00:00, 01 января 2013, Научные статьи

Вестник спортивной науки

Индивидуализация программ плавательной подготовки учащихся профессиональных учебных заведений

Авторы:
Новикова Т. В., Новиков А. О.
Источник:
Выпуск:
1 () 2013, 01 января 2013
Страницы:
34-38
Виды спорта:
Плавание
Рубрики:
Массовый спорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

В статье приведены результаты исследования вопросов проектирования и создания вариативных программ физической подготовки средствами плавания, которые наиболее соответствуют индивидуальным психофизическим особенностям занимающихся.

Индивидуализация программ плавательной подготовки учащихся профессиональных учебных заведений

Аннотация

В статье приведены результаты исследования вопросов проектирования и создания вариативных программ физической подготовки средствами плавания, которые наиболее соответствуют индивидуальным психофизическим особенностям занимающихся. Это является одной из важных проблем теории и методики оздоровительной физической культуры и спорта. При этом процесс развития физической работоспособности сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных методов повышения физического и психического состояния занимающихся с применением эффективных современных методик.

Ключевые слова: оздоровительная физическая культура, физическая подготовка, плавание, вариативные программы, физическая работоспособность, исследование.

Abstract

The article describes the results of research of designing and creation of variable programs of physical training by swimming means which correspond more to specified psychophysical features of the athletes. It is one of the important problems of the theory and methodic of health-improving physical education and sport. Thus development of physical working capacity is not limited by development of new training methods, but also by the searching of rational methods to increase physical and mental condition of athletes by using effective modern methods.

Key words: improving physical training, physical training, swimming, divergent programs, physical performance, research.

Введение

Исследование и создание индивидуализированных программ физической подготовки средствами плавания, которые соответствуют психофизическим особенностям занимающихся, являются одной из важных проблем теории и методики оздоровительной физической культуры и спорта. Они приобретают особую актуальность в связи с низким уровнем общей физической подготовленности учащихся профессиональных учебных заведений, который особенно усугубляется в последние годы. Большое внимание уделяется таким вопросам, как развитие физических качеств юных спортсменов, обоснование эффективных средств и методов тренировки, определение допустимых тренировочных и соревновательных нагрузок в занятиях с различными возрастными группами, влияние занятий спортом на организм юного спортсмена.

Вместе с тем анализ специальной литературы показал недостаток методических разработок, посвященных вопросам повышения уровня физической подготовленности учащихся СПТУ с учетом их индивидуальной генетической предрасположенности. Данная проблема сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных приемов регуляции физического и психического состояния учащихся.

Одним из наиболее эффективных видов спорта для решения поставленных задач можно считать плавание, регулярные занятия которым позволяют гармонично и «мягко» повышать степень физической подготовленности занимающихся. В этом плане необходимо развивать исследования методов и вариативных программ обучения и тренировок по плаванию учащихся профессиональных учебных заведений.

Имеющиеся научные данные и методические рекомендации не дают возможности в полной мере использовать средства физической подготовки и оздоровительные ресурсы спортивного плавания для индивидуализированной физической подготовки учащихся. Отсюда вытекает ряд задач, решение которых имеет практическое значение для теории и практики физического воспитания учащейся молодежи. Это - система отбора с учетом интереса учащихся к занятиям плаванием, определение ведущих физических качеств и разработка вариативных программ физической подготовки средствами плавания, исследование эффективности индивидуальных программ повышения физической и профессиональной подготовленности.

Результаты и их обсуждение

Исследования включали 2 этапа: на первом определялся исходный уровень физической подготовленности и разрабатывались вариативные программы физической подготовки средствами плавания с учетом индивидуальных особенностей, а на втором определялся эффект воздействия вариативных программ физической подготовки.

Всего было обследовано 97 учащихся среднего профессионального учебного заведения. В комплексных исследованиях на заключительном этапе педагогического эксперимента приняли участие 22 испытуемых, их средний возраст - 16,5 лет. По психофизическим характеристикам участники длительного педагогического эксперимента были разделены на две группы численностью 11 чел.

Испытуемые подгрупп не имели существенных различий по возрасту и стажу занятий. В основу разделения испытуемых по подгруппам положены различия морфологических, функциональных и генетических параметров. Испытуемыми экспериментальных групп были выполнены принципиально различные программы физической подготовки. Они соответствовали генетической предрасположенности к развитию различных физических качеств, что подтверждалось измерениями генетического потенциала по особенностям пальцевых узоров. Результаты данных исследований выявили, что в первой группе обобщенный показатель генетического типа выше (2,5 против 1,7 во второй группе). Это подтверждает более высокие исходные качества выносливости в первой группе и скоростно-силовые - во второй.

В ходе проведения эксперимента контролировались темпы развития уровня физической подготовленности, а также овладение навыками плавания. Исследовалось изменение структуры подготовленности в зависимости от направленности воздействий.

При работе над общей физической подготовленностью определялись физические качества, которые положительно влияют на овладение профессионально-трудовыми навыками. Оценка осуществлялась как с помощью традиционных педагогических методов тестирования, так и в лабораторных условиях с применением специальных инструментальных методов.

Для решения перечисленных проблем нами был проведен четырехмесячный педагогический эксперимент с двумя группами испытуемых (62 тренировки). Общий объем плавания в каждой группе составил в среднем 75 км, однако распределение по интенсивности работы у них существенно различалось. В целом тренировочные нагрузки, разделенные по направленности их воздействия, имели следующие характеристики в первой и второй группах (табл. 1).

Таблица 1

Зона интенсивности

1-я группа

2-я группа

км

%

км

%

I

14,5

19,3

10,25

13,7

II

52,6

70,2

61

81,3

III-IV

6,4

8,5

3,05

4,07

V

1,5

2

0,7

0,93

Из этой таблицы видно, что доля так называемых компенсаторных нагрузок (I зона) выше в первой группе на 5,6%, тогда как по нагрузкам второй зоны соотношение обратное. Их доля на 11,1% выше во второй группе, что соответствовало основной задаче - повышению аэробной производительности.

Большие объемы плавания с повышенной интенсивностью (III-V зоны) давали возможность активно воздействовать на скоростно-силовые качества учащихся первой группы. Суммарная доля интенсивных нагрузок у них составила 10,5%, тогда как во второй группе она равнялась 5%.

При планировании эксперимента исходили из следующих предпосылок. Для учащихся, у которых отмечалось недостаточное развитие скоростно-силовых показателей, задавался увеличенный объем тренировочных упражнений с отягощениями, выполняемых как на суше, так и в воде. Для тех учащихся, у которых наблюдалось недостаточное развитие выносливости, увеличивали объем упражнений циклического характера, выполняемых с умеренной интенсивностью.

Были разработаны комплексы упражнений, которые эффективно формируют навык плавания, развивая при этом физические качества - выносливость, силу, гибкость. При выполнении программы общефизической подготовки, направленной на развитие перечисленных качеств, рекомендуются упражнения для постановки правильного дыхания и умения расслаблять мышцы при обучении плаванию.

Для увеличения эффективности занятий в воде упражнения, выполняемые на суше, с уроков плавания целесообразно переносить на уроки физической культуры. В этом случае сокращается период привыкания к воде. Для увеличения запаса плавательных движений и возможности выбора индивидуального способа плавания обучение начинается одновременно с овладением элементами всех способов. Успешная проработка учебного материала осуществляется при реализации программ обучения плаванию с учетом современных методических основ обучения двигательным действиям. При обучении плаванию целесообразно использовать комплексный метод обучения с целостно-раздельным изучением элементов техники спортивного плавания.

Таким образом, на данной стадии работы исследовался эффект ликвидации слабых звеньев путем выполнения тренировочной работы соответствующей направленности. В ходе проведения эксперимента контролировались темпы развития уровня тренированности на этапах подготовки, а также изменение структуры подготовленности в зависимости от характера выполняемой работы.

Потенциальные способности учащихся следует развивать таким образом, чтобы, используя вариативные программы физической подготовки средствами плавания, повысить эффективность обучения путем развития физической подготовленности учащихся. Индивидуализация тренировки в этом случае будет компенсировать те качества, которые ограничивают работоспособность в основном виде деятельности.

Вариативные программы физической подготовки средствами плавания разрабатывались с перспективой повышения в процессе занятий отстающих качеств, а в дальнейшем - индивидуального развития сильных сторон занимающихся, а также проверки в педагогическом эксперименте эффективности разработанных и рекомендуемых для внедрения в практику программ физической подготовки средствами плавания и развития психофизических качеств.

На этапе начальной подготовки с учетом индивидуальных особенностей занимающихся определяется оптимальное соотношение средств. Как показали исследования, оно должно быть на уровне 40-60 или 45-55%. Эти диапазоны распределения средств являются оптимальными для данного контингента занимающихся, так как они обеспечивают рост спортивного результата и, главное, необходимый уровень ОФП. Затем, по мере роста мастерства, это соотношение сокращается в сторону уменьшения средств, направленных на отстающие качества.

Первая часть эксперимента - средства обучения и совершенствования были распределены с учетом сильных сторон развития физических качеств. При показанном распределении средств естественно ухудшились показатели ОФП (отжимание, подтягивание).

В связи с выявленными различиями для испытуемых первой и второй подгруппы были составлены программы повышения физической работоспособности, различающиеся по направленности воздействия на функциональные возможности. Тренировочный процесс был скорректирован следующим образом. Для первой подгруппы испытуемых повышение специальной работоспособности осуществлялось за счет увеличения работы на коротких отрезках с повышенной интенсивностью. Этот вариант тренировки способствует улучшению скоростно-силовых качеств, а также увеличивает анаэробную производительность. Общий объем нагрузок не превышал оптимальных величин, соответствующих адаптационным возможностям учащихся.

Для испытуемых второй подгруппы повышение аэробной производительности достигалось путем увеличения объема повторной работы на более длинных отрезках плавания, выполняемых в основном в аэробном режиме.

Такие различия в соотношениях тренировочных нагрузок разной направленности воздействий на организм приводили к необходимым изменениям структуры работоспособности. По проведенным результатам тестирования можно судить как о динамике специальной работоспособности спортсменов под влиянием тренировочных нагрузок разной направленности, так и об общей тенденции данного показателя в первой экспериментальной группе.

Основная цель физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений - гармоничное повышение уровня физической и психической готовности человека к успешной профессиональной деятельности. Для этого планирование процесса физического воспитания должно строиться таким образом, чтобы генетические предпосылки к психофизическому совершенствованию учащегося сочетались с развитием необходимых качеств, способствующих повышению производительности в избранном виде трудовой деятельности.

В приведенных ниже сводных таблицах указаны спортивные результаты при плавании вольным стилем на дистанциях 25 и 100 м, а также средние показатели темпа, шага. Были тестированы также силовые возможности рук и ног по результатам стандартного тестирования в максимальном подтягивании на перекладине и максимальном выпрыгивании вверх.

В табл. 2 приведены средние показатели для двух групп испытуемых. Разделение на группы здесь производилось по принципу развития силовых возможностей, проявляемых в условиях водной среды при плавании вольным стилем. В первую группу были отобраны испытуемые с величиной шага более 80 см при проплывании кролем дистанции 100 м, во вторую группу - испытуемые, у которых данный показатель составлял менее 80 см.

Таблица 2 - Статистические характеристики спортивных и силовых показателей в начале педагогического эксперимента

I группа - «темповики»

 

t (25 м) (с)

t(100 м)(с)

Темп

Шаг (м)

Прыжок вверх, см

Подтягивание

Х

17,62

96,09

50,13

0,74

53,30

5,97

Sx

0,36

2,52

0,57

0,01

4,20

0,84

σ

2,25

13,57

3,61

0,05

5,57

4,84

II группа - «скоростно-силовые»

 

t(25 м)(с)

t(100 м)(с)

Темп

Шаг (м)

Прыжок вверх, см

Подтягивание

Х

17,05

95,44

48,71

0,89

49,38

7,88

Sx

0,32

2,89

0,42

0,01

0,93

0,77

σ

1,94

15,01

2,50

0,08

5,02

3,91

Вторая часть эксперимента состояла в увеличении средств, направленных на развитие отстающих физических качеств (30-70%). Эксперимент был закончен, когда были достигнуты следующие соотношения в распределении тренировочных средств: 30% - отстающие качества, 70% - ведущие качества. В данном случае эффект выразился в достоверном приросте показателей ОФП по сравнению с первым экспериментом.

В табл. 3 показаны результаты тестирования после выполнения запланированной программы тренировок.

Таблица 3 - Статистические характеристики спортивных и силовых показателей в конце педагогического эксперимента

I группа - «скоростно-силовые»

 

t(25 м) (с)

t(100 м)(с)

Темп

Шаг (м)

Прыжок вверх, см

Подтягивание

Х

16,38

93,51

49,42

0,90

51,24

8,14

Sx

0,28

2,81

0,38

0,01

0,97

0,69

σ

1,89

14,79

2,43

0,09

4,96

3,82

II группа «темповики»

 

t (25 м) (с)

t(100 м) (с)

Темп

Шаг (м)

Прыжок вверх, см

Подтягивание

Х

16,55

94,08

50,04

0,83

53,67

7,82

Sx

0,41

2,47

0,51

0,01

4,12

0,89

σ

2,17

13,62

3,72

0,07

24,76

4,61

Из результатов заключительного тестирования следует, что после выполнения соответствующей программы результаты в плавании на 25 и 100 м выросли в обеих группах. На 25 м результаты составили 16,38±1,89 с в первой группе и 16,55±2,17 с во второй группе, а на 100 м - соответственно 1.33,51±14,79 и 1.34,08±13,62 с. Различия в результатах при заключительном тестировании недостоверны. Таким образом, целенаправленная тренировочная работа отразилась в приросте как спортивных достижений, так и соответствующих физических качеств учащихся.

Выводы

На основании проведенных исследований можно сделать ряд практических выводов. Уровень общей физической подготовленности быстрее возрастает при условии выбора вида спорта по интересам. Вариативный подход к планированию и реализации программ подготовки позволяет осуществить перенос прироста психофизических качеств на успешность профессионально-производственного процесса обучения. Планирование и подбор средств повышения физической и профессиональной подготовленности, осуществленные с учетом интереса учащихся к занятиям избранным видом спорта, привели к повышению эффективности занятий, улучшению дисциплины и уменьшению пропусков занятий. Направленность изменения физических возможностей и характер адаптационных процессов зависят от особенностей процесса физической подготовки.

Физическую подготовленность учащихся, занимающихся плаванием, необходимо развивать таким образом, чтобы максимально повысить эффективность профессиональной и учебной деятельности. Это достигается путем развития до оптимального уровня общей физической подготовленности. Следует использовать вариативные программы физической подготовки, разработанные с учетом индивидуальных особенностей занимающихся.

В связи с индивидуальными особенностями занимающихся для каждой группы должна применяться такая программа тренировок, которая дает возможность оптимального повышения уровня психофизической подготовленности. В данной работе показана эффективность средств физической подготовки, усиливающих слабые, а затем сильные психофизические особенности занимающихся. Эти соотношения на начальном этапе обучения находятся в пределах: 40% - на ведущие и 60% - на отстающие качества. На заключительном этапе эксперимента: 55% - на ведущие качества, 45% - на отстающие.

Физическая подготовка средствами плавания с применением нагрузок разной направленности приводит к соответствующим изменениям структуры физической подготовленности. Плавание с повышенной интенсивностью и применение упражнений с отягощениями дало достоверный прирост скоростно-силовых качеств учащихся первой группы.

Процесс физической подготовки должен планироваться следующим образом. Для учащихся с недостаточным развитием скоростно-силовых качеств повышение специальной работоспособности средствами плавания должно осуществляться за счет увеличения работы на коротких отрезках с повышенной интенсивностью. Этот вариант тренировки способствует улучшению скоростно-силовых качеств, а также увеличивает анаэробную производительность. Общий объем нагрузок не должен превышать оптимальных величин, соответствующих адаптационным возможностям учащихся.

В целом профессионально-прикладная физическая подготовка способствует формированию комплекса физических, психических и специфических качеств, которые служат предпосылкой для успешной профессиональной деятельности. Средства физической культуры и спорта эффективны для подготовки к профессиональной деятельности, поскольку систематические и целенаправленные занятия физической культурой способствуют развитию таких качеств, как выносливость, сила, быстрота, ловкость.

Литература

  1. Абрамова Т.Ф., Никитина Т.М., Озолин Н.Н. Возможности использования пальцевой дерматоглифики в спортивном отборе // Теория и практика физической культуры. – 1995. – № 3. – С. 10–15.
  2. Ведмеденко Б.Ф. Педагогические особенности методического обеспечения физического воспитания в СПТУ // Теория и практика физической культуры. – 1990. – № 10. – С. 18–20.
  3. Волков Л.В. Теория спортивного отбора: способности, одаренность, талант. – Киев, Вежа, 1997. – 128 с.
  4. Ганчар И.Л. Плавание: теория и методика преподавания: учебник. – Минск: «Четыре четверти»; «Экоперспектива», 1998. – 352 с.

References

  1. Abramova T.F., Nikitina T.M., Ozolin N.N. The possibility of using finger dermatoglyphics in sports selection // Theory and practice of physical culture. – 1995. – № 3. – P. 10–15.
  2. Vedmedenko B.F. Pedagogical features methodological support physical education in vocational school // Theory and practice of physical culture. – 1990. – № 10. – P. 18–20.
  3. Volkov L.V. Sports selection theory: the ability, cleverness, talent. – Kiev, Veja, 1997. – 128 p.
  4. Ganchar I.L. Swimming: theory and methods of teaching. – Minsk: “Four quarters”, “Ekoperspektiva”, 1998. – 352 p.

Теги: оздоровительная физическая культура, исследование, физическая подготовка, физическая работоспособность, вариативные программы.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Авторы

      Первый автор
      Новикова Т. В.
      Другой автор
      Новиков А. О.
    • Заглавие

      Основное
      Индивидуализация программ плавательной подготовки учащихся профессиональных учебных заведений
    • Источник

      Заглавие
      Вестник спортивной науки
      Дата
      2013
      Обозначение и номер части
      № 1
      Сведения о местоположении
      C. 34-38
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Массовый спорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Новикова Т. В. — Индивидуализация программ плавательной подготовки учащихся профессиональных учебных заведений // Вестник спортивной науки. - 2013. № 1. C. 34-38

    Новиков А. О. — Индивидуализация программ плавательной подготовки учащихся профессиональных учебных заведений // Вестник спортивной науки. - 2013. № 1. C. 34-38

    Посмотреть полное описание