00:00, 10 декабря 2012, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Опыт работы кружка по туризму в школе «Динамика»

Автор:
Потоцкая Екатерина Валерьевна
Источник:
Выпуск:
4 (52) 2012, 10 декабря 2012
Страницы:
23-25
Виды спорта:
Спортивный туризм
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Инваспорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ, Санкт-Петербург
Рассказать|
Аннотация

В статье представлен опыт работы кружка по туризму в коррекционной школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Опыт работы кружка по туризму в школе «Динамика»

Ключевые слова: реабилитационный туризм, детский церебральный паралич, двигательные нарушения.

Аннотация. В статье представлен опыт работы кружка по туризму в коррекционной школе для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Контакт:

Experience of the circle on tourism in the school «Dynamics»

Pototskaja E. V., postgraduate student Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Keywords: tourism rehabilitation, cerebral palsy, motor disorders.

Abstract. The paper presents the experience of the circle on tourism in a correctional school for children with disorders of the musculoskeletal system.

Актуальность

Согласно Международной классификации нарушений, снижения и утраты трудоспособности, принятой ВОЗ в Женеве в 1980 году, выделяют следующие уровни медико-биологических и психосоциальных последствий болезни или травмы - повреждение (impairment, англ.), нарушение жизнедеятельности (disability, англ.) и социальные (ролевые) ограничения (handicap, англ.) (Белова А. Н., Щепетова О. Н., 2002).

В настоящее время обращение «инвалид» не приветствуется, рекомендуется употреблять термины «лица с отклонением в состоянии здоровья», «лица с нарушением функции» и т. п. В этой связи нам представляется наиболее корректным характеризовать человека с нарушением состояния здоровья, в частности, с двигательными нарушениями, как «лицо с ограниченными возможностями». То есть обратить внимание на способности человека, поскольку причина снижения объема деятельности у таких людей, зачастую, кроется в их заниженной самооценке, нежелании что-либо делать или отсутствии соответствующих условий.

Опираясь на опыт нашей работы, отметим, что занятия туризмом позволяют детям с последствиями детского церебрального паралича (ДЦП) наиболее полно раскрыть свои двигательные возможности. Именно в туризме возможно создание таких условий, при которых ребенок сталкивается с деятельностью, редко или совсем не встречающейся в его повседневной жизни. Например, завязать узел на веревке, которая будет страховочной для всей команды, или пройти над водой по подвешенной доске. Такие занятия развивают ответственность, повышают самооценку ребенка.

Режим работы кружка

В школе «Динамика» занятия по туризму проходят в помещении, в неурочной форме 2 раза неделю и длятся полтора часа. Тренирующие упражнения носят развлекательный характер, способствуют увеличению общей подвижности, активности ребенка. Раз в месяц занятия проводятся в городских парках. 2-3 раза в год ученики выезжают на турбазу, где проходят соревнования по спортивному ориентированию, устраиваются различные конкурсы, иногда организуются состязания по прохождению различных дистанций - так называемый «веревочный лабиринт», «висячие сады» и т. п.

В рамках работы кружка занятия ведутся в двух направлениях: спортивное ориентирование и развлекательно-развивающие упражнения.

Характерными чертами работы кружка по туризму являются свобода выбора средств и партнеров, переключение с одного вида деятельности на другой, широта контактов, самоуправление, преимущественно игровая направленность занятий, получение удовольствия от самого процесса движения. Для инвалидов адаптивная двигательная рекреация - это не только биологически оправданная саморегулируемая двигательная активность, поддерживающая эмоциональное состояние, здоровье и работоспособность, но и способ преодоления замкнутого пространства, психическая защита, возможность общения, удовлетворения личных интересов, вкусов, желаний в выборе видов и форм занятий (Евсеев С. П., 2003).

Особенности занятий

В ходе работы кружка по туризму были выявлены некоторые особенности проведения занятий с детьми с ДЦП:

1. Все дети условно делятся на три группы:

А - передвигающиеся самостоятельно;

Б - передвигающиеся с помощью дополнительной опоры или с поддержкой за руку;

В - колясочники.

Для каждой группы следует подбирать соответствующие упражнения.

2. В упражнении «веревочный лабиринт» для группы «А» препятствия могут соответствовать уровню сложности, рассчитанному на здоровых детей; для группы «Б» препятствия должны быть упрощены так, чтобы при преодолении их ребенок мог опираться руками; для группы «В» исключаются препятствия, требующие перешагивания (высота веревки, под которой нужно пролезть, должна быть чуть выше высоты коляски).

3. «Висячие сады» - упражнения на преодоление усложненной (уменьшенной опоры). Возможно только для детей групп «А» и «Б». Наиболее легко преодолеваются жестко закрепленные бревна с опорой для рук на уровне не ниже грудной клетки. Если опора опускается на уровень талии, то дети теряют контроль над равновесием. Возможны также подвешенные опоры, которые могут пройти даже дети группы «Б». В любом случае, если, преодолевая препятствие, ребенок должен идти боком, то доска и бревно должны быть достаточно широкими (на ширину стопы) без дополнительных препятствий на перешагивание. Если это подвешенные поперечные рейки (ребенок идет вперед), то расстояние между опорами должно быть небольшим, учитывая укороченный шаг ребенка.

4. Для детей группы «В» возможно прохождение дистанции с подтягиванием себя по горизонтально натянутой веревке с помощью жумара.

5. Среди особенностей ориентирования (в помещении) следует отметить, что для каждой группы детей - «А», «Б» или «В» - ставится отдельная дистанция:

  • для группы «А» возможен уровень сложности, как для здоровых детей. Можно прятать призмы под или за каким-нибудь предметом так, чтобы их нужно было искать, наклоняясь или что-нибудь отодвигая. Затруднения вызывает постановка отметки на маршрутном листке, т. к. из-за спастики, гиперкинезов, тремора рук и т. п. сильно снижена точность движений. Поэтому клетки в маршрутном листке должны быть больше, чем обычно. Очень удобна для ориентирования электронная система с чипами. Она не вызывает затруднений при отметках КП у детей с ДЦП. Но она очень дорогая, поэтому используется, как правило, на соревнованиях высокого уровня.
  • для детей группы «Б» тоже можно прятать призму, но так, чтобы во время поиска ребенок мог на что-нибудь опереться.
  • для группы «В» призмы должны соответствовать высоте от головы до колена сидящего в коляске ребенка. Призму нельзя прятать под предмет очень низко, т. к. у ребенка нет физической возможности её найти. Надо помнить о и том, что для постановки отметки ребенку должно быть удобно подъехать к КП. Для колясочников допускается участие помощника, который окажет помощь в передвижении и постановке отметки. Но искать КП должен только сам ребенок.

Принципы работы

При работе с детьми с ДЦП, наряду с общепедагогическими необходимо следовать ещё некоторым принципам:

  1. создание мотивации;
  2. согласованность активной работы и отдыха;
  3. непрерывность абилитационного процесса;
  4. необходимость поощрения;
  5. социальная направленность занятий;
  6. необходимость активизации всех нарушенных функций;
  7. сотрудничество с родителями;
  8. сотрудничество с другими туристскими организациями;
  9. использование соревновательной деятельности как одного из важнейших стимулов мотивации занятия туризмом;
  10. создание условий для командной работы.

Выводы

  1. В ходе исследования были выявлены особенности занятий туризмом с детьми, имеющими двигательные нарушения, а также сформулированы основные принципы работы. Наш опыт показывает, что занятия туризмом позволяют ребенку проявить свои способности - дети становятся более самостоятельными, активными, инициативными, дисциплинированными, внимательными. Ребята с удовольствием берутся за выполнение заданий, как во время занятий, так и в быту (готовят еду, моют посуду). У ребят повышается самооценка. Все это формирует мотивацию к занятиям не только туризмом, но и другими видами адаптивной физической культуры.
  2. Кружок туризма в школе «Динамика» тесно сотрудничает с турклубом Санкт-Петербургской школы-интерната № 31 для глухих и слабослышащих детей. Совместными усилиями 2 раза в год для учащихся организуются выезды на природу в ленинградскую область в поселок Лосево на турбазу «Лена», где для ребят и с их участием проводятся различные конкурсы и соревнования. Ребята проживают в коттеджах, где наравне с педагогами сами готовят еду, моют посуду, следят за чистотой и порядком. Всё это способствует укреплению здоровья и работоспособности детей с ДЦП, расширяет их возможности в общении.
  3. Наше исследование показало необходимость и потребность работы кружка туризма в школе «Динамика» в направлении интеграции и инклюзивного образования. В ближайших планах проведение соревнований совместно с учениками обычных общеобразовательных школ.

Литература

  1. Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник. В 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История и общая характеристика адаптивной физической культуры / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2003. - 448 с.
  2. Шкалы, тесты и опросники в медицинской реабилитации: под ред. А. Н. Беловой, О. Н. Щепетовой. - М.: Антидор, 2002. - 440 с.

Теги: детский церебральный паралич, исследование, двигательные нарушения, реабилитационный туризм.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Потоцкая Екатерина Валерьевна
    • Заглавие

      Основное
      Опыт работы кружка по туризму в школе «Динамика»
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 4
      Сведения о местоположении
      C. 23-25
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Адаптивная физкультура
      Предметная рубрика
      Инваспорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Потоцкая Екатерина Валерьевна — Опыт работы кружка по туризму в школе «Динамика» // Адаптивная физическая культура. - 2012. № 4. C. 23-25

    Посмотреть полное описание