00:00, 11 июня 2012, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития

Автор:
Евсеев С. П.
Источник:
Выпуск:
2 (50) 2012, 11 июня 2012
Страницы:
2-11
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Инваспорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

На основе анализа состояния спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в нашей стране предлагается Программа развития этого вида спорта в Российской Федераций на период 2012 — 2020 года.

Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития

Ключевые слова: адаптивный спорт, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями, SOI, INAS-FID, программа развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.

Аннотация. На основе анализа состояния спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в нашей стране предлагается Программа развития этого вида спорта в Российской Федераций на период 2012 — 2020 года. Главным вектором деятельности в данной Программе определяется интеграция Специального олимпийского и паралимпийского направлений развития спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.

Контакт:

Adaptive sports for people with intellectual disabilities: status and prospects of development

Dr. Evseev S. P., Professor, President of the Russian Federation of Sports of people with intellectual disabilities.

Department of a science, the innovative policy and education of the Ministry of sports, tourism and the youth policy of the Russian Federation.

Keywords: adaptive sports, sports people with intellectual disabilities, SOI, INAS-FID, a program of sports persons with intellectual disabilities.

Abstract. Based on the analysis of the sports persons with intellectual disabilities in our country is invited to program development of the sport in the Russian Federation for the period 2012-2020 years. The main vector of the activities in this program is determined by integration of the Special Olympic and Paralympic sports development trends of persons with intellectual disabilities.

Признание Международным Паралимпийским комитетом (МПК) спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (ЛИН), включение его в программу XIV Паралимпийских игр 2012 г. в Лондоне придало новый импульс развитию этого направления адаптивного спорта. Активную позицию по развитию в России адаптивного спорта ЛИН занял Паралимпийский комитет России (ПКР) (Президент ПКР В. П. Лукин, Первый вице-президент П. А. Рожков).

В то же время, данное обстоятельство обострило ряд противоречий, обусловленных тем, что спорт лиц с интеллектуальными нарушениями является предметом внимания и деятельности двух международных организаций: Special Olympics International - SOI (Международный комитет Специальной Олимпиады) и International Sports Association for Persons with an Intellectual Disability - INAS-FID (Международная спортивная ассоциация (Федерация) лиц с поражением интеллекта). Каждая из них реализует разные модели соревновательной деятельности; имеет собственные философские и идеологические основы своих движений; разнятся и экономические отношения между организаторами и участниками международных соревнований, которые проводятся каждой из указанных организаций по своим правилам и непересекающимся календарным планам.

Обе эти международные организации (SOI и INAS-FID) имеют свои национальные представительства, работающие в рамках, установленных международными лидерами.

В нашей стране идеологию и философию Специального Олимпийского движения, разработанных и контролируемых SOI, воплощает в жизнь Специальная Олимпиада России (президент А. В. Павлов), а паралимпийского направления спорта ЛИН, находящегося под патронажем INAS-FID - Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (президент С. П. Евсеев).

Учитывая различия, а иногда противоречия в подходах к организации соревнований, процедуре выявления победителей и трактовке достижений в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями, демонстрируемые SOI и INAS-FID, а также их национальными представительствами, актуальнейшей задачей для данного направления адаптивного спорта является разработка и внедрение в практику системы спорта ЛИН, интегрирующей сложившиеся в мировом спортивном сообществе подходы Специального олимпийского и паралимпийского движений.

Решению данной задачи и посвящена настоящая статья.

Однако прежде необходимо подчеркнуть, что столь большое внимание к спорту лиц с интеллектуальными нарушениями в международной социальной практике обусловлено, как минимум, двумя факторами.

Во-первых, огромным потенциалом спорта как направления реабилитации, социальной интеграции и повышения уровня качества жизни данной категории населения.

И, во-вторых, наибольшим количеством лиц с интеллектуальными поражениями по сравнению с лицами с другими нозологическими формами ограничений возможностей здоровья. Так, например, в мире насчитывается более 300 миллионов людей с интеллектуальной недостаточностью; умственная отсталость встречается в 9 раз чаще церебрального паралича, в 15 раз чаще полной слепоты, в 35 раз чаще мышечной дистрофии; более 70% от общего числа обучающихся в специальных (коррек-ционных) образовательных учреждениях Российской Федерации составляют дети с нарушением интеллекта.

Для определения направлений и путей интеграции Специального олимпийского и паралимпийского движений, реализующих спорт ЛИН, прежде всего, необходимо четко обозначить сходства и принципиальные различия между ними.

Вначале рассмотрим общие черты Специального олимпийского и паралимпийского спорта лиц с интеллектуальными нарушениями (Брiскiн, Передерiй, Нерода, 2003; Брiскiн, 2003; Брискин, Евсеев, Передерий, 2010 и др.).

Общими для движения Специальных олимпиад и паралимпийского движения являются такие черты:

1) соблюдение принципов, предложенных Пьером де Кубертеном:

  • содействие развитию физических и моральных качеств человека,
  • воспитание молодежи в духе взаимопонимания и дружбы,
  • распространение по всему миру доброй воли человечества,
  • честные и равноправные соревнования спортсменов,
  • отсутствие дискриминации по расовым, национальным, религиозным или политическим мотивам;

2) кульминации процессов Специального олимпийского и паралимпийского движений представляют собой массовые, всемирные соревнования-праздники, в которых принимают участие представители стран со всех континентов - Всемирные игры (летние и зимние) Специальных олимпиад и паралимпийские игры (летние и зимние);

3) выполнение большинства церемоний и ритуалов, используемых как в Олимпийских играх, так и в других соревнованиях среди здоровых атлетов: церемоний торжественного открытия и закрытия соревнований (парад спортсменов, внесение факела Специальных олимпиад или паралимпийских игр); принятие торжественной клятвы спортсменов; церемоний награждения и др.;

4) совпадение главной целевой направленности спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Специальном олимпийском и паралимпийском движениях - максимально возможная самореализация (или самоактуализация по Maslow) в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня качества жизни, социализация и последующая социальная интеграция (С. П. Евсеев, 2005);

5) совпадение основных задач, стоящих перед спортом лиц с интеллектуальными нарушениями в обоих рассматриваемых направлениях адаптивного спорта:

  • нормализация образа жизни лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к образу жизни большей части общества (в пределах возможного),
  • освоение характерных для адаптивного спорта социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, федерации, клуба, выполнение функций судьи, помощника тренера, организатора соревнований и др.),
  • освоение мобилизационных, технологических, двигательных ценностей физической культуры, овладение жизненным опытом, социально-бытовыми навыками,
  • формирование спортивной культуры лиц с нарушениями интеллекта, приобщение их к общественно-историческому опыту в данной сфере социальной практики,
  • расширение круга лиц для осуществления коммуникации;

6) обязательность соревнований - главного, центрального компонента любого вида и направления адаптивного и обычного спорта - публичной, строго регламентированной соответствующими правилами процедуры сопоставления (сравнения) достижений атлетов и определение среди них победителей;

7) обязательность специально организованного, как правило, многолетнего процесса подготовки спортсмена к соревнованиям (минимальное время участия в организованной тренировочной программе по виду спорта, установленное в Специальном олимпийском движении - 8 недель), который должен приносить пользу и совершенствовать физические, умственные, этические и духовные качества человека, формировать у него умения, смелость, искренность и радость, то есть универсальные ценности, проходящие через все границы, как географические, так и философские, политические, религиозные, национальные, расовые и т. д. (Брискин, Евсеев, Передерий, 2010);

8) обязательность медицинского контроля и сопровождения как тренировочного, так и соревновательного процессов;

9) использование в спорте лиц с интеллектуальными нарушениями многих одинаковых (традиционных) видов спорта и спортивных дисциплин, применяющихся, в том числе, и в олимпийских соревнованиях (плавание, легкая атлетика, баскетбол, велоспорт, конный спорт, футбол, теннис, волейбол, настольный теннис, горнолыжный спорт, лыжный спорт и др.);

10) для участия в тренировочном и соревновательном процессах, как по программам Специальной олимпиады, так и паралимпийским - необходимо пройти процедуры альтернативной медицинской классификации, которая должна подтвердить либо наличие у атлета минимального уровня поражения и, соответственно, разрешения заниматься спортом лиц с интеллектуальными нарушениями, либо его отсутствие и соответствующий запрет и рекомендации для занятий обычным спортом;

11) для участия в тренировках и соревнованиях для детей с интеллектуальными нарушениями требуется письменное разрешение их родителей или опекунов, поскольку эти занятия не являются для детей обязательными и проводятся на добровольной основе.

Несмотря на большое количество общих черт, Специальное олимпийское и паралимпийское движения имеют и принципиальные различия (см.табл. 1).

Анализ приведенных сходств и различий Специального олимпийского и паралимпийского направлений адаптивного спорта позволяет сделать некоторые обобщения и дать характеристику сегодняшнего состояния спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в нашей стране.

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что в настоящее время в России широкое распространение получило именно Специальное олимпийское движение, в том числе и за счет грантов, поступающих из США от Special Olympics International (SOI) (Фонда Джозефа Кеннеди).

Специальная Олимпиада России, возглавляемая А. В. Павловым, имеет развитую сеть территориальных представительств (программ), охватывающих 42186 человек (по данным I раздела Формы №3-АФК - Сведения об адаптивной физической культуре и спорте - Федерального статистического наблюдения за 2011 год), и осуществляющих свою работу, сотрудничая с государственными органами управления в сфере социальной защиты населения, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, а также рядом государственных и общественных учреждений и организаций. Территориальная программа Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга (Президент Виталий Леонтьевич Мутко, генеральный директор Сергей Владимирович Гутников) является лучшей программой не только нашей страны, но и Европы, а может быть и мира.

Таблица 1 - Принципиальные различия паралимпийского и Специального олимпийского направлений адаптивного спорта

№ п/п

Предмет различий

Принципиальные позиции по рассматриваемому предмету

Паралимпийское движение (куратор INAS-FID)

Специальное олимпийское движение (куратор SOI)

1

Определение победителей и их статус.

Определяется один победитель (чемпион) и один проигравший (занявший последнее место), остальные спортсмены со второго места до предпоследнего имеют статус победителя/проигравшего (например, атлет, занявший второе место, - победитель по отношению к занявшему третье место и проигравший по отношению к чемпиону и т. д.).

Определяются только победители, по существу, ими являются все участники соревнований, а не только чемпион, занявший первое место, но и все призеры, занявшие второе, третье, четвертое, пятое, шестое, седьмое и восьмое места - в зависимости от наполнения дивизиона.

2

Ранжирование участников соревнований.

По результатам соревнований все участники (как в индивидуальных, так и в командных видах) ранжируются с первого до последнего места, что представляется в итоговых протоколах соревнований.

Ранжирование участников соревнований по предварительным результатам, полученным до основных стартов, по предшествующим соревнованиям, используется для неафишируемой предварительной процедуры разделения всех участников на дивизионы (от трех до восьми человек).

3

Регистрация рекордов.

Регистрируются для публичного обсуждения рекорды Паралимпийских игр, мира, Европы, других континентов, национальные, региональные, вплоть до рекордов учреждений или организаций.

Регистрация рекордов не осуществляется и не поощряется, потому что «основная ценность Специальных олимпиад - человек, а не результат».

4

Отбор на соревнования более высокого уровня, в том числе на международные соревнования.

Отбор осуществляется по спортивному принципу (по лучшему результату); на крупные международные соревнования по лицензии за спортивные достижения.

Отбор осуществляется по жеребьевке, прежде всего, между лицами, занявшими первые места во всех дивизионах, затем вторые и третьи места.

5

Определение соревновательных групп (дивизионов) спортсменов.

Определение соревновательных групп осуществляется строго по спортивным результатам в квалификационных соревнованиях для формирования групп спортсменов участвующих в четвертьфиналах, полуфиналах, финалах.

Для попадания в финал необходимо пройти отбор во всех предшествующих стартах в борьбе за один комплект наград в данной спортивной дисциплине.

Распределение по группам (дивизионам), насчитывающим не более восьми и не менее трех участников, осуществляется из принципа «10 процентов», на которые могут отличаться результаты спортсменов одной группы (дивизиона). Данные группы (дивизионы) по существу, являются списками участников «финалов» соревнований, в каждом из которых разыгрывается комплект медалей и наградные ленты для всех, кто занял четвертое и более низкие места.

6

Отношение к выдающемуся достижению, к рекорду любого уровня, включая собственный рекорд.

Заслуживает самой положительной оценки как способности сконцентрироваться, мобилизовать и максимально использовать свой потенциал. Поощряется, в том, числе, материально, за исключением случаев нечестной игры (уличение в использовании допинга и т. п.).

Спортсмены или команда, превысившие свой результат, показанный на предварительных отборочных соревнованиях или заявленный на 15%, дисквалифицируются. Как и все без исключения участники игр Специальных олимпиад они получают ленточку участника. Факт превышения своего результата на 15% трактуется как нечестность и категорически осуждается.

7

Охват занимающихся, имеющих различную степень умственной отсталости.

В тренировках и соревнованиях атлеты не дифференцируются в зависимости от степени умственной отсталости. Доминирование спортивного принципа при отборе атлетов приводит к охвату занимающихся преимущественно с легкой и умеренной степенью умственной отсталости.

Правило дивизионирования и разыгрывание комплектов наград в каждом дивизионе, позволяют охватить занимающихся всех степеней умственной отсталости (легкой, умеренной, тяжелой, глубокой), включая атлетов с сопутствующими заболеваниями сенсорных систем и поражениями опорно-двигательного аппарата. Однако деление на классы в зависимости от степени умственной отсталости отсутствует.

8

Национально-политическая составляющая. Церемония награждения.

Соревнования проводятся для атлетов, представляющих национальные федерации (государства), что иногда приводит к политическому противостоянию, национальному соперничеству. В честь победителя исполняется гимн страны и поднимается флаг страны. Награждаются победитель и атлеты (команды), занявшие второе и третье места.

Проведение соревнований не предусматривает подведение итогов между аккредитованными программами разных стран. Это соревнование не сборных команд страны, а спортсменов с интеллектуальными нарушениями, которые являются представителями национальных программ Специальных олимпиад территорий, а также государств. В честь победителя исполняется гимн Специальных олимпиад и поднимается флаг Специальных олимпиад. Награждаются все спортсмены всех дивизионов.

9

Составляющие массовых всемирных праздников.

Спортивная программа Паралимпийских игр, включая торжественные церемонии открытия и закрытия игр, награждение победителей и др., составляет доминирующую часть программы всех игр.

Неотъемлемой частью игр Специальных олимпиад является целый комплекс творческих, социальных и культурных мероприятий, а именно: выставок, концертов, экскурсий, театральных мероприятий и др.

10

Финансовое обеспечение.

Участники Паралимпийских игр оплачивают (сами или посредством национальных спортивных организаций) питание и проживание, платят за подачу протестов. Спортсмены получают от своих государств финансовое вознаграждение за победу и призовые места.

Аккредитованные участники программ игр Специальных олимпиад не делают денежных взносов, бесплатно обеспечиваются питанием и проживанием, не платят за подачу протестов; спортсмены получают медали, а не денежные награды; не получают финансовых наград судьи, врачи, тренеры, волонтеры и весь обслуживающий персонал.

Разумеется, Специальная Олимпиада России и все ее территориальные программы скрупулезно исполняют требования SOI и четко реализуют разработанные ею принципы и, вообще, философию этого благородного движения.

Паралимпийское направление спорта ЛИН, получив сокрушительный удар в 2000 году, до настоящего времени находится на самых начальных стадиях своего развития.

Приведенные в таблице 1 особенности Специального олимпийского движения и, прежде всего, реализуемая в его рамках нетрадиционная модель соревновательной деятельности (С. П. Евсеев, 2005, 2010), сочетающиеся с совершенно не развитым паралимпийским направлением спорта ЛИН, создали в нашей стране ситуацию практически полного отсутствия полноценной системы этого направления адаптивного спорта, значительного его отставания от спорта глухих, слепых, лиц с поражением опорно-двигательного аппарата.

В чем же это проявляется?

1. Ограниченным, неполноценным представлением спорта лиц с интеллектуальными нарушениями во Всероссийском реестре видов спорта (ВРВС).

Во ВРВС включено всего восемь спортивных дисциплин спорта лиц с интеллектуальными нарушениями: три в плавании, три в легкой атлетике, и по одной - в настольном теннисе и академической гребле. Для сравнения - в спорте глухих представлено 262 спортивных дисциплины, в спорте лиц с поражением ОДА -255 и в спорте слепых - 268 дисциплин. Таким образом, во ВРВС в спорте ЛИН представлено спортивных дисциплин приблизительно в 30 раз меньше, чем в других видах адаптивного спорта (спорта глухих, слепых, с поражением опорно-двигательного аппарата).

Помимо этого спорт ЛИН представлен в реестре как летний вид спорта, содержащий как игровые, так и неигровые спортивные дисциплины, к занимающимся отнесены только мужчины и женщины. Не ясно, почему спорт ЛИН не включает зимние виды спорта, а в перечень занимающихся не включены юноши (юниоры) и девушки (юниорки)?

Все другие виды адаптивного спорта согласно ВРВС включают в себя спортивные дисциплины, как по летним, так и по зимним видам спорта, а также предусматривают возможность привлечения занимающихся всех половозрастных категорий, что, безусловно, должно быть и в спорте ЛИН.

Тем более, что по данным IV раздела уже упоминавшейся Формы №3-АФК за 2011 год этим видом спорта (спортивными дисциплинами) помимо плавания, легкой атлетики, настольного тенниса и академической гребли занимаются баскетболисты, велосипедисты, лыжники, горнолыжники, футболисты и другие спортсмены, общее количество которых составляет 27978 человек в сфере массового спорта и 186 человек - спорта высших достижений.

2. Ограниченным, неполноценным представлением спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Единой Всероссийской спортивной классификации (ЕВСК).

Прежде всего, отметим, что требования и условия их выполнения по данному виду спорта впервые появились лишь в 2011 году и были утверждены приказом №109 Минспорттуризма России от 21 февраля 2011 г.

Причем, этим приказом были утверждены требования и условия их выполнения только для присвоения массовых спортивных разрядов (III, II и I) к тому же только для мужчин и женщин (согласно ВРВК).

Вопреки сложившимся в олимпийских, паралимпийских и сурдлимпийских видах спорта традициям, в соответствии с которыми занятые места (ранги) спортсменов в крупнейших международных соревнованиях (Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, Всемирных играх и других международных спортивных соревнованиях, включенных в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), используются для присвоения, прежде всего, спортивных званий -мастера спорта России международного класса, мастера спорта России, в спорте ЛИН они используются для присвоения массовых спортивных разрядов - III, II и I. Спортивных званий (МСМК, МС), а также разрядов (КМС и юношеских разрядов) в ЕВСК для спорта ЛИН нет. Отсутствуют также и нормативы, требования и условия выполнения для массовых разрядов (III, II, I), что есть во всех без исключения видах адаптивного, олимпийского спорта, где результат измеряется мерами времени, пространства и массы.

Для того чтобы подчеркнуть невозможность применения для присвоения спортивных разрядов нетрадиционной модели соревновательной деятельности Специальной олимпиады в ЕВСК внесена следующая запись: «Требования не могут выполняться на соревнованиях, в которых участники делятся на соревновательные группы (дивизионы)».

3. Недостаточное количество мероприятий в Едином календарном плане (ЕКП) межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями.

Анализ части II ЕКП, а именно Календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и мероприятий по подготовке к ним по различным видам спорта (собственно спортивная составляющая ЕКП) показывает, что, например, в 2010 году спорту ЛИН было посвящено всего три мероприятия. В этом же году спорт глухих был представлен 111 мероприятиями для основного состава сборных команд и 31 мероприятием для резервного состава; спорт слепых 96 и 11, соответственно, и спорт лиц с поражением ОДА - 245 и 28 мероприятиями.

В 2011 и 2012 годах ситуация несколько улучшилась - для спорта ЛИН выделено 36 мероприятий для основного состава в 2011 году и запланировано 38 мероприятий в 2012 году. Это примерно в 3 - 7 раз меньше, чем для других направлений адаптивного спорта. Справочно, в 2011 году для основного и резервного состава сборных команд страны было посвящено 121 и 20 мероприятий для спорта слепых, 154 и 32 мероприятия для спорта глухих и 306 и 21 - для спорта лиц с поражением ОДА, а в 2012 году запланировано 108 и 11 - для спорта слепых, 133 и 33 для спорта глухих и 265 и 27 для спорта лиц с поражением ОДА.

Мероприятия Специальной олимпиады в план межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и мероприятий по подготовке к ним не включаются. Они представляются в плане межрегиональных, всероссийских и международных официальных мероприятий, что означает непризнание спортивных соревнований, проводимых по программе Специальных олимпиад, как части спорта высших достижений, отнесение их к фестивальному движению, физкультурно-массовым, рекреативно-реабилитационным мероприятиям и т. п.

4. Невозможно получить почетное звание Заслуженного тренера России за подготовку спортсменов с интеллектуальными нарушениями. Заслуги тренеров, работающих в системе Специальных олимпиад, подготовивших десятки чемпионов игр Специальной олимпиады, даже в сильнейших дивизионах, в Минспорттуризме России не рассматриваются.

5. Очень незначительное количество отделений адаптивного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, практически полное отсутствие таких отделений в СДЮШОР, ЦСП, ЦОП и других структурах спортивной направленности.

Рассмотренные факты убедительно подтверждают, что в нашей стране спорт ЛИН находится в самом начале пути своего становления и развития.

Этому способствовали устоявшиеся психологические стереотипы, основанные на социалистических установках о том, что целый ряд негативных социальных реалий - алкоголизм, наркомания, инвалидизм и т. п. являются пережитками «загнивающего» капитализма (империализма) и по мере строительства социализма (а впоследствии и коммунизма) исчезнут сами по себе. А отсюда и стремление замалчивать проблемы инвалидов, приукрашивать ситуацию, не стараться обеспечить для них равные возможности во всех сферах социальной практики. В большей степени это коснулось именно лиц с интеллектуальными нарушениями.

Кроме того, доминирование в нашей стране программ Специального олимпийского движения, использование нетрадиционной модели соревновательной деятельности, оберегающей лиц с интеллектуальными нарушениями от жесткой традиционной системы спорта высших достижений, привели к новым стереотипам мышления, декларирующим, что для такой категории лиц с ограниченными возможностями здоровья спорт не нужен, им вполне достаточно программ Специальной олимпиады, в которой победителями являются все без исключения участники соревнований, а спортивный результат особого значения не имеет.

В этой связи, несмотря на очевидные гуманистические ценности Специального олимпийского движения, выбравшего спорт как магистральное направление работы с лицами с интеллектуальной недостаточностью, -повышение качества их жизни, нормализацию их образа жизни, приобщение их к образу жизни большей части общества и т. п., следует рассмотреть ряд положений философии Специальной олимпиады с критических позиций.

Выбрав в качестве основного направления работы с лицами с интеллектуальными нарушениями, их социализации уникальный социальный феномен спорт, подписав в 1988 году Протокол о сотрудничестве между Международным олимпийским комитетом и Международной организацией Специальных олимпиад, получив право использовать наименование «олимпиада», SOI в свои правила внесло ряд положений, направленных, казалось бы, на совершенствование соревновательного спорта, смягчение его жестких условий борьбы и оценки результатов, но, к сожалению, приведших к искажению его сути, первоосновы или, по-другому, к подмене понятий.

Если опираться на работы Кубертена и его многочисленных последователей, то кратко его «олимпийскую позицию», характеристику спортивного соревнования и, вообще, сути спорта можно сформулировать следующим образом: олимпийское поведение в соперничестве предусматривает не просто участие, а проявление мужества, воли, настойчивости, стремление к достижениям максимально возможного результата, к победе над соперниками, но при непременном отказе от желания победить любой ценой, за счет своего здоровья или причинения ущерба здоровью соперников, посредством обмана, насилия, нечестного судейства и других антигуманных действий. Олимпиец должен отдавать предпочтение честному, благородному поведению в спортивных поединках (В. И. Столяров, 2011).

Таким образом, самой сутью спорта, соревнований является стремление к максимально возможному результату, к рекорду (в идеальном случае к мировому рекорду!), к честной победе над соперником, и, в том числе, к победе над собой.

Уместно вспомнить, что элементы соперничества, состязательности являются универсальным компонентом антропологии человека, что соревнования в духовной, интеллектуальной и физической культуре имеют универсальный характер и являются одним из важных социальных и этнологических принципов человечества (Н. Н. Визитей, 2006).

Необходимо подчеркнуть, что соревнование является важнейшим моментом формирования самосознания, которое немыслимо без сопоставления человеком себя с другим. Невозможно сказать о себе что-либо определенное, не соотнеся себя с иным субъектом, носителем такого же качества или такой же способности (сильный - слабый, быстрый - медленный, полный - худой и т. п.) (Н. Н. Визи-тей, 2006). При этом человек, сопоставляясь с другим, не может оставаться безразличным, индифферентным к развертыванию и, особенно, к результату этого процесса. И процесс, и результат неизменно остро эмоционально переживаются, оцениваются. Как отмечал родоначальник немецкой классической философии И. Кант, наиболее фундаментальное, сущностное в нас - наше «человеческое», во-первых, дано нам только сопоставительно (сравнительно), во-вторых, дано оценочно, в-третьих, дано в рамках тотального сопереживания - как себялюбие, имеющее определенное содержание, тот или иной эмоционально-волевой состав (приводится по Н. Н. Визитею, 2006, с. 91).

Этот небольшой теоретический экскурс позволяет констатировать, что спортивное соревнование без определения победителей и проигравших, ранжирования участников соревнований, регистрации рекордов, использования спортивного принципа при отборе на последующие стадии соревнований, поощрении победителей и принципов честной игры превращается во что-то другое - в подобие СпАртианского движения, философия и основные принципы которого разработаны профессором В. И. Столяровым (см. например, В. И. Столяров 1997, 1998), игру, фестиваль, праздник и т. п.

Необходимо констатировать, что, несмотря на целый ряд принципов и установок Специальной олимпийской идеологии и философии, наличия правил, глубинная сущность спорта, соревнующегося человека проявляется во время игр Специальной олимпиады и других соревнований, проводящихся по этим правилам.

Каждый «специальный» спортсмен, независимо от количества человек в дивизионе (3 или 8) стремится выиграть именно золотую медаль, то есть стать победителем, а не просто радоваться самим фактом участия в соревнованиях. Борьба и стремление победить соперников наиболее остро проявляется в единоборствах (дзюдо) и в спортивных играх (баскетбол, волейбол, теннис и др.). Особенно памятны в полном смысле этого слова сражения за золотые медали в сильнейших дивизионах по хоккею.

Несмотря на установки организаторов и идеологов игр Специальных олимпиад национальные программы всегда подсчитывают количество золотых, серебряных и бронзовых медалей, завоеванных их специальными спортсменами (С. И. Веневцев, 2004), и рассказывают об этом в своих странах. Кстати говоря, и в обычных играх Олимпиад и Паралимпий-ских играх лидерство государств определяется всегда, хотя этот зачет называется неофициальным. Такой же неофициальный подсчет медалей осуществляется и на играх Специальных олимпиад.

Нельзя согласиться с утверждениями разработчиков философии Специального олимпийского движения об отсутствии в нем стремления спортсменов к победе любой ценой, отсутствии допинга и других фактов обмана и нечестности. Сомнительны утверждения некоторых авторов (Мудрiк, 2001; Бpicкiн, 2003), что соревнования Специальных олимпиад «.. .в отличие от паралимпийских, лишены проблем с использованием допинга, с обманом и другими недостатками спорта». К сожалению, как и в любых других видах соревнований, такие факты имеют место и в Специальном олимпийском спорте. Убедительным подтверждением данного тезиса является правило «15 процентов», в соответствии с которым спортсмен, улучшивший свой предварительный результат или результат, заявленный до начала состязаний на 15%, дисквалифицируется и лишается любых медалей, получая только ленточку участника. Сам факт введения данного правила говорит о том, что случаи искусственного уменьшения реальных результатов в предварительных состязаниях или в заявочных протоколах имели и имеют место. А это, в свою очередь, подтверждает наличие отступлений от принципов честной игры, фактов нечестности тренеров, а возможно и спортсменов.

В этой связи уместно вспомнить об интересной программе Специальной олимпиады - «Объединенный спорт», в которой объединяются в одну команду обычные и специальные спортсмены. Использование нетрадиционной модели соревновательной деятельности, правила «дивизионированния», правила 15% и т. п. превращают подобные соревнования для здоровых спортсменов в искусственные, «невзаправдашние», что снижает их мотивацию к участию в данной программе. Как сказал один из успешных тренеров, работающих в системе Специальной олимпиады, потребности и интересы здоровых спортсменов в программе «Объединенный спорт» приносятся в жертву идеологии и правилам соревнований Специальной олимпиады, что нельзя отнести к положительным моментам интеграционных процессов, ради которых и используется данная программа.

Однако, несмотря на целый ряд правил соревнований, философских принципов, призванных смягчить жесткие рамки спорта, Специальное олимпийское движение реализует все-таки спорт, в основе которого лежит соревнование, сопоставление спортсменов друг с другом.

В современных условиях развития рыночной экономики именно традиционная модель спорта с его жесткой конкуренцией, стремлением к честной победе, к рекордам или по научному -

к самоактуализации - наиболее востребована обществом, представляет собой наиболее удачную модель интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в современную действительность, в которой нет «дивизионов», где есть победители и проигравшие, где победители поощряются, а проигравшие получают упреки, часто незаслуженные, но стимулирующие к дальнейшей работе и самосовершенствованию.

Сказанное позволяет заключить, что в настоящее время стала очевидной целесообразность объединения паралимпийского и Специального олимпийского движений в единую систему спорта лиц с интеллектуальными нарушениями. От такого объединения все участники этих движений окажутся в выигрыше.

Справедливости ради надо отметить, что подобные попытки предпринимались ещё в 1993 году, когда была создана Российская ассоциация «Олимп» (С. И. Веневцев, 2004). Однако приведенные в статье факты состояния спорта ЛИН в нашей стране говорят о том, что эти попытки не увенчались успехом. Полноценная система спорта лиц с интеллектуальными нарушениями позволит повысить реабилитационный потенциал этого вида социальной активности людей с ограниченными возможностями здоровья, улучшит качество их жизни и ускорит процессы социальной интеграции.

Каковы же отличительные черты и компоненты системы спорта ЛИН, интегрирующей паралимпийское и Специальное олимпийское движения в нашей стране, каковы перспективы формирования этой системы?

Прежде всего, необходимо добиться признания спорта ЛИН как полноценного вида адаптивного спорта, устранения существующей дискриминации людей с интеллектуальными нарушениями в этой социальной сфере по отношению к здоровым спортсменам, а также спортсменам с поражениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, добиться реальной интеграции паралимпийского и Специального олимпийского движений в нашей стране, основываясь на выделенных в начале статьи их общих чертах и рассматривая эти движения как обязательные компоненты, как две равнозначные части (два равнозначных направления) полноценной системы спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.

Для формирования полноценной системы спорта лиц с интеллектуальными нарушениями необходимо разработать и утвердить в Минспорттуризме России Программу развития вида спорта лиц с интеллектуальными нарушениями в Российской Федерации на 2012-2020 годы, предусмотрев в ней решение следующих первоочередных задач:

1. Обеспечить соответствующее реальной практике представительство спорта ЛИН во Всероссийском реестре видов спорта, а именно значительно увеличить количество спортивных дисциплин (не менее чем в 20 раз) как летних, так и зимних видов спорта, а также предусмотреть возможность привлечения занимающихся всех половозрастных групп: мужчин, женщин, юношей (юниоров), девушек (юниорок).

2. Разработать и утвердить полноценный раздел спорта ЛИН в Единой Всероссийской спортивной классификации, включив в него все 9 «ступеней классификационной лестницы» от III юношеского разряда до мастера спорта России международного класса, а также нормы и требования для присвоения спортивных званий и спортивных разрядов во всех спортивных дисциплинах, в которых результат измеряется мерами времени, пространства и массы.

3. По мере расширения международного спортивного календаря, появления российских спортсменов, способных достойно представлять нашу страну в этих соревнованиях, добиться расширения ЕКП межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и мероприятий по подготовке к ним по разделу спорта ЛИН.

4. Распространить действие положения о присвоении почетных спортивных званий за выдающиеся достижения спортсменов с интеллектуальными нарушениями по программам паралимпийского движения, то есть в рамках традиционной модели соревновательной деятельности (С. П. Евсеев, 2005).

Корректировка ВРВС, ЕВСК, ЕКП, оптимизация позиций в них спорта ЛИН, решение вопроса о присвоении почетных спортивных званий за выдающиеся достижения спортсменов с интеллектуальными нарушениями по программам паралимпийского спорта позволит привести деятельность в области данного вида адаптивного спорта в соответствие с действующим законодательством и нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта, устранить в данной сфере социальной практики существенную дискриминацию лиц с интеллектуальными недостатками.

А это в свою очередь, открывает возможности для решения традиционных целей и задач, ставящихся в Программах развития того или иного вида спорта в России. Рассмотрим их как продолжение первоочередных задач.

5. Развитие спорта высших достижений, обеспечение успешного, стабильного выступления российских спортсменов на международных соревнованиях и паралимпийских играх по спорту ЛИН.

Решение данной задачи предусматривает создание и внедрение в работу сборных команд России:

  • научно-методического, медико-биологического, психологического (включая психологическое тестирование) обеспечения;
  • системы повышения квалификации тренеров, судей, специалистов;
  • системы отбора спортсменов и соответствующие критерии;
  • единой электронной базы данных спортсменов, тренеров, судей по спорту ЛИН;
  • антидопинговой программы;
  • перспективных научно-методических и медико-биологических технологий и др.

Развитие спорта ЛИН высших достижений предполагает помимо перечисленного разработку и внедрение региональных программ подготовки резерва и основного состава сборных команд России, открытие отделений спорта ЛИН в региональных центрах спортивной подготовки, а также совершенствование системы управления, организации и проведения спортивных мероприятий. В рамках медицинского обеспечения сборных команд России необходимо обеспечить систематическое функционирование службы медицинских классификаторов для лиц с интеллектуальными нарушениями, четкое взаимодействие этой службы с международными организациями, выполняющими аналогичные функции.

6. Подготовка спортивного резерва, создание условий для подготовки и отбора детей, подростков и молодежи в сборные команды России по спорту ЛИН.

В рамках решения данной задачи необходимо:

  • развитие детско-юношеского направления спорта ЛИН, включая разработку специального раздела ЕКП для детско-юношеских спортивных мероприятий;
  • обоснование системы отбора спортсменов на различных этапах спортивной подготовки;
  • создание отделений спорта ЛИН в региональных центрах спортивной или олимпийской (паралимпийской) подготовки с системой стимулирования тренерско-преподавательского состава;
  • открытие отделений адаптивного спорта ЛИН в ДЮСШ, СДЮШОР и внедрение для них соответствующих программ, базирующихся на современных технологиях подготовки спортивного резерва и др.

Сегодняшнее состояние спорта ЛИН в нашей стране настоятельно требует объединения усилий различных ведомств социальной сферы для значительного увеличения количества отделений адаптивного спорта ЛИН и количества занимающихся в них в учреждениях и организациях не только физической культуры и спорта, но и образования, социальной защиты, здравоохранения различных организационно-правовых форм. Данная задача становится возможной в связи с признанием адаптивного спорта как средства физической реабилитации, социальной интеграции и повышения уровня качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (С. П. Евсеев, 1996-2011). Систематизация учреждений и организаций, в которых могут осуществляться занятия по спорту лиц с интеллектуальными нарушениями с учетом этапов спортивной подготовки, представлена в таблице 2 на второй странице обложки.

Как показывает опыт Специального олимпийского комитета Санкт-Петербурга, возглавляемого по настоящее время В. Л. Мутко, важнейшим условием успешного решения данной задачи является подготовка и подписание Коллективного договора между органами исполнительной власти в области физической культуры и спорта, образования, социальной защиты населения, здравоохранения и учреждениями, находящимися в подчинении этих органов.

В качестве координатора действий в рамках данного Коллективного договора может быть орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта, одно из учреждений, находящихся в ведении этого органа, или общественная организация, развивающая спорт ЛИН, как это было сделано в Санкт-Петербурге, где таким координатором был выбран Специальный олимпийский комитет города (В. Л. Мутко, 2000).

Для того чтобы отделения адаптивного спорта ЛИН эффективно действовали необходимо разработать, утвердить и внедрить в практику программы спортивной подготовки в соответствии с требованиями Специальных Федеральных стандартов спортивной подготовки, устанавливаемых для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе для лиц с интеллектуальными нарушениями, а также дополнительные образовательные программы в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта для образовательных учреждений дополнительного образования детей. При разработке данных программ руководствоваться содержанием этапов многолетней спортивной подготовки, утвержденных приказом Минспорттуризма России от 3 апреля 2009 г. №157 (зарегистрирован в Минюсте России 04.05.2009 г., регистрационный номер 13885), а также Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 6 декабря 2011 г. №412-ФЗ.

К упомянутым этапам многолетней спортивной подготовки относятся:

1) спортивно-оздоровительный этап;

2) этап начальной подготовки;

3) тренировочный этап (этап спортивной специализации);

4) этап совершенствования спортивного мастерства;

5) этап высшего спортивного мастерства.

При этом на спортивно-оздоровительный этап не распространяются требования Специальных Федеральных стандартов спортивной подготовки, которые определяют требования к содержанию 2-5 этапов через программы спортивной подготовки. Учитывая то, что основной задачей спортивно-оздоровительного этапа спортивной подготовки является укрепление здоровья и компенсация дефицита двигательной активности занимающихся, необходимо разработать дополнительные образовательные программы в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта не только для образовательных учреждений дополнительного образования детей, но и для учреждений и организаций другой ведомственной подчиненности для сопряженного решения перечисленных задач и задач физической реабилитации детей с интеллектуальными нарушениями, формирования у них умений и навыков социально-бытовой ориентировки.

7. Региональное развитие адаптивного спорта ЛИН, увеличение количества регионов, в которых он развивается, повышение его массовости.

Для того чтобы адаптивный спорт ЛИН стал действительно массовым, необходимо его распространение в регионах России. В этом направлении деятельности следует добиться:

  • повышения статуса региональных спортивных федераций адаптивного спорта ЛИН;
  • расширения их функциональных связей с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (см. также п. 6);
  • открытия отделений адаптивного спорта ЛИН в ДЮСШ, СДЮШОР, региональных ЦСП, специальных детских садах, коррекционных школах VIII вида, среднеспециальных учебных заведениях, реализующих начальное профессиональное образование, в клубах, физкультурно-оздоровительных центрах, других организациях и учреждения образования, социальной защиты, здравоохранения;
  • обеспечение этих отделений соответствующими программами.

Кроме этого, следует обеспечить:

  • проведение спортивно-массовых и зрелищных мероприятий для ЛИН различных возрастных групп;
  • организацию работы с волонтерами, спонсорами, СМИ;
  • аттестацию тренерского состава, спортивных судей и специалистов, их стажировки в сборных командах России.

8. Кадровое обеспечение адаптивного спорта ЛИН.

Решение этой задачи должно предусматривать:

  • подготовку и повышение квалификации тренеров, судей, специалистов для работы с детьми, подростками и молодежью, в том числе и для сборных команд России;
  • подготовку спортивных судей для обслуживания международных соревнований, а также специалистов по управлению, организации и проведению спортивных мероприятий;
  • систему мер стимулирования, в том числе материального, работы всех специалистов в области адаптивного спорта ЛИН.

В решении кадровых проблем необходимо целенаправленно работать с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования, реализующими (вузы) направление Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) и специальность Адаптивная физическая культура (колледжи и техникумы). Так, например, вузы в рамках бакалавриата обеспечивают подготовку кадров по профилю «Адаптивная физическая культура для лиц с нарушениями интеллекта», а в рамках магистратуры - «Технологии работы с лицами с интеллектуальными нарушениями», а так же «Технологии работы с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития».

В рамках перечисленных профилей может быть обеспечена подготовка кадров всех категорий работников: тренеров, учителей АФК, спортивных судей, методистов по проведению спортивных мероприятий и др.

9. Противодействие использованию допинга.

Для обеспечения «чистого», честного спорта, исключения случаев дисквалификации российских спортсменов из-за допинга должны быть выполнены следующие мероприятия:

  • разработаны и внедрены антидопинговые правила;
  • предусмотрены информационно-пропагандистские и образовательные семинары со спортсменами и всеми категориями специалистов;
  • обеспечены условия для допинг-контроля на всероссийских и международных соревнованиях.

Программы по предотвращению применения допинговых средств и (или) методов должны реализовываться во всех сборных командах по адаптивному спорту ЛИН (национальных, межрегиональных, субъектовых и др.).

10. Международное развитие адаптивного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями.

Здесь предполагается:

  • обеспечение участия российских спортсменов в международных соревнованиях и Паралимпийских играх;
  • организация и проведение чемпионатов Европы и мира в России (ориентировочно в 2015 году);
  • расширение сотрудничества с INAS-FID, федерациями спорта ЛИН стран СНГ и Балтии, зарубежными спортивными федерациями, учебными и научно-методическими центрами зарубежных стран, особенно в областях проведения международных соревнований и допинг-контроля.

11. Пропаганда и популяризация адаптивного спорта ЛИН.

Для привлечения максимально возможного количества лиц с интеллектуальными нарушениями к систематическим занятиям адаптивной физической культурой и спортом, к реализации здорового образа жизни целесообразно использовать традиционные для данного вида деятельности средства и методы: фестивали, конкурсы, спортивные и зрелищные мероприятия, театрализованные представления, средства массовой информации, PR-программы, привлечение ведущих спортсменов, тренеров, спортивных судей, специалистов и т. п. Очень полезны научные исследования интересов, потребностей, мотивации лиц с нарушениями интеллекта к занятиям теми или иными спортивными дисциплинами, а также эффективности пропагандистских мероприятий и акций.

Говоря о содержании пропаганды, необходимо выделить два важных направления:

  • обязанность государства обеспечивать для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов равные возможности в получении профессии, доступности информации, в участии во всех сферах социальной жизни -культуре, спорте и др.;
  • огромный потенциал адаптивного спорта в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, их социализации и повышении уровня качества жизни, а для лиц с интеллектуальными нарушениями еще и в приобретение социально-бытовых навыков, профессиональных компетенций в сфере обеспечения деятельности спортивных сооружений, ухода за спортивным оборудованием, инвентарем и др.

С учетом сказанного можно утверждать, что Всероссийская федерация спорта лиц с интеллектуальными нарушениями займет должное место в реализации Стратегии развитиях физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, а также Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».

Для решения всех рассмотренных задач Всероссийская федерация спорта ЛИН должна консолидировать материально-технические, финансовые, организационные, кадровые, информационные ресурсы, усилить свою деятельность по получению средств из федерального и региональных бюджетов, а также из внебюджетных источников.

Интеграцию паралимпийского и Специального олимпийского движения как обязательных компонентов полноценной системы спорта лиц с интеллектуальными нарушениями можно осуществить, решив дополнительно следующие задачи.

Заключить договор о совместной деятельности между Всероссийской федерацией спорта лиц с интеллектуальными нарушениями и Специальной Олимпиадой России, предусмотрев концентрацию усилий первой из них на осуществление спортивной подготовки преимущественно на тренировочном этапе, этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства, а второй -преимущественно на спортивно-оздоровительном этапе и этапе начальной подготовки в соответствии с уровнем спортивного мастерства курируемых ими спортсменов.

Обеспечить возможность спортсменам и тренерам, независимо от их участия в соревнованиях по правилам INAS-FTD или SOI или параллельно по тем и другим, осуществлять спортивную подготовку, осваивать и преподавать дополнительные образовательные и другие программы (физической реабилитации, социально-бытовой ориентировки и социализации) в учреждениях и организациях любой ведомственной подчиненности, любой организационно-правовой формы при условии их участия в реализации хотя бы одного из пяти этапов многолетней спортивной подготовки.

Разрешить спортсменам и тренерам принимать участие в соревнованиях как по правилам INAS-FID, так и по правилам SOI, независимо от реализуемого ими этапа спортивной подготовки и демонстрируемого уровня спортивного мастерства.

Обеспечить присвоение спортивных разрядов и спортивных званий, исходя из демонстрируемого спортсменами результата и независимо от их членства в той или другой федерации или ассоциации. Прежде всего, это касается спортивных дисциплин, результат которых измеряется в мерах времени, пространства и массы. Присвоение спортивных разрядов и спортивных званий по другим спортивным дисциплинам возможно только в случае использования правил INAS-FID, в которых участники не делятся на соревновательные группы (дивизионы) по правилам SOI.

Решение поставленных в данной статье целей и задач развития адаптивного спорта лиц с интеллектуальными нарушениями позволит:

  • перейти на принципиально новый уровень функционирования системы спорта ЛИН;
  • обеспечить преемственность поколений за счет совершенствования детско-юношеского спорта и системы подготовки спортивного резерва, объединения усилий Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями и Специальной Олимпиады России;
  • достичь качественно нового уровня привлечения всех категорий населения, имеющих нарушения интеллектуального развития, к регулярным занятиям адаптивным спортом;
  • создать предпосылки для формирования профессиональных кадров по обслуживанию спортивных сооружений, уходу за спортивным оборудованием и инвентарем.

Завершая статью, автор призывает читателей направить в редакцию журнала Адаптивная физическая культура свои замечания и предложения, которые будут с благодарностью приняты и учтены в дальнейшей работе в этом виде социальной практики.

Таблица 2 - Учреждения и организации для осуществления занятий спортом лицами с интеллектуальными нарушениями

Наименование этапов спортивной подготовки

Основная задача этапа

Учреждения и организации

физической культуры и спорта

образования

социальной защиты населения

здравоохранения

1. Спортивно-оздоровительный

Укрепление здоровья и компенсация дефицита двигательной активности.

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа. Отделения адаптивного спорта в детско-юношеской спортивной школе.

Адаптивный детско-юношеский клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивно-адаптивная школа.

Отделения адаптивного спорта:

- во дворцах, домах, станциях детского (юношеского) спорта;
- в детско-юношеской спортивной школе;
- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- в образовательных учреждениях с коррекционными классами.

Отделения адаптивного спорта:

- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- в детских домах для детей инвалидов;
- в психоневрологических интернатах для лиц с интеллектуальными нарушениями;
- в реабилитационных центрах.

Отделения адаптивного спорта:

- в реабилитационных центрах;
- в других учреждениях, где проводится реабилитация.

2. Начальной подготовки

 

Базовая подготовка и определение вида спорта для дальнейшей специализации

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа. Отделения адаптивного спорта:

- в детско-юношеской спортивной школе;
- в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва.

Адаптивный детско-юношеский клуб физической подготовки, детско-юношеская спортивно-адаптивная школа.

Отделения адаптивного спорта:

- во дворцах, домах, станциях детского (юношеского) спорта;
- в детско-юношеской спортивной школе;
- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- в образовательных учреждениях с коррекционными классами.

Отделения адаптивного спорта:

- в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;
- в детских домах для детей инвалидов;
- в психоневрологических интернатах для лиц с интеллектуальными нарушениями;
- в реабилитационных центрах.

3. Тренировочный (спортивной специализации)

Специализация и углубленная тренировка в избранном виде спорта.

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа. Отделения адаптивного спорта:

- в детско-юношеской спортивной школе;
- в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва.

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа. Отделения адаптивного спорта:

- в детско-юношеской спортивной школе;
- в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва.

4. Совершенствование

спортивного мастерства

Совершенствование спортивного мастерства.

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа. Отделения адаптивного спорта:

- в детско-юношеской спортивной школе;
- в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва;
- в региональных центрах спортивной подготовки, олимпийской подготовки, школах высшего спортивного мастерства.

Детско-юношеская спортивно-адаптивная школа. Отделения адаптивного спорта:

- в детско-юношеской спортивной школе;
- в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва.

5. Высшего спортивного мастерства

Реализация индивидуальных возможностей.

Отделения адаптивного спорта:

- в Федеральных центрах спортивной подготовки, включая центр подготовки спортивного резерва;
- в региональных центрах спортивной подготовки, олимпийской подготовки, школах высшего спортивного мастерства;
- в спортивной детско-юношеской школе олимпийского резерва.

Литература

  1. Брiскiн Ю. А. Адаптивный спорт. Спецiальнi Олiимпiади: навч. посiб. – Львiв: Ахiл, 2003. – 128 с.
  2. Брiскiн Ю., Передерiй А., Нерода Н. Програми Спецiальних Олiмпiад //Оздоровча i спортивна робота з неповносправними: зб. наук. ст. з проблем фiз. виховання i спорту та фiз реабiлiтацii неповносправних. – Львiв: Ахiл, 2003. – Вип. 1. С. 12+16
  3. Брискин Ю. А., Евсеев С. П., Передерий А. В. Адаптивный спорт. -М.: Советский спорт, 2010. - 316 с.
  4. Веневцев С. И. Адаптивный спорт для лиц с нарушениями интеллекта: Метод. пособие. - 2-е изд. доп. и испр. - М.: Советский спорт. 2004. - 96. с
  5. Визитей Н. Н. Курс лекций по социологии спорта: учеб пособие/ Н. Н. Визитей. -М.: Физическая культура, 2006. - 328 с.
  6. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, её философия, содержание и задачи: Глава в учебном пособии «Адаптивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов». - СПб.: Изд-во ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1996. -С. 4-25.
  7. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура, её философия и основные виды. Материалы международного конгресса «Человек и его здоровье». - СПб., 1997. - С. 180-181.
  8. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура (цель, содержание, место в системе знания о человеке)// Теория и практика физической культуры. - 1998, -№1. -С. 2-8.
  9. Евсеев С. П. Образовательное пространство адаптивной физической культуры и возможности его интеграции с направлениями и специальностями высшей и средней школы// Адаптивнвя физическая культура, - 2001, -№1-2. -С. 4-5.
  10. Евсеев С. П. Новый госстандарт по адаптивной физической культуре// Адаптивная физическая культура. -2001, - №4. - С. 23-25.
  11. Евсеев С. П. Модели соревновательной деятельности, применяемые в адаптивном спорте: Учебник. Теория и организация адаптивной физической культуры. В 2. т. Т. 2, раздел V, глава 12. Адаптивный спорт/ Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд. испр. и доп. -М.: Советский спорт, 2005. - С. 270-273.
  12. Евсеев С. П. Роль образования и науки в инновационном развитии адаптивной физической культуры. Сборн. докладов I междунар. спорт. форума «Россия - спортивная держава». -М.: 2010. - С. 123-124.
  13. Евсеев С. П. Адаптивный спорт. Наука о спорте. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - ООО «Издательский дом МАГИСТР-ПРЕСС», 2011. - С. 517-539.
  14. Мудрiл В.I. Межнародний спортивний рух iнвалiдiв. – Киiв: Нора-принт, 2001. 8 с.
  15. Мутко В. Л. Специальное Олимпийское движение в Санкт-Петербурге и перспективы его развития// Адаптивная физическая культура, - 2000, -№3-4. - С. 2-5.
  16. Столяров В. И. Философия спорта и телесности человека: Монография. В 2-х кн. Кн. 1. Введение в мир философии спорта и телесности человека. -М.: Изд-во «Университетская книга», 2011. -766 с.
  17. Столяров В. И. Неклассическая модель юношеского спорта и перспективы её развития в XXI век// Материалы меж-дунар. форума: Молодёжь - наука - олимпизм. -М., 1998. - С. 229-231.
  18. Столяров В. И. «СпАртианские» игры - новая гуманистически ориентированная модель спорта в его интеграции с искусством//Духовность - Спорт - Культура: альтернативные модели спорта: Сборник вып. 4.-М.: Гуманитарный Центр «СпАрт», РГАФК, 1997. - С. 54-279.

Теги: исследование, SOI, программа развития спорта, INAS-FID, спорт лиц с интеллектуальными нарушениями.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Евсеев С. П.
    • Заглавие

      Основное
      Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 2
      Сведения о местоположении
      C. 2-11
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Инваспорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Евсеев С. П. — Адаптивный спорт для лиц с интеллектуальными нарушениями: состояние и перспективы развития // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 2. C. 2-11

    Посмотреть полное описание