01:01, 03 марта 2009, Научные статьи
Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике
|
Аннотация
Нестерова Т.В., Богорад О.А. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация . В результате исследования были получены данные о соотношении средств выразительности в спортивно-художественных композициях спортивного, музыкального и этюдно-образного стилей.
Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике
Нестерова Т.В., Богорад О.А.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
Аннотация. В результате исследования были получены данные о соотношении средств выразительности в спортивно-художественных композициях спортивного, музыкального и этюдно-образного стилей.
Ключевые слова: композиция, средства выразительности, критерии зрелищности.
Введение.
Современные спортивно-художественные представления и показательные выступления в художественной гимнастике - это не просто демонстрация профессиональных спортивных достижений спортсменки, а зрелищная, четко продуманная и хорошо организованная шоу-программа, выстроенная на основе всех законов режиссуры [5, 7]. Каждая композиция такой программы - это отдельное драматургическое произведение, подчиняющееся законам зрелищного действа. Под понятием зрелищности специалисты подразумевают, прежде всего, умение тронуть эмоции зрителя, а затем уже следует техническая сложность и уровень индивидуального мастерства [2].
В художественной гимнастике зрелищно значимой структурой движений, как правило, является совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание композиций. Поэтому зрелищная функция композиций художественной гимнастики заключается в том, что именно она обладает такой разнообразной палитрой средств выразительности, способствующих созданию художественных образов. Благодаря гибкости, пластике, высокой координации, умению спортсменок виртуозно владеть предметом спортивно-художественные композиции несут столь зрелищный характер [1, 3, 8].
Спортивно-художественные композиции - это синтез спорта и искусства, воплощающийся средствами театрализации, насыщенностью яркими, образными номерами хореографии и не менее образными высокопрофессиональными выступлениями представительниц художественной гимнастики. Именно образ, созданный в представлении может больше всего повлиять на переживание зрителей. Для его создания гимнастка должна демонстрировать художественность, выразительность, виртуозность, музыкальность, гармоничность и пластичность [4, 6].
Успех представления зависит от способности постановщика выйти на образное решение замысла композиции. Представление лишь тогда достигнет успеха, когда оно окажет существенное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние зрителя. Поэтому решение проблемы повышения зрелищности композиций посредством гармоничного сочетания средств выразительности представляется нам актуальной.
Работа выполнена в соответствии со Сводным планом НИР Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины на 2001-2005 гг. по теме 1.2.9. "Управление процессом подготовки в спортивных видах гимнастики".
Формулирование целей работы.
Цель работы.Провести анализ средств выразительности различных по стилю спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование (n = 30), анализ видеозаписей показательных выступлений (n = 20), педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
Результаты исследования.
Было установлено, что основными критериями зрелищности соревновательных композиций являются техничность, амплитуда, четкость, входящие в понятие спортивное мастерство. Критерии исполнительского мастерства в соревновательных программах имеют второстепенное значение. Поэтому видится целесообразным составлять специальные спортивно-художественные композиции для представления их в шоу-программах, которые смогут нести эмоциональный заряд, чем заинтересуют зрителя. Вместе с тем, результаты педагогических наблюдений показали, что в спортивно-художественных композициях чаще используются средства выразительности, характерные для соревновательных программ. Поэтому композиции, представленные в показательных выступлениях, не всегда зрелищные.
Основные компоненты спортивно-художественных композиций: выразительность, артистичность, пластика, музыкальность, естественность, посредством которых определяется уровень зрелищности композиции, объединяются в три основные группы средств (пластическая выразительность, художественный образ и музыкальная выразительность).
Анализ значимости критериев зрелищности [48] в программах видов спорта со сложной координационной структурой движений (фигурное катание, спортивная аэробика, спортивные танцы и т.д.) показал высокий рейтинг таких критериев, как техничность, оригинальность и точность, которые могут быть отнесены к проявлению спортивного мастерства спортсменок. Менее значимыми, по мнению специалистов, являются артистичность, пластичность, музыкальность и ритмичность, характеризующие исполнительское мастерство гимнасток (табл. 1).
С высокой степенью согласованности (W = 0,87) специалисты в качестве наиболее значимых критериев зрелищности соревновательных композиций художественной гимнастики определили техничность, амплитуду и четкость (табл. 1). Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что соревновательные композиции в первую очередь имеют спортивный характер и их главной целью является правильное исполнение обязательных групп трудностей. Демонстрируя техническое и исполнительское мастерство, гимнастки используют специфические средства, соотношение и разнообразие которых во многом обусловлено правилами соревнований. Наименее значимыми критериями зрелищности, по мнению респондентов, являются гармония и законченность движений, целостность и яркость композиций.
Таблица 1
Значимость критериев зрелищности в видах спорта со сложной координационной структурой движений
Рейтинг
|
Критерии зрелищности композиций
|
||
фигурное катание,
спортивные танцы, аэробика |
художественная гимнастика
|
||
спортивно-художественные
композиции |
соревновательные
композиции |
||
1
|
техничность
|
пластичность
|
техничность
|
2
|
оригинальность
|
музыкальность
|
амплитуда
|
3
|
точность
|
артистичность
|
четкость
|
4
|
артистичность
|
естественность
|
хореография
|
5
|
пластичность
|
гармония
|
пластичность
|
6
|
виртуозность
|
оригинальность
|
оригинальность
|
7
|
четкость
|
техничность
|
динамичность
|
8
|
естественность
|
хореография
|
темп
|
9
|
темп
|
целостность
|
музыкальность
|
10
|
чистота
|
динамичность
|
чистота
|
11
|
музыкальность
|
согласованность
|
точность
|
12
|
динамичность
|
четкость
|
артистичность
|
13
|
хореография
|
виртуозность
|
ритмичность
|
14
|
ритмичность
|
яркость
|
виртуозность
|
15
|
амплитуда
|
чистота
|
естественность
|
16
|
гармония
|
амплитуда
|
согласованность
|
17
|
законченность
|
темп
|
яркость
|
18
|
целостность
|
точность
|
гармония
|
19
|
согласованность
|
законченность
|
законченность
|
20
|
яркость
|
ритмичность
|
целостность
|
К основным критериям зрелищности, влияющим на восприятие зрителями спортивно-художественных композиций художественной гимнастики респонденты отнесли пластичность, музыкальность, артистичность (табл. 1). Была установлена различная степень согласованности мнений среди тренеров по художественной гимнастике (W = 0,91) и хореографов-постановщиков (W = 0,5). Хореографы-постановщики с высоким уровнем согласованности (W = 0,86) на первое место поставили артистичность, на второе - музыкальность, на третье - пластичность, на четвертое - естественность.
Известно, что главной задачей исполнителей спортивно-художественных композиций является способность донести до зрителя определенный эмоциональный заряд, идею посредством основных средств выразительности, которые в композициях художественной гимнастики представлены тремя группами: средства музыкального сопровождения, средства художественного образа и пластической выразительности, которым соответствуют определенные критерии зрелищности (табл. 2).
Таблица 2
Критерии зрелищности средств выразительности композиций художественной гимнастики
Средства выразительности
|
|||||
пластическая
выразительность |
музыкальное
сопровождение |
художественный
образ |
|||
критерии
зрелищности |
рейтинг
|
критерии
зрелищности |
рейтинг
|
критерии
зрелищности |
рейтинг
|
Спортивно-художественные композиции
|
|||||
пластичность
|
1
|
музыкальность
|
2
|
артистичность
|
3
|
техничность
|
7
|
динамичность
|
10
|
естественность
|
4
|
хореография
|
8
|
темп
|
17
|
гармония
|
5
|
четкость
|
12
|
законченность
|
19
|
оригинальность
|
6
|
виртуозность
|
13
|
ритмичность
|
20
|
целостность
|
9
|
чистота
|
15
|
|
|
согласованность
|
11
|
амплитуда
|
16
|
|
|
яркость
|
14
|
точность
|
18
|
|
|
|
|
Σi
|
90
|
Σi
|
68
|
Σi
|
52
|
Соревновательные композиции
|
|||||
техничность
|
1
|
динамичность
|
7
|
оригинальность
|
6
|
амплитуда
|
2
|
темп
|
8
|
артистичность
|
12
|
четкость
|
3
|
музыкальность
|
9
|
естественность
|
15
|
хореография
|
4
|
ритмичность
|
13
|
согласованность
|
16
|
пластичность
|
5
|
законченность
|
19
|
яркость
|
17
|
чистота
|
10
|
|
|
гармония
|
18
|
точность
|
11
|
|
|
целостность
|
20
|
виртуозность
|
14
|
|
|
|
|
Σi
|
50
|
Σi
|
56
|
Σi
|
104
|
Вычисление суммы рангов критериев зрелищности позволило определить значимость групп средств выразительности в композициях различной направленности.
Установлено, что наибольший вес в спортивно-художественных композициях имели средства выражения художественного образа. В соревновательных композициях в качестве наиболее значимых указывались средства пластической выразительности (табл. 2).
Анализ видеозаписей показал, что по соотношению средств выразительности спортивно-художественные композиции различных стилей (спортивный, музыкальный и этюдно-образный) имеют различия, что было выражено в оценках экспертов (рис. 1).

Рис. 1. Оценка значимости средств выразительности в различных стилях спортивно-художественных композиций (n = 20)
Сравнительный анализ различий средств выразительности в трех стилях спортивно-художественных композиций показал, что наиболее достоверные различия в проявлении художественного образа были установлены в этюдно-образном стиле композиций (Р < 0,05). Остальные показатели имели не достоверные различия (Р > 0,05). Это значительно выделяет зрелищную функцию этюдно-художественного образа в показательных композициях. Установлено, что этюдно-образный стиль по показателям пластической выразительности имел оценку экспертов на 0,9 балла выше по сравнению с композициями спортивного стиля и на 0,7 балла выше, чем в композициях музыкального стиля. По соотношению средств художественного образа этюдно-образный стиль имел оценку на 0,9 балла выше, чем спортивный и на 0,3 балла выше музыкального. В группе средств музыкальной выразительности этюдно-образный стиль превосходил на 0,9 балла композиции музыкального стиля и на 0,3 балла спортивного.
Таким образом, на зрелищность спортивно-художественных композиций спортивного стиля наибольшее влияние оказывают средства музыкальной выразительности и присутствие оригинальных элементов. Спортивный стиль спортивно-художественных композиций должен проявляться в демонстрации физических возможностей спортсменки, оригинальных и рискованных элементов при условии, что каждое движение четко соответствует музыкальному сопровождению.
Музыкальный стиль базируется на равномерном распределении средств пластической и музыкальной выразительности, художественного образа. Композиции такого стиля универсальны, но не очень зрелищны, поэтому в них необходимо еще использовать оригинальные элементы или предметы, а так же возможно перестроения и оригинальные перемещения, для повышения зрелищности.
Наиболее зрелищным, как показали исследования, является этюдно-образный стиль спортивно-художественных композиций. Основные средства выразительности этого стиля - средства создания спортсменками художественного образа с высоким уровнем проявления пластической выразительности при малом количестве оригинальных элементов. Композиции данного стиля должны иметь определенную тему и идею, что позволит воздействовать на эмоциональное состояние зрителя путем создания художественного образа.
Выводы
Основными средствами выразительности спортивно-художественных композиций являются пластическая и музыкальная выразительность, художественный образ. Каждое из средств сопряжено с характерными ему критериями зрелищности. Установлена значимость критериев зрелищности средств выразительности спортивно-художественных композиций:
- средства создания художественного образа: артистичность, естественность, гармония, оригинальность, целостность, согласованность яркость;
- средства пластической выразительности: пластичность, техничность, хореография, четкость, виртуозность, чистота, амплитуда, точность;
- средства музыкальной выразительности - музыкальность, динамичность, темп, законченность, ритмичность.
Спортивно-художественные композиции художественной гимнастики, согласно анализу научно-методической литературы, подразделяются на три стиля: спортивный, музыкальный и этюдно-образный, которые по результатам анализа видеозаписи имеют различное сочетание средств выразительности. Установлено, что наиболее зрелищным является этюдно-образный стиль исполнения композиций, который характеризуется максимальным содержанием средств создания художественного образа, при высоким содержании средств пластической и музыкальной выразительности, и низким количеством оригинальных элементов. В спортивном стиле средства выражения художественного образа менее актуальны, так как этот стиль основан на демонстрации физических качеств спортсмена, правильно подобранном музыкальном сопровождении и большом количестве оригинальных элементов. Музыкальный стиль имеет равномерное соотношение всех групп средств выразительности, при более выраженном содержании средств пластической выразительности.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем построения музыкально-двигательных композиций в художественной гимнастике.
Литература
1. Гончаренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи. - Ростов-на-Дону, 1987. - С. 125-128.
2. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного и исполнительского мастерства в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 69-73.
3. Карпенко Л.А., Румба О.Г. Выразительность в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 74-77.
4. Мірошніченко Т.М. Зміст та структура сучасних композицій групових вправ художньоi гімнастики // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. пр. за ред. Ермакова С.С. - Харків: ХДАДМ, 2005. - № 11. - С. 79 - 91.
5. Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений и праздников // Художественная гимнастика - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. - С. 267 - 281.
6. Омельянчик О.О. Стильове забарвлення композиційних послідовностей гімнастичних вправ // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - 2001. - № 3. - С. 19 - 22.
7. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) - М.: СпортАкадкемПресс, 2001. - 352 с.
8. Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 79-83.
Загрузка...
Полное библиографическое описание
-
Заглавие
- Основное
- Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике
-
Источник
- Заглавие
- Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского
- Дата
- 2009
-
Рубрики
- Предметная рубрика
- Образование
-
Языки текста
- Язык текста
- Русский
-
Электронный адрес
Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике // Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского. - 2009.
Посмотреть полное описание