00:00, 25 марта 2012, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения

Автор:
Макина Л. Р.
Источник:
Выпуск:
1 (49) 2012, 25 марта 2012
Страницы:
38-39
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Инваспорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения занимающихся в учебно-тренировочных группах. Определено, что мотивация и самооценка личности меняется в процессе занятий спортом.

Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения

Ключевые слова: мотив, мотивация спортивной деятельности, самооценка личности, спортсмены с нарушением зрения, учебно-тренировочные группы.

Аннотация. Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения занимающихся в учебно-тренировочных группах. Определено, что мотивация и самооценка личности меняется в процессе занятий спортом.

Контакт:

The analysis of motivation and self-assessment of visually impaired track-and-field athletes

Makina L. R., PhD, Assistant Professor

Bashkir Institute of Physical Education, a branch of the Urals State University of Physical Culture, Ufa

Keywords: motivation, motivation, sports activities, self-identity, athletes with visual impairments, teaching and training groups.

Abstract. The analysis of motivation and self-identity visually impaired athletes involved in the training groups. It was determined that the motivation and self-identity changes during exercise.

Введение

Развитие физических качеств связано с индивидуально-психологическими особенностями спортсменов, которые меняются в процессе спортивной подготовки. Особое место в психологическом обеспечении спортивной деятельности занимает мотивация, побуждающая человека заниматься спортом [2, 5]. Мотив служит побуждением определенной активности, к удовлетворению потребности определенным способом. Мотивы позволяют понять, почему именно ставятся те или иные цели, развивается неугасимое стремление к их достижению [2]. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы. Мотивация выполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: является пусковым механизмом деятельности; поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов [6].

По мнению М. И. Земцовой (1977), В. А. Лапшина (1990) и Н. Д. Левитова (1975), влияние дефекта зрения на формирование личности будет проявляться по-разному в зависимости от содержания и условий деятельности, от характера, степени и структуры нарушенных функций, от состояния нервной системы и всего организма и, наконец, от целого ряда особенностей, характеризующих непосредственно личность человека [1, 3, 4].

Поэтому немаловажное значение для слабовидящих имеют самооценка. На самооценку личности в условиях зрительной патологии, по мнению Р. С. Уэйнберг (2001), в значительной мере оказывает влияние степень нарушения зрительных функций [8]. Оценка себя как инвалида, ограниченного в своих возможностях, имеет глубокие социально-психологические последствия. Причинами появления комплекса неполноценности является чувство «переживания дефекта» человеком со зрительной патологией [1].

Экспериментальная часть

Исследование проводилось в учебно-тренировочных группах (20072009 гг.), на базе ДЮСШ №20 г. Уфы. В эксперименте приняли участие: в контрольной группе 14 спортсменов, в экспериментальной - 17. Тестирование проводилось в конце подготовительного периода. Методика проведения тренировочных занятий в контрольной и экспериментальной группах отличалась. В экспериментальной группе нагрузки были больше аэробного характера, с акцентом на развитие координационных способностей, общей выносливости. В контрольной группе нагрузка характеризовалась скоростно-силовой направленностью.

Выявление доминирующих мотивов спортивной деятельности проводилось по методике Е. А. Калинина, самооценка личности по тест-опроснику Ю. Я. Киселева.

Мотивы спортивной деятельности не только побуждают человека заниматься спортом, но и придают занятиям субъективный, личностный смысл. Результаты изменений мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушением зрения представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Изменение мотивации спортивной деятельности спортсменов с нарушения зрения

Направленность мотивации

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Мотив в достижении цели (баллы)

ЭГ
КГ

3,1±0,4
3,0±0,5

3,6±0,4
3,7±0,3

5,8±0,8
4,7±0,6

Мотив в борьбе, соперничестве (баллы)

ЭГ
КГ

5,4±0,5
4,8±0,7

6,2±0,8
5,8±0,6

7,2±0,3
6,3±0,5

Мотив в совершенствовании (баллы)

ЭГ
КГ

3,3±0,8
3,2±0,8

4,2±0,4
3,6±0,4

7,3±0,4
5,5±0,5

Мотив в общении, коллективной деятельности (баллы)

ЭГ КГ

7,2±0,8
6,8±0,9

7,5±0,5
7,0±0,8

8,2±0,3
7,9±0,4

Мотив в приобретении (баллы)

ЭГ КГ

7,2±0,5
6,7±0,8

7,0±0,5
7,5±0,6

7,5±0,4
7,6±0,4

Анализируя результаты анкетирования мотивов достижения цели, было выявлено, что в 2007 г. данный мотив в обеих группах был выражен на низком уровне (ЭГ 3,1±0,4 балла; КГ 3,0±0,5 балла). Низкий уровень выраженности мотива сохранился и через год анкетирования (ЭГ 3,6±0,4 балла, КГ 3,7±0,3 балла). Это объясняется тем, что, на начальной стадии занятия спортом нет определенности, стойкости в достижении цели, что согласуется с мнением А. Ц. Пуни [7]. Дальнейшее развитие данного мотива связано с достижением определенных успехов, с устойчивостью занятий избранным видом спорта. Это мы наблюдаем на этапах углубленной специализации. В экспериментальной группе мотив достижения цели в 2008 г. соответствовал средней выраженности (5,8±0,8 балла), на следующий год стал высоким (7,2±0,3 балла). В контрольной группе данный мотив стал соответствовать среднему уровню выраженности: 2008 г. - 4,7±0,6 балла; 2009 г. -5,7±0,3 балла.

Результаты выраженности мотива в борьбе и соперничестве на начальных этапах соответствовали среднему уровню: ЭГ - 5,4±0,5 балла; КГ -4,8±0,7 балла. На последующих этапах данный показатель в экспериментальной группе возрос до очень высокого значения (9,1±0,4 балла), в контрольной группе в конце эксперимента данный мотив был высоким (7,1±0,4 балла). В процессе проведения беседы было выявлено, что спортсмены с нарушением зрения готовы самоотверженно бороться на соревнованиях различного уровня.

В экспериментальной группе изменения были выявлены также и по мотиву совершенствования: данный мотив с низким уровнем (3,3±0,8 балла) поднялся до очень высокой выраженности (9,2±0,3 балла), тогда как в контрольной группе данный мотив с низкой выраженностью (3,2±0,8 балла) вырос только до среднего уровня выраженности (6,2±0,3 балла). Было выявлено, что спортсмены с нарушением зрения в процессе занятий спортом стремятся к гармоничному физическому и духовному развитию. Свой успех спортсмены связывают с собственными стараниями и способностями.

Анализируя результаты мотивов в общении, коллективной деятельности и мотивов в приобретении было выявлено, что данные мотивы в обеих группах на протяжении четырех лет находились на высоком уровне: 2007 г. - ЭГ 7,2±0,8 балла, КГ 6,8±0,9 балла; 2008 г. - ЭГ 7,5±0,5 балла, КГ 7,0±0,8 балла; 2009 г. - ЭГ 8,2±0,3 балла, КГ 7,9±0,4 балла. Анализ научно-методической литературы показал, что мотив в общении, коллективной деятельности у здоровых спортсменов наиболее выражен в группах начальной подготовки, в последующем данный мотив для высококвалифицированных спортсменов не является значимым. Но для спортсменов с нарушением зрения занятия спортом это возможность установить многочисленные дружеские контакты, интересно и приятно провести время. По словам И. Г. Келишева (1977), сущность данного мотива выражается в желании людей заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и ровесников, то есть, чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом [8]. Их удерживают в спортивной секции симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Кроме того, для спортсменов с нарушением зрения имеет значение мотив в приобретении, так как профессиональное занятие спортом является не только деятельностью, но и является источником материальной прибыли. Поэтому данный мотив в контрольной и экспериментальной группах был на протяжении всего эксперимента на высоком уровне выраженности: 2007 г. - ЭК 7,2±0,5, КГ 6,7±0,8; 2008 г. - ЭГ 7,0±0,5, КГ 7,5±0,6; 2009 г. - ЭГ 7,5±0,4, КГ 7,6±0,4.

Уровень самооценки определялся по методике С. А. Будаси, модифицированной Ю. Я. Киселевым. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты самооценки спортсменов с нарушением зрения учебно-тренировочной группы

Этапы эксперимента

Показатели самооценки (коэффициент)

ЭГ

КГ

1. 2007 г.
2. 2008 г.
3. 2009 г.

0,29±0,03
0,31±0,02
0,45±0,03

0,21±0,02
0,34±0,03
0,35±0,04

В результате проведенного анализа было выявлено, что в контрольной группе в начале занятий в учебно-тренировочной группе данный показатель соответствовал очень низкому уровню выраженности (0,21±0,02). За время занятий в учебно-тренировочной группе данный показатель вырос до 0,35±0,04 и стал соответствовать низкому уровню.

В экспериментальной группе в начале эксперимента в учебно-тренировочной группе коэффициент самооценки соответствовал низкому уровню (0,29±0,03). В течение эксперимента самооценка у спортсменов с нарушением зрения изменилась до среднего (0,45±0,03).

Выводы

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что существенным стимулом к активной спортивной деятельности для спортсменов с нарушением зрения являются такие компоненты мотива, как мотив достижения цели и совершенствования. Спортсмены с нарушением зрения по мере повышения спортивного мастерства готовы к борьбе и соперничеству. Данные спортсмены ориентированы на обеспеченную жизнь, и большое значение для них имеет общение, которое они получают на тренировках и соревнованиях. Также полученные данные свидетельствуют о том, что мотивы спортивной деятельности меняются в зависимости от стажа занятий спортом, как в контрольной, так и в экспериментальной группах.

Также в экспериментальной группе были получены положительные изменения по показателям самооценки. Это можно объяснить тем, что благодаря предложенной методике в данной группе были значительно улучшены спортивные результаты. Спортсмены экспериментальной группы поверили в свои силы, стали реально оценивать своё состояния.

Следовательно, занятия спортом для спортсменов с нарушением зрения способствуют повышению мотивации и изменению самооценки.

Литература

  1. Земцова М. И. Особенности зрительного восприятия при глубоком нарушении зрения у детей [Текст] //Специальная школа. - 1977. № 1. С. 89-99.
  2. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы [Текст]. СПб.: Питер, 2004. 512 с.
  3. Лапшин В. А. Основы дефектологии [Текст]. М.: Просвещение, 1990. 143 с.
  4. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека [Текст]. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  5. Найдиффер Р. М. Психология соревнующегося спортсмена [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1979. 224 с.
  6. Пилоян Р А. Мотивация спортивной деятельности [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1984. 104 с.
  7. Пуни А. И. Очерки психологии спорта [Текст]. М.: Физкультура и спорт, 1967. 376 с.
  8. Уэйнберг Р. С. Основы психологии спорта и физической культуры [Текст]. Киев: Олимпийская литература, 2001. 336 с.

Теги: исследование, мотивация спортивной деятельности, самооценка личности, спортсмены с нарушением зрения, учебно-тренировочные группы.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Макина Л. Р.
    • Заглавие

      Основное
      Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 1
      Сведения о местоположении
      C. 38-39
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Инваспорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Макина Л. Р. — Анализ мотивации и самооценки личности легкоатлетов с нарушением зрения // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 1. C. 38-39

    Посмотреть полное описание