00:00, 01 января 2013, Научные статьи

Вестник спортивной науки

Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации

Автор:
Филин А. С.
Источник:
Выпуск:
1 () 2013, 01 января 2013
Страницы:
64-66
Виды спорта:
Самбо
Рубрики:
Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования технических приемов юных борцов-самбистов, а также развитие координационных способностей спортсменов. Дается характеристика работы вестибулярного аппарата юных борцов-самбистов под воздействием физической нагрузки.

Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования технических приемов юных борцов-самбистов, а также развитие координационных способностей спортсменов. Дается характеристика работы вестибулярного аппарата юных борцов-самбистов под воздействием физической нагрузки.

Ключевые слова: юные самбисты, двигательно-координационная подготовка, вестибулярный аппарат.

Abstract

In article questions of improvement of techniques of young fighter's sambo wrestlers, and also development of coordination abilities of athletes are considered. The characteristic of work of a vestibular mechanism of young fighter's sambo wrestlers as a result of physical activity is given.

Key words: young sambo wrestlers, motive and coordination preparation, vestibular mechanism.

Современная борьба самбо характеризуется значительным объемом деятельности, осуществляемой в неожиданно возникающих ситуациях, которые требуют проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной и динамической точности движений [1].

Развитие координационных способностей у юных борцов приводит к тому, что они значительно быстрее овладевают различными двигательными действиями; пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее справляться с заданиями по овладению более сложными в координационном отношении двигательными навыками [3].

Детальное изучение научно-методической литературы показало, что в теории и практике спортивных единоборств в неполном объеме представлены научно обоснованные методики развития координационных способностей борцов-самбистов 10-12 лет, разработанные с учетом возрастных особенностей занимающихся, уровня квалификации и спортивного стажа юных спортсменов, спектра наиболее значимых компонентов для достижения высокого спортивного результата и периодов, наиболее благоприятных для данного процесса [2, 3, 4]. В связи с этим поиск путей и средств эффективного совершенствования двигательно-координационных способностей борцов-самбистов на начальном этапе спортивной подготовки является актуальным вопросом подготовки спортивного резерва.

Цель исследования: разработать, теоретически обосновать и проверить на практике эффективность методики сопряженного развития двигательно-координационных способностей юных борцов-самбистов 10-12 лет, направленной на повышение уровня физической и технической подготовленности.

Методы исследования

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, стабилометрия, антропометрия, функциональная диагностика, контрольно-педагогические испытания, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Организация исследования

Исследования проводились с сентября 2008 по март 2012 г. и включали в себя четыре этапа. Проверка эффективности двигательно-координационной подготовки юных самбистов 10-12 лет осуществлялась в процессе педагогического эксперимента. По итогам предварительных исследований было сформировано две группы: контрольная (n=28 чел.) и экспериментальная (n=28 чел.). Контрольная и экспериментальная группы занимались по общепринятой программе подготовки для ДЮСШ, однако в экспериментальной группе содержание занятий носило преимущественно двигательно-координационную направленность.

Результаты исследования

Методика сопряженного развития двигательно-координационных способностей юных борцов-самбистов на этапе начальной подготовки включала в себя четыре блока:

  • применение целенаправленных средств для сопряженного развития скоростно-силовых качеств, технической подготовки и координационных способностей;
  • приоритетное использование упражнений и подвижных игр с разными мячами и тренажера «леддер»;
  • применение прыжков на двух и одной ногах (вперед, назад) и типа наскок-соскок (высота 20, 30, 40 см);
  • использование текущего и этапного контроля для оценки эффективности тренировочных средств и коррекции физической подготовленности.

В результате исследования установлено, что большие физические нагрузки вызывают ухудшение показателей вестибулярного аппарата у борцов-самбистов на этапе начальной подготовки, что негативно отражается на достижении высоких спортивных результатов. Так, у юных борцов-самбистов отмечается смещение положения центра давления по сагиттальной и фронтальной плоскостям на 36,3 и 17,2%, девиации центра давления - на 59,3 и 85,9%, длины и площади статокинезиограммы - на 43,0 и 64,2%, скорости движения центра давления - на 41,9%. Применение методики сопряженного развития двигательно-координационных способностей оказывает положительное влияние на развитие функции равновесия у мальчиков 10-12 лет, занимающихся борьбой самбо (р < 0,05).

Педагогическое тестирование, проведенное в начале учебно-тренировочного цикла, показало, что в эксперименте участвовали две группы юных самбистов, имеющие статистически одинаковый исходный уровень двигательно-координационной подготовленности.

Результаты повторного тестирования свидетельствуют о том, что у юных самбистов обеих групп произошло улучшение показателей двигательно-координационной подготовленности (см. таблицу).

Уровень развития двигательно-координационных способностей у юных самбистов 10-12 лет по окончании педагогического эксперимента

Контрольные упражнения

КГ (М±m)

ЭГ (М±m)

Достоверность различий

t

р

Тест Старосты (без помощи рук)

318 ± 11

348 ± 10

2,118

< 0,05

Тест Старосты (с помощью рук)

352 ± 14

385 ± 12

1,790

> 0,05

Прыжки через скакалку, раз

39,4 ± 1,2

43,2 ± 1,1

2,334

< 0,05

Челночный бег 3x10 м, с

8,6 ± 0,1

8,4 ± 0,1

1,414

> 0,05

Бал. тест, расстояние, м

6,954 ±0,3

7,458 ±0,2

1,398

> 0,05

Бал. тест, время, с

16,2 ±0,6

14,2 ±0,4

2,774

< 0,05

ИПК, м/с

0,43 ±0,03

0,53 ±0,02

2,661

< 0,05

Уровень развития двигательно-координационных способностей у самбистов оценивался при помощи теста Старосты. Полученные результаты теста Старосты, выполняемого без помощи рук, в начале учебного года у спортсменов контрольной и экспериментальной групп составляли 295 и 302 градусов, по окончании учебного года - 318 и 348 градусов.

Прирост результатов в данном тесте у испытуемых контрольной и экспериментальной групп составил 23 градуса (7,5%) и 46 градусов (14,2%) (рис. 1).

Результат теста Старосты, выполняемого с помощью рук, в начале педагогического эксперимента у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп составлял 335 и 346 градусов соответственно, по окончании эксперимента - 352 и 385 градусов. Прирост результатов в тесте Старосты у самбистов контрольной и экспериментальной групп составил 17 градусов (4,9%) и 39 градусов (10,7%) (см. рисунок).

Количество прыжков, выполненных за 20 с, в начале учебного года у юных спортсменов контрольной и экспериментальной групп составляло 36,4 и 38,5 раз соответственно, по окончании учебного года - 39,4 и 43,2 раз, прирост результатов в данном тесте составил 3,0 раза (8,2%) и 4,7 раза (12,2%).

Рис. 1. Динамика показателей двигательно-координационной подготовленности у юных самбистов 10-12 лет в ходе педагогического эксперимента

Результат в челночном беге в начале учебного года у испытуемых контрольной и экспериментальной групп составлял 8,7 и 8,6 с соответственно, по окончании учебного года - 8,6 и 8,4 с, прирост составил 0,1 с (1,1%) и 0,2 с (2,3%).

Сопоставление результатов тестирования испытуемых контрольной и экспериментальной групп показало, что самбисты экспериментальной группы превосходили своих сверстников из контрольной группы по результатам теста Старосты (без помощи рук), количеству прыжков через скакалку (р < 0,05).

Для оценки уровня развития двигательно-координационных способностей нами применялся баллистический тест, по которому мы определяли дальность четырех прыжков, выполненных в разных направлениях, время выполнения этих прыжков и интегральный показатель координации (ИПК).

В начале педагогического эксперимента величина ИПК составляла 0,40 и 0,43 м/с у участников контрольной и экспериментальной группы, что не имело статистически достоверных различий. Уровень двигательно-координационной подготовленности, определяемый по данному тесту, соответствует среднему уровню по нормативам.

Повторное тестирование выявило положительную динамику результатов тестирования у испытуемых обеих групп. Однако интегральный показатель координации по окончании педагогического эксперимента в экспериментальной группе был существенно выше. Относительный прирост ИПК в экспериментальной группе составил 10,5%, в то время как в контрольной - только 3,5%. Следует отметить, что более значительное повышение ИПК в экспериментальной группе произошло в большей степени за счет прироста скоростных способностей юных спортсменов, хотя скоростно-силовой компонент также более интенсивно увеличивался у подростков экспериментальной группы.

Прирост суммарной длины прыжков у юных спортсменов контрольной группы составил 8,2%, в экспериментальной - 14,5%. Время выполнения серии прыжков у испытуемых контрольной группы возросло на 5,2%, а в экспериментальной - на 4%, то есть прыжковую серию участники экспериментальной группы стали выполнять быстрее своих сверстников из контрольной группы.

Проведенные исследования показали эффективность применения разработанной методики сопряженного развития двигательно-координационных способностей юных борцов-самбистов, что подтверждается результатами, полученными в ходе педагогического эксперимента. Сравнительный анализ технической подготовленности по результатам экспертной оценки выявил более высокие показатели в экспериментальной группе. Средняя оценка у участников контрольной группы составляла 4,1 балла, в экспериментальной - 4,4 балла.

Исследования показали, что двигательно-координационная подготовка способствует накоплению запаса двигательных навыков юных спортсменов, на основе которых развивается способность к освоению и вариативному применению техники борьбы самбо.

Литература

  1. Воробьев В.А. Содержание и структура многолетней подготовки юных борцов на современном этапе развития спортивной борьбы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / В.А.Воробьев. - СПб., 2012. - 48 с.
  2. Ишков А.В. Подготовка единоборцев в боевом самбо с использованием технических средств: автореф. дис... канд. пед. наук / А.В. Ишков. - М., 2004. - 23 с.
  3. Кондаков А.М. Технико-тактическая подготовка самбистов 11-12 лет средствами специальных координационных упражнений с учетом весовых категорий: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.М. Кондаков. - Омск, 2010 - 24 с.
  4. Рапопорт О.А. Интеграция физической и психологической подготовки борцов-самбистов этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук /О.А. Рапопорт. -Красноярск, 2005. - 23 с.

References

  1. Vorobyev V.A. Content and structure of long-term preparation of young fighters at the present stage of development of wrestling: autoref. of thesis of dr. of pedagogic sciences / V.A. Vorobyev. - SPb., 2012. - 48 p.
  2. Ishkov A.V. Preparation of martial artists in fighting sambo with use of technical means: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.V. Ishkov. - M, 2004. - 23 p.
  3. Kondakov A.M. Technical and tactical preparation of sambo wrestlers of 11-12 years by means of special coordination exercises taking into account weight categories: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / A.M. Kondakov. - Omsk, 2010 - 24 p.
  4. Rapoport O.A. Integration of physical and psychological preparation of sambo wrestlers on stage of initial sports specialization: autoref. of thesis of candidate of pedagogic sciences / O.A. Rapoport. - Krasnoyarsk, 2005. - 23 p.

Теги: юные самбисты, исследование, двигательно-координационная подготовка, вестибулярный аппарат.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Филин А. С.
    • Заглавие

      Основное
      Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации
    • Источник

      Заглавие
      Вестник спортивной науки
      Дата
      2013
      Обозначение и номер части
      № 1
      Сведения о местоположении
      C. 64-66
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Филин А. С. — Методика двигательно-координационной подготовки юных самбистов на этапе начальной спортивной специализации // Вестник спортивной науки. - 2013. № 1. C. 64-66

    Посмотреть полное описание