреационных систем, рекреационно-оздоровительных центров, туристских предприятий, турфирм и агентств. Возникла потребность за короткий срок подготовить кадры, которые могли бы на первом этапе осуществлять менеджерскую, финансово-экономическую и социокультурную деятельность, преимущественно в сфере туризма.

В этой связи отметим, что в настоящее время в РФ кадры для сферы туризма готовят около 130 высших учебных заведений. В 2002 г. создана Ассоциация вузов туристского образования.

Создание специализаций в рамках различных специальностей: 061100 - "Менеджмент организации" и направления 521200 - "Менеджмент"; 230500 - "Социально-культурный сервис и туризм"; 060800 - "Экономика и управление"; 320700 - "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов"; 012 500 - "География" и др., позволило фактически за последние 8-10 лет быстро переориентировать подготовку студентов ряда родственных специальностей на интересы туристской отрасли и для удовлетворения ее потребностей, но преимущественно в специалистах-менеджерах, финансистах, работниках гостиничного хозяйства и сервиса.

Однако в специальностях, в которых в настоящее время ведется подготовка кадров для отраслей рекреации и туризма, а также в наборе дисциплин отсутствуют предметы, обеспечивающие комплексное формирование знаний и практических умений, направленных на освоение:

  • технологий туристско-краеведческой деятельности;
  • технологий рекреативно-оздоровительного характера;
  • методов организации и проведения рекреативных форм занятий различной направленности, а также различных видов спортивно-оздоровительного туризма на индивидуальном и групповом уровнях;
  • опыта практической деятельности по созданию и проведению рекреационных и туристских циклов, организации индивидуальной и групповой рекреативно -оздоровительной туристской деятельности;
  • не рассматриваются этнопсихологические и этносоциальные аспекты организации рекреации, отдыха и восстановления.

В существующих стандартах отсутствуют также медико-биологические и педагогические дисциплины с ориентацией на рекреационно-оздоровительную и туристскую группы.

В целом отсутствуют дисциплины, ориентированные на социально-психологическое воспитание личности средствами и методами туризма и рекреации, хотя в отечественной и мировой практике сложилось достаточно четкое представление о наборе дисциплин, необходимых для профессиональной подготовки туристских кадров и специалистов по рекреации.

Принципиальное отличие стандарта, предложенного РГАФК и утвержденного Минобразования РФ (приказ №3955 от 04.12.2001) по специальности 022 400 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" заключается в системно изложенном комплексе дисциплин, которые средствами и методами рекреации, туризма и краеведения обеспечивают формирование знаний, умений и навыков профессиональной деятельности по новому предмету труда - "Социально-психическое и физическое здоровье личности в сфере рекреации и туризма".

Методологической основой специальности является учение о комплексном воздействии на человека единой системы рекреации, туризма и краеведения, обеспечивающих расширенное воспроизводство психофизического состояния, интеллектуальных и производительных сил.

Концептуальное содержание стандарта соответствует положениям Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (1996), давшего правовую базу туризму и туристской деятельности и выделившему их в особую самостоятельную сферу деятельности.

Предметом труда данного специалиста явится социальное и психофизическое здоровье личности.

Содержание профессиональной деятельности:

  • ведущее: разработка и реализация специальных рекреационно-оздоровительных и туристских режимов, ориентированных на профилактику и устранение психических и физических перенапряжений, повышение физической дееспособности, социокультурное, экологическое, краеведческое и физическое воспитание личности;
  • дополнительное: конструирование и реализация рекреационно-оздоровительных и туристско -оздоровительных циклов обслуживания туристов;
  • сопутствующее: формирование рекреационной среды, воспроизводство и ее охрана в сфере туризма и рекреационного комплекса.

Таким образом, при обучении будет решаться задача междисциплинарной подготовки специалиста нового типа, которого сегодня не готовит на должном квалификационном уровне ни одно высшее учебное заведение.

Размещение дисциплин в рамках стандарта осуществлено с учетом внутренней логики их соседства (сформированы проблемные гнезда), что усиливает восприятие фундаментальной целостности, подчеркивает междисциплинарные связи.

Научной основой набора дисциплин служит представление о рекреации и туризме как о целостной фундаментальной системе современных наук о рекреативной и туристской деятельности, кадровом обеспечении и специальных рекреативно-оздоровительных и двигательных режимах, осуществляемых в системе отдыха и рекреации на туристских маршрутах, в турпоездках, турклубах, на турбазах, в учреждениях санаторно -курортного и вакационного профиля и др.

Комплекс общепрофессиональных дисциплин направлен на создание единой базы знаний и навыков для подготовки кадров по любой из сложившихся и могущих возникнуть в мировой рекреационно -туристской практике специализаций. Он также обеспечивает выпускнику возможность внутрипрофессиональной мобильности на протяжении 30-40 лет профессиональной деятельности, т.е. полностью соответствует понятию "комплексного" специалиста.

Предполагается, что профессиональная деятельность такого специалиста будет осуществляться в сфере рекреации и туризма, в органах исполнительной власти, государственных и негосударственных организациях и учреждениях, акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и иных коммерческих организациях, в объединениях физических лиц. Фундаментальные знания в сфере рекреации и туризма в сочетании с профилированными сведениями в конкретной области применения обеспечат специалисту возможность научно обоснованного целеполагания, проектирования, конструирования и процессуального развития деятельности в различных областях применения рекреационно-туристской деятельности.

Таким образом, специалисты с высшим профессиональным образованием по специальности 022400 - "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм" потенциально могут работать:

  • в образовательных учреждениях любых типов (общего среднего образования, дополнительного образования детей туристско-краеведческого профиля, в вузах);
  • в специальных образовательных учреждениях (школах-интернатах, детских домах), домах для детей-инвалидов;
  • на предприятиях и в организациях в качестве инструкторов-методистов по производственной гимнастике;
  • в рекреационно-оздоровительных и фитнес- центрах и клубах;
  • на туристических предприятиях, в фирмах и агентствах;
  • в клубах, федерациях, туристско-спортивных союзах, других муниципальных государственных и общественных организациях, культивирующих спортивно-оздоровительный туризм;
  • на туристских базах, в домах охотника и рыболова, в рекреационно-оздоровительных структурах национальных и природных парков и земель;
  • в учреждениях санаторно-курортного и рекреационного типа, домах отдыха, лечебно-профилактических центрах;
  • в федеральных, республиканских, региональных государственных органах управления образованием, физической культурой, спортом и туризмом, МЧС, Министерстве природных ресурсов и др.

Отметим также, что потребность общества в подготовке указанных специалистов не зависит от ведомственной принадлежности туризма и санаторно -курортного комплекса - она объективна, и от решения этой проблемы в определенной степени зависят здоровье нации и социальная защищенность населения.

Изложенное позволяют констатировать, что потребность в специалистах по рекреации и спортивно -оздоровительному туризму на российском и мировом рынках труда велика и по мере улучшения благосостояния нашего общества и улучшения качества жизни населения будет постоянно увеличиваться.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Заглавие

      Основное
      Концептуальные основы подготовки кадров по специальности "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм""
    • Источник

      Заглавие
      Теория и практика физической культуры
      Дата
      2003
      Обозначение и номер части
      № 5
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Образование
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Концептуальные основы подготовки кадров по специальности "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм"" // Теория и практика физической культуры. - 2003. № 5.

    Посмотреть полное описание