00:00, 10 июня 2011, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов

Автор:
Грецов А.Г.
Источник:
Выпуск:
2 (46) 2011, 10 июня 2011
Страницы:
16-18
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Антидопинг
Регионы:
Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

Ключевые слова: допинг, методика профилактики, программа профилактики, молодые спортсмены, паралимпийский спорт Аннотация. В статье раскрыты программа и методика антидопинговой работы в сфере адаптивного спорта среди молодых спортсменов. Контакт: agretsov@mail.ru Противодействие допингу

Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов

Ключевые слова: допинг, методика профилактики, программа профилактики, молодые спортсмены, паралимпийский спорт

Аннотация. В статье раскрыты программа и методика антидопинговой работы в сфере адаптивного спорта среди молодых спортсменов.

Контакт:

Противодействие допингу предполагает работу в различных направлениях: совершенствование методов и организационных форм антидопингового контроля, разработка нормативной базы, перекрытие каналов поставки запрещенных веществ. Не менее актуально и такое направление деятельности, как создание и реализация обучающих и воспитательных программ, формирующих установку о недопустимости допингов и раскрывающих другие возможности для обеспечения роста спортивных результатов.

Применительно к адаптивной физической культуре и паралимпийскому спорту антидопинговая работа особенно актуальна. Это объясняется не столько широкой распространенностью допинга в этих сферах (она не выше, чем в обычном спорте), сколько тем, что допинг особенно сильно подрывает саму суть данного направления физкультуры и спорта. Адаптивный спорт направлен на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями, создание предпосылок для их перехода к максимально насыщенной жизни, преодоление связанных с состоянием здоровья ограничений. Допинг же, с учетом медицинских рисков, а также юридических и моральных аспектов данной проблемы, прямо противоречит всему этому.

Основная целевая аудитория для антидопинговой работы - занимающиеся спортом подростки и молодежь. С одной стороны, этот возраст открывает широкие возможности для формирования ценностно-мотивационной сферы личности (а психологические предпосылки обсуждаемой проблемы лежат, по нашему убеждению, как раз в области мотивации спортсмена и его жизненных ценностей). С другой стороны, именно на данном этапе спортивной карьеры допинг создает наибольшие риски как для здоровья занимающихся, так и для стратегических перспектив роста результатов.

Задачи психолого-педагогической составляющей антидопинговой работы видятся нам в следующем:

  • Формирование ценностно-мотивационной сферы, в которой допинг как заведомо нечестный способ спортивной победы будет неприемлем.
  • Опровержение стереотипного мнения о повсеместностном распространении допинга в «большом спорте» и невозможности достижения выдающихся результатов без его применения, а также о том, что допинг способен заменить тренировочный процесс.
  • Воспитание ответственности, привычки самостоятельно принимать решения и прогнозировать их возможные последствия, избегание перекладывания ответственности на третьих лиц.
  • Раскрытие перед занимающимися спортом молодыми людьми тех возможностей для роста результатов, которые дают обычные тренировочные средства, а также психологическая подготовка (развитие стрессоустойчивости, волевых качеств, навыков самоменеджмента).
  • Формирование у профессионально занимающихся спортом молодых людей более широкого взгляда на жизненные и, в частности, профессиональные перспективы, где спорт будет не самоцелью, а лишь одной из ступенек на пути к достижению жизненных успехов.
  • Пропаганда отношения к спорту как к инструменту для развития личностных качеств, позволяющему совершенствовать те черты, что дают возможность достигать успеха в самых разных жизненных сферах, преодолевая затруднения и одерживая верх в ситуациях конкурентной борьбы.
  • Повышение в глазах молодежи ценности здоровья и пропаганда отношения к спорту как к способу его достижения, а не как к площадке для самоутверждения, где нужно побеждать любой ценой.

Входящие в программу практические задания осуществляются в тре-нинговой форме, т. к. именно она, с одной стороны, позволяет работать с ценностно-мотивационной сферой личности, и, с другой стороны, является привлекательной для подростков и молодежи. Они не накладывают существенных ограничений на состояние здоровья участников, их можно применять и при работе со спортсменами-инвалидами.

Ключевые идеи, транслируемые в ходе программы:

  • Спорт, основанный на допинге, бессмысленен как таковой.
  • Суждения о повсеместном распространении допинга и невозможности достижения без них спортивных успехов ошибочны.
  • При допинге используются такие средства, после которых теряется эффективность обычных способов тренировки.
  • Допинг не может заменить собой тренировку; он не столько повышает реальные функциональные возможности организма, сколько приводит к трате его резервов.
  • Имеется широкий арсенал способов достижения спортивных успехов без допинга; пока они не использованы в полной мере, прибегать к допингу просто глупо.

Подчеркнем, что программа направлена не на доказательство истинности этих идей как таковых (некоторые из них дискуссионны), а на то, чтобы склонить участников к принятию личного решения о неприемлемости допинга. Для этого эффективнее рассматривать утверждения и критически анализировать ситуации, допускающие суждения как «за», так и «против», а не транслировать банальные, общеизвестные «истины в последней инстанции».

Ожидаемые эффекты от реализации программы: отказ участников от стереотипных суждений о допинге (повсеместность его распространения в спорте, невозможность достижения успехов без него и т. п.), повышение критичности к известным фактам нарушения антидопинговых правил, снижение личностной готовности к таким действиям и формирование убеждения, что они не являются приемлемыми.

Программ рассчитана на проведение в подростково-молодежных группах (6 - 16 человек, желательно примерно одного возраста, занимающихся сходными видами спорта и имеющих примерно одинаковый уровень достижений). Подразумевается, что участники активно занимаются спортом и имеют первоначальное знакомство с проблемой допинга. В качестве ведущего программы может выступать тренер или спортивный психолог.

Краткое содержание программы

Предлагаемый вариант рассчитан ориентировочно на 4 встречи по 45 мин., но, в зависимости от размера группы и подробности обсуждения входящих в состав программы вопросов, для выполнения описанной работы может потребоваться 3 -5 занятий.

Занятие №1

Представление ведущего, обоснование актуальности проблемы допинга и борьбы с ним. Формулирование определения понятия «допинг».

Беседа на тему «Мотивация допинга». (Свободный рассказ с элементами диалога про то, что, собственно, побуждает спортсменов к таким действиям, подвергая риску свое здоровье и репутацию, нарушая морально-этические принципы).

«Мозговой штурм» на тему «Причины, побуждающие к допингу» (в подгруппах по 3 - 4 человека), представление результатов. Формирование общего перечня факторов, могущих подтолкнуть к таким действиям.

Заполнение таблицы «Плюсы и минусы» (первый этап выполняется участниками в подгруппах, на втором ведущий с их слов заполняет общую таблицу, при необходимости добавляя не отмеченные молодыми спортсменами нюансы).

Преимущества даваемые допингом

«Цена вопроса»

Очевидные недостатки

Скрытые риски

1

2

3

При обсуждении и подведении итогов акцент делается на содержании колонок 2 и 3.

Занятие №2

Знакомство с основными разновидностями допинга. Занятие начинается с небольшого рассказа ведущего о том, что такое допинг, на каком основании те или иные действия относят к допингу, почему они запрещены в спорте. Дальнейшая работа организована следующим образом: подростки делятся на 6 подгрупп, в каждую из них дается для совместного прочтения и обсуждения текст с кратким описанием одного из видов допинга и обоснованием причин его запрещения в спорте (объем каждого текста приблизительно полторы страницы). Потом представители каждой из подгрупп рассказывают другим то, что они узнали про вид допинга, описанный в доставшейся им распечатке.

Рассматриваются такие группы препаратов и процедур: анаболические стероиды, бета-2-антагонисты, пептидные гормоны и их аналоги, диуретики, стимуляторы и наркотики, запрещенные допинговые методы.

Завершается занятие групповой дискуссией «Скептики». Ведущий озвучивает несколько стереотипных суждений о допинге (их якобы применяют практически все спортсмены, при «правильном» применении невозможно разоблачение и т. п.). Задача участников - рассуждая с позиции экспертов, придерживающихся скептического взгляда на данные суждения, выдвинуть как можно больше аргументов против них.

Занятие №3

Занятие начинается с краткого рассказа ведущего о том, какие не связанные с допингом способы позволяют обеспечить рост спортивных результатов. В дальнейшем оцениваются требования, которым должны отвечать эти способы, чтобы обеспечить максимальную эффективность. По результатам заполняется таблица, подобная приведенной ниже (сначала варианты выдвигаются методом «Мозгового штурма» в подгруппах по 4 - 5 человек, потом ведущий заполняет сводный вариант таблицы, при необходимости добавляя упущенные участниками условия).

Способ повышения результатов

Каким требованиям должен отвечать этот способ, чтобы показать максимальную эффективность?

Обычная тренировка.

 

Специальные тренировочные условия (например, высокогорная подготовка).

 

Психологическая подготовка.

 

Рациональная организация жизнедеятельности.

 

Использование разрешенных достижений спортивной медицины.

 

Групповая дискуссия «Парадоксы». Участникам предлагаются некоторые суждения о допинге, выглядящие на первый взгляд парадоксально, содержащие противоречия (например, утверждение, что допинг был в спорте всегда, а в проблему он превратился только благодаря борьбе с ним). Сначала подобные утверждения совместно с ведущим обсуждаются с позиции того, содержат ли они долю истины и какие последствия может иметь их признание, а потом даются комментарии с позиции скептически настроенного эксперта.

Занятие №4

Оценка потенциальной эффективности различных слоганов социальной рекламы, направленной на искоренение допинга. Предлагается ряд слоганов антидопинговой тематики (например, «На олимпийском флаге пятен нет», «Победа - личное достижение спортсмена, а не фармаколога»), участникам предлагается оценить их потенциальную эффективность по 5-балльной шкале.

Изготовление и презентация коллажей - плакатов антидопинговой направленности. Плакаты готовятся в подгруппах по 3 - 4 человека, при этом можно использовать рисовальные принадлежности, вырезки из печатных изданий, фотографии и т. п.

Конкретизация личных целей и ресурсов в области спорта. Каждый участник формулирует ответы на следующие вопросы:

  • Какую цель я ставлю для себя в спорте на ближайший год?
  • Какие именно шаги мне нужно предпринять для достижения этой цели?
  • Какие шаги мной уже сделаны? Что свидетельствует о том, что я уже нахожусь на пути к этой цели?
  • На какие ресурсы в достижении цели я могу опереться?
  • Что именно я должен сделать, чтобы как можно быстрее продвинуться к этой цели на один шаг? Когда я это сделаю?

Подробный ход занятий и необходимые для работы информационно-справочные материалы представлены в книге автора «Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами».

Литература

Грецов А. Г. Методика антидопинговой работы с молодыми спортсменами / Методические рекомендации. - СПб., ФГУ СПбНИИФК, 2009. - 48 стр.

Теги: исследование, антидопинговая работа.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Грецов А.Г.
    • Заглавие

      Основное
      Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2011
      Обозначение и номер части
      № 2
      Сведения о местоположении
      C. 16-18
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Антидопинг
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Грецов А.Г. — Методика профилактики допинга среди молодых спортсменов // Адаптивная физическая культура. - 2011. № 2. C. 16-18

    Посмотреть полное описание