Мотопутешествия: Книга искателя приключений

Часть 1: Практические аспекты. Документы

Автор:
Скотт Крис
Источник:
Издательство:
Глава:
Часть 1: Практические аспекты. Документы
Рубрики:
Персоны, Любительский спорт
Регионы:
МИР
Рассказать|
Аннотация

Сбор нужных документов и правильное распределение денег перед и во время твоей поездки — крайне нудная, но жизненно важная часть процесса подготовки. Многих мотопутешественников беспокоит то, что им приходится носить при себе свой полугодовой заработок, получать автостраховку, хотя, казалось бы

Часть 1: Практические аспекты. Документы

Сбор нужных документов и правильное распределение денег перед и во время твоей поездки — крайне нудная, но жизненно важная часть процесса подготовки. Многих мотопутешественников беспокоит то, что им приходится носить при себе свой полугодовой заработок, получать автостраховку, хотя, казалось бы, должно хватить и обычной туристической, а также вопрос о том, смогут ли они обойтись без таможенной книжки. Все это и многое другое мы разберем далее. Если у тебя не будет хотя бы одного документа из приведенного списка, твое путешествие рано или поздно застопорится, но даже если все они при тебе — это еще не гарантия, что какой-нибудь упертый таможенник не завернет тебя обратно.

Дорожные документы

С самого начала нужно разобраться:

• какие документы у тебя уже есть;

• какие еще тебе нужно получить, прежде чем отправиться в путь;

• какие еще ты сможешь получить уже в пути.

Кроме того, важно знать:

• сколько времени займет их получение;

• и сколько все это будет стоить.

Не оставляй все на последний момент (хотя в случае некоторых виз, чье действие начинается в момент их предоставления, это легче сказать, чем сделать) и, как любой другой личный предмет, держи все свои документы всегда при себе. Некоторые из них, например, паспорт или таможенную книжку, заменить будет крайне сложно. Имей копию или дубликат каждого из этих документов или хотя бы список основных данных — так заменить их в случае чего будет проще.

Спрячь их понадежнее или запиши информацию на CD или даже оставь на собственной web-странице. В случае потери или ограбления ты просто достанешь или распечатаешь все эти данные и сможешь начать долгий процесс восстановления утраченных документов. Еще одна хорошая идея — имей при себе «запасные» оригиналы: документы о владении можно дублировать как официально, так и «потеряв» оригинал и восстановив его. Имей в виду, что на границах тебе придется собирать кучу бумаг дополнительно, большей частью это будут разрешения на временный ввоз транспортного средства (там, где таможенные книжки не требуются) или временные водительские права.

Храни их, пока не доедешь до другой страны, даже если не понимаешь, что это за бумажки. Если понял, то самое время сейчас потратиться на бумажник, который раздвигается, как гармошка.

Паспорт

Если паспорта у тебя еще нет, займись его получением прямо сейчас.

Если он у тебя есть, убедись, что он будет действителен еще по меньшей мере полгода, а то и год после окончания твоего путешествия, т. к. многие страны не дают визы для паспортов, срок действия которых истекает менее чем через шесть месяцев. Как всегда, если паспорт у тебя в порядке, ни один дотошный чиновник к тебе хотя бы с этим не придерется.

Ты собираешься отправиться в кругосветку и посетить десятки разных стран? Подумай о получении «дипломатического» паспорта с несколькими дополнительными страницами. Визы в паспорте должны занимать всю страницу, но опытные путешественники знают, до чего служащие полицейских КПП (которые в некоторых странах, например, африканских, имеются на въезде и выезде из каждого города) или иммиграционные чиновники любят шлепнуть свою маленькую печатку посередине чистой страницы. И другие делить такую страничку, которой еще пользоваться и пользоваться, с чьей то чужой печатью совершенно не хотят.

Получив паспорт, внимательно проверь все детали: несоответствия между ним и другими твоими документами, даже если это всего лишь ошибка в написании слова, могут стать для кого-то поводом тормознуть тебя раз и надолго.

Хотя это особо и не афишируется, в Британии, например, можно получить второй паспорт. При этом в паспортном столе, конечно, поинтересуются, зачем он тебе; лучше всего сказать, что получение визы в некоторых странах может занять несколько недель, в течение которых паспорта у тебя не будет, или, например, объяснить, что, как в случае Израиля и мусульманских стран, одна страна не даст тебе визу, если увидит, что ты был в какой-то определенной другой стране. Если твои доводы будут разумны, второй паспорт ты получишь без проблем.

В некоторых гостиницах (в Иране, например) паспорт у тебя заберут при регистрации как залог или для регистрации в полиции. Если сможешь, сопротивляйся этому — предложи заплатить за номер вперед или сдай запасной паспорт с законченным сроком действия. Не давай свой паспорт никому — только чиновнику в униформе, но даже в этом случае будь начеку, особенно если ситуация кажется подозрительной. Они не хуже тебя знают, что без паспорта не двинешься никуда.

Визы

Визы — это временные пропуска, позволяющие тебе посетить другую страну, и настоящая головная боль, по сути являясь всего лишь налогом на въезд. Не для всех стран их нужно получать заранее — печать, которую тебе шлепают при въезде в соседнюю страну, называется «мгновенная виза» — но именно с такими визами будет связана большая часть бюрократических проволочек, с которыми тебе придется разбираться. У гражданина Британии проблем с визой не будет, например, в Южной Америке, но в Африке или Центральной Азии на визовые поборы, вполне вероятно, придется истратить не одну сотню. Запутанные законы получения визы в этих странах — одна из самых глобальных проблем, сильно усложняющих жизнь путешественника.

Подача заявки на получение визы

В трансконтинентальных путешествиях получение сразу нескольких виз превращается в непростую математическую задачку, связанную с высчитыванием времени пребывания в стране и предполагаемых дат въезда; это то, что не позволит тебе действовать спонтанно и будет в целом определять план поездки. Даже если ты «просто» пересекаешь Африку, не жди, что все свои визы ты получишь готовенькими и в нужном тебе порядке. Определись заранее, как ты будешь проходить консульство следующей страны (помимо посольства этой страны у тебя на родине, адреса можно найти в путеводителях). Эта простая вещь может оказать решающее влияние на определение твоего заграничного маршрута и срок твоего пребывания в той или иной стране. Вполне возможно, тебе придется гнать через страну на всех парусах или пускаться в тысячекилометровый объезд, только чтобы добраться до следующего пункта назначения твоего маршрута вовремя и в срок. Подумай, может стоит воспользоваться услугами визовых агентств? Они обычно имеют офисы в столицах и крупных городах и зарабатывают тем, что решают за тебя все проблемы, связанные с подачей заявок, стоянием в очередях и ведением корреспонденции. Хотя это и дороговато, они помогут получить визы в консульствах, не представленных в твоей стране, что особенно удобно, если ты постоянно занят или живешь в глубинке.

Некоторые визы считаются действительными уже в момент их представления, тогда как для других требуется указать точную дату пересечения границы — очередная непростая задачка, особенно когда между тобой и этим местом четыре тысячи миль пустыни, джунглей и кишащих крокодилами болот. Все, что ты можешь с этим поделать, — это выделить время на решение данных проблем, быть готовым к их появлению и верить в свою способность с ними разобраться. Помни, что многие до тебя уже прошли этот путь, они справились — значит, справишься и ты, конечно, приложив голову и гибкость характера. Не стоит получать бизнес визы, как правило, они дорого стоят и могут вызвать много неловких вопросов по прибытии в страну. Пользуйся простыми и безобидными туристическими.

Перед подачей заявки на получение визы ответь на эти вопросы:

• В какой момент виза начинает считаться действительной: в момент получения или в какой-то конкретный день?

• Какие еще документы (кроме паспорта) нужно представить при подаче заявки? Кроме нескольких фотографий могут потребоваться еще и выписки с банковских счетов или другие доказательства твоей кредитоспособности, рекомендательные письма или билеты до места назначения.

• Сколько это стоит? Для некоторых стран это можно узнать точно.

• Когда ты собираешься воспользоваться этой визой (как правило, это срок от месяца до года)?

• Это «многоразовая» виза, позволяющая тебе вернуться в эту страну по ней же, или же «одноразовая»?

Визы некоторых стран можно продлить, так что если тебе выдали, например, двухнедельный пропуск в Иран, продлить его можно будет без проблем в любом полицейском участке. Нужно помнить, что наличие визы еще не гарантирует, что тебя пустят в эту страну; если ты им по каким-то причинам не понравился, изменились правила или у тебя что-то не так с документами, тебя завернут обратно. А пытаться вернуться в страну, которая только что официально помахала тебе ручкой, то еще приключение.

С другой стороны, в некоторых странах визу тебе поставят прямо на границе. К тому же то, что кажется неколебимым сводом драконовских законов, созданным для того, чтобы отбить у людей всякую охоту путешествовать по другим странам, по въезде в страну таким страшным уже не кажется: просроченная виза вовсе не означает, что рассвет ты встретишь под дулами расстрельной команды (хотя на нехилый штраф нарваться вполне реально).

Отнесись к получению виз серьезно, но помни, что на дороге чем дальше ты от проторенных туристами путей, тем меньше у тебя с ними проблем. Если ты вдруг забредаешь в страну окольными путями, отметься в ближайшем полицейском участке, если только не планируешь вскоре покинуть ее так же тайно. Предупреждаем: большинство стран, упоминаемых в этой книге, страшно серьезно относятся к вопросам собственной безопасности и имеют напряженные отношения со своими соседями. Обвинение в «шпионаже» покажется тебе смешным, но предъявлено оно будет вполне всерьез, особенно если документы у тебя будут не в порядке.

Дорожная и медицинская страховка

Еще один, возможно, недешевый, но рекомендуемый документ — это дорожная страховка — то, что пытается всучить каждый встречный поперечный из твоего банка, почтового отделения или турагентства, прознав, что ты решился ступить на полный смертельных опасностей заморский берег. Обычная туристическая страховка такое рисковое дело, как мототуризм, скорее всего, не покроет. Нужно обратиться в страховую компанию, специализирующуюся на экспедиционном страховании, и стоить это будет не намного дороже. По словам одного знающего человека, в Великобритании страхование четырехмесячной трансафриканской поездки на мотоцикле станет в $ 540, или примерно $ 4 в день.

Независимо от того, где ты страхуешься, убедись, что у них нет ни тени заблуждений относительно природы затеянного тобой мероприятия. Помимо традиционного страхования от ограбления, отмены рейса, потери багажа, насильственного похищения и всего такого, дорожная страховка включает и медицинскую страховку. По ней в самом страшном случае тебя эвакуируют на вертолете из какой угодно дыры и окажут самую серьезную медицинскую помощь.

Все, что связано с репатриацией в США, даже из соседней Мексики, может стоить шестизначной суммы. Поэтому очень важно, чтобы твои медицинские расходы покрывали эти цифры: почти $ 1 млн. — сумма, может, и астрономическая, но это минимум, $ 1. 85 млн. — лучше. Убедись, что эта цифра покроет все, что может быть связано с несчастными случаями, включая эвакуацию, скорую помощь, госпитализацию и хирургию.

Вот почему лучше сразу обратиться к специалистам; может, к твоей кредитке и прилагается «комплексная страховка», но она не покроет и малой части стоимости эвакуации с середины сибирского болота. Если ты европеец, застрявший где-нибудь в Африке, в большинстве случаев оказание экстренной медицинской помощи будет связано с репатриацией, а именно она и стоит очень дорого. Из Центральной или Южной Америки эвакуироваться для оказания медпомощи можно только в США, а все знают, сколько там стоит лечение.

И помни также: чтобы тебя начали спасать, ты должен всенепременно позвонить в страну, где был выдан твой страховой полис. Получив его, найди этот телефонный номер и запиши его, например, на обложке паспорта или нацарапай прямо на мотоцикле — только так ты сможешь попросить кого-то позвонить по нему, если не сможешь сделать этого сам.

Документы на транспортное средство

Как тебе нужны паспорт, виза и медицинская страховка, так они нужны и твоему мотоциклу. Из них самой большой, с финансовой точки зрения, проблемой является таможенная книжка, а получить страховку ответственности перед третьими лицами и вовсе нереально.

Водительские права и международные водительские права

Как и паспорт, твои водительские права должны соответствовать остальным документам и быть действительными еще долго после окончания путешествия. Если твои права без фотографии, их нужно дополнить международными водительскими правами (МВП). Этот перевод на несколько языков твоих обычных прав ты легко можешь получить в местной автомобильной организации, предъявив те самые обычные права, одну две фотографии и заплатив небольшой взнос. МВП бывают особенно полезны в Азии.

Возможно, в пути МВП тебе вовсе и не понадобятся (хотя в Китае без них нельзя), но лучше перестраховаться; со всеми их красивыми официальными штампами они вполне могут сойти за какой-нибудь другой документ в глазах не шибко грамотного чиновника. Имей в виду, что в мире существует два вида МВП. В твоем Большом Путешествии тебе могут понадобиться оба. В Великобритании такие права будут действительны, пока тебе не стукнет 70, но в остальном мире срок их действия — всего 12 месяцев. Если ты собираешься путешествовать дольше, а обновить их через почту не получится, заведи хорошую копию.

Документ на владение транспортным средством

Документ на владение мотоциклом — вещь гораздо более важная, чем водительские права, и проверять его будут так часто, что у тебя появится желание его заламинировать, прежде чем он совсем обратится в прах. В Великобритании он называется просто «формуляр», или, на чиновничьем языке, документ о регистрации транспортного средства (РТС); в США — это государственный регистрационный документ или документ о праве собственности, он же «титульный» документ (удерживается, если мотоцикл попадает в залог). Как бы то ни было, на каждой границе захотят увидеть какой-нибудь документ, который можно будет сравнить с твоим паспортом, таможенной книжкой, абонементом в библиотеку или еще чем-нибудь. Может, еще важнее, чем соответствие твоему паспорту, то, чтобы данные этих документов, особенно номера шасси и двигателя, совпадали с выбитыми на твоем мотоцикле и указанными в твоей таможенной книжке, если она у тебя есть. За пределами Латинской Америки ксерокопии не пройдут, а вот дубликат — это то что надо.

Если в твоем документе мотоцикл числится на другом человеке, проблемой это может и не стать, если ты готов рассказать убедительную историю и предъявить объяснительное письмо от истинного владельца (заверенное парочкой солидного вида штампов). Самое главное — иметь на машину какую-нибудь официальную бумагу.

Цель этих бесконечных проверок — убедиться, что ты не совершил такого страшного преступления против человечества, как продажа своего средства передвижения в данной стране. Даже легкое повреждение номеров двигателя или шасси (или VIN, см. далее), что очень возможно при тяжелой эксплуатации, может стать причиной серьезных проблем. А дело все в налоге на импорт автосредства (точнее, в уклонении от его уплаты) — в развивающихся странах он может в несколько раз превышать стоимость самого транспортного средства. Если твой мотоцикл претерпел замену двигателя или другую серьезную модификацию, обязательно сверь все эти номера, иначе какой-нибудь придира чиновник у тебя его отберет. Проверь эти номера прямо сейчас, пока у тебя еще есть время их поправить если что.

Мне кажется, идентификационный номер на мотоцикле (VIN, как правило, совпадает с номером шасси) стоит еще и выделить. Именно его ищет таможенник в твоих документах, так что это сильно ускорит процесс. Не помешает и поставить свою подпись на документах на владение, даже если этого и не требуется.

Таможенная книжка

Каждый собирающийся в свое первое путешествие начинает задумываться: а надо ли это ему вообще, стоит лишь узнать о необходимости получения таможенной книжки (Carnet de Passageen Douane) и оставления в залог полной стоимости мотоцикла, а то и еще чего-нибудь. Именно необходимость взять и выложить кругленькую сумму превращает таможенную книжку в такой геморрой, который, возможно, станет причиной того, что в путь ты отправишься на стареньком SP370, а не на чудном 1200GS, как ты себе обещал. Одна хорошая новость: в Центральной и Южной Америке таможенная книжка, как и куча других бумаг, не требуется, что делает эти страны прекрасным местом для путешествий. (См. подробности на стр. 221).

Эта книжка, написанная на французском и английском языках, является официальным международным документом на ввоз, который, по словам Alliance Internationale de Tourisme (AIT; www.aitgva.ch), организации, придумывавшей эту схему, «все еще требуется во многих странах мира, будучи таможенным документом, идентифицирующим Ваше транспортное средство. Книжка позволяет путешественникам временно ввозить их авто/мототранспорт, не оставляя наличного залога на границе. … По сути, это международная гарантийная квитанция об уплате всех таможенных пошлин и налогов и свидетельство того, что Ваш транспорт из этой страны реэкспортирован не будет».

Этот документ можно получить в национальной автомобильной организации твоей страны, например, в Австралии это AAA, в Великобритании — АА или RAC. Он действителен в течение года и по необходимости может быть продлен в автомобильной организации страны, в которой срок его действия истекает. (Проследи, чтобы новый срок действия был указан на каждой странице, а не только на первой). Существует список стран, требующих эту таможенную книжку; если коротко, то это: центр, восток и юг Африки плюс Египет, Ближний Восток, западная Азия и субконтинент, плюс она может оказаться полезной и в Австралии.

Названия всех автомобильных организаций, имеющих право на продление твоей таможенной книжки, приведены на внутренней стороне ее обложки. Сам понимаешь, лучше, если это будет западная, или хотя бы англоговорящая страна, — это проще, чем связываться, например, с Автомобильной ассоциацией Вануату. В случае потери таможенной книжки обратись в организацию, ее выпустившую, — документ заменят.

Разумеется, путешествовать можно и без нее, если ты ничего не имеешь против оставления залога и выплаты пошлины при въезде в страну: в Западной Азии эта сумма может равняться двух-четырехкратной стоимости твоего мотоцикла.

Схема такая: ты подаешь местной автомобильной организации описание твоего аппарата и список стран, которые ты собираешься посетить, и она оценивает его стоимость и максимальный размер пошлин, которые тебе придется заплатить во всех этих странах. Для путешествия из Великобритании в Индию на BMW стоимостью $ 9000 эта сумма может составить $ 27,000 — стоимость мотоцикла плюс максимально возможная пошлина в 200 %, которую требует Иран. Для сильно б/у пятилетнего ХТ600, путешествующего по Восточной Африке, это будет стоить, по последним данным, всего $ 3250.

Способы гарантирования таможенной книжки

Деньги эти обычно оказываются большой проблемой, но есть три способа этот вопрос решить:

• Заплати страховой взнос, который и будет гарантировать стоимость твоей книжки.

• Обратись в свой банк — но при этом потребуется залог (деньги, собственность, ценные бумаги).

• Размести требуемый залог на закрытом счете в банке. Большинство либо одалживают деньги на третий вариант, либо тратятся на первый. В твоей автомобильной организации подскажут, к какому страховщику обратиться, а стоимость его услуг будет зависеть от места твоего назначения и размера требуемого залога. В Великобритании, как правило, берут 3 % от залога меньше $ 18 000, так что в случае приведенного выше XT это будет стоить $ 410, плюс «сервисный сбор» примерно в $ 290. плюс возвращаемый депозит — еще $ 450. Как ты понял, речь идет о том, выплатить ли несколько сотен сразу или запереть несколько тысяч в банке.

Как этой таможенной книжкой пользоваться

В книжке может быть от 5 до 25 страниц, по одной на страну, где она требуется. Каждая страница перфорирована на три раздела, или ваучера: въездной ваучер (volet d'entree), выездной ваучер (volet de sortie) и корешок (souche).

При въезде в страну на таможне тебе поставят печать на выездном ваучере и корешке, а въездной ваучер оторвут. Когда ты из этой страны будешь выезжать, на корешке снова поставят печать, а выездной ваучер оставят себе. По окончании путешествия ты возвращаешь книжку в выдавшую ее организацию для ее погашения. Выглядеть она должна как пачка дважды пропечатанных корешков, возможно, с парой оставшихся чистыми страниц.

Если ты вдруг продашь свой мотоцикл на стороне, твоя книжка погашена не будет, и тебя привлекут к ответственности за невыплату пошлины в этой стране — помни, они могут забрать твои деньги. Если ты продал свой аппарат официально, тебе нужно будет предъявить все соответствующие экспортные и таможенные документы, подтверждающие законность сделки и выплату всех налогов. В ЮАР, где заканчивающие путешествие часто продают свои мотоциклы, это пошлина в 7. 5 % плюс НДС 14 % на машину с мотором 600 см3. Для сравнения: продавая мотоцикл в Великобритании, ты заплатишь пошлину в 10 % и НДС 17. 5 %.

Подделывать таможенную книжку не стоит (как и тратиться на дорогую и качественную копию), если только ты не собираешься нелегально продавать свой мотоцикл; большинство мототуристов ничего подобного не делают. В Африке такой номер, может, и пройдет, но в некоторых частях Азии имеются онлайновые базы данных с номерами настоящих таможенных книжек, так что можно нарваться на крупные неприятности.

Автостраховка ответственности перед третьими лицами

Собираясь туда, где никто из твоих знакомых никогда и не был (а может, и не будет никогда), даже не надейся, что твой такой любезный страховой агент даст тебе еще и страховку ответственности перед третьими лицами. По совершенно понятным причинам, несмотря на потерю солидных комиссионных, ни один страховщик и близко к себе не подпустит мототуриста, собравшегося в заморские дали. Британская компания застрахует тебя на Европу только до Турции, Марокко и Туниса, да и то с последними двумя странами могут быть трудности. Если кто-то предлагает застраховать тебя за пределами этих стран, как мне иногда рассказывают, то, скорее всего, они просто не понимают, во что ввязываются, или берут у тебя деньги просто так. Может потом оказаться, что страховка тебя и не покрывает, даже если ты веришь в нее до последнего.

Лучше всего покупать ее в пути, но учти, что продается она не везде. В экономических объединениях стран, таких как Французская Западная Африка, страховка в размере $ 3. 70 в день будет действительна на территории сразу нескольких стран, в Узбекистане один путешественник, по его словам, заплатил всего $ 4 5 за двухнедельную страховку. А один отчаянный мотоциклист объехал весь мир вообще без страховки: единственный раз, когда его попросили предъявить что-нибудь похожее на нее, случился на малайско-тайской границе, но, помахав перед лицом чиновника своей залепленной печатями таможенной книжкой, он был пропущен. Это отличный пример «эффекта библиотечного абонемента»: любая официального вида бумажка с крупной печатью и фотографией удовлетворит скучающего пограничника. В Латинской Америке, попросив автостраховку, ты вообще или застрянешь там на несколько дней, или выложишь кучу денег за нечто сомнительное, а то и заплатишь еще больше какому-нибудь продажному чиновнику, который будет рад шлепнуть тебе печать хоть на сигаретную пачку и отправить восвояси. В целом принцип тот же, что и с таможенными книжками: если не просят, не предлагай.

Сомнительность автостраховок в странах третьего мира или невозможность их получения означают, что, если по твоей вине произойдет ДТП, в котором, например, погибнет ребенок или, что хуже, кормилец семьи, решение этой проблемы растянется на долгие годы и обойдется в кругленькую сумму. Индия — вот, пожалуй, страна с самыми трудными условиями передвижения. Людей здесь слишком много, и все они очень бедные, так что бросить собственную бабушку под колеса шикарного GS 1150, чтобы потом выпросить пару досок в качестве компенсации, для них не проблема.

В целом автостраховка — штука еще такая: на родине ее навязывают со страшной силой, но в дебрях другой страны она или ничего не стоит, или ею невозможно воспользоваться. Единственное, что ты можешь с этим поделать, это ехать осторожно, чаще отдыхать и быть все время начеку.

Другие дорожные и транспортные документы

Помимо уже упомянутых тебе понадобятся следующие документы:

• Страховое приложение к грин кард — для британца, путешествующего по Европе.

• Международный сертификат на транспортное средство: недорогой перевод на несколько языков твоих документов о праве собственности, выдаваемый автомобильными организациями для стран, не принимающих оригинал.

• Членская карточка автомобильной организации. Знай, что в некоторых просвещенных странах (например, в Австралии) можно вступить в их местные автомобильные ассоциации, и совершенно бесплатно. Членская карточка может оказаться полезной при обновлении или продлении таможенной книжки или сработать как пресловутый «библиотечный абонемент».

Разрешения на местах

До сих пор мы говорили только о тех документах, что ты должен получить у себя на родине. Но существует еще множество всяких бумажек (главным образом для того, чтобы слупить с тебя денег, или оштрафовать за отсутствие этих документов). Среди них — регистрация в полиции в течение 24 часов по прибытии, разрешения на фото и видеосъемку (что касается последних, они требуются только в Камеруне и Судане, хотя киносъемка — это уже другое), «регистрационная карточка туриста», валютная декларация (см. далее) или пропуска на пересечение «запретных» территорий, таких как Китай, Западная пустыня в Египте или районы проживания коренного населения. Так как полицейские блокпосты в таких районах случаются часто, получить необходимый пропуск все-таки стоит заранее — в конечном итоге это обойдется дешевле.

Как с выполнением любых правил (без которых цивилизация, несомненно, рухнет), оформление необходимых документов — это, помимо того, что игра разума, еще и возможность для нечистых на руку чиновников создать такие препятствия, преодолеть которые можно только за взятку. Отправляться в путь, имея на руках хотя бы необходимый минимум документов, — это шанс, что путешествие пойдет нормально, а со временем ты разберешься, что к чему, и поймешь, какие документы тебе действительно нужны, а без каких можно обойтись.

Деньги

Деньги, и как их хранить — вот вопрос, который, как и страховка, сильно волнует начинающего путешественника. Любая большая поездка будет стоить не меньше $ 4000, а необходимость возить такие деньги с собой по небезопасным Азии, Африке или Латинской Америке заставит занервничать любого. Советы о том, как менять деньги и вести себя на «черном рынке», см. на стр. 122.

Лучшие валюты

Во многом благодаря «кока-кольной» культуре, раскинувшей свои щупальца по всему миру, надежность американского доллара известна даже в самых глухих уголках мира, в том числе и местах, где на другие очень даже конвертируемые валюты посмотрят с сильным недоумением. Разумеется, в Южной Америке и почти во всей Азии лучше всего иметь именно доллары. В Африке же более привычны евро сине бело золотую и английский фунт стерлингов. Не стоит брать купюры в $ 100: там их видят редко и часто принимают за фальшивки. По той же причине не пытайся чего-либо купить на те же $ 100, особенно в районе Нигерии, где их производят (вместе с кучей другой контрафактной продукции).

Кредитные карточки

Кредитки — лучший способ избавиться от необходимости таскать при себе пачки наличных. Хотя, пожалуй, родную сине-бело-золотую Visa на трассе имени Хо Ши Мина мы увидим еще не скоро, компактную кредитку или две в долгий путь все же захватить стоит. Вполне возможно, что однажды ты благословишь это пластиковый прямоугольник, выручивший тебя в сложной ситуации, например, заплативши за авиаперевозку мотоцикла до следующего пункта назначения или за ночь отдыха в шикарном отеле, когда наличные кончились. А в Северной Америке, Европе, Австралии и Южной Африке наличные тебе, скорее всего, и вовсе не понадобятся.

Вопреки разумному мнению, что компании, выпускающие кредитные карты, за покупки в другой стране сильно бьют тебя по карману, они предлагают наилучший на день покупки обменный курс и даже не берут сервисный сбор (по крайней мере, так делает Visa).

Само собой разумеется, что нужно вести учет тех денег, которые ты снимаешь со своей карты, и обязательно определиться с минимальной суммой, что ты можешь потратить за месяц (этот прямой дебет лучше определить прямо в банке перед отъездом, если, конечно, деньги в банке у тебя есть). А еще лучше, открой перед отъездом кредит для своей кредитки.

В хорошем путеводителе обязательно будет написано, какие из трех самых популярных (Visa, American Express или MasterCard) больше распространены там, куда ты направляешься, но в связи с тем, что слово «Америка» в некоторых странах или у некоторых людей вызывает странную реакцию, лучше пользоваться анонимной Visa или менее распространенной MasterCard.

Дорожные чеки и денежные переводы

Хорошей заменой наличным считаются дорожные чеки, особенно изданные в долларовом эквиваленте: это безопаснее, чем возить с собой наличные, но по степени полезности они примерно равны кредитным карточкам. В развивающихся странах особых надежд на эту проблемную форму «налички» не возлагай: для отпуска во Флориде они, быть может, и незаменимы, но в действительно трудной ситуации реализовать их, скорее всего, не получится. Не жди и быстрой компенсации в случае их потери. Во-первых, тебе нужно будет официально заявить, что они пропали, а притом что работающий телефон, не говоря уже о компенсационной службе, может находиться в нескольких днях пути, дорожные чеки полезны, разве что в странах Запада, где их легко обналичить (или, как в США, вообще использовать вместо наличных денег). Кроме того, хотя они и издаются в форме твердых валют, таких как американский доллар, вполне может случиться, что при их обналичивании ты получишь местную валюту по официальному курсу, а не факт, что тебе нужно именно это. Некоторые страны ввозимые дорожные чеки даже облагают налогом. При отсутствии наличных кредитки могут оказаться более полезными.

Денежные переводы, как правило, более подходят для студентов, путешествующих по Европе, чем для мотоциклистов, решивших продлить свое путешествие. Если ты этой услугой все же захочешь воспользоваться, тебе нужно будет назвать местный банк, в который эти деньги должны будут прийти. И снова, в бедной стране тебе, скорее всего, выдадут местную валюту вместо долларов, на которые ты рассчитывал. Кроме того, имей в виду, что поменять обратно местную валюту на другую, более твердую, или невозможно, или крайне сложно, или курс будет такой, что вгонит тебя в тоску на неделю. Покупая местную валюту, бери ровно столько, сколько тебе нужно; проще будет ее докупить, чем пытаться продать излишек другому путешественнику.

Меры безопасности

Где и как прятать в пути свой «золотой запас» — тебе решать. Хорошо при этом часть денег (вместе с другими мелкими ценностями) спрятать на мотоцикле, а остальное держать при себе. Но куда бы ты их на своем аппарате ни затаил (подключи воображение, но и головой думать не забывай!), заверни их сначала во что-нибудь, чтобы не повредились.

Еще одна хорошая идея — сделать лишнюю заначку на самом себе: в магазинах для туристов сейчас продается много всяких таких устройств; выбирай, прежде всего, по удобству, что будет легко носить. На обычных поясах часто делают потайные кармашки; специальные пояса для денег типа кобуры крепятся на поясе, на шее или на плече, а ля Грязный Гарри из вестернов. Скрученные в рулончик деньги можно закрепить «липучкой» на изнанке штанов или привязать резиновым бинтом к голени. Остальное можно положить во внутренний карман куртки.

Храни порцию денег на день отдельно от толстого, распухшего, провокационного вида бумажника: ты же не захочешь отслюнявливать пару долларов на шашлык от пачки в две тысячи посреди рыночной толпы. Одно общее правило относительно карманов: клади определенную вещь в определенный карман, а на многолюдной улице проверяй почаще, застегнута ли «молния». Следуй этому правилу беспрекословно: бумажник и паспорт здесь, ключи от мотоцикла там, мелочь в третьем месте. Так, если тебе что-то срочно понадобится, ты будешь знать, где это искать. Это еще одна хорошая причина купить куртку с множеством крепко застегивающихся карманов.

Кредитки в наше время подделывают часто, так что внимательно следи за балансом. Есть много историй о том, как в Африке или Южной Америке деньги с кредитных карточек снимали подчистую, вообще, удивительно, что это происходит еще не так часто. Такое может случиться, когда ты платишь за гостиницу — у тебя требуют оставить номер карты и потом его каким-то образом используют. Если можешь, пользуйся карточкой только в банкоматах или непосредственно в банках и плати за все товары и услуги наличными. Постарайся не пользоваться своей картой так же свободно, как дома, даже если это возможно.

Теги: путешествие, мотоспорт.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Скотт Крис — Часть 1: Практические аспекты. Документы // Мотопутешествия: Книга искателя приключений. - 2005.Часть 1: Практические аспекты. Документы.

    Посмотреть полное описание