00:00, 23 сентября 2012, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения

Авторы:
Вовк О. В., Шурышев Н. А., Андреева О. А., Андреев В. В.
Источник:
Выпуск:
3 (51) 2012, 23 сентября 2012
Страницы:
43-45
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Детско-юношеский спорт, Инваспорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ, Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

Результаты педагогического эксперимента со школьниками 12-17 лет с депривацией зрения по развитию скоростных способностей с использованием специальных методов и средств.

Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения

Ключевые слова: скоростные способности, школа III, IV видов, школьники с депривацией зрения, дозирование нагрузок, средства и методы

Аннотация. Результаты педагогического эксперимента со школьниками 12-17 лет с депривацией зрения по развитию скоростных способностей с использованием специальных методов и средств.

Контакт:

Features of the development of highspeed abilities in schoolchildren 12-17 years with deprivation of vision

Andreyev V. V., PhD, Administration, City Abaza.

Shuryshev N. A., PhD, Assistant Professor, Katanov's State University of Khakassia, Abakan

Andreev O. A., teacher-pathologist, School № 50, Abaza. Vovk O. V., physical education teacher, School № 4, Abakan.

Keywords: high-speed ability, school III, IV species, with deprivation of vision, dispensing loads, tools and methods.

Abstract. The results of educational experiments with students 12-17 years with deprivation of the vision. The development of high-speed capabilities, using special methods and tools.

Актуальность. В жизнедеятельности человека наибольшая роль принадлежит зрительному анализатору, так как почти 80% восприятия внешнего мира происходит с помощью зрения. Нарушение деятельности зрительного анализатора вследствие врождённых аномалий развития и заболеваний органа зрения сопровождается снижением двигательной активности, что вызывает у ребёнка затруднение в выполнении движений. У детей с депривацией зрения наблюдаются значительные отклонения в физической подготовленности (координации движений, сохранении статического и динамического равновесия, снижении точности и соразмерности движений, в замедлении скорости выполнения движений), это в свою очередь вызывает нарушение функционального состояния всего организма [1, 3].

В настоящее время изучены особенности развития, обучения и воспитания слабовидящих детей преимущественно младшего школьного возраста и недостаточно научных исследований в отношении детей среднего и старшего школьного возраста.

Многообразие форм аномалий зрения и вызванных ими вторичных отклонений требуют дифференцированного и индивидуального подхода к занимающимся, специфике необходимых, коррекционно-педагогических мер с учётом офтальмологических и сопутствующих заболеваний, отклонений, характер ограничений к физическим нагрузкам и определённым видам физических упражнений, индивидульно-психологических особенностей развития. До настоящего времени актуальным остаётся вопрос о дозировании физических нагрузок на занятиях с детьми, обучающимися в специальных школах III, IV видов [2].

Коррекция и развитие скоростных способностей позволяют считать необходимым дальнейшие исследования средств и методов направленного действия, применяемых к изучаемому контингенту учащихся, что является важной проблемой современного адаптивного физического воспитания.

Объектом исследования является процесс коррекции и развития скоростных способностей школьников с депривацией зрения.

Предметом исследования является методика коррекции и развития скоростных способностей школьников 12 - 17 лет с депривацией зрения.

Гипотеза исследования: методика коррекции и развития скоростных способностей школьников 12 - 17 лет с нарушениями зрения будет более эффективной, если:

  1. Использовать индивидуально-дифференцированный подход на занятиях адаптивной физической культурой.
  2. При подборе средств и методов коррекции и развития скоростных способностей учитывать специфику офтальмологических и сопутствующих заболеваний, отклонений, характера ограничений к физическим нагрузкам и отдельным видам физических упражнений.

Цель исследования: совершенствование процесса адаптивного физического воспитания школьников с депривацией зрения и повышения их социальной адаптации в обществе.

Задачи исследования:

  1. Изучить возрастные особенности развития скоростных способностей школьников 12 - 17 лет с депривацией зрения.
  2. Обосновать эффективность применения средств и методов направленного действия для коррекции и развития скоростных способностей.

Организация и методы исследования. Для изучения уровня развития скоростных способностей школьников 12 - 17 лет с депривацией зрения нами проведено педагогическое тестирование в начале и по окончании эксперимента. Исследование проводилось на базе школы-интерната III, IV видов г. Абакана. В исследовании приняли участие 119 школьников с депривацией зрения (89 - без противопоказаний к физическим упражнениям и нагрузкам, 30 - с противопоказаниями). Испытуемые делились на возрастные группы: 12 - 13 лет, 14 - 15 лет, 16 - 17 лет. Эксперимент рассчитан на 1 и 2 четверть учебного года по 2 занятия в неделю. Для определения уровня развития скоростных способностей мы использовали двигательные тесты:

  • Оценка двигательной реакции с использовнием реакциомера - на звуковой раздражитель испытуемый должен максимально быстро реагировать нажатием на кнопку;
  • Оценка стартовой скорости - бег 20 м с высокого старта для школьников с противопоказаниями, и с низкого старта для учащихся без противопоказаний;
  • Оценка скоростной выносливости - бег 60 м;
  • Оценки быстроты по количеству шагов за 5 секунд - максимально быстрый бег на месте, касаясь бёдрами ограничителя (резиновый жгут на высоте 80 см).

Методика и результаты исследования. Для развития скоростной реакции у школьников без противопоказаний использовались средства по схеме «сигнал - восприятие - оценка - ответ действием»: старт по сигналу, стоя лицом вперёд, спиной вперёд; по сигналу - быстрый переход от бега спиной вперёд к стартовому рывку лицом вперёд; бег спиной вперёд, по сигналу - поворот на 180° и стартовый рывок 5 м; бег в низком темпе, по сигналу - стартовый рывок 5 м в противоположном направлении; подскоки на месте, по сигналу - стартовый рывок 5 м. Школьники с противопоказаниями выполняли задания без поворотов и высокого выпрыгивания.

Для развития стартовой скорости использовали стартовые ускорения из разных исходных положений: бег 5, 10, 15, 20 м с хода на время; прыжки на одной ноге 10, 15 м на время; «фартлек» со стартовыми рывками 10 м через 20 - 30 м медленного бега; бег приставными шагами по дорожке с переходом в стартовый рывок 15 - 20 м от отметки; прыжок вверх толчком двумя ногами с последующим стартовым рывком. Учащиеся с противопоказаниями выполняли задания без учёта времени согласно индивидуальным возможностям.

Для развития быстроты выполнялись специальные беговые упражнения: бег с высоким подниманием бедра и захлёстом голени, с продвижением и на месте с учётом времени, многоскоки, прыжковые упражнения с использованием резиновых баллонов, вкопанных наполовину.

При развитии скоростной выносливости для учащихся с депривацией зрения наиболее приемлем в начале эксперимента повторный метод с пробеганием отрезков 30, 40, 50, 60 м серийным способом с интенсивностью 75 - 80% для учащихся без противопоказаний и 60 - 65% с противопоказаниями. По мере адаптации к физическим нагрузкам у школьников экспериментальной группы (ЭГ) без противопоказаний использовался интервальный метод, интенсивность выполнения 90% от максимальной.

Дозирование и интенсивность определялись дифференцировано и индивидуально, в процессе занятий контролировалось проявление утомления по ЧСС и внешним признакам. В процессе выполнения упражнений определялись двигательные нарушения и ошибки, допускаемые учащимися. После проведения педагогического эксперимента произошли существенные изменения исследуемых показателей у школьников ЭГ с противопоказаниями и без таковых. В контрольной группе (КГ), занимающейся по обычной программе, изменение показателей произошло незначительно (табл. 1, 2).

Таблица 1 - Изменение показателей скоростных способностей мальчиков 12-17 лет с депривацией зрения до и после педагогического эксперимента

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

12-13 лет

4-15 лет

16-17 лет

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Двигательная реакция, с

1

0,211

0,183*

0,206

0,151*

0,196

0,144*

0,209

0,207

0,210

0,184*

0,191

0,179*

2

0,219

0,191*

0,213

0,171*

0,203

0,167*

0,222

0,219

0,215

0,209

0,200

0,193

Стартовая скорость, с

1

5,05

3,9*

4,40

3,50*

4,50

3,50*

5,00

4,52

4,43

4,28

4,43

4,34

2

6,11

4,43*

5,09

4,31

4,58

4,00

6,10

5,59

5,12

5,9

5,00

4,48

Быстрота, с

1

14

18*

16

21*

18

23*

14

15

17

17

17

18

2

13

16*

14

18*

16

20*

12

13

14

14

15

16

Скоростная выносливость, с

1

12,6

10,1*

11,5

9,1*

11,25

8,9*

12,4

12,0

11,7

11,50

11,10

10,52

2

13,2

12,0*

12,8

11,2*

11,51

10,7*

13,0

12,8

12,6

12,40

12,20

12,00

Примечание: 1 - показатели школьников без ограничений; 2 - показатели школьников с ограничениями; *достоверность различий р < 0,05

Таблица 2 - Изменение показателей скоростных способностей девочек 12-17 лет с депривацией зрения до и после педагогического эксперимента

Показатели

Экспериментальная группа

Контрольная группа

12-13 лет

14-15 лет

16-17 лет

12-13 лет

4-15 лет

16-17 лет

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

до

после

Двигательная реакция, с

1

0,241

0,217*

0,233

0,204*

0,201

0,182*

0,239

0,231

0,237

0,230*

0,194

0,189*

2

0,249

0,222*

0,241

0,217*

0,221

0,200*

0,256

0,254

0,249

0,245

0,215

0,200

Стартовая скорость, с

1

5,65

4,45*

5,65

4,45*

5,95

4,55*

5,71

5,54

5,59

5,31

6,00

5,83

2

5,98

4,91*

6,00

4,97

6,17

5,03

6,01

5,93

6,03

5,82

6,11

5,98

Быстрота, с

1

13

16*

14

18*

14

17*

13

13

14

15

14

14

2

12

14*

13

15*

13

16*

12

12

13

13

13

13

Скоростная выносливость, с

1

13,95

11,7*

12,35

10,4*

12,95

10,35*

13,71

13,30

12,44

12,21

13,00

12,86

2

14,08

12,3*

13,18

11,12*

13,84

11,00*

14,00

13,91

13,21

13,02

14,05

13,73

Примечание: 1 - показатели школьников без ограничений; 2 - показатели школьников с ограничениями; *достоверность различий р < 0,05

Так в ЭГ в показателе «двигательная реакция» у мальчиков 12 - 17 лет с противопоказаниями и без них улучшение произошло в среднем на 31% (р<0,05), в КГ выявлены незначительные изменения. У девочек улучшение показателя произошло в среднем на 27% в ЭГ с противопоказаниями и без таковых. В КГ результаты изменились незначительно.

Анализ динамики стартовой скорости после проведения тестирования показал существенный рост изучаемого качества в ЭГ мальчиков без ограничений на 28,1%, с противопоказаниями - на 22,5% с достоверностью различий р<0,05. У девочек в ЭГ без противопоказаний рост составил 25,9%, с противопоказаниями - на 27,3%.

При первичном тестировании показателя быстроты были выявлены низкие результаты, которые являются ниже среднего ожидаемого показателя. После применения средств направленного действия на развитие изучаемого качества в ЭГ улучшились результаты у мальчиков без противопоказаний на 5 ед., с противопоказаниями на 3,5 ед. (р<0,05).

В КГ произошли изменения в среднем на 1 ед. и не являются достоверными. У девочек в ЭГ без противопоказаний улучшение результатов произошло в среднем на 3 ед.; с противопоказаниями - на 2 ед. В КГ результаты не изменились.

Анализ динамики скоростной выносливости выявил изменения в показателях ЭГ. Рост результатов в ЭГ мальчиков без противопоказаний после применения экспериментальной методики составил 20%, с противопоказаниями - 19,1%. В КГ произошли малозначительные изменения и не являются достоверными. В ЭГ девочек изменения в росте показателя двигательной способности произошли на 27,5% без противопоказаний, и на 27,9% - с противопоказаниями при достоверности различий р<0,05.

В процессе занятий адаптивной физической культурой в период педагогического эксперимента производилась коррекция двигательных нарушений. Так после завершения эксперимента было выявлено, что сформирована длина и частота шага, правильная постановка стопы, амплитуда работы рук, слаженность движений конечностей, технически правильное выполнение стартового разбега

Выводы.

При анализе полученных данных было выявлено, что воздействие экспериментальной методики, направленной на развитие скоростных способностей школьников 12 - 17 лет с депривацией зрения, способствовало не только росту изучаемых качеств, но и, как следствие, повышению уровня физического развития, функциональной и физической подготовленности.

Литература

  1. Демирчоглян Г. Г. Специальная физическая культура для слабовидящих школьников [текст] / Г. Г. Демирчоглян, А. Г. Демирчоглян. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 160 с.
  2. Ермаков В. П. Основы тифлопедагогики [текст] / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 240 с.
  3. Сермеев Б. В. Физическое воспитание детей с нарушениями зрения [текст] / Б. В. Сермеев. - Киев: Здоровье, 1987. - 108 с.

Теги: скоростные способности, исследование, дозирование нагрузок, средства и методы, школьники с депривацией зрения.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Авторы

      Первый автор
      Вовк О. В.
      Другой автор
      Шурышев Н. А.
      Другой автор
      Андреева О. А.
      Другой автор
      Андреев В. В.
    • Заглавие

      Основное
      Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 3
      Сведения о местоположении
      C. 43-45
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Детско-юношеский спорт
      Предметная рубрика
      Инваспорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Вовк О. В. — Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 3. C. 43-45

    Шурышев Н. А. — Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 3. C. 43-45

    Андреева О. А. — Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 3. C. 43-45

    Андреев В. В. — Особенности развития скоростных способностей у школьников 12-17 лет с депривацией зрения // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 3. C. 43-45

    Посмотреть полное описание