00:00, 25 декабря 2012, Научные статьи

Вестник спортивной науки

Актуальные аспекты разработки федеральных стандартов спортивной подготовки в олимпийских видах спорта

Автор:
Радчич И. Ю.
Источник:
Выпуск:
6 (6) 2012, 25 декабря 2012
Страницы:
3-9
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

В статье обсуждаются проблемы, возникшие при разработке федеральных стандартов по видам спорта.

Актуальные аспекты разработки федеральных стандартов спортивной подготовки в олимпийских видах спорта

Аннотация 

В статье обсуждаются проблемы, возникшие при разработке федеральных стандартов по видам спорта.

Ключевые слова: спортивная подготовка, стандарты, олимпийские виды спорта.

Abstract

Problems revealed during development of federal standards for sports training are discussed in this paper.

 Key words: sports training, standards, olympic sports.

Одним из шагов в выстраивании новой системы подготовки резерва является принятие Федерального закона № 412-ФЗ, который внес изменения в действующий Закон о физической культуре и спорте в Российской Федерации (№ 329-ФЗ). Важным является тот факт, что с принятием данного закона у Минспорта России появились новые полномочия по утверждению федеральных стандартов спортивной подготовки и контрольные функции за соблюдением требований федеральных стандартов спортивной подготовки (ФССП).

В связи с этим Федеральный научный центр физической культуры и спорта получил Госзадание от Министерства спорта России на разработку ФССП по всем зимним и летним олимпийским видам спорта, а Санкт-Петербургский НИИФК - по паралимпийским видам спорта.

Федеральные стандарты спортивной подготовки создаются для формирования целевых представлений и установок системы многолетней подготовки спортсменов и создания программ формирования полноценного резерва для олимпийских сборных команд России. Это государственный документ, устанавливающий основные положения системы спортивной подготовки в конкретном виде спорта, предусматривающий перечень требований и нормативов, выполнение которых обуславливает целесообразность и обеспечивает планомерность многолетнего тренировочного процесса в спорте.

Федеральные стандарты спортивной подготовки создаются для формирования целевых представлений и установок системы многолетней подготовки спортсменов и создания программ формирования полноценного резерва для олимпийских сборных команд России.

В процессе работы были проведены следующие организационные мероприятия:

  • создана рабочая группа из ведущих специалистов отрасли и всех заинтересованных учреждений, включая юристов, медиков, педагогов, руководителей УОР, для повышения эффективности и качества разработки Федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • назначены 15 руководителей тем с исполнителями по разработке федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • подготовлены Методические рекомендации по разработке федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • собрана и проанализирована база данных нормативно-правовой, законодательной и методологической основ для разработки федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • еженедельно на протяжении 6 месяцев (с февраля по июль) проводились совещания по определению единых подходов в разработке федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • 27 апреля 2012 года проведена Всероссийская научно-практическая конференция по обсуждению первой редакции федеральных стандартов подготовки с участием более 150 специалистов, в том числе и из регионов;
  • проведен ученый совет ФНЦ ВНИИФК с участием представителей Департамента науки и образования Минспорта России для обсуждения подготовленных проектов федеральных стандартов и коррекции их по разделам;
  • 2 июля 2012 года, согласно Техническому заданию по НИР, 49 проектов федеральных стандартов спортивной подготовки по олимпийским видам спорта были направлены в Минспорт России.

Методологической и правовой основой разработки первой редакции проектов ФССП по видам спорта послужил ряд основополагающих документов по управлению и регулированию деятельности учреждений и организаций в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации. Необходимо упорядочить ведущие компоненты современной системы подготовки в спорте, а именно - нормативно-правовой, методический и контролирующий.

Нормативно-правовая база устанавливает нормы взаимодействия спортсменов и руководства организаций, необходимые для успешного осуществления спортивной подготовки.

Методическая составляющая определяет планомерность подготовки и целесообразность использования специализированных средств тренировки и восстановления.

Контролирующая составляющая выполняет организационную и аналитическую функции в системе спортивной подготовки.

Предметом стандартизации в системе спортивной подготовки являются:

  1. Основные требования к планированию, построению и контролю подготовки.
  2. Нормативы спортивной подготовленности, наиболее значимые на этапах многолетней подготовки.
  3. Требования к лицам, осуществляющим (юные и квалифицированные спортсмены) и обеспечивающим подготовку на этапах (тренерский состав), а также требования к лицам, обеспечивающим организацию и проведение спортивных соревнований (т.е. к спортивным судьям).
  4. Требования к системе безопасности подготовки юных и квалифицированных спортсменов.

В разработке ФССП приняли участие все заинтересованные стороны: Министерство спорта России (Департамент науки и образования, Департамент нормативно-правового регулирования), федерации по видам спорта и ФНЦ ВНИИФК - как основной разработчик.

ФССП по видам спорта разработаны с учетом следующих особенностей осуществления спортивной подготовки:

  • формирование механизмов долговременной адаптации к требованиям специализации на этапах спортивной подготовки осуществляется на основе постепенного перехода от обучающей направленности тренировочного процесса (в группах начальной подготовки) к интенсификации тренировочной и соревновательной деятельности на последующих этапах;
  • комплектование групп занимающихся и планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) осуществляются с учетом закономерностей биологического развития, гендерных особенностей занимающихся, сенситивных периодов и преимущественного развития физических качеств, определяющих результативность соревновательной деятельности;
  • спортивная подготовка на всех этапах осуществляется с учетом особенностей вида спорта, места проведения и организации занятий, а также условий проведения спортивных соревнований (с учетом региона и времени года);
  • спортивная подготовка требует обязательного соблюдения мер безопасности в ходе тренировочной и соревновательной деятельности;
  • влияние некоторых физических качеств и морфофункциональных показателей на результативность в различных видах спорта; сенситивных периодов развития физических качеств, т.е. гетерохронность их развития (благоприятных периодов развития двигательных качеств по гендерному признаку для мальчиков и для девочек).

В Федеральном стандарте сформулированы требования к структуре Программы спортивной подготовки, которые представляются практически сходными во многих видах спорта. Однако требования к содержанию Программ в зависимости от особенностей вида спорта, возраста начала занятий, а также условий тренировочной и соревновательной деятельности могут существенно отличаться.

Одним из важнейших требований к разработке федеральных стандартов спортивной подготовки является стандартизация основных параметров процесса подготовки и соотношения объемов нагрузки в разных режимах мышечной работы на каждом этапе многолетней подготовки. Проведенный анализ существующих программ спортивной подготовки по группам видов спорта обозначил круг наиболее важных вопросов, связанных с оптимизацией этих параметров на этапах многолетней подготовки в олимпийских видах спорта (рис. 1, 2).

В этом аспекте хорошо просматриваются существенные различия в объемах специализированной тренировочной и соревновательной нагрузки на этапах подготовки даже в родственных видах спорта.

Определена длительность этапов спортивной подготовки (табл. 1).

Рис. 1. Распределение средств ОФП, СФП и ТТП (в %) в группах начальной подготовки, 1-й год (на примере спортивных единоборств)

Рис. 2. Распределение средств ОФП, СФП и ТТП (в %) в тренировочных группах, 1-й год (на примере спортивных единоборств)

Таблица 1 - Длительность этапов спортивной подготовки в дзюдо, минимальный возраст для зачисления занимающихся и минимальное количество занимающихся в группах на этапах спортивной подготовки*

Этапы спортивной подготовки

Длительность этапов (в годах)

Минимальный возраст для зачисления в группы (лет)

Количество занимающихся в группе

Начальной подготовки

2

10

14-20

Тренировочный

5

12

10-12

Совершенствования спортивного мастерства

3

-

3-4

Высшего спортивного мастерства

Не ограничена

-

2

* Максимальный количественный состав группы может быть увеличен для вида спорта дзюдо, если это будет обосновано необходимостью подготовки команды, состав которой определяется соответствующими регламентами (положениями) спортивного соревнования по данному виду спорта.

Разработаны этапные нормативы по видам спортивной подготовки и их парциальное соотношение на этапах спортивной подготовки (табл. 2, 3, 4).

Таблица 2 - Этапные нормативы по видам спортивной подготовки и их парциальное соотношение на этапах спортивной подготовки в дзюдо (женщины/мужчины)

Виды спортивной подготовки

Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства

этап высшего спортивного мастерства

Общая физическая подготовка (%)

82/80

18/17

15/16

15/16

Специальная физическая подготовка(%)

21/21

21/20

23/24

Технико-тактическая подготовка (%)

13/15

45/46

47/47

50/48

Теоретическая подготовка (%)

3/3

5/5

4/4

0,5

Контрольные испытания (%)

1/1

7/7

8,5/8,5

10/10

Соревнования (%)

-

-

Инструкторская и судейская практика (%)

-

3/3

3,5/3,5

 

Восстановительные мероприятия (%)

1/1

1/1

1/1

1,5

Таблица 3 - Этапные нормативы спортивной подготовки в дзюдо

Разделы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

Этап высшего спортивного мастерства

Год подготовки

1-й

2-й

1-й

2-й

3-й

4-й

5-й

1-й

2-й

3-й

1-й

Количество часов в неделю

6

9

12

14

16

18

20

24

26

28

32

Количество тренировок в неделю

3-4

3-5

6

7-8

7-9

9-12

9-12

9-12

9-14

9-14

9-14

Общее количество часов в год

312

468

624

728

832

936

1040

1248

1352

1456

1664

Общее количество тренировок в год

190

190

280

360

450

450

450

570

570

570

570

Таблица 4 - Планируемые показатели соревновательной деятельности в дзюдо

Виды соревнований (схватки)

Этапы спортивной подготовки

этап начальной подготовки

тренировочный этап (этап спортивной специализации)

этап совершенствования спортивного мастерства

этап высшего спортивного мастерства

женщины

мужчины

Тренировочные

Контрольные

Основные

8-12

85

40

40

100

40

40

180

40

40

220

45

45

Всего поединков за год

8-12

165

180

260

310

Важной составляющей являются критерии подготовленности на этапах, а именно - требования и нормативы ЕВСК (в части спортивного результата) и переводные нормативы с одного этапа на следующий этап подготовки.

Приоритетным остается критерий спортивного результата, вспомогательным - уровень спортивной подготовленности на этапах (табл. 5, 6, 7).

Таблица 5 - Нормативы физической подготовленности для зачисления в группы на этапе начальной подготовки в дзюдо*

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

Быстрота

Бег на 30 м (не более 5 с)

Координация

Челночный бег 3 х10 м (не более 9 с)

Выносливость

Бег 800 м (не более 4 мин)

Сила

Подтягивание на перекладине (на менее 6 раз)

Силовая выносливость

Подъем туловища лежа на спине (не менее 10 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 140 см)

Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз)

Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 6 раз)

* Организации, осуществляющие спортивную подготовку, могут дополнительно использовать иные примерные нормативы.

Таблица 6 - Нормативы общей физической, специальной физической подготовленности и иные спортивные нормативы для зачисления в группы на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) в дзюдо

Развиваемое физическое качество

Контрольные (тесты) упражнения

Быстрота

Бег 30 м (не более 4,8 с)

Бег 60 м (не более 9 с)

Координация

Челночный бег 3 х 10 м (не более 8 с)

Выносливость

Бег на 1500 м (не более 7 мин)

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 15 раз)

Поднимание ног из виса на перекладине до уровня хвата руками (не менее 6 раз)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 20 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (не менее 25 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 160 см)

Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 8 раз)

Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 9 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 10 раз)

Технико-тактическое мастерство

Обязательная техническая программа

Таблица 7 - Нормативы общей физической, специальной физической подготовленности и иные спортивные нормативы для зачисления в группы на этапе совершенствования спортивного мастерства в дзюдо

Развиваемое физическое качество

Контрольные (тесты) упражнения

Быстрота

Бег на 60 м (не более 8,5 с)

Бег на 100 м ( не более 14 с)

Выносливость

Бег на 1500 м (не более 5 мин)

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 15 раз)

Поднимание ног из виса на перекладине до хвата руками (не менее 8 раз)

Приседание со штангой или партнером своего веса (не менее 8 раз)

Жим штанги лежа двумя руками (не менее 105% собственного веса)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (не менее 25 раз)

Лазанье по канату без помощи ног - 4 м (не менее 3 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 180 см)

Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 11 раз)

Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 12 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 16 раз)

Технико-тактическое мастерство

Обязательная техническая программа

Спортивное звание

Кандидат в мастера спорта России

Таблица 8 - Нормативы общей физической, специальной физической подготовленности и иные спортивные нормативы для зачисления в группы на этапе высшего спортивного мастерства в дзюдо

Развиваемое физическое качество

Контрольные (тесты) упражнения

Быстрота

Бег на 60 м (не более 8,5 с)

Бег на 100 м (не более 14 с)

Выносливость

Бег на 1500 м (не более 5 мин)

Сила

Подтягивание на перекладине (не менее 15 раз)

Поднимание ног из виса на перекладине до хвата руками (не менее 8 раз)

Приседание со штангой или партнером своего веса (не менее 8 раз)

Жим штанги лежа двумя руками (не менее 105% собственного веса)

Силовая выносливость

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (не менее 25 раз)

Лазанье по канату без помощи ног - 4 м (не менее 3 раз)

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места (не менее 180 см)

Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 11 раз)

Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 12 раз)

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 16 раз)

Технико-тактическое мастерство

Обязательная техническая программа

Спортивное звание

Мастер спорта России; мастер спорта России международного класса

Гибкий подход с использованием указанных критериев подготовленности может способствовать значительному снижению отсева спортсменов и исключению форсирования подготовки на ранних этапах.

Таким образом, Федеральный стандарт предусматривает требования не только к планированию основных показателей многолетнего тренировочного процесса, но и к контролю общей и специальной подготовленности юных и квалифицированных спортсменов и результатам их выступлений в соревнованиях.

В числе других важнейших требований Федерального стандарта к разрабатываемым нормативам подготовленности - состояние здоровья спортсменов, а также ряд других неформальных и обязательных требований к обеспечению спортсменов питанием, экипировкой, спортивным инвентарем.

С учетом этих требований сформулированы общие требования к осуществлению контроля тренировочного процесса и подготовленности спортсменов по основным видам спортивной подготовки, исходя из концепции достижения этапных промежуточных целей.

Разработаны основные требования к спортсменам.

Обязательными являются требования к состоянию доровья спортсменов, осуществляющих систематическую подготовку, а также меры по обеспечению допуска к участию в соревнованиях. Последнее осуществляется при обязательном прохождении врачебно-медицинского осмотра в соответствии с установленными правилами и нормативами.

Юные и квалифицированные спортсмены должны иметь зачетную классификационную книжку, которая предъявляется по требованию судей (судейской коллегии).

Спортивная подготовка также предполагает обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях на основе утвержденных правил. Спортсмены должны быть ознакомлены с правилами соревнований.

Предусматривается проведение мероприятий по обеспечению спортсменов соответствующей экипировкой, спортивным инвентарем и оборудованием, питанием, медицинским обслуживанием.

Разработаны основные требования к тренерам на этапах спортивной подготовки. Здесь наиболее значимыми представляются такие компоненты стандартизации, как планирование подготовки на основе критериев спортивного отбора и подготовленности спортсменов на отдельных этапах, формирование личности спортсменов.

В группах НП и ТГ тренер должен решать следующие профессиональные задачи:

  • способствовать формированию личности занимающихся избранным видом спорта, приобщению к здоровому образу жизни, моральным принципам честной спортивной конкуренции;
  • проводить отбор спортсменов для выявления предрасположенности к занятиям;
  • подбирать адекватные поставленным задачам средства и методы тренировки с установкой на достижение спортивного результата;
  • осуществлять коррекцию тренировочного процесса на основе контроля функционального состояния, достигнутого уровня спортивной подготовленности.

В группах ССМ и ВСМ тренер должен дополнительно решать следующие задачи:

  • постоянно повышать свою тренерскую квалификацию; разрабатывать и внедрять тренировочные программы для спортсменов разного квалификационного уровня;
  • анализировать эффективность тренировочного процесса и вносить в него соответствующие коррективы;
  • обобщать и внедрять в практическую деятельность передовой отечественный и зарубежный опыт в области подготовки спортсменов различной квалификации.

В числе важных требований к спортивным судьям выделяются повышение уровня профессиональной подготовленности судей по видам спорта, наличие лицензии на ведение судейства в соревнованиях различного ранга, категории профессиональной деятельности, умение обеспечить объективное судейство, особенно в соревнованиях юных спортсменов.

Разработаны также основные требования к условиям реализации программы спортивной подготовки по каждому виду спорта.

Основной критерий реализации программы - положительная динамика этапных спортивных результатов спортсменов и выполнение разрядных требований, определенных ЕВСК в последней редакции.

Федеральный стандарт спортивной подготовки предусматривает обязательную оценку всестороннего развития как критерия реализации программы подготовки - этапные нормативы спортивной подготовленности для перевода спортсмена в группу подготовки на следующем этапе.

Федеральный стандарт предусматривает необходимость создания при организациях, осуществляющих спортивную подготовку, ее научно-методическое сопровождение, обеспечивающее мониторинг и анализ тренировочного процесса, динамику адаптации систем организма к тренировочным нагрузкам, динамику сторон подготовленности спортсменов, проходящих спортивную подготовку, с целью своевременных коррекций тренировочного процесса и контроля над их реализацией.

В данный раздел включены требования к кадровому обеспечению спортивной подготовки, спортивным сооружениям по виду спорта и к оборудованию, аппаратурному и приборному оснащению учреждений и организаций, включая мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

При разработке и обсуждении проектов Федерального стандарта спортивной подготовки самое активное участие приняли представители федераций по видам спорта и спортивная общественность, в том числе и во время проведения Всероссийской научно-практической конференции 27 апреля 2012 года. Первая редакция разработанных проектов ФССП выявила многие узловые вопросы, которые предстоит решать в оставшееся время.

Наиболее сложным и обширным (по содержанию) разделом Федерального стандарта спортивной подготовки, по-видимому, является материально-техническое и кадровое обеспечение подготовки спортсменов на этапах, вопросы безопасности спортивной подготовки.

Подходы и основные моменты по разработке ФССП были заслушаны и одобрены на выездном заседании Экспертного совета по физической культуре и спорту Комитета по социальной политике Совета Федерации Федерального собрания РФ 16 октября 2012 года в г. Архангельске.

5 декабря 2012 года материалы по разработке ФССП были доложены и одобрены на заседании Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту и делам молодежи Федерального собрания Российской Федерации в рамках парламентских слушаний на тему: «Проблемы законодательного и финансового обеспечения развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации и пути решения».

Федеральные стандарты становятся обязательными к исполнению: для регионов - в 2014 г., для муниципалитетов - в 2015 г.

В переходный период до 2014 года очень важно, не разрушив устоявшуюся работу спортивных учреждений, плавно перейти и сформировать новый тип учреждения, осуществляющего спортивную подготовку, основная задача которого - подготовка спортивного резерва.

Теги: исследование, стандарты, спортивная подготовка, олимпийские виды спорта.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Радчич И. Ю.
    • Заглавие

      Основное
      Актуальные аспекты разработки федеральных стандартов спортивной подготовки в олимпийских видах спорта
    • Источник

      Заглавие
      Вестник спортивной науки
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 6
      Сведения о местоположении
      C. 3-9
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Радчич И. Ю. — Актуальные аспекты разработки федеральных стандартов спортивной подготовки в олимпийских видах спорта // Вестник спортивной науки. - 2012. № 6. C. 3-9

    Посмотреть полное описание