00:00, 23 сентября 2012, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Взгляд на проблему формирования у больного специальных знаний как основы системных связей реабилитолога и пациента

Авторы:
Курысь В. Н., Мисюков В. В.
Источник:
Выпуск:
3 (51) 2012, 23 сентября 2012
Страницы:
52-54
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Инваспорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ, Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

В статье рассматриваются интеллектуальные основы системы «реабилитолог-пациент». Целенаправленное формирование общих специальных знаний у больного представлено как основа создания эффективного языка общения с реабилитологом и как база развития осознанных мотивов и потребностей у пациента

Взгляд на проблему формирования у больного специальных знаний как основы системных связей реабилитолога и пациента

Ключевые слова: остеоартроз, реабилитолог, пациент, образование, мотивы, потребности

Аннотация. В статье рассматриваются интеллектуальные основы системы «реабилитолог-пациент». Целенаправленное формирование общих специальных знаний у больного представлено как основа создания эффективного языка общения с реабилитологом и как база развития осознанных мотивов и потребностей у пациента в успешном участии при устранении собственной патологии. Формирование элементарных специальных знаний у больного рассматривается как предпосылка целенаправленного, грамотного осуществления процесса самореабилитации по индивидуальным программам при контроле и коррекции со стороны реабилитолога.

Контакт:

A look at the problem of forming the patient's specific knowledge as the foundation links a rehabilitologist and patient

Dr. Kurys V. N., Professor, Doctor of Biology.

Misyukov V. V., postgraduate student North-Caucasian Federal University, Stavropol

Keywords: osteoarthritis, rehabilitator, patient, education, motivation, needs.

Abstract. This article discusses the intellectual foundations of the system «in rehabilitologist - the patient». The purposeful creation of common expertise in the patient presented as a basis for an effective common language with rehabilitologists and how to base the development of a conscious motives and needs of the patient in the successful participation in the elimination of their own pathology. Formation of elementary special knowledge the patient is considered as a prerequisite for a focused, competent implementation of the rehabilitation process itself on individual programs for the control and correction of the rehabilitologist.

По данным официальной статистики в Российской Федерации наблюдается тенденция роста удельного веса заболеваний и травм опорно-двигательного аппарата, как в старших, так и в средних возрастных группах населения. Это послужило основанием для рассмотрения проблемы болезней опорно-двигательной системы на уровне Всемирной Организации Здравоохранения, которая объявила 2000-2010 гг. «Международным десятилетием болезней костей и суставов» [1].

Остеоартроз является одной из наиболее распространенных патологий группы костно-мышечных заболеваний. Неуклонный рост числа пациентов, страдающих этим заболеванием, свидетельствует о существующих неразрешенных проблемах в процессе лечения и восстановления лиц с артрозом [2]. Больные остеоартрозом испытывают затруднения в передвижении, самообслуживании, ограничения в социальных взаимодействиях, а с повышением степени инвалидности - и в контактах даже с близкими людьми. Согласно данным исследования, проведенного Б. Москалевич (2001), «многие из них живут вне гласного русла жизни или даже в определенной общественной изоляции» [3].

В последние годы в зарубежной практике посвящение больных в области собственной патологии стало обязательным элементом реабилитационного процесса при хронических заболеваниях (таких как остеопороз, астма, ревматоидный артрит и др.) [4]. Изучение трудов отечественных ученых в области спортивной медицины за последнее десятилетие позволило отметить, что в Российской Федерации явно недостаточно внимания уделяется формированию знаний у пациентов о патологиях опорно-двигательного аппарата [5, 6, 7]. Попытки элементарного образования больных предпринимаются в настоящее время достаточно широко, в основном, достаточно распространенной патологии: например, образование больных с артериальной гипертонией стало предметом одной из государственных программ. Многочисленные «астма-школы» и «школы» для больных диабетом призваны через улучшение медицинской осведомленности оптимизировать лечебный процесс, и что, важно, осуществлять профилактику заболеваний.

Мы полагаем, что формирование знаний у лиц с патологией крупного сустава должно быть направленно на появление общего языка общения между пациентами и реабилитологом, как основы осознанного участия больного в процессе восстановления. Это, на наш взгляд, будет способствовать пониманию пациентом сути своей патологии и формированию представлений о средствах и способах реабилитации и самореабилитации. В процессе лечения пациент и реабилитолог должны создать своеобразный творческий союз в борьбе с патологией. Такой контакт напрямую с больным, с анализом конкретных реабилитационных ситуаций, позволяет добиться стойкого усвоения знаний, сформированности способов познания о сути болезни и борьбы с нею, достижения готовности к сотрудничеству с лечащим врачом и появления личной ответственности пациента за результаты терапии.

Уровень осведомленности населения о вредных для здоровья факторах в целом невысок. По данным некоторых исследований, пациенты не имеют информации не только о методах устранения своей патологии, но и не знакомы с побочными эффектами применяемого лечения [8]. Более того, они не располагают достаточными знаниями о естественных способах восстановления, которые в настоящее время менее распространены, по сравнению с медикаментозными и хирургическими методами лечения. Это свидетельствует о том, что овладение специально созданными образовательными программами в процессе лечебных мероприятий и повышение информированности населения о факторах риска ревматологических заболеваний (таких как артроз, артрит, остеохондроз и др.), является непростой и важной задачей реабилитолога в процессе восстановления двигательных функций пациента.

В результате исследования состояния проблемы системной взаимосвязи лечащего врача (реабилитолога) и пациента, как основы совместного активного участия в ликвидации патологии выявлен ряд противоречий, которые требуют разрешения. Среди них - безусловная целесообразность получения пациентами с патологиями опорно-двигательного аппарата общих системных медицинских знаний по проблемам своего здоровья, как предпосылки осознанного участия в процессе ликвидации патологии с одной стороны и практическое отсутствие в процессе лечения организованных форм целенаправленного формирования знаний у больных. Существует явная потребность активного, целесообразного, осознанного участия пациента в процессе реабилитации, но при этом отсутствуют организационные и содержательные предпосылки формирования мотивов и потребностей для участия пациента в этом процессе, основанных на приобретенных системных знаниях. Со стороны реабилитолога, как правило, проявляется потребность в получении возможно точной информации от пациента об особенностях лечебного воздействия, как основы внесения коррекции в этот процесс, но при этом имеется недостаточная осведомленность больного о сущности своей патологи, технологиях лечебного воздействия, как предпосылки появления эффективной обратной связи с реабилитологом. Проблема формирования целесообразного, активного и эффективного участия пациента в ликвидации собственной патологии на основе полученных знаний осознанных мотивов и потребностей в этой деятельности, обусловлена отсутствием в реабилитационном процессе реальных интеллектуальных и организационных оснований для осуществления этого процесса. Мы убеждены в необходимости формирования в пациенте союзника, единомышленника реабилитолога для решения проблемы патологии, но при этом, констатируем отсутствие, как правило, значимой, образовательной основы такого взаимодействия. В лечебно-педагогическом сообществе появляется тенденция к реабилитационной деятельности в интеллектуальном содружестве с пациентом, но при этом, отсутствует научно-обоснованное программное обеспечение процесса формирования специальных знаний у пациентов, что следует отнести к одной из частных проблем сферы лечебной и адаптивной физической культуры.

Установленные противоречия позволяют очертить контуры проблемы, в рамках которой целесообразно развивать тему данного исследования. Она заключается в теоретико-методологическом содержательном и организационном обеспечении процесса общего образования пациентов по предмету их патологий, как основы создания творческого союза больного и реабилитолога, и что очень важно, в формировании прямой и обратной связи в системе «реабилитолог-пациент», как непременного условия целесообразной коррекции лечебного процесса, а, в конечном счете, его эффективности.

В настоящее время одним из основных источников познания пациента обремененного остеоартрозом причин заболевания, механизмов течения, способов и методов восстановления являются интернет-ресурсы, которые зачастую содержат, в основном, ненаучную, чрезмерно обобщенную и часто недостоверную информацию. Это не способствует адекватной оценке методов лечения, что приводит пациента в замешательство и способствует примитивному представлению о применяемых методах лечения, а, в конечном счете, к неконструктивному участию в этом процессе. Так, Beall М. С. выявил, что никто из тех пациентов, пользующихся интернет-ресурсами, не выразил беспокойства относительно достоверности полученного материала [9]. Это свидетельствует о широком, интеллектуально обеспеченном информационном поле, позволяющем сравнивать, оценивать информацию, делать обоснованный выбор в собственной деятельности.

Несмотря на создание в регионах России «Школ ревматологических больных», в которых применяются регламентирующие материалы [10], следует констатировать, что на сегодняшний день организационно-методическое обеспечение не может удовлетворить запросы практики реабилитации. Также существуют «интернет-школы артроза», которые призывают к сотрудничеству пациента и врача. Их цель - дать человеку с патологией общую информацию о суставах, об основном недуге суставов -артрозе, о том, как избежать заболевания и как с ним бороться. По-нашему мнению, такая дистанционная форма обучения, безусловно, имеет право на существование, но далеко не в полной мере способствует привлечению пациентов к самореабилитации, поскольку в ней отсутствует реальная прямая интеллектуально-коррекционная связь между реабилитологом и пациентом. Несмотря на «помолодевший» возраст болезни (от 27,5 до 97% лиц с патологией это пациенты в возрасте от 50 лет [11]), большинство лиц старшего поколения малообразованны в сфере информационных технологий и способах познания. При острой фазе заболевания необходима мобильная адекватная помощь человеку, адаптированная к каждому пациенту в соответствии с личными показателями и существующими противопоказаниями, что неосуществимо в дистанционном режиме. В интернет-ресурсах не встречаются противопоказания при лечении остеоартроза, что без соответствующей консультации специалиста может привести к прогрессированию течения патологии. Там не менее, существование интернет-школ и других онлайн-ресурсов, безусловно, важно для повышения информированности пациентов при условии совершенствования их функционирования.

Пациент должен знать как о положительных сторонах применения определенного лечения, так и о его недостатках для создания полного представления обо всем процессе лечения. Информация должна быть адаптирована к познавательным возможностям пациентов, не имеющих специальных медицинских знаний. Если при лечении острого состояния ответственность за состояние больного лежит в полной мере на враче, то при профилактическом подходе ответственность должна паритетно, на наш взгляд, ложится на пациента.

Формирование знаний и способов познания у пациента об эффективном воздействии на патологию должно являться базовой составляющей непрерывного образовательного процесса, связанного с человеком, его здоровьем в онтогенетическом аспекте в процессе восстановления человека с патологией (остеоартрозом). Реабилитолог, полагаем, должен нести функцию педагога, формировать знания пациента с целью получения единомышленника со стороны больного. Сотрудничество пациента и врача -это психологическое единство, которое определяет процесс лечения, прогноз и результат восстановления. Даже при точной диагностике и грамотно назначенном процессе лечении его эффективность будет низкой, если пациент не следует назначению и внутренне не участвует в процессе реабилитации.

Мы полагаем, что формирование специальных общих знаний у пациента его лечащим врачом (реабилитологом) должно проходить в индивидуальной форме в соответствии с ходом процесса восстановления пациента к постепенной социальной адаптации его к трудоспособности на основе интеллектуальной специально разработанной и научно обоснованной программы реабилитации. Полагаем, что индивидуальная форма просвещения пациентов, в отличие от групповой, позволит создать эффективный тандем реабилитолога-педагога и больного основанный на личном взаимодоверии. Единичные исследования зарубежных специалистов о необходимости развития процесса образования пациентов показывают, что просвещение больных с ревматическими заболеваниями в области сути патологии и путей её устранения улучшает физическую и что важно психическую составляющую здоровья больного, и, видимо, приводит к активной адаптации в социуме.

Из отмеченного выше, следует необходимость разработки теоретико-методологического, содержательного и методического обеспечения процесса образования пациента, его экспериментального обоснования в сочетании с применением средств и методов физической культуры при устранении патологий крупных суставов. По нашему мнению процесс восстановления должен основываться на научно обоснованной программе реабилитации средствами и методами физической культуры в сочетании с образовательным компонентом.

Таким образом, формирование оперативного системного и программно-обеспеченного знания у пациентов должно стать действенной основой создания творческого союза между реабилитологом и больным. Общее образование пациентов в сфере своей патологии, несомненно, будет способствовать созданию и формированию прямой и обратной информационной связи между реабилитологом и пациентом, как основы введения коррекции в реабилитационную деятельность и удвоения борьбы с патологией за счет осознанного активного участия больного в этом процессе.

Литература

  1. Насонов Е. Л. Международная декада, посвященная костно-суставным нарушениям // Русский медицинский журнал, 2002. Т. 10. № 22. - С. 991.
  2. Алексеева Л. И., Цветкова Е. С. Остеоар-троз: из прошлого в будущее // Научно-практическая ревматология, 2009. № 2. - С. 31-37.
  3. Москалевич Б. И. Ревматические заболевания - проблема, недооцениваемая общественным здравоохранением в Польше. // Науч. практ. ревмат., 2001. № 1. -С. 11-15.
  4. Виноградова А. С. Роль информации о болезни в системе реабилитации больных остеоартрозом: дис.... канд. мед. наук. Ярославль, 2005. - 125 с.
  5. Бутаев Б. Г. Ультрафонофорез бальзама «АРТРО-АКТИВ» в восстановительном лечении больных гонартрозом: автореф. дисс. канд. мед. наук. М, 2009. - 24 с.
  6. Сазонова Н. В. Организация специализированной ортопедической помощи больным остеоартрозами тазобедренного и коленного суставов: автореф. дис.... докт. мед. наук. Курган, 2009. - 48 с.
  7. Мисько К. В. Связь уровня дегидроэпиандростерона сульфата в крови с особенностями остеоартроза: автореф. дис.... канд. мед. наук. Нижний Новгород, 2008 - 23 с.
  8. Адамова И. В. Технология комплексных занятий оздоровительными видами гимнастики и плавания с женщинами 35-45 лет: дис.... канд. пед. наук. Москва, 2000. - 216 c.
  9. Beall M. S. 3rd., Beall M. S. Jr., Greenfield M. L., Biermann JS. Patient Internet use in a community outpatient orthopedic practice. Iowa Orthop. J. 2002; 22: 103-107.
  10. Ребров А. П., Белоусова В. Г., Инамова О. В. Внедрение программы образования больных в ревматологическом стационаре. / Ребров А. П., Белоусова В. Г., Инамова О. B. // Научн. практ. ревмат., 2002. № 4. - C. 121.
  11. Михайлов А. Н., Алешкевич А. И., Фундаментальные и прикладные аспекты этиопатогенеза и клинико-рентгенологической диагностики гонартроза / А. Н. Михайлов, А. И. Алешкевич // Медицинские новости, 2004. N 12. - С. 15-20.

Теги: потребности, исследование, мотив, пациент, остеоартроз, реабилитолог.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Авторы

      Первый автор
      Курысь В. Н.
      Другой автор
      Мисюков В. В.
    • Заглавие

      Основное
      Взгляд на проблему формирования у больного специальных знаний как основы системных связей реабилитолога и пациента
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 3
      Сведения о местоположении
      C. 52-54
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Инваспорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Курысь В. Н. — Взгляд на проблему формирования у больного специальных знаний как основы системных связей реабилитолога и пациента // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 3. C. 52-54

    Мисюков В. В. — Взгляд на проблему формирования у больного специальных знаний как основы системных связей реабилитолога и пациента // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 3. C. 52-54

    Посмотреть полное описание