00:00, 12 июня 2013, Научные статьи

Адаптивная физическая культура

Средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле

Авторы:
Злыднев А. А., Муравьев-Андрейчук В. В.
Источник:
Выпуск:
2 (54) 2013, 12 июня 2013
Страницы:
14-15
Виды спорта:
Сноубординг, Спорт глухих
Рубрики:
Инваспорт
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

Рассмотрены средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху, а так же и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле.

Средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле

Ключевые слова: сноуборд, педагогический контроль, Сурдлимпийские Игры.

Аннотация. Рассмотрены средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху, а так же и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле.

Keywords: snowboard, pedagogical supervision, Deaflympics Games.

Abstract. Discussed the means and methods of training snowboarders with disabilities with hearing, as well as supervision physical readiness in a year cycle.

Введение

Сноуборд (сноубординг) - олимпийский вид спорта, заключающийся в спуске с заснеженных склонов и гор на специальном снаряде - сноуборде.

В программу Сурдлимпийских Игр 2015 года, которые пройдут в городе Сочи, включены 6 дисциплин: параллельный слалом (PSL), параллельный гигантский слалом (PGSL), Хаф-Пайп (HP), Сноуборд-кросс (SBX), Биг-эйр (BA), Слоуп-Стайл (SS).

В России на официальном уровне сноубординг среди глухих начал развиваться с 2008 году. Первый чемпионат России был проведен в 2010 году.

Международный дебют российских глухих сноубордистов состоялся на третьем чемпионате Европы 2012 года (г. Куусамо, Финляндия), на котором сборная России заняла второе общекомандное место и завоевала 17 медалей (2 золотых, 7серебрянных, 8 бронзовых) [1].

Быстрый рост сноуборда повысил заинтересованность в подготовке глухих спортсменов во многих регионах России. На чемпионате России по сноуборду глухих в 2012 г. участвовали спортсмены из 9 регионов. В финале кубка России по сноуборду глухих в Красноярске (декабрь 2012) соревновались сноубордисты, из шести регионов. Возросло число участников, как в мужском, до 20 человек, так и в женском сноуборде - до 10 человек.

Увеличение количества спортсменов привело к росту конкуренции, которая определила приоритетность постановки очередной задачи научных исследований - повышение спортивно-технической подготовленности глухих сноубордистов на основе использования новых упражнений и технических средств в различных сочетаниях и чередованиях.

В качестве рабочей гипотезы предполагалось, что в результате экспериментально разработанной системы подготовки в годичном цикле с обязательным включением методов педагогического контроля над динамикой уровня общей физической и специальной подготовленности, будет достигнут рост спортивно-технической подготовленности глухих спортсменов-сноубордистов.

Организация исследований

На первом этапе исследований (апрель 2012 г.) были сформированы две группы спортсменов - контрольная и экспериментальная. Контрольная группа состояла из 6 человек «Русской горнолыжной школы «СТОЛИЦА»» (Москва). Экспериментальная группа состояла тоже из 6 человек «Центра физической культуры и здоровья Выборгского района Санкт-Петербурга». Большая часть спортсменов этих групп входили в основной состав сборной команды России по сноуборду глухих. Они вместе проходили тестирование во время тренировочных сборов и соревнований, организованных, в основном, Центром спортивной подготовки сборных команд России.

Подготовка контрольной группы между тренировочными сборами проводилась по стандартной программе для спортивных школ. Экспериментальная группа на протяжении годичного цикла проводила подготовку по разработанной экспериментальной тренировочной программе, которая предусматривала применение новых для глухих сноубордистов упражнений и технических средств: скейтборд, вейкборд, батут, подкидные мостики. Использовалась видео и фотосъемка имитационных упражнений.

Методы исследований:

  1. Педагогические наблюдения.
  2. Анализ дневников спортсменов.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Контрольные упражнения общей физической подготовленности.
  5. Соревнования по сноуборду
  6. Тест Калле Паландера.
  7. Методы математической статистики.

Результаты исследований

Одним из информативных тестов, характеризующим уровень общей и специальной физической подготовленности в подготовительном периоде являлся тест Калле Паландера, который включает в себя 5 контрольных тестов: бег на 60 метров, пятискок, прыжки по шестиугольнику, бег на 1000 метров и «сухой» слалом, которые проводятся в непрерывном порядке.

Данный тест показывал, что глухие спортсмены, набравшие свыше 70 баллов, добивались более высоких результатов на снегу.

Результаты тестирований в подготовительном периоде по Калле Паландеру глухих сноубордистов представлены в табл. 1

Таблица 1

Результаты общей и специальной физической подготовленности спортсменов по сноуборду среди глухих

Тест Бег на 60 м, с Пятискок, м Прыжки по шестиугольнику, с «Сухой слалом (9 поворотов)», 30 метров, с Бег на 1000 метров, мин. Результат теста (среднее знач. набранных баллов при выполнении пяти тестов), баллы
Попытка
Номер спортсмена 1 2 1 2 вправо влево 1 2
1 9,18 9,29 10,70 10,50 3,69 4,24 15,24 14,33 4,00 73,4
63 58 100 92 54
2 8,69 8,43 11,30 11,65 3,78 4,31 15,51 14,92 3,17 79,8
75 68 100 80 76
3 8,36 18,10 11,92 112,16 4,28 3,68 13,78 14,02 3,25 85,4
83 72 100 100 72
4 9,07 19,31 10,10 110,30 3,96 4,37 15,09 14,36 3,15 77,4
64 54 100 92 77
5 8,25 7,83 12,40 12,47 3,47 3,53 14,82 14,34 3,22 85,6
88 75 100 92 73
6 8,15 18,27 11,86 12,05 3,98 4,41 15,87 15,12 4,05 76,6
81 72 100 78 52
7 8,60 8,13 10,10 11,17 4,18 3,85 14,37 14,70 4,22 76
81 64 100 92 43
8 10,13 110,42 9,45 19,35 4,73 4,47 15,41 15,27 5,13 59,2
53 46 100 77 20
9 10,05 9,96 9,63 9,87 4,67 4,92 15,62 15,91 4,50 61,6
55 51 100 73 29
10 10,68 10,86 8,60 8,82 4,01 4,07 16,41 16,16 5,11 55,2

Примечание: Жирным шрифтом выделены значения набранных баллов.

Перед экспериментальной и контрольной группами, спортсмены которых входят в состав сборной команды России по сноуборду глухих, в спортивном сезоне 2011/12 гг. были поставлены задачи достижения высоких и стабильных показателей результативности в каждой соревновательной дисциплине.

Одним из показателей роста уровня спортивно-технической подготовленности в соревновательном периоде является успешное выполнение тестовых тренировок в поворотных дисциплинах, в которых спортсмены спускаются по установленной на склоне трассе. В каждом тесте давалось 10 попыток. В течение тренировочного сбора проводились два теста по слалому и два теста по гигантскому слалому. Результативность рассчитывалось по лучшему времени прохождения трассы. Стабильность результатов (оптимальный разброс результатов - не более 2 секунд от среднего времени спортсмена) - по количеству допущенных ошибок или падений на тест-трассе, по времени отставания от времени прохождения трассы лидером контрольной тренировки.

Результаты исследований свидетельствовали, что у спортсменов обеих групп отмечался значительный разброс результатов (табл. 2).

Таблица 2

Результаты контрольной тренировки спортсменов сборной команды России в сноуборде глухих

№ п/п спортсмена Попытка, с
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
1 43,12 43,40 43,00 43,80 43,27 43,93 43,28 43,51 DNF 41,70 41,62
2 42,47 41,70 53,48 42,20 42,29 42,18 53,31 42,18 52,04 52,19 DNF
3 DNF 43,73 50,00 DNF 46,36 47,44 50,75 53,62 51,79 54,31 47,11
4 DNF 55,99 42,77 43,77 42,82 53,67 43,54 53,17 44,32 44,02 DNF
5 DNF 49,03 47,39 46,79 47,51 46,34 49,15 47,40 46,43 45,72 47,72
6 47,89 48,30 48,48 47,60 48,05 48,58 48,82 47,86 49,16 48,84 47,70
7 46,51 46,72 50,85 47,88 46,69 52,03 47,31 46,67 47,40 47,31 45,90
8 48,95 47,57 46,94 47,61 47,17 DNF 48,67 46,96 47,52 47,91 46,50

Примечание: жирным шрифтом выделено лучшее время.

На основании результатов исследований были внесены коррективы в тренировочный процесс экспериментальной группы. В итоге упражнение по выполнению резаного поворота при прохождении трассы стало выполняться более четко - спортсмены стали вовремя разгружать сноуборд при выходе из поворота, что достигается путем увеличения количества прохождений трудных участков в режиме укороченного участка трассы (6-10 поворотов).

Заключение

Методика тренировочного процесса в экспериментальной группе с использованием новых упражнений и технических средств в различных сочетаниях и чередованиях, а так же систематический педагогический контроль в годичном цикле, позволили повысить уровень спортивно-технической подготовленности глухих сноубордистов. Так, на Чемпионате Европы 2012 года один из спортсменов сумел занять первое и третье место в различных дисциплинах, а ещё один участник добился третьего результата в показательной дисциплине. Спортсмены контрольной группы так же достигли прогресса в уровне спортивно-технической подготовленности, завоевав в общей сложности 11 медалей, из них 1 золотая (показательная дисциплина), 6 серебряных так же достигли прогресса в уровне и 4 бронзовых.

Литература

  1. Всероссийский информационный портал спорта глухих [Электронный ресурс] - URL: http://www.deafsportnews.ru/index.php?Option=com_k2&view=itemlist&layout=category&Itemid=38 - (Дата обращения 05. 04.2012 г.)
  2. Муравьев-Андрейчук В. В., «Анализ участия Российских спортсменов на Чемпионате Европы 2012 года по сноуборду глухих и значение централизованной подготовки к участию в соревнованиях». // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и достижения подготовки спортсменов в олимпийских и паралимпийских видах спорта. Итоги выступления российских спортсменов на паралимпийских играх в Лондоне». - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2012. С. 16-20
  3. Муравьев-Андрейчук В. В., Злыднев А. А. «Значение организационно-управленческого фактора в обеспечении подготовки глухих спортсменов - сноубордистов в годичном цикле». // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции по итогам прошедшего сезона «Инновационные технологии в зимних видах спорта» - СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2012. С. 69-73
  4. Муравьев-Андрейчук В. В., Злыднев А. А. «Опыт учебно-тренировочной работы со сборной командой России по сноуборду среди глухих в подготовке к сурдлимпийским Играм 2011». // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и достижения олимпийской и паралимпийской подготовки в зимних видах спорта» - СПб, СПБ НИИФК, 2011. С. 91-94
  5. Муравьев-АндрейчукВ. В., Злыднев А. А. «Развитие сноуборда среди глухих спортсменов России». // Адаптивная физическая культура, СПБ НИИФК, № 4 (44) 2010, с. 18-19
  6. Современные подходы в подготовке горнолыжников и сноубордистов высокой квалификации: Сборник информационных материалов. - М,: ТВТ Дивизион 2011. - 88 с.

Теги: сноуборд, сурдлимпийские игры, педагогический контроль, научные исследования.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Авторы

      Первый автор
      Злыднев А. А.
      Другой автор
      Муравьев-Андрейчук В. В.
    • Заглавие

      Основное
      Средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле
    • Источник

      Заглавие
      Адаптивная физическая культура
      Дата
      2013
      Обозначение и номер части
      № 2
      Сведения о местоположении
      C. 14-15
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Инваспорт
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Злыднев А. А. — Средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле // Адаптивная физическая культура. - 2013. № 2. C. 14-15

    Муравьев-Андрейчук В. В. — Средства и методы тренировки сноубордистов с отклонениями по слуху и педагогический контроль физической подготовленности в годичном цикле // Адаптивная физическая культура. - 2013. № 2. C. 14-15

    Посмотреть полное описание