00:00, 10 июня 2011, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития

Автор:
Максимова Светлана Юрьевна
Источник:
Выпуск:
2 (46) 2011, 10 июня 2011
Страницы:
15-16
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура
Регионы:
Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, ритмическая гимнастика, дошкольники с задержкой психического развития. Аннотация. В тексте статьи представлены! результаты экспериментального апробирования средств ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой

Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития

Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, ритмическая гимнастика, дошкольники с задержкой психического развития.

Аннотация. В тексте статьи представлены! результаты экспериментального апробирования средств ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития.

Контакт: 

1. Введение

Научный статус и социальный престиж адаптивной физической культуры во многом определяется разработанными в её рамках теоретическими и практическими положениями, обеспечивающими социализацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество. Адаптивное физическое воспитание (АФВ), являясь одним из её направлений, обеспечивает условия для полноценного развития детей и подростков в сфере специальных образовательных учреждений. Интенсивно развивающиеся научные разработки в этом направлении в определённой мере отвечают запросам практики, повышая интенсивность коррекционно-оздоровительного процесса, и в тоже время актуализируют пути и тенденции дальнейших исследований и теоретических обоснований.

В сфере научного поиска АФВ весьма актуальным является направление дошкольного детства. В большинстве работ обосновывается необходимость создания наиболее ранней коррекционно-педагогической помощи особенным детям, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению их развития, коррекции, социальной адаптации и интеграции их в общеобразовательные школы средствами физической культуры и спорта (Л. Д. Назаренко, 2003; Э. Я. Степаненкова, 2005; Л. В. Шапкова, 2005; С. А. Важенин, А. А. Горелов, 2006; Л. И. Лубышева, 2006; С. П. Евсеев, 2000-2008).

Одну из нозологических групп составляют дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР). Необходимость творческой и экспериментальной работы в этом направлении обусловлена негативной тенденцией увеличения диагноза ЗПР. По комплексу медицинских и психологических критериев 25-40% детей семилетнего возраста не готовы к школе, при этом 353 тысячи детей дошкольного возраста, проживающих на территории Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями (И. Н. Тимошина, 2008; Н. А. Фомина, 2009; И. А. Коровина, 2010).

Таблица 1

Динамика показателей координационных способностей старших дошкольников входе эксперимента

Названия тестов

Э

x ± m

К

Н

Достоверность

различий

конечного

уровня

Уровень

исходный

конечный

исходный

конечный

исходный

конечный

Э - К

Э - Н

К - Н

Тест 
Озерецкого (баллы)

Равновесие правая нога (с)

Равновесие левая нога (с)

Воспроизведение ритма (баллы)

Согласование движений (баллы)

2,2±0,19


 

24,5±3,15


24,1±4,03


3,3±0,28



1,8±0,21

4,4±0,11


 

37,1±4,30


34,1±3,84


4,4±0,11



3,8±0,17

2,0±0,15


 

26,7±4,67


24,1±3,07


3,6±0,19



1,6±0,19

3,1±0,19


 

27,8±2,88


27,6±14,2


3,9±0,17



3,1±0,19

4,0±0,11


 

35,1±3,26


30,1±3,46


4,1±0,11



3,6±0,21

4,6±0,09


 

44,1±4,80


39,1±1,55


4,5±0,15



3,9±0,15

Р<0,05


 

Р<0,05


Р>0,05


Р<0,05



Р<0,05

Р>0,05


 

Р>0,05


Р>0,05


Р>0,05



Р>0,05

Р<0,05


 

Р<0,05


Р<0,05


Р<0,05



Р<0,05

Примечание: Э - экспериментальная группа, дети с ЗПР (п= 27); К - контрольная группа, дети с ЗПР (п =27); Н - контрольная группа, дети массовых детских садов (п=27). Аналогичные обозначения используются и в нижеприведенных таблицах 2 и 3.

Понимание необходимости позитивного качественного изменения организационно-содержательных и технологических аспектов АФВ дошкольников с ЗПР, и особенно его коррекционного компонента, привело к появлению в последние годы целого ряда научно - методических разработок, одна из которых раскрывает возможности применения ритмической гимнастики в обучении данной категории детей.

2. Экспериментальная часть

Научным коллективом сотрудников и студентов Волгоградской государственной академии физической культуры в течение десяти лет (2000 -2010 гг.) на базе специальных дошкольных учреждений проводится экспериментальная работа, посвященная обоснованию построения процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе ритмической гимнастики. Результаты многолетних исследований выявили её положительное влияние на параметры формирования кардио-респираторной системы, показатели физического развития, общей работоспособности и физической подготовленности во всех возрастных группах дошкольников с ЗПР.

3. Результаты эксперимента

Отдельное направление в исследованиях составляет выявление коррекционных возможностей ритмической гимнастики. В представленных ниже таблицах приведены результаты одного из экспериментальных годов, изучающего данное направление.

В таблице 1 представлены данные, отражающие развитие координационных способностей дошкольников подготовительных групп в течение экспериментального года. Её анализ указывает, что систематические занятия на основе ритмической гимнастики создают условия для оптимального развития и коррекции имеющихся у дошкольников с ЗПР отклонений в развитии координационных способностей.

В сфере психического развития дошкольников с ЗПР изучался уровень сформированности познавательных процессов, а так же произвольности их поведения. В приведённых ниже таблицах отражены экспериментальные данные, характеризующие изменение изучаемых показателей у дошкольников.

Анализ табличных данных наглядно показывает наиболее интенсивные темпы психического развития дошкольников с задержкой психического развития, принимающих участие в эксперименте. Показатели их познавательных процессов, произвольности поведения достоверно выше, чем у их сверстников коррекционных групп и это наглядно подтверждает, что в условиях занятий ритмической гимнастикой создаются предпосылки для более гармоничного развития дошкольников с ЗПР, а так же коррекции имеющихся у них отклонений.

Таблица 2

Динамика показателей познавательных процессов старших дошкольников в ходе эксперимента

Названия тестов

Э

К

Н

Достоверность 
различий
конечного уровня

Уровень (баллы)

исходный

конечный

исходный

конечный

исходный

конечный

Э - К

Э - Н

К - Н

Двигательная память

1,9±0,13

4,1±0,19

1,9±0,19

3,2±0,19

3,8±0,19

4,5±0,13

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,05

Зрительно логическая память

2,7±0,23

4,2±0,11

2,6±0,23

3,6±0,15

4,0±0,21

4,6±0,05

Р<0,05

Р<0,05

Р<0,05

Зрительно произвольная память

3,2±0,44

6,0±0,48

3,0±0,36

4,6±0,38

5,1±0,34

6,8±0,30

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,05

Объём внимания

4,6±0,44

6,6±0,38

5,2±0,32

5,6±0,48

5,6±0,17

7,2±0,23

Р>0,05

Р<0,05

Р<0,05

Концентрация внимания

2,7±0,15

4,3±0,11

2,5±0,17

3,2±0,15

3,9±0,15

4,7±0,05

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,05

Наглядно-действенное мышление

11,2±0,9

20,5±0,5

12,6±0,9

17,5±0,6

19,3±0,5

21,3±0,4

Р<0,05

Р>0,05

Р<0,05

Наглядно-образное мышление

14,0±0,5

17,5±0,1

14,4±0,6

16,4±0,1

17,3±0,1

17,8±0,1

Р>0,05

Р<0,05

Р>0,05

Таблица 3

Динамика показателей произвольности поведения дошкольников в ходе эксперимента

Названия тестов

Э

К

Н

Достоверность различий конечного уровня

Уровень

исходный

конечный

исходный

конечный

исходный

конечный

Э - К

Э - Н

К - Н

Запрещенное движение (баллы)

Графический диктант (баллы)



2,2±0,23 



8,5±1,55



4,1±0,15



22,5±1,3



2,3±0,17



12,1±1,5



2,8±0,19



16,1±1,6



4,1±0,13



21,9±1,3



4,3±0,09



23,1±0,4



Р<0,05



Р<0,05



Р>0,05



Р>0,05



Р<0,05



Р<0,05

4. Выводы

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что построение процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, обеспечивает комплексное решение оздоровительных, развивающих и коррекционных задач. Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют более полноценному становлению познавательных процессов, произвольности поведения, создавая тем самым при помощи средств физического воспитания более благоприятные условия для коррекции отклонений в развитии детей с ЗПР и подготовки их к усложнённым условиям современной школы.

Теги: исследование, дошкольники, психическое развитие.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Максимова Светлана Юрьевна
    • Заглавие

      Основное
      Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2011
      Обозначение и номер части
      № 2
      Сведения о местоположении
      C. 15-16
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Максимова Светлана Юрьевна — Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития // Адаптивная физическая культура. - 2011. № 2. C. 15-16

    Посмотреть полное описание