00:00, 10 июня 2011, Научные статьи
Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития
|
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, ритмическая гимнастика, дошкольники с задержкой психического развития. Аннотация. В тексте статьи представлены! результаты экспериментального апробирования средств ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой
Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития
Ключевые слова: адаптивное физическое воспитание, ритмическая гимнастика, дошкольники с задержкой психического развития.
Аннотация. В тексте статьи представлены! результаты экспериментального апробирования средств ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития.
Контакт:
1. Введение
Научный статус и социальный престиж адаптивной физической культуры во многом определяется разработанными в её рамках теоретическими и практическими положениями, обеспечивающими социализацию и интеграцию людей с ограниченными возможностями в общество. Адаптивное физическое воспитание (АФВ), являясь одним из её направлений, обеспечивает условия для полноценного развития детей и подростков в сфере специальных образовательных учреждений. Интенсивно развивающиеся научные разработки в этом направлении в определённой мере отвечают запросам практики, повышая интенсивность коррекционно-оздоровительного процесса, и в тоже время актуализируют пути и тенденции дальнейших исследований и теоретических обоснований.
В сфере научного поиска АФВ весьма актуальным является направление дошкольного детства. В большинстве работ обосновывается необходимость создания наиболее ранней коррекционно-педагогической помощи особенным детям, психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению их развития, коррекции, социальной адаптации и интеграции их в общеобразовательные школы средствами физической культуры и спорта (Л. Д. Назаренко, 2003; Э. Я. Степаненкова, 2005; Л. В. Шапкова, 2005; С. А. Важенин, А. А. Горелов, 2006; Л. И. Лубышева, 2006; С. П. Евсеев, 2000-2008).
Одну из нозологических групп составляют дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР). Необходимость творческой и экспериментальной работы в этом направлении обусловлена негативной тенденцией увеличения диагноза ЗПР. По комплексу медицинских и психологических критериев 25-40% детей семилетнего возраста не готовы к школе, при этом 353 тысячи детей дошкольного возраста, проживающих на территории Российской Федерации, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями (И. Н. Тимошина, 2008; Н. А. Фомина, 2009; И. А. Коровина, 2010).
Таблица 1
Динамика показателей координационных способностей старших дошкольников входе эксперимента
Названия тестов |
Э x ± m |
К |
Н |
Достоверность различий конечного уровня |
|||||
Уровень |
|||||||||
исходный |
конечный |
исходный |
конечный |
исходный |
конечный |
Э - К |
Э - Н |
К - Н |
|
Тест Равновесие правая нога (с) Равновесие левая нога (с) Воспроизведение ритма (баллы) Согласование движений (баллы) |
2,2±0,19 24,5±3,15
|
4,4±0,11 37,1±4,30
|
2,0±0,15 26,7±4,67
|
3,1±0,19 27,8±2,88
|
4,0±0,11 35,1±3,26
|
4,6±0,09 44,1±4,80
|
Р<0,05 Р<0,05
|
Р>0,05 Р>0,05
|
Р<0,05 Р<0,05
|
Примечание: Э - экспериментальная группа, дети с ЗПР (п= 27); К - контрольная группа, дети с ЗПР (п =27); Н - контрольная группа, дети массовых детских садов (п=27). Аналогичные обозначения используются и в нижеприведенных таблицах 2 и 3.
Понимание необходимости позитивного качественного изменения организационно-содержательных и технологических аспектов АФВ дошкольников с ЗПР, и особенно его коррекционного компонента, привело к появлению в последние годы целого ряда научно - методических разработок, одна из которых раскрывает возможности применения ритмической гимнастики в обучении данной категории детей.
2. Экспериментальная часть
Научным коллективом сотрудников и студентов Волгоградской государственной академии физической культуры в течение десяти лет (2000 -2010 гг.) на базе специальных дошкольных учреждений проводится экспериментальная работа, посвященная обоснованию построения процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе ритмической гимнастики. Результаты многолетних исследований выявили её положительное влияние на параметры формирования кардио-респираторной системы, показатели физического развития, общей работоспособности и физической подготовленности во всех возрастных группах дошкольников с ЗПР.
3. Результаты эксперимента
Отдельное направление в исследованиях составляет выявление коррекционных возможностей ритмической гимнастики. В представленных ниже таблицах приведены результаты одного из экспериментальных годов, изучающего данное направление.
В таблице 1 представлены данные, отражающие развитие координационных способностей дошкольников подготовительных групп в течение экспериментального года. Её анализ указывает, что систематические занятия на основе ритмической гимнастики создают условия для оптимального развития и коррекции имеющихся у дошкольников с ЗПР отклонений в развитии координационных способностей.
В сфере психического развития дошкольников с ЗПР изучался уровень сформированности познавательных процессов, а так же произвольности их поведения. В приведённых ниже таблицах отражены экспериментальные данные, характеризующие изменение изучаемых показателей у дошкольников.
Анализ табличных данных наглядно показывает наиболее интенсивные темпы психического развития дошкольников с задержкой психического развития, принимающих участие в эксперименте. Показатели их познавательных процессов, произвольности поведения достоверно выше, чем у их сверстников коррекционных групп и это наглядно подтверждает, что в условиях занятий ритмической гимнастикой создаются предпосылки для более гармоничного развития дошкольников с ЗПР, а так же коррекции имеющихся у них отклонений.
Таблица 2
Динамика показателей познавательных процессов старших дошкольников в ходе эксперимента
Названия тестов |
Э |
К |
Н |
Достоверность |
|||||
Уровень (баллы) |
|||||||||
исходный |
конечный |
исходный |
конечный |
исходный |
конечный |
Э - К |
Э - Н |
К - Н |
|
Двигательная память |
1,9±0,13 |
4,1±0,19 |
1,9±0,19 |
3,2±0,19 |
3,8±0,19 |
4,5±0,13 |
Р<0,05 |
Р>0,05 |
Р<0,05 |
Зрительно логическая память |
2,7±0,23 |
4,2±0,11 |
2,6±0,23 |
3,6±0,15 |
4,0±0,21 |
4,6±0,05 |
Р<0,05 |
Р<0,05 |
Р<0,05 |
Зрительно произвольная память |
3,2±0,44 |
6,0±0,48 |
3,0±0,36 |
4,6±0,38 |
5,1±0,34 |
6,8±0,30 |
Р<0,05 |
Р>0,05 |
Р<0,05 |
Объём внимания |
4,6±0,44 |
6,6±0,38 |
5,2±0,32 |
5,6±0,48 |
5,6±0,17 |
7,2±0,23 |
Р>0,05 |
Р<0,05 |
Р<0,05 |
Концентрация внимания |
2,7±0,15 |
4,3±0,11 |
2,5±0,17 |
3,2±0,15 |
3,9±0,15 |
4,7±0,05 |
Р<0,05 |
Р>0,05 |
Р<0,05 |
Наглядно-действенное мышление |
11,2±0,9 |
20,5±0,5 |
12,6±0,9 |
17,5±0,6 |
19,3±0,5 |
21,3±0,4 |
Р<0,05 |
Р>0,05 |
Р<0,05 |
Наглядно-образное мышление |
14,0±0,5 |
17,5±0,1 |
14,4±0,6 |
16,4±0,1 |
17,3±0,1 |
17,8±0,1 |
Р>0,05 |
Р<0,05 |
Р>0,05 |
Таблица 3
Динамика показателей произвольности поведения дошкольников в ходе эксперимента
Названия тестов |
Э |
К |
Н |
Достоверность различий конечного уровня |
|||||
Уровень |
|||||||||
исходный |
конечный |
исходный |
конечный |
исходный |
конечный |
Э - К |
Э - Н |
К - Н |
|
Запрещенное движение (баллы) Графический диктант (баллы) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Выводы
Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что построение процесса адаптивного физического воспитания дошкольников с ЗПР на основе сюжетно-ролевой ритмической гимнастики, обеспечивает комплексное решение оздоровительных, развивающих и коррекционных задач. Систематические занятия ритмической гимнастикой способствуют более полноценному становлению познавательных процессов, произвольности поведения, создавая тем самым при помощи средств физического воспитания более благоприятные условия для коррекции отклонений в развитии детей с ЗПР и подготовки их к усложнённым условиям современной школы.
Теги: исследование, дошкольники, психическое развитие.
Полное библиографическое описание
-
Автор
- Первый автор
- Максимова Светлана Юрьевна
-
Заглавие
- Основное
- Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития
-
Источник
- Заглавие
- Адаптивная физическая культура
- Дата
- 2011
- Обозначение и номер части
- № 2
- Сведения о местоположении
- C. 15-16
-
Рубрики
- Предметная рубрика
- Адаптивная физкультура
-
Языки текста
- Язык текста
- Русский
-
Электронный адрес
Максимова Светлана Юрьевна — Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании дошкольников с задержкой психического развития // Адаптивная физическая культура. - 2011. № 2. C. 15-16
Посмотреть полное описание