00:00, 10 июня 2011, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Развитие внимания при подготовке учителя физической культуры

Автор:
Макеева И. А.
Источник:
Выпуск:
2 (46) 2011, 10 июня 2011
Страницы:
31-33
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Образование
Регионы:
Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

Ключевые слова: студент, учитель физической культуры, урок, учебный год, внимание. Аннотация. Обследовано 2 группы студентов техникума физической культуры. В экспериментальной группе специально развивали внимание во время педагогической практики. Студенты контрольной группы проходили практику

Развитие внимания при подготовке учителя физической культуры

Ключевые слова:студент, учитель физической культуры, урок, учебный год, внимание. 

Аннотация. Обследовано 2 группы студентов техникума физической культуры. В экспериментальной группе специально развивали внимание во время педагогической практики. Студенты контрольной группы проходили практику обычным путем. В начале эксперимента студенты не различались между собой по устойчивости, распределению и объему внимания, в конце - студенты экспериментальной группы превосходили студентов контрольной группы по развитию исследованных свойств внимания. 

Контакт: 

Введение

В деятельности учителя физической культуры внимание играет особую роль. Учитель должен постоянно держать под наблюдением каждого ученика, в то же время следить за многими факторами своей деятельности: содержанием и формой изложения материала, качеством показываемого упражнения и доходчивостью даваемых пояснений, своей позой, походкой, мимикой. Учитель обязан своевременно замечать признаки переутомления и ухудшения самочувствия кого-то из учеников, уловить - понимают ли учащиеся его объяснение, фиксировать нарушения дисциплины, выявлять ошибки при выполнении упражнений, чутко реагировать на состояние и настроение школьников. Это не всегда удается. В результате на уроках физкультуры в школе нередки случаи травматизма, особенно среди детей и подростков с минимальной мозговой дисфункцией, дефицитом внимания, другой патологией.

Правильное распределение внимания учителя физкультуры позволяет свести к минимуму риск травматизма, острого физического перенапряжения учащихся на уроке.

Цель исследования - оценить эффективность работы по развитию внимания у студентов техникума физической культуры во время прохождения педагогической и преддипломной практики.

Материал и методы

Исследование проведено в 2008-2010 гг. на базе ФГОУ СПО Прокопьевский техникум физической культуры. В исследовании приняли участие 94 студента двух групп третьего курса в возрасте 18 лет: 55 юношей, 39 девушек, проходивших педагогическую практику в соответствии с образовательной программой в общеобразовательных школах города Прокопьевска. 50 студентов во время прохождения практики специально развивали внимание, они составили экспериментальную группу. Сорок четыре студента, составившие контрольную группу, специальной работы по развитию внимания не проводили.

Свойства внимания на уроке физической культуры определяли дважды: в начале учебного года, когда студенты начинали вести уроки физической культуры в школе, и в конце учебного года перед завершением практики.

Для развития свойств внимания и контроля результатов была использована методика [1]. Диагностическая часть методики включала диагностическую анкету, ответы на вопросы которой позволяли охарактеризовать объем, устойчивость и распределение внимания, и специально разработанные уроки физической культуры. Студенты делились на пары, один из пары - «учитель» проводил урок, второй - «контролер» отвечал на вопросы анкеты по ходу урока.

Подготовительная часть специально разработанного урока, направленная на подготовку организма к предстоящей деятельности, включала строевые упражнения, ходьбу и ее разновидности, бег и его разновидности, общеразвивающие упражнения, в том числе, упражнения на восстановление дыхания и формирование правильной осанки. Во время построения класс делился по расчету: «6 - 4 - 2-на месте». Поскольку количество учащихся в классе редко бывает кратным 4, класс делится на неравные группы, каждая из которых выполняет все задания подготовительной части. Заключительная часть включала две игры. Подвижная игра: «шишки, желуди, орехи» предусматривала деление занимающихся на три неравные группы, игра на внимание «минутка» не предусматривала деления учащихся на группы. Таким образом, в начале и в конце занятия учителю предъявлялось неравное число учеников, которые совершали одинаковые действия.

Основная часть специально разработанного урока включала круговую тренировку на пяти станциях. На первой станции учащиеся выполняли прыжки на скакалке. Вторая станция - метание теннисного мяча в цель. На третьей станции школьники выполняли упражнение: подъем туловища из положения лежа на спине. На четвертой станции подростки приседали с набивным мячом, на пятой станции - вращали обруч. На каждой станции работа длилась в течение одной минуты с подсчетом количества выполненных упражнений для определения победителя в группе и в классе. Таким образом, в основной части занятия учащиеся были разделены на равные группы, но выполняли разные задания.

Вопросы анкеты

  • Для подготовительной части урока:

Сколько учащихся присутствовало на уроке? На сколько подгрупп разделили детей? Сколько девочек во второй подгруппе? Сколько мальчиков в третьей подгруппе? Сколько учащихся освобождено от урока? Сколько учащихся не готово к уроку? В какой подгруппе все дети были в спортивной форме? Все ли учащиеся выполняли разминку? В какой подгруппе учащиеся правильно и синхронно выполняли все предложенные упражнения?

  • Для основной части урока:

Кто из учащихся неоднократно отвлекался во время урока? Кого назначили ответственными в группах? Кто из детей быстрее других осваивал новое упражнение? Кто является лидером в классе? Кто игнорировал команды учителя? Перечислите основные ошибки, совершенные детьми во время выполнения упражнений по станциям. Учащиеся какой подгруппы оказались наиболее дисциплинированными? На какой станции школьники совершали больше всего ошибок? Кто из детей отказывался выполнять упражнения?

  • Вопросы анкеты для заключительной части урока:

В какой подгруппе учащихся было больше? В какой подгруппе учащихся было меньше? В какой подгруппе, во время проведения игры на внимание, учащиеся сделали больше всего ошибок? Кто из детей отказался принимать участие в подвижной игре? Сколько положительных оценок Вы поставили при подведении итогов? Увсех ли детей сохранялся интерес к выполнению упражнений на протяжении урока? Если нет, кто утратил интерес? Какая игра больше понравилась учащимся, входившим во вторую подгруппу? Кто из детей в подготовительной и заключительной части был в одной и той же подгруппе? Кто из детей сильнее других устал за время урока?

После окончания урока «учитель» отвечал на вопросы анкеты. Ответы «учителя» и «контролера» сравнивали. Для определения устойчивости внимания анализировали количество правильных ответов на вопросы по подготовительной и заключительной частям урока. При числе неправильных ответов менее 20% устойчивость внимания оценивали как высокую, 21-50% - как среднюю, более 50% -как низкую. Для оценки распределения внимания подсчитывали количество правильных ответов по основной части урока: при 80-100% правильных ответов распределение внимания оценивали как высокое, при 50-79% - среднее, при 49% и менее -низкое. Для оценки объема внимания находили сумму правильных ответов за все части урока. При количестве правильных ответов 80-100% объем внимания оценивали как высокий, при 60-79% - средний, менее 60% -низкий.

Студенты экспериментальной группы развивали внимание на уроке физкультуры во время прохождения курса по выбору, педагогической и преддипломной практик. Для развития внимания использовали специально разработанную рабочую анкету и деление студентов на пары, аналогичное делению для проведения исследования. Студент, исполнявший роль учителя, проводил урок в соответствии с учебным планом школы, студент-контролер наблюдал за уроком и отвечал на вопросы рабочей анкеты. Содержание вопросов рабочей анкеты варьировало в зависимости от задач урока, способа проведения подготовительной, основной и заключительной частей.

Студенты контрольной группы на практике тоже проводили уроки по физической культуре. Для оценки качества проведения урока использовали самоанализ, педагогический анализ урока, пульсометрирование и хронометрирование деятельности на уроке, проводимые другими студентами.

Таблица 1

Результаты исследования внимания студентов обеих групп в начале учебного года (количество студентов)

Свойства
внимания

Уровень развития свойств
внимания

Эксперимен-
тальная группа (N=50),
сентябрь

Контрольная
группа (N=44),
сентябрь

Достоверность
различий,
x2Эмп

 

Объем

 

Высокий

_

-

-

Средний

12

10

0,046

Низкий

38

34

0,126

 

Распределение

 

Высокий

-

-

Средний

11

9

0,050

Низкий

39

35

0,122

 

Устойчивость

 

Высокий

-

-

-

Средний

9

9

0,056

Низкий

41

35

0,328

Примечание: здесь и далее различия между показателями экспериментальной и контрольной групп достоверны, если *- χ2Эмп достигает или превышает χ20,05 = 3,841; ** - если χ2Эмп- достигает или превышает χ20,01= 6,635.

Результаты и их обсуждение

Контрольная и экспериментальная группа в начале года имели одинаковый уровень развития свойств внимания: 2Эмп меньше критического значения (табл. 1). Исследованные свойства внимания у 18-24% студентов обеих групп в начале учебного года были на среднем уровне, у остальных - на низком. Наименее развитой оказалась устойчивость внимания.

В начале учебного года наибольшее число ошибок было допущено при ответах на вопросы, касавшиеся различий между мальчиками и девочками, распределением детей по группам. Это можно легко объяснить: студенты только приступили к проведению уроков, не были знакомы со школьниками, поэтому им сложно было запомнить все имена, фамилии. Студентам первое время было трудно определить, кто из детей требует большего внимания учителя во время проведения урока. Разница в числе правильных ответов на вопросы по подготовительной и заключительной частям занятия у большинства студентов превышала 50%, что позволило охарактеризовать устойчивость внимания как низкую. Студенты не имели навыков проведения уроков, поэтому им оказалось сложно правильно распределять внимание на уроке. Внимание было полностью поглощено контролем правильности собственных действий во время проведения урока.

В конце учебного года отмечено улучшение свойств внимания у студентов обеих групп. В конце года 38 (76%) студентов экспериментальной группы и 25 (57%) студентов контрольной группы имели средние показатели всех исследованных свойств внимания. У 14% студентов экспериментальной и 2% студентов контрольной группы объем, распределение и устойчивость внимания стали высокими. Сократилось число студентов с низким уровнем объема, распределения и устойчивости внимания (табл. 2).

Большинство студентов за время прохождения практики научились правильно распределять свое внимание на уроке физической культуры, правильно выбирать себе место во время проведения урока, не отвлекаться на решение посторонних вопросов и чувствовать себя увереннее. Студенты, у которых сохранялся низкий уровень внимания, при повторном анкетировании тоже увеличили число правильных ответов, следовательно, и они стали более внимательны на уроках. Лучшие результаты исследования внимания в обеих группах можно объяснить тем, что с одной стороны, студенты стали увереннее в своих действиях: самоконтроль не столь сильно поглощал их внимание, как в начале года; с другой стороны, они изучили классы, в которых вели занятия. Студенты узнали возможности, особенности поведения каждого ученика и ошибки, совершаемые школьниками.

Однако динамика свойств внимания в экспериментальной и контрольной группах различна. В начале учебного года группы не различались между собой ни по одному из исследованных показателей. В конце учебного года количество студентов с низким уровнем развития каждого из исследованных свойств внимания в контрольной группе достоверно выше, чем в экспериментальной (табл. 3). В экспериментальной группе у 2 человек (4%) сохранился низкий объем внимания, у 4 человек (8%) - низкий уровень распределения и устойчивости внимания. В контрольной группе у 18 (41%) студентов остались на низком уровне объем и устойчивость внимания, а распределение внимания осталось на низком уровне у 16 (36%) студентов.

Это позволяет утверждать, что методика, использованная для развития свойств внимания в экспериментальной группе, достаточно эффективна. Традиционное прохождение практики позволяет выявить и устранить ошибки студентов в проведении урока, но не позволяет в должной мере развить внимание учителя. Предложенная методика позволяет развивать свойства внимания студентов техникума физической культуры во время прохождения ими педагогических практик.

Предложенная методика в диагностическом и в формирующем звене проста в использовании, не требует дополнительного оборудования и человеческих ресурсов. Как диагностическая, так и рабочая анкеты доступны для быстрого понимания и имеют непосредственное отношение к работе учителя с классом во время урока физкультуры. Вопросы подобраны так, чтобы определить устойчивость, распределение и объем внимания учителя на уроке. Диагностическая анкета позволяет объективно оценить свойства внимания студента-практиканта непосредственно на уроке, выявить какие свойства внимания нуждаются в развитии. Применение рабочей анкеты способствует формированию свойств внимания студентов, приобретающих профессию учителя физкультуры.

Заключение

Проведение целенаправленной работы по развитию свойств внимания оказалось эффективным у 92% студентов экспериментальной группы. Естественное развитие внимания в процессе традиционного прохождения практики было эффективно у 59% студентов. Следовательно, для развития внимания на уроке физической культуры необходимо проводить специальную работу со студентами техникума физической культуры во время прохождения педагогической и преддипломной практики.

Описанный способ развития внимания будет особенно полезен при подготовке учителя по физической культуре для работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья.

Таблица 2

Динамика свойств внимания студентов техникума физической культуры в течение учебного года (количество студентов)

Свойства внимания

Уровень развития свойств внимания

Экспериментальная группа (N=50),

Контрольная группа (N=44),

сентябрь

июнь

Достоверность различий, x2Эмп

сентябрь

июнь

Достоверность различий, x2Эмп

Объем

Высокий Средний Низкий


12
38

7
41
2


9,658**
22,901**


10
34

1
25 18


3,845*
2,545

Распреде-
ление

Высокий Средний Низкий


11
39

8
38
4


9,216**
19,502**


9
35

1
27 16


5,547*
3,832*

Устойчивость

Высокий Средний Низкий


9
41

8
38
4


11,405** 20,722**


9
35

1
25 18


4,608*
2,827

Таблица 3

Результаты исследования внимания студентов обеих групп в конце учебного года (количество студентов)

Свойства внимания

Уровень развития свойств внимания

Экспериментальная группа (N=50), сентябрь

Контрольная группа (N=44), сентябрь

Достоверность различий,

x2Эмп

Объем

Высокий
Средний
Низкий

7
41
2

1
25
18


3,41
11,25**

Распределение

Высокий
Средний
Низкий

8
38
4

1
27
16


1,53
6,05*

Устойчивость

Высокий
Средний
Низкий

8
38
4

1
25
18


2,29
7,68**

Литература

Макеева, И. А. Способ развития внимания учителя по физической культуре / Патент на изобретение №2415363 от 20.04. 2011 / И. А. Макеева, Н. Г. Коновалова. Бюл. Изобретения и полезные модели №11 от 20.04.2011

Теги: учитель, исследование.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Макеева И. А.
    • Заглавие

      Основное
      Развитие внимания при подготовке учителя физической культуры
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2011
      Обозначение и номер части
      № 2
      Сведения о местоположении
      C. 31-33
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Образование
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Макеева И. А. — Развитие внимания при подготовке учителя физической культуры // Адаптивная физическая культура. - 2011. № 2. C. 31-33

    Посмотреть полное описание