00:00, 10 декабря 2012, Научные статьи

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта

Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников

Автор:
Селищева Елена Андреевна
Источник:
Выпуск:
11 (93) 2012, 10 декабря 2012
Страницы:
114-117
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Детско-юношеский спорт, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни школьников; роль уроков физической культуры, системы оценивания учебных достижений учащихся и психологического сопровождения в этом процессе; отношение учащихся к этому предмету.

Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования навыков здорового образа жизни школьников; роль уроков физической культуры, системы оценивания учебных достижений учащихся и психологического сопровождения в этом процессе; отношение учащихся к этому предмету. Приводится описание альтернативной системы оценивания - критериальной, уже используемой в ряде российских школ; кратко описывается ее технология, основные преимущества и трудности, которые могут возникнуть в процессе практического применения. Автором было проведено исследование в ряде московских школ, где применяются разные системы оценивания: критериальная и традиционная (нормативная). Исследование было направлено на изучение мотивационной сферы, а также эмоционального отношения к учению школьников с различными системами оценивания. В статье приводится описание исследования, результаты и основные выводы.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, физическая культура, критериальная и традиционная (нормативная) системы оценивания учебных достижений, тревожность, стресс, мотивация.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p114-117

CRITERIA EVALUATION SYSTEM AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF STUDENTS

Elena Andreevna Selishcheva, the expert, Moscow City Teacher Training University

Annotation

In this article the author discusses the main features of the formation of healthy lifestyle of students, the role of physical training lessons, evaluation system and psychological support in this process, feelings of students to this subject. The author describes the alternative evaluation system - a criteria, which is already used in some Russian schools, briefly describing its technology, the main advantages and the difficulties that may arise in the practical application. The author conducted an experiment in some Moscow schools with different evaluation systems: the criterion and the traditional (normative). The purpose of the study was to study the motivational sphere, and the emotional relation to the studying of students with different systems of evaluation. The article describes the process of experiment, the results and the main conclusions.

Keywords: healthy lifestyle, physical culture, traditional (normative) and criterion evaluation system of education, anxiety, stress, motivation, emotional attitude to study.

Возрастающие психоэмоциональные и физические нагрузки учащихся в современной школе делают задачу сохранения и укрепления здоровья одной из приоритетных. Важно понимать, что формирование здорового образа жизни - это не только отсутствие вредных привычек, а формирование полезных умений и навыков. В этом плане физическая культура, как учебная дисциплина, имеет особое значение в процессе формирования здорового образа жизни школьников, т.к. в большей степени влияет на становление «физического Я» школьников, чем другие учебные предметы.

Вместе с тем физкультура - далеко не самый любимый предмет у многих школьников основного и старшего звеньев школы. Они придумывают тысячи причин, приносят записки от родителей, чтобы получить освобождение от урока. И, если им приходиться идти на физкультуру, то многие испытывают при этом самый настоящий стресс. Причины такого поведения разные, в том числе страх получить низкую оценку, оказаться неуспешным в глазах одноклассников, особенно противоположного пола.

Оценка (точнее, отметка) влияет на активность, эмоциональное состояние, самооценку, мотивацию и другие характеристики учащихся. Очень часто это влияние оказывается отрицательным не из-за достижений учащихся, а из-за несовершенства самой системы оценивания (ее необъективности, непрозрачности).

На сегодняшний день среди специалистов нет единства мнений по поводу утверждения единой системы оценивания, в том числе и на уроках физической культуры. Очевидно, это связано с тем, что существующие системы оценивания не вполне соответствуют заявленным требованиям (объективности, прозрачности и др.).

Одной из причин необъективности педагогической оценки многие авторы выделяют недостаточную разработанность критериев оценивания. Поэтому введение в процесс образования критериального оценивания или его элементов могут помочь в решении данной проблемы [2].

Критериальная система оценивания, уже применяемая в ряде российских школ, является одним из альтернативных вариантов традиционной (нормативной) системы оценивания. Использование технологии критериального оценивания заключается в сравнении достижений учащегося с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями. Критерии представляют собой перечень различных видов деятельности учащегося, которую он осуществляет в ходе работы и должен в совершенстве освоить в результате работы [4].

Процесс критериального оценивания, на первый взгляд, кажется достаточно трудоемким, но он имеет ряд значительных преимуществ: делает «прозрачным» механизм выставления отметок, позволяет избежать субъективизма учителя при выставлении отметок, позволяет найти сильные и слабые стороны ученика, вырабатывает у детей навыки самооценивания [1].

Оценивание, осуществляемое по заранее определенным критериям, снижает тревожность, которая часто возникает именно в ситуации неизвестности и неопределенности. Если учащиеся заранее знают о критериях, по которым их будут оценивать, они знают, в чем их сильная сторона, а в чем - слабая. Они либо готовы к тому, что получат немаксимальную оценку, либо постараются «подтянуть» свои слабые стороны.

Учащиеся, не боящиеся оценивания, охотнее посещают уроки физической культуры. Школьная отметка при определенных психолого-педагогических условиях может стать мотивом, побуждающим учебную деятельность школьников. За желанием учащегося получать отметки могут скрываться разные причины: получить похвалу родителей или учителей; желание завоевать известное положение в классе; возможность поступить в высшее учебное заведение и другие.

В. А. Сухомлинский считал, что отметка должна вознаграждать трудолюбие, а не карать за лень и нерадивость. Если учитель усматривает в двойке или единице кнут, а в четвёрке и пятёрке пряник, то вскоре дети возненавидят и кнут и пряник. Главным стимулом, побуждающим к учению, он считал радость труда, успехи в учении [5].

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Нами было проведено исследование, целью которого было сравнение мотивационной сферы и эмоционального отношения к учению у учащихся из школ с разными системами оценивания - критериальной и традиционной (нормативной).

Исследование проводилось с помощью методики диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (А. М. Прихожан). В нем приняли участие учащиеся 7, 8 классов (65 человек) школы с традиционной (нормативной) системой оценивания; школы с критериальной системой оценивания (60 человек).

Результаты проведенного исследования показали, что практически совпадают у учащихся обеих школ показатели: «познавательная активность» (средний уровень), «гнев» (низкий уровень). Не совпадают показатели «мотивация достижения», «тревожность».

Показатель «мотивация достижения» у учащихся из школы с критериальной системой оценивания оказался на высоком уровне, а у учащихся из школы с традиционной системой оценивания - на среднем уровне.

У учащихся из школы с традиционной системой оценивания наблюдается позитивное отношение к учению при несколько повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения (выражена тревожность). В то время как у учащихся из школы с критериальной системой оценивания она тоже выявлена, но находится на среднем уровне.

Можно предположить, что это связано с тем, что критериальная система оценивания делает «прозрачным» механизм выставления отметок, что позволяет избежать многих стрессовых ситуаций при оценивании. Таким образом, критериальная система оценивания на уроках физической культуры имеет свои преимущества. Несмотря на кажущуюся трудоемкость внедрения в образовательный процесс, на практике она оказывается очень удобной в использовании. Она позволяет решать целый ряд вопросов, связанных с повышением качества обучения и изменением его повседневной практики в сторону большей взаимной ответственности всех участников учебного процесса, а также оптимизации эмоционального состояния учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Критериальное оценивание достижений учащихся (по итогам работы городской экспериментальной площадки ИПССО МГПУ «Эффективное управление образовательными ресурсами школы в условиях сетевого взаимодействия») / под ред. В. А. Родионова, М.А. Ступницкой. - М. : Изд-во Московского гор. пед. ун-та, 2010. - 202 с.
  2. Курдюкова, Н. А. Оценивание успешности учебной деятельности как психолого-педагогическая проблема : дис. ... канд. психол. наук / Курдюкова Н.А. - СПб., 1997. - 201 с.
  3. Машковцев, А.И. Критериальное оценивание на уроках физкультуры / А.И. Машковцев. - М. : Чистые пруды, 2009. - 32 с.
  4. Международный бакалавриат и российская школа / Л. И. Мильграм, А.М. Кондаков, Н.В. Любомирская, М.Я. Шнейдер [и др.] // Нормативно-методическая документация для российских образовательных учреждений / Министерство общего и профессионального образования РФ. - М., 1997. - C. 17-33.
  5. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев : Ра-дяньска школа, 1974. - 160 с.

REFERENCES

  1. Rodionov, V.A. and Stupnickaya M.A. (2010), Criteria evaluation of student achievements following the results of work of a city experimental platform of IPSSO MGPU "Effective Management of Educational Resources of School in the conditions of Network Interaction"), publishing house MGPU, Moscow, Russian Federation.
  2. Kurdyukova, N.A. (1997), Assessing the success of the studying as psychological and pedagogical problem, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.
  3. Mashkovcev, A.I. (2009), Criterial evaluation on lessons of physical education, publishing house "Chistie prude", Moscow, Russian Federation.
  4. Milgram, L.I. and Kondakov, A.M. (1974), International Baccalaureate and the Russian school, Regulations and methodologies for Russian educational institutions, The Ministry of General and professional education of the Russian Federation.
  5. Suhomlinskiy, V.A. (1974), I give my heart to children, publishing house "Radyan-ska shkola", Kiev, Ukraine.

Контактная информация:

Статья поступила в редакцию 07.11.2012.

Теги: тревожность, здоровый образ жизни, физическая культура, стресс, мотивация.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Селищева Елена Андреевна
    • Заглавие

      Основное
      Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников
    • Источник

      Заглавие
      Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 11
      Сведения о местоположении
      C. 114-117
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Детско-юношеский спорт
      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Селищева Елена Андреевна — Критериальная система оценивания и психологические особенности школьников // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. № 11. C. 114-117

    Посмотреть полное описание