Специализация функций в труде и спорте - Книги - Библиотека международной спортивной информации

Игра связующего

Специализация функций в труде и спорте

Источник:
Издательство:
Глава:
Специализация функций в труде и спорте
Виды спорта:
Волейбол
Рубрики:
Профессиональный спорт
Регионы:
МИР
Рассказать|
Аннотация

Мы давно уже привыкли к терминам «вратарь», «защитник», «центровой», «разыгрывающий» и многим другим, прочно вошедшим в обиход спортивной практики, и не всегда задаемся вопросом о причинах, обусловивших разделение ролей в спортивной игровой деятельности. Обратимся к общественному производству

Специализация функций в труде и спорте

Мы давно уже привыкли к терминам «вратарь», «защитник», «центровой», «разыгрывающий» и многим другим, прочно вошедшим в обиход спортивной практики, и не всегда задаемся вопросом о причинах, обусловивших разделение ролей в спортивной игровой деятельности. Обратимся к общественному производству.

Именно здесь и довольно давно проявился этот феномен человеческой деятельности, с которым в наши дни прямо или косвенно связывают успехи современной цивилизации.

Так, еще в «Капитале» К. Маркс писал, что «различные операции, попеременно совершаемые производителем товара и сливающиеся в одно целое в процессе его труда, предъявляют к нему разные требования. В одном случае он должен развивать больше силы, в другом — больше ловкости, в третьем — больше внимательности и т. д., но один и тот же индивидуум не обладает всеми этими качествами в равной мере»*.

Далее, показывая соотношение способностей и разделение труда, К. Маркс пишет: «Если, таким образом, природные особенности рабочих образуют ту почву, на которой произрастает разделение труда, то, с другой стороны, мануфактура, коль скоро она введена, развивает рабочие силы, по самой природе своей пригодные лишь к односторонним специфическим функциям»**.

Отечественные ученые Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын и Н. И. Мейзель в своих работах показали, что до тех пор, пока темп не играл значительной роли в производительности труда, подбор и расстановка людей на рабочих местах осуществлялись в процессе деятельности на основе опыта и квалификации работника. Было установлено, что люди с разными типами нервной системы могут работать одинаково успешно там, где преимущество в определенных свойствах нервной системы должно обеспечить большую производительность.

Здесь имеет место своеобразная компенсация недостающих качеств, происходящая, как полагает Е. А. Климов***, за счет моментов, внешних по отношению к свойствам нервной системы. Однако при повышении экстремальности рабочих условий роль таких моментов снижается, а компенсация отсутствующих качеств все более затрудняется. Решающее место начинают занимать природные качества индивида, в том числе врожденные свойства его нервной системы. Отмечено, что индивидуальные особенности людей в этом отношении могут играть настолько существенную роль, что в некоторых видах деятельности, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть данной деятельностью, человек не может достичь необходимого минимума профессионального мастерства.

* К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 23, с. 361. ** Е. А. Климов. «Вопросы психологии», 1959, № 2. *** Там же.

В науке о спорте данное положение также нашло свое развитие. А. Н, Крестовников отмечал, что при выработке двигательного стереотипа большое значение должны иметь типологические особенности лиц, занимающихся физическими упражнениями. В его работах с сотрудниками показано, что не только занятия тем или иным видом спорта влияют на деятельность анализаторов, играющих важнейшую роль в выработке и воспроизведении сложных двигательных навыков, но, в свою очередь, и состояние анализаторов может способствовать развитию спортивного мастерства.

Дальнейшее развитие это положение нашло в работах Е. П. Ильина с сотрудниками. В них было показано, что типологические особенности, обусловливая потребность в том или ином виде деятельности, определяют наряду с другими причинами выбор вида спортивной деятельности, в наибольшей степени соответствующего имеющимся у человека представлениям и потребностям.

Ряд исследований спортивной игровой деятельности как в естественных, так и в лабораторных условиях убедительно показали, что выполнение определенной игровой роли в команде существенно влияет на изменение тех или иных функций спортсменов. Так, В. В. Медведев, изучая психологические особенности состояния тренированности у волейболистов, установил, что уровень некоторых характерных для этой игры психофизиологических процессов и функций значительно выше у связующих игроков. В особенности это относится к зрительным и мышечно-суставным восприятиям. Аналогичные явления были отмечены А. Н. Перепеловым и А. В. Родионовым при изучении психомоторики у гандболистов.

Интересные данные на материале детского футбола получили И. П. Волков и В. М. Деревенский при изучении особенностей групповой динамики. В частности, они установили, что уже на первом этапе спортивного совершенствования наряду с физическим и умственным развитием детей, повышением их индивидуально-технического и тактического мастерства выявляется разностороннее тяготение ребят к различным игровым ролям. Авторы расценивают это как своеобразную закономерность, требующую серьезного внимания тренеров, особенно на начальном этапе закрепления за игроками определенных игровых ролей. Отмечая серьезные отрицательные явления в тех случаях, когда игровая роль не соответствует индивидуально-типологическим особенностям игрока (падение интереса к занятиям, неуверенность в своих силах, конфликтность и т. д.), ученые делают заключение:

«...тренер должен учитывать, что каждый игрок команды в своем развитии обладает определенными способностями, соответствующими требованиям той или иной игровой роли. Задача тренера — развить эти способности, подобрав игроков на игровые роли с учетом их индивидуальных возможностей и совместимости, создав из отдельных индивидуумов единый игровой ансамбль»*.

Как видим, неравномерность развития различных функций предполагает наличие способностей, которые представляют определенную совокупность психологических качеств, тесно связанных со специальными навыками, умениями и проявлением особого интереса к данному виду деятельности. Значимость индивидуальных особенностей личности для успешного овладения специфическими умениями и навыками в спортивной игровой деятельности доказана многими исследователями (О. А. Черникова, 1959; Л. С. Нерсесян, 1964; М. А. Матова, 1967; Г. М. Гагаева, 1969; А. Ц. Пуни, 1969; П. А. Рудик, 1970, и др.). Это обусловило интерес ученых к изучению психофизиологических особенностей у спортсменов, выполняющих различные игровые роли, имеющие важное значение для коллективных действий команды (В. В. Медведев, А. А. Араратян, 1968; В. А. Запорожанов, 1970; А. В. Родионов и А. Н. Перепелов, 1971; Ю. Д. Железняк и Л. Н. Слупский, 1973, и др.).

Анализ исследований позволяет заключить, что овладение сложным многообразием игровых приемов и действий происходит у занимающихся не одинаково. Это явление, как и проявление личностных интересов занимающихся к различным игровым ролям, обусловлено главным образом их индивидуальными особенностями, а также различиями в способностях к функциональному совершенствованию тех органов и систем, которые оказывают существенное влияние на рост спортивных достижений. Это и есть главная (объективная) обусловленность процесса специализации в труде и спорте. Однако одного признания закономерностей существующего процесса недостаточно для повышения эффективности спортивной деятельности.

* И. В. Попов, В. М. Деревенский. «Теория и практика физической культуры», 1972, № 9.

Задача состоит в том, чтобы изучить особенности проявления известной закономерности в каждом отдельном виде спортивной деятельности. 

 

    Загрузка...