01:01, 03 марта 2009, Научные статьи

Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского

Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике

Источник:
Рубрики:
Образование
Рассказать|
Аннотация

Нестерова Т.В., Богорад О.А. Национальный университет физического воспитания и спорта Украины Аннотация . В результате исследования были получены данные о соотношении средств выразительности в спортивно-художественных композициях спортивного, музыкального и этюдно-образного стилей.

Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике

Нестерова Т.В., Богорад О.А.
Национальный университет физического воспитания и спорта Украины
 
Аннотация. В результате исследования были получены данные о соотношении средств выразительности в спортивно-художественных композициях спортивного, музыкального и этюдно-образного стилей.
 
Ключевые слова: композиция, средства выразительности, критерии зрелищности.
 
Введение.
Современные спортивно-художественные представления и показательные выступления в художественной гимнастике - это не просто демонстрация профессиональных спортивных достижений спортсменки, а зрелищная, четко продуманная и хорошо организованная шоу-программа, выстроенная на основе всех законов режиссуры [5, 7]. Каждая композиция такой программы - это отдельное драматургическое произведение, подчиняющееся законам зрелищного действа. Под понятием зрелищности специалисты подразумевают, прежде всего, умение тронуть эмоции зрителя, а затем уже следует техническая сложность и уровень индивидуального мастерства [2].
В художественной гимнастике зрелищно значимой структурой движений, как правило, является совершенная форма, которая наилучшим способом выражает содержание композиций. Поэтому зрелищная функция композиций художественной гимнастики заключается в том, что именно она обладает такой разнообразной палитрой средств выразительности, способствующих созданию художественных образов. Благодаря гибкости, пластике, высокой координации, умению спортсменок виртуозно владеть предметом спортивно-художественные композиции несут столь зрелищный характер [1, 3, 8].
Спортивно-художественные композиции - это синтез спорта и искусства, воплощающийся средствами театрализации, насыщенностью яркими, образными номерами хореографии и не менее образными высокопрофессиональными выступлениями представительниц художественной гимнастики. Именно образ, созданный в представлении может больше всего повлиять на переживание зрителей. Для его создания гимнастка должна демонстрировать художественность, выразительность, виртуозность, музыкальность, гармоничность и пластичность [4, 6].
Успех представления зависит от способности постановщика выйти на образное решение замысла композиции. Представление лишь тогда достигнет успеха, когда оно окажет существенное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние зрителя. Поэтому решение проблемы повышения зрелищности композиций посредством гармоничного сочетания средств выразительности представляется нам актуальной.
Работа выполнена в соответствии со Сводным планом НИР Государственного комитета молодежной политики, спорта и туризма Украины на 2001-2005 гг. по теме 1.2.9. "Управление процессом подготовки в спортивных видах гимнастики".
 
Формулирование целей работы.
Цель работы.Провести анализ средств выразительности различных по стилю спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, анкетирование (n = 30), анализ видеозаписей показательных выступлений (n = 20), педагогическое наблюдение, методы математической статистики.
 
Результаты исследования.
Было установлено, что основными критериями зрелищности соревновательных композиций являются техничность, амплитуда, четкость, входящие в понятие спортивное мастерство. Критерии исполнительского мастерства в соревновательных программах имеют второстепенное значение. Поэтому видится целесообразным составлять специальные спортивно-художественные композиции для представления их в шоу-программах, которые смогут нести эмоциональный заряд, чем заинтересуют зрителя. Вместе с тем, результаты педагогических наблюдений показали, что в спортивно-художественных композициях чаще используются средства выразительности, характерные для соревновательных программ. Поэтому композиции, представленные в показательных выступлениях, не всегда зрелищные.
Основные компоненты спортивно-художественных композиций: выразительность, артистичность, пластика, музыкальность, естественность, посредством которых определяется уровень зрелищности композиции, объединяются в три основные группы средств (пластическая выразительность, художественный образ и музыкальная выразительность).
Анализ значимости критериев зрелищности [48] в программах видов спорта со сложной координационной структурой движений (фигурное катание, спортивная аэробика, спортивные танцы и т.д.) показал высокий рейтинг таких критериев, как техничность, оригинальность и точность, которые могут быть отнесены к проявлению спортивного мастерства спортсменок. Менее значимыми, по мнению специалистов, являются артистичность, пластичность, музыкальность и ритмичность, характеризующие исполнительское мастерство гимнасток (табл. 1).
С высокой степенью согласованности (W = 0,87) специалисты в качестве наиболее значимых критериев зрелищности соревновательных композиций художественной гимнастики определили техничность, амплитуду и четкость (табл. 1). Это, на наш взгляд, обусловлено тем, что соревновательные композиции в первую очередь имеют спортивный характер и их главной целью является правильное исполнение обязательных групп трудностей. Демонстрируя техническое и исполнительское мастерство, гимнастки используют специфические средства, соотношение и разнообразие которых во многом обусловлено правилами соревнований. Наименее значимыми критериями зрелищности, по мнению респондентов, являются гармония и законченность движений, целостность и яркость композиций.
 
Таблица 1
Значимость критериев зрелищности в видах спорта со сложной координационной структурой движений
 
Рейтинг
Критерии зрелищности композиций
фигурное катание,
спортивные танцы, аэробика
художественная гимнастика
спортивно-художественные
композиции
соревновательные
композиции
 1
техничность
пластичность
техничность
 2
оригинальность
музыкальность
амплитуда
 3
точность
артистичность
четкость
 4
артистичность
естественность
хореография
 5
пластичность
гармония
пластичность
 6
виртуозность
оригинальность
оригинальность
 7
четкость
техничность
динамичность
 8
естественность
хореография
темп
 9
темп
целостность
музыкальность
 10
чистота
динамичность
чистота
 11
музыкальность
согласованность
точность
 12
динамичность
четкость
артистичность
 13
хореография
виртуозность
ритмичность
 14
ритмичность
яркость
виртуозность
 15
амплитуда
чистота
естественность
 16
гармония
амплитуда
согласованность
 17
законченность
темп
яркость
 18
целостность
точность
гармония
 19
согласованность
законченность
законченность
 20
яркость
ритмичность
целостность
 
К основным критериям зрелищности, влияющим на восприятие зрителями спортивно-художественных композиций художественной гимнастики респонденты отнесли пластичность, музыкальность, артистичность (табл. 1). Была установлена различная степень согласованности мнений среди тренеров по художественной гимнастике (W = 0,91) и хореографов-постановщиков (W = 0,5). Хореографы-постановщики с высоким уровнем согласованности (W = 0,86) на первое место поставили артистичность, на второе - музыкальность, на третье - пластичность, на четвертое - естественность.
Известно, что главной задачей исполнителей спортивно-художественных композиций является способность донести до зрителя определенный эмоциональный заряд, идею посредством основных средств выразительности, которые в композициях художественной гимнастики представлены тремя группами: средства музыкального сопровождения, средства художественного образа и пластической выразительности, которым соответствуют определенные критерии зрелищности (табл. 2).
 
Таблица 2
Критерии зрелищности средств выразительности композиций художественной гимнастики
 
Средства выразительности
пластическая
выразительность
музыкальное
сопровождение
художественный
образ
критерии
зрелищности
рейтинг
критерии
зрелищности
рейтинг
критерии
зрелищности
рейтинг
Спортивно-художественные композиции
пластичность
1
музыкальность
2
артистичность
3
техничность
7
динамичность
10
естественность
4
хореография
8
темп
17
гармония
5
четкость
12
законченность
19
оригинальность
6
виртуозность
13
ритмичность
20
целостность
9
чистота
15
 
 
согласованность
11
амплитуда
16
 
 
яркость
14
точность
18
 
 
 
 
Σi
90
Σi
68
Σi
52
Соревновательные композиции
техничность
1
динамичность
7
оригинальность
6
амплитуда
2
темп
8
артистичность
12
четкость
3
музыкальность
9
естественность
15
хореография
4
ритмичность
13
согласованность
16
пластичность
5
законченность
19
яркость
17
чистота
10
 
 
гармония
18
точность
11
 
 
целостность
20
виртуозность
14
 
 
 
 
Σi
50
Σi
56
Σi
104
 
Вычисление суммы рангов критериев зрелищности позволило определить значимость групп средств выразительности в композициях различной направленности.
Установлено, что наибольший вес в спортивно-художественных композициях имели средства выражения художественного образа. В соревновательных композициях в качестве наиболее значимых указывались средства пластической выразительности (табл. 2).
Анализ видеозаписей показал, что по соотношению средств выразительности спортивно-художественные композиции различных стилей (спортивный, музыкальный и этюдно-образный) имеют различия, что было выражено в оценках экспертов (рис. 1).
 
 
Рис. 1. Оценка значимости средств выразительности в различных стилях спортивно-художественных композиций (n = 20)
 
Сравнительный анализ различий средств выразительности в трех стилях спортивно-художественных композиций показал, что наиболее достоверные различия в проявлении художественного образа были установлены в этюдно-образном стиле композиций (Р < 0,05). Остальные показатели имели не достоверные различия (Р > 0,05). Это значительно выделяет зрелищную функцию этюдно-художественного образа в показательных композициях. Установлено, что этюдно-образный стиль по показателям пластической выразительности имел оценку экспертов на 0,9 балла выше по сравнению с композициями спортивного стиля и на 0,7 балла выше, чем в композициях музыкального стиля. По соотношению средств художественного образа этюдно-образный стиль имел оценку на 0,9 балла выше, чем спортивный и на 0,3 балла выше музыкального. В группе средств музыкальной выразительности этюдно-образный стиль превосходил на 0,9 балла композиции музыкального стиля и на 0,3 балла спортивного.
Таким образом, на зрелищность спортивно-художественных композиций спортивного стиля наибольшее влияние оказывают средства музыкальной выразительности и присутствие оригинальных элементов. Спортивный стиль спортивно-художественных композиций должен проявляться в демонстрации физических возможностей спортсменки, оригинальных и рискованных элементов при условии, что каждое движение четко соответствует музыкальному сопровождению.
Музыкальный стиль базируется на равномерном распределении средств пластической и музыкальной выразительности, художественного образа. Композиции такого стиля универсальны, но не очень зрелищны, поэтому в них необходимо еще использовать оригинальные элементы или предметы, а так же возможно перестроения и оригинальные перемещения, для повышения зрелищности.
Наиболее зрелищным, как показали исследования, является этюдно-образный стиль спортивно-художественных композиций. Основные средства выразительности этого стиля - средства создания спортсменками художественного образа с высоким уровнем проявления пластической выразительности при малом количестве оригинальных элементов. Композиции данного стиля должны иметь определенную тему и идею, что позволит воздействовать на эмоциональное состояние зрителя путем создания художественного образа.
 
Выводы
Основными средствами выразительности спортивно-художественных композиций являются пластическая и музыкальная выразительность, художественный образ. Каждое из средств сопряжено с характерными ему критериями зрелищности. Установлена значимость критериев зрелищности средств выразительности спортивно-художественных композиций:
  • средства создания художественного образа: артистичность, естественность, гармония, оригинальность, целостность, согласованность яркость;
  • средства пластической выразительности: пластичность, техничность, хореография, четкость, виртуозность, чистота, амплитуда, точность;
  • средства музыкальной выразительности - музыкальность, динамичность, темп, законченность, ритмичность.
Спортивно-художественные композиции художественной гимнастики, согласно анализу научно-методической литературы, подразделяются на три стиля: спортивный, музыкальный и этюдно-образный, которые по результатам анализа видеозаписи имеют различное сочетание средств выразительности. Установлено, что наиболее зрелищным является этюдно-образный стиль исполнения композиций, который характеризуется максимальным содержанием средств создания художественного образа, при высоким содержании средств пластической и музыкальной выразительности, и низким количеством оригинальных элементов. В спортивном стиле средства выражения художественного образа менее актуальны, так как этот стиль основан на демонстрации физических качеств спортсмена, правильно подобранном музыкальном сопровождении и большом количестве оригинальных элементов. Музыкальный стиль имеет равномерное соотношение всех групп средств выразительности, при более выраженном содержании средств пластической выразительности.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем построения музыкально-двигательных композиций в художественной гимнастике.
 
Литература
1. Гончаренко Л.В. О значении выразительности движений в художественной гимнастике // Физическое воспитание молодежи. - Ростов-на-Дону, 1987. - С. 125-128.
2. Карпенко Л.А. Компоненты спортивного и исполнительского мастерства в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 69-73.
3. Карпенко Л.А., Румба О.Г. Выразительность в гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 74-77.
4. Мірошніченко Т.М. Зміст та структура сучасних композицій групових вправ художньоi гімнастики // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: Зб. наук. пр. за ред. Ермакова С.С. - Харків: ХДАДМ, 2005. - № 11. - С. 79 - 91.
5. Наклонов Ю.И., Быстрова И.В., Кудашов В.Ф. Режиссура спортивно-художественных представлений и праздников // Художественная гимнастика - М.: Всероссийская федерация художественной гимнастики, 2003. - С. 267 - 281.
6. Омельянчик О.О. Стильове забарвлення композиційних послідовностей гімнастичних вправ // Теорія і методика фізичного виховання і спорту. - 2001. - № 3. - С. 19 - 22.
7. Петров Б.Н. Массовые спортивно-художественные представления (Основы режиссуры, технологии, организации и методики) - М.: СпортАкадкемПресс, 2001. - 352 с.
8. Степанова И.А. Природа пластической выразительности в художественной гимнастике // Материалы научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Л.П. Орлова. - Санкт-Петербург, 2001. - С. 79-83.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Средства выразительности спортивно-художественных композиций в художественной гимнастике // Национальная библиотека Украины им. В.И. Вернадского. - 2009.

    Посмотреть полное описание