00:00, 10 декабря 2012, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Некоторые вопросы и отношение к критериям в танцевальном спорте

Автор:
Матвеев В. В.
Источник:
Выпуск:
4 (52) 2012, 10 декабря 2012
Страницы:
38-40
Виды спорта:
Танцевальный спорт
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Инваспорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ, Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

В статье показаны этапы развития бального танца, дан анализ подходов к оценке художественности танцевальных действий, в том числе в танцах на колясках.

Некоторые вопросы и отношение к критериям в танцевальном спорте

Ключевые слова: критерии, танцевальный спорт, хореографическая культура, танцы на колясках.

Аннотация. В статье показаны этапы развития бального танца, дан анализ подходов к оценке художественности танцевальных действий, в том числе в танцах на колясках.

Контакт:

Some of the issues and the relation to the criteria in DanceSport

Matveyev V. V., Head Department of choreography, Saint-Petersburg University of Humanities and Social Sciences.

Keywords: criteria, DanceSport, choreographic culture, dancing in wheelchairs.

Abstract. The article shows the steps of ballroom dancing, the analysis of approaches to assessing artistic dance activities including in dance in wheelchairs.

Эстетика как часть философской мысли присуща любой сфере деятельности. И рассматривать бальный танец через призму философско-эстетической мысли не только необходимо, но и естественно. Что, в общем-то, и происходит само по себе и постоянно. Если бы этого не было, то не было бы никаких эволюционных изменений в рассматриваемой среде, как по форме, так и по содержанию.

То, что человек начинал танец от костра - это очевидно и не подлежит сомнению, но вот об изменениях или постоянстве предпосылок, создающих этот прецедент, стоит задуматься. Необходимость самовыражения, избыток различных чувств и состояний... - но ведь и сегодня именно эти факторы вызывают подобные эмоции и желание выразить все это в движении. Внутренняя составляющая не изменилась, но изменились средства выражения на основании приобретенной культуры. В данном случае в понятие «культура» входит и образование, и среда обитания, и состояние общества, в котором находится индивид. Движение истории меняет составляющие этого процесса, но не меняет источник, который является реакцией на естественный ход событий. Изменения, происходящие в окружающем мире, во все времена вызывали у человека эмоции и желания и, если эту реакцию можно было выразить пластикой движения, то он прибегал к ней. Причем по мере развития человека, в данном обществе и в данное время использовалась различная пластика, возникал уникальный художественный образ.

В последнее время история развития бального танца находится под пристальным вниманием исследователей. Множество «белых пятен», и разнообразие трактовок известных событий становятся причиной спорных оценок тех или иных фактов или точек зрения на различные аспекты хореографической культуры. Всё разрешилось бы достаточно просто, если бы исследователи пришли к одной отправной точке в вопросе формулировки сути эстетического начала бальной хореографии. Но в том то и дело, что эволюционный путь развития, заложенный природой, ввиду медленного и синтетически спаянного с различного рода искусствами, частями быта, политическими и другими сферами человеческой деятельности, - не дает одним взмахом разрезать на составные части ни один из своих пластов.

Каждая историческая эпоха имела свою хореографическую культуру, через которую выражался взгляд и отношение к различным аспектам жизни. Но во все времена танец и ритм, танец и музыка были неразрывно соединены в одно общее действие. И ценность его в том, что именно под воздействием мощного двигательного порыва происходило единение людей в определенные группы, в массы людские; возникало взаимопонимание и одинаковое отношение к обрядам, явлениям природы и зачастую непонятным божественным стихиям.

Если говорить об оценке художественности какого-либо конкретного танцевального действия, то, прежде всего, необходимо отметить, что фундаментом художественности является система обучения танцу, естественно, различающаяся в различные периоды и эпохи, но во все времена образное начало и национальные черты любого хореографического действия являются основными составляющими и, впоследствии, главными критериями художественности.

В России бальный танец появился достаточно своеобразно. 300 лет назад в новой столице империи стали не просто возникать, а насаждаться Петром I новые формы досуговой деятельности. Не явиться, манкировать ассамблеи было невозможно. Участие в танцевальной части ассамблей так же было обязательным, как любое другое государственной важности дело и скидки император не делал ни на возраст, ни на положение в обществе.

Безусловно, что все, что происходило на этих танцевальных собраниях, шло в разрез с привычным укладом жизни, с правилами и взглядами, которые выработало российское общество к тому времени:

  • в ассамблеи в обязательном порядке вовлечены были дамы;
  • со временем на балах появились представители низших сословий - купцы, высокого уровня мастеровые и «инженерная братия»;
  • танцевать и общаться стало можно и, не взирая на чины, и с незнакомыми дамами.

Конец девятнадцатого века и начало нового столетия сначала добавляют, а позднее меняют суть в подходе к бальному танцу.

Возникающий и развивающийся капитализм положил начало изменениям в бальном танце. Изменениям по форме и по содержанию! Своеобразная капитализация общества, общественных отношений, различных направлений искусства и культуры, другой угол взгляда на данный вид искусства и на искусство и культуру вообще преломил и изменил форму, бытовавшую в бальном танце в XIX веке. Возникло новое представление о возможностях бального танца, соревновательная основа которого, в своем развитии, дополнила, обогатила новыми красками, новыми чувствами уже устоявшийся вид. Конкурсный бальный танец - это «изобретение» XX века.

Вряд ли необходимо полностью до последней точки расставлять все акценты, но понять смысл эстетики отдельных периодов развития, целых эпох, вникнуть в философскую суть развития общедоступных форм танца и общества в целом - это необходимо для осмысления и движения вперед. Лишь тогда путь развития будет освещен и понятно станет, что можно безжалостно отметать, над чем задуматься, а что развивать смело и активно.

XX век медленно и постепенно вводит наряду с общедоступной формой соревновательную основу. И причина этого явления ясна: начало XX века - это стремительное развитие науки и техники, достижение новых уровней и высот в искусстве, в том числе в искусстве сценического и бального танца. В конкурсном варианте танца появились оценочные критерии. Но разницы в подаче материала педагогами, в технических схемах, в художественном оформлении танца особо не наметилось. Её и не могло быть ввиду того, что конкурсный бальный танец создавался руками и умами того же контингента специалистов. Именно они бережно и мудро сохраняли фундаментальную основу бальной хореографии, на которой строится любая его разновидность.

Новейший поворот в развитии бального танца произошел в 1993 году, когда президент Международного Олимпийского комитета Хуан Антонио Самаранч подписал документы о принятии в семью олимпийских видов спорта бальный танец, под официальным названием - танцевальный спорт.

Довольно быстро в танцевальном спорте стали происходить перемены. Обычные и привычные для конкурсных соревнований организационные и художественные составляющие стали активно впитывать чисто спортивные приемы и характеристики. Но ни в коем случае нельзя сказать, что это полностью изменило сложившуюся эстетику бальной хореографии, ее оценочные критерии; скорее, дополнило и расширило поле, на котором действуют исстари сложившиеся эстетические принципы и этические нормы. Безусловно, что «вхождение в спортивную семью» усложнило организационную сторону, сделало сами соревнования в бальном танце жестче и бескомпромисснее. Олимпийская хартия призывает, чтобы все спортсмены, участвующие в данных соревнованиях, были поставлены в равные условия. И отсюда определенные организационные изменения правил, программ, сопутствующих соревновательному процессу положений.

В танцевальном спорте в последнее десятилетие активно развивается одно из направлений - спортивные танцы на колясках. Свобода нового времени дала возможность людям с ограниченными возможностями здоровья развивать те начала, которые заложила в них природа. Основоположником этого направления в России является Санкт-Петербург, а именно Елена Лоз-ко - первый чемпион мира по танцам на колясках и первый обладатель Кубка мира, президент Федерации спортивных танцев на колясках в России. Елена Петровна не замкнулась в организационном смысле в рамках одного города, а смогла развить этот жанр по всей России. И сегодня на крупнейшие соревнования, проводимые этой федерацией, приезжают пары из Сибири, центральной части России, из бывших Союзных республик, и, безусловно, пары из ведущих центров Европы и многих стран мира. На последнем крупнейшем соревновании «Кубок Континентов-2012: Международный конкурс по спортивным танцам на колясках» (сентябрь 2012 г.) соревновались пары из Австрии, Белоруссии, Германии, Израиля, Италии, Казахстана, Китая, Кореи, Мексики, Сербии, Словакии, Украины, Польши, Тайваня и 11-ти регионов России.

В последние годы ставится вопрос: нужно ли выделять особые критерии для исполнителей танцев на колясках, в сравнении с критериями художественности и техники практикуемыми в Союзе танцевального спорта России? Безусловно, при подходе к оценке танцевального мастерства, судьями учитывается необходимый навык и технический элемент, являющийся особенностью создания движения именно в танцах на колясках, но основные и главные элементы художественного и технического восприятия никоим образом не отличаются. Потому что фундамент и основа у всех этих направлений одна: бальная хореография, её этико-эстетические нормы.

Можно рассмотреть как один и тот же прием действует и ведет себя в двух разных основных формах бальной хореографии: в сценическом бальном танце и танцевальном спорте. Обе формы проявляют стремление к развитию, и на этом пути идет процесс заимствования танцевальных приемов, движений, комбинаций в других двигательных дисциплинах, видах спорта, искусствах. Оба направления с глубокой заинтересованностью следят за происходящим в художественной гимнастике, акробатике, безусловно, в балете, модных современных танцевальных направлениях, и органично вплавляют интереснейшие приемы и движения в свой вид. Причем происходит это чаще всего довольно грамотно, с пониманием эстетики художественного творчества. Но далее, трансформируя заимствованные движения в свою дисциплину, танцевальный спорт (тренеры, педагоги, хореографы) вынужден строго соблюдать, безукоризненно следовать правилам организации соревнований, не выходя за рамки действующих на этот момент положений. Например, при заимствовании для исполнителей высокого класса каких-либо поддержек необходимо руководствоваться правилом «без отрыва двух ног от паркета» или в параллельных позициях исполнять движения «в пределах определенного времени (в разных случаях по-разному)»; нельзя ломать (менять) позиции рук, плечевого пояса в некоторых танцевальных формах.

С одной стороны можно сказать, что такие рамки ограничивают рост, взаимопроникновение, обогащение танцевального жанра данного направления, не дают проявляться особенностям индивидуального мастерства. Но с другой стороны, чаще всего, этот барьер оберегает чистоту жанра, способствует сохранению гармонии формы и содержания. Ведь сегодняшние спортивные правила проведения соревнований - выходцы из тех эстетических начал, которые десятилетиями и веками складывали и взращивали самобытность бальной хореографии.

Во главу угла во всех видах танца ставилась, и будет ставиться музыкальность. По форме можно разделить само зрелище на музыку и танец, на звукоряд и «изображение», но по содержанию и по сути - это, безусловно, одно неделимое целое.

Еще один критерий - линии. Он также важен и одинаков в подходе к танцам на колясках. Естественно, что частично разнятся технические элементы и приемы, но это не принципиальная разница (как, например, бальные танцы и классическая хореография), а лишь многообразие приемов.

Еще три критерия - взаимодействие в паре, осанка и ведение.

Здесь прослеживаются различия, но не более того, что являет разницу между европейским стандартом и латиноамериканскими танцами.

За 40 лет профессионального пребывания в танцевальном искусстве автор был свидетелем многократных изменений и различных форм, и различных принципов организации соревнований, и критериальной базы, и структуры оценки художественности и техники бального танца. Но не было, нет, и не будет замены вышеупомянутым основным критериям оценки совершенства и исполнительского мастерства в бальном танце. Дополнительные критерии возникали и возникают в связи с изменением моды в костюме, в технических деталях, в связи с ростом технического совершенства и другими составляющими. Но всё решает этика отношений, на которой возникли критерии и эстетическая основа общечеловеческой культуры.

Да, танцы стали соревновательными, но по-прежнему, как и в течение многих веков, они развиваются по общечеловеческим и художественным законам. И именно эти законы определяют принципы судейской экспертизы и выбор критериев оценки, базирующихся на торжестве эстетики, стиля и авторитете судьи-эксперта.

Теги: исследование, критерии, хореографическая культура, танцы на колясках.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Матвеев В. В.
    • Заглавие

      Основное
      Некоторые вопросы и отношение к критериям в танцевальном спорте
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 4
      Сведения о местоположении
      C. 38-40
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Инваспорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Матвеев В. В. — Некоторые вопросы и отношение к критериям в танцевальном спорте // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 4. C. 38-40

    Посмотреть полное описание