00:00, 21 сентября 2013, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов

Авторы:
Гуляева О. А., Соболева Т. С., Евсеева О. Э.
Источник:
Выпуск:
3 (55) 2013, 21 сентября 2013
Страницы:
43-45
Рубрика издания:
Научные исследования
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Массовый спорт
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры и методов психокоррекции в психофизической подготовке беременных женщин, оказывающих положительное влияние на физиологическое течение беременности, родов, развитие плода и новорожденного.

Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов

Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов

Фото: Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов

Ключевые слова: психофизическая подготовка, беременные женщины, роды.

Аннотация. В статье рассматривается применение средств оздоровительной физической культуры и методов психокоррекции в психофизической подготовке беременных женщин, оказывающих положительное влияние на физиологическое течение беременности, родов, развитие плода и новорожденного.

Контакт:

Health-enhancing physical culture as a means of adaptation mothers the condition of pregnancy and childbirth

Gulyaeva O. A., Senior teacher, the head of the health areas. Lipetzk state pedagogical university, medical center «Мother and child»

Soboleva T. S., Рrofessor, doctor of medical sciences. Voronezh state University of engineering technology

Evseeva О. E., PhD, Professor, Director Institute of adaptive physical culture. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Helth, St. Petersburg.

Keywords: psychophysical preparation, pregnant women and childbirth.

Abstract. The article considers the use of means of improving physical culture and methods ofpsychological correction in psychophysical preparation of pregnant women having positive influence on the physiological course ofpregnancy, delivery, development of the fetus and newborn.

Введение

По мнению академика РАМН К. В. Судакова, в настоящее время большинство беременных женщин в период беременности находятся в состоянии хронического психоэмоционального стресса, который формирует срыв механизмов адаптации. На фоне этого развиваются психосоматические осложнения [6].

Хронический психоэмоциональный стресс блокирует проявление инстинктивной (природной) сущности беременности и родов, что приводит к формированию психомоэмоциональной (высокой тревожности и страха) и соматической (угроза прерывания, токсикозы беременности) патологии. Известно [1, 2, 3, 4, 5], что благоприятное течение беременности и внутриутробное развитие ребенка связано с правильным закреплением родовой доминанты в правом (эмоционально-образное) полушарии головного мозга. Однако в современной реальности беременные женщины не могут «затормозить» активность левого (интеллектуальное) полушария.

По мнению основателя российской перинатальной психологии и медицины профессора Н. П. Коваленко [5] для активизации правого полушария эффективно использовать методы психокоррекции: аутотренинг, музыкотерапия, пение колыбельных, рисование, танцы. В практике оздоровительной физической культуры для профилактики психосоматических осложнений у беременных женщин предлагается использовать общеразвивающие и дыхательные упражнения. Особое внимание уделяется освоению специальных упражнений, направленных на тренировку мышц, участвующих в родах. Для снятия локального напряжения мышц (мышечные блоки) применяются телесно-ориентированная терапия и миорелаксация.

Гипотеза исследования предполагала, что регулярное участие беременной женщины в коррекционной дородовой психофизической подготовке к родам будет способствовать улучшению её психоэмоционального и физического состояния, формирующего оптимальное поведение в родах и способствующего благоприятному развитию ребенка в пре-и постнатальном периодах.

Целью исследования было создание методики дородовой психофизической подготовки беременных женщин.

Методы и организация исследования

Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, методы и средства оздоровительной физической культуры и психокоррекции, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В эксперименте принимали участие 63 женщины с неосложненной беременностью со сроком от 26 недель, в возрасте от 20 до 32 лет (средний возраст 27,2 года).

Экспериментальную группу (ЭГ) составили беременные женщины (n=20), проходившие дородовую психофизическую подготовку по разработанной авторской методике. Она включала 12 организованных групповых занятий (2 раза в неделю по 2,5 часа в течение 1,5 месяцев). Эти занятия в первую очередь строились на принципах оздоровительной физической культуры. Авторская методика предполагала воздействие на регуляторные механизмы мышечной системы. Для ее расслабления использовались упражнения на растяжку (стретчинг) и метод миорелаксации. Для активизации мышц, участвующих в родах использовались общеразвивающие, специальные и дыхательные упражнения.

Второй важной составляющей авторской методики дородовой подготовки беременных женщин была психокоррекция.

Для сравнительной оценки влияния методики, предлагаемой автором, была создана первая контрольная группа (КГ1) из беременных женщин (n=22) того же возраста (26,4 года), проходивших дородовую подготовку на базе женской консультации, которая включала практические и теоретические сведения о беременности, родах и новорожденном, групповые занятия с психологом, консультантом по грудному вскармливанию, педиатром. Им были предложены комплексы лечебной физкультуры для выполнения в домашних условиях. Они занимались дородовой подготовкой, посещая 11 плановых организованных занятий, в том числе психокоррекционные групповые занятия, дыхательные и имитационные (тренинг родов) упражнения. Специальную гимнастику беременные выполняли самостоятельно в домашних условиях по предложенным комплексам ЛФК.

Вторую контрольную группу составили беременные женщины (n=21), наблюдавшиеся в медицинском центре (МЦ) «Здоровье нации», но не проходившие специальную дородовую подготовку.

Методика

В рамках исследования была создана пролонгированная методика, рассчитанная на здоровьемоделирующее сопровождение детей посредством оздоровительной физической культуры и психокоррекции матерей.

Предлагается два этапа сопровождения:

Этап 1. Методика подготовки к родам и материнству: 15 комплексных лекционных и практических занятий для беременных женщин (семейных пар).

Этап 2. Оздоровительно-развивающие методики для семей с детьми грудного и раннего возраста: Родительский клуб СОЛО, Клуб «Китенок».

Отличительной чертой 1 этапа является включение в методику всех аспектов психофизической подготовки к родам:

  • теоретическая подготовка в лекционной форме, предусматривающая вопросы слушателей и ответы специалистов. Освещаются актуальные вопросы физиологии развития внутриутробного ребенка, родового процесса, питания и диетотерапии беременной, роженицы, кормящей матери, грудного вскармливания и ухода за новорожденным, выбора партнерских родов и т. д., демонстрируются презентации и видеоматериалы;
  • психопрофилактика и психокоррекция на групповых тренингах. С помощью психотерапевтических методов уменьшаются тревожность, страхи, развеиваются мифы о неизбежности страданий в родах. Арттерапевтические методики, телесно ориентированная терапия, аутотренинги помогают раскрыть материнские инстинкты и снять патологическое напряжение у беременной и роженицы;
  • физическая подготовка к родам с помощью фитнеса и танцтерапии. Включают методики миорелаксации, освоение техник схваточного и потужного дыхания, родовых поз, укрепление специфических мышц, участвующих в родах, способствуют профилактике нежелательных физиологических состояний и излишнему набору веса;
  • воспитание и общение до рождения и установление духовной связи между родителями и ребенком. Освещаются методики пренатального воспитания и развития, оздоровительные методики для новорожденных и грудных детей, в том числе пестование, пеленание, колыбельные и т. д.

Задействованы следующие специалисты: акушер-гинеколог, педиатр-неонатолог, консультант по грудному вскармливанию, диетолог, перинатальный психолог, танцтерапевт, инструктор ЛФК, остеопат. Занятия ориентированы на беременных со сроками от 16 до 30 недель, проводятся 2 раза в неделю на протяжении 6 недель.

Целью второго этапа являлось сохранение внутриутробного плавательного рефлекса и задержки дыхания при нырянии с целью формирования устойчивости к гипоксии, как универсальной адаптивной реакции, а также гармоничного постнатального психомоторного развития ребенка до года.

С этой целью были созданы:

  1. Клуб «Китенок». Оздоровительные занятия в воде с детьми грудного и раннего возраста (индивидуальные -с третьей недели жизни в домашней ванне, групповые - в детском бассейне). Сопровождение на протяжении всего занятия сертифицированными специалистами: групповой акватренинг, игры в воде, обучение нырянию и проныриванию, простейшим навыкам плавания. Квалифицированная помощь специалистов в освоении родителями основ физического развития и закаливания младенцев.
  2. Родительский клуб «СОЛО». Для семей с детьми от 3-х до 18 месяцев. Возрождение традиций русской материнской культуры: пестование младенцев, материнский массаж с прибаутками, хороводные игры и игры на руках и коленях, пение колыбельных и величальных песен. Современные методики: фитнес для мам с малышами, пальчиковые игры и работа с разнофактурными материалами, прослушивание классической музыки, творчество, развитие мелкой и крупной моторики и т. д.

Результаты и их обсуждение

При анализе результатов влияния авторской методики дородовой психофизической подготовки беременных женщин выявлено, что у беременных экспериментальной группы произошло достоверное (р<0,05) улучшение кардиореспираторных показателей: урежение пульса на 15 %, задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) на 12 %, на выдохе (проба Генчи) на 10 %.

Отмечено эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние: личностная тревожность снизилась на 21 % и увеличилась частота оптимального формирования психологической компоненты гестационной доминанты на 26 %.

Применение средств оздоровительной физкультуры и психокоррекции в дородовой подготовке беременных по авторской методике оказало положительное влияние на большинство показателей родов. Так, срочные роды в ЭГ регистрировались достоверно (р<0,05) в 1,4 раза чаще по сравнению с женщинами в КГ1 и достоверно (р<0,05) в полтора раза чаще по сравнению с женщинами в КГ2. Неосложненные роды у беременных в ЭГ по сравнению с беременными женщинами в КГ1 и КГ2 регистрировались соответственно в 2,3 раза достоверно чаще (р<0,05) и в 2,4 раза достоверно чаще (р<0,05). Роды с тяжелыми осложнениями регистрировались только в КГ1 (р<0,05) у каждой шестой и в КГ2 (р<0,05) у каждой третьей беременной женщины. Слабость родовой деятельности у беременных в ЭГ регистрировалась в 2,3 раза достоверно реже (р<0,05), чем КГ1 и в 2,8 раза (р<0,05), чем КГ2.

Оперативное родоразрешение (плановое и экстренное кесарево сечение) у женщин в ЭГ проводилось достоверно реже (р<0,05) в 3-4 раза реже, чем у беременных женщин в КГ1 и КГ2. Продолжительность родов у женщин в ЭГ была достоверно меньшей (р<0,05) на 2,6 часа по сравнению с КГ1 и на 5,8 часа по сравнению с беременными женщинами в КГ2.

По результатам контроля над развитием двигательной активности плода в пренатальном периоде по тесту Пирсона (количество шевелений) у женщин в ЭГ достоверно (р<0,05) регистрировалось на 25,5 % большая двигательная активность плода.

Оценка физического развития новорожденных у беременных женщин в экспериментальной и контрольных группах выявила достоверное превосходство параметров средней массы и длины тела в группе матерей, прошедших дородовую подготовку по авторской методике.

Средняя масса тела у новорожденных экспериментальной группы превосходила на 213 г вес новорожденных первой контрольной группы, на 156 г во второй КГ.

Анализ показателей психомоторного развития детей (сроки начала удержания головы, овладения ползанием, сидением, ходьбой, речью) у матерей экспериментальной и контрольных групп достоверно (р<0,05) свидетельствуют об опережении сроков развития (в среднем на 2,5 - 3 недели).

Заключение

Анализ результатов влияния авторской методики дородовой психофизической подготовки беременных женщин к родам свидетельствует о положительном воздействии на психоэмоциональное состояние беременных, оптимальную готовность к родам, что проявилось меньшей частотой осложнений родового процесса и благополучным состоянием новорожденных детей.

Литература

  1. Батуев А. С. Психологические основы доминанты материнства / А. С. Батуев // Перинатальная психология и медицина: сборник материалов конференции по перинатальной психологии. - Санкт-Петербург, 2003. - С. 12-16.
  2. Брехман Г. И. Новый взгляд на внутриутробного ребенка / Г. И. Брехман // Здоровье семьи - здоровье общества с позиции перинатальной психологии: сборник научных трудов. - Санкт-Петербург, 2010. - С. 129-132.

Теги: исследование, роды, психофизическое состояние, беременность, спорт беременных.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Авторы

      Первый автор
      Гуляева О. А.
      Другой автор
      Соболева Т. С.
      Другой автор
      Евсеева О. Э.
    • Заглавие

      Основное
      Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2013
      Обозначение и номер части
      № 3
      Сведения о местоположении
      C. 43-45
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Массовый спорт
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Гуляева О. А. — Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов // Адаптивная физическая культура. - 2013. № 3. C. 43-45

    Соболева Т. С. — Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов // Адаптивная физическая культура. - 2013. № 3. C. 43-45

    Евсеева О. Э. — Оздоровительная физическая культура как средство адаптации матерей к состоянию беременности и родов // Адаптивная физическая культура. - 2013. № 3. C. 43-45

    Посмотреть полное описание