22:55, 10 августа 2009, Нормативные акты

Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация

Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация - 4. Паспортизация и стандартизация государственных услуг в спортивной отрасли

Источник:
Издательство:
Глава:
Глава 4
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Стандарты и нормативы
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

4.1. Соотношение стандартов и административных регламентов Стандарт государственных услуг и административный регламент являются взаимосвязанными нормативными документами, первый из которых содержит требования к взаимодействию между физическими (юридическими) лицами и его результату, а второй —

Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация - 4. Паспортизация и стандартизация государственных услуг в спортивной отрасли

4.1. Соотношение стандартов и административных регламентов

Стандарт государственных услуг и административный регламент являются взаимосвязанными нормативными документами, первый из которых содержит требования к взаимодействию между физическими (юридическими) лицами и его результату, а второй — устанавливает процедуры, результатом которых выступает государственная услуга. Будучи взаимосвязанными, стандарт государственной услуги и административный регламент между тем существенно различаются как по целям, так и по сферам их регулирования и использования.

Основной задачей административных регламентов является оптимизация административно-управленческих процессов деятельности государственных органов власти. Основное внимание в административном регламенте должно уделяться повышению управляемости органов власти, обеспечению исполнительской дисциплины, снижению издержек на функционирование государственных органов за счет устранения излишних процессов и процедур.

В отличие от регламентов, стандарты услуг являются инструментом установления обязательств государства перед обществом. Их задачей является оформление своего рода общественного договора между государством и обществом, в котором указывается, что и в каких размерах необходимо от государства, а что совершенно излишне и должно быть немедленно прекращено.

Стандарты государственных услуг представляют собой нормативно-правовой акт, которым регулируются права и обязанностей потребителей государственных услуг. В этом качестве стандарт создает условия для привлечения должностных лиц к ответственности за ненадлежащее выполнение своих обязанностей по оказанию государственных услуг.

Стандартизация государственных услуг необходима для упорядочения и конкретизации обязательств учреждений дополнительного образования спортивной направленности перед государством и потребителями услуг, внедрения процедур контроля и оценки деятельности, что, в конечном счете, будет способствовать повышению качества предоставления услуг, ответственности перед потребителями услуг и оптимизации расходов на их оказание.

 

4.2. Основные принципы стандартизации государственных услуг

Обязательность применения стандартов при оказании государственных услуг

Этот принцип реализуется через соблюдение процедуры придания стандарту общеобязательной силы. Стандарт утверждается и вводится в действие нормативным актом органа исполнительной власти. Кроме того, подготовленными в рамках Концепции административной реформы законопроектами в сфере стандартизации предусматривается положение, исключающее (по истечении переходного периода) возможность оказания государственных услуг, в отношении которых не разработан стандарт.

Единство требований к государственной услуге на всей территории, на которой она осуществляется

Соблюдение данного принципа создает поле для конкуренции органов, оказывающих услугу. В случае если результат государственной услуги одинаков, а условия ее предоставления разные, получатель государственной услуги будет выбирать место получения государственной услуги исходя из своих предпочтений.

Минимизация затрат и ресурсов получателя государственной услуги

Данный принцип предполагает закрепление в стандарте таких характеристик государственной услуги и процесса ее оказания, которые уменьшают издержки получателя.

Под издержками получателя услуг следует понимать не только прямые финансовые затраты (стоимость государственной услуги в случае ее частичной платности), но и косвенные затраты (стоимость дороги до места получения государственной услуги, затраты на приобретение сопутствующих документов и т.п.).

Учет мнения получателей государственной услуги при разработке и изменении стандартов государственных услуг

Соблюдение этого принципа позволит органу, оказывающему услугу, при формировании стандарта ориентироваться не только на свои возможности, но и на потребности получателей услуг.

Регулярный пересмотр требований стандартов государственных услуг

Данный принцип обязывает орган, оказывающий услугу, обеспечивать постоянный контроль качества своей деятельности в интересах получателей государственных услуг. Кроме того, необходимость регулярного пересмотра стандартов диктуется прогрессом в области технических и интеллектуальных возможностей.

 

4.3. Паспортизация государственных услуг

В ходе осуществления стандартизации услуг, оказываемых учреждениями дополнительного образования спортивной направленности, должны быть решены следующие задачи:

  • составление паспортов государственных услуг;
  • разработка стандартов государственных услуг.

Паспорт государственной услуги должен включать разделы следующего содержания:

  • Наименование государственной услуги — полное наименование государственной услуги согласно утвержденному Реестру (Перечню) государственных услуг
  • Потребитель государственной услуги — сведения о гражданах (организациях), имеющих право на получение государственной услуги, критериях, которым они должны соответствовать (требования для зачисления). Следует описать состав получателей государственной услуги (граждане РФ, иностранные граждане, индивидуальные предприниматели или организации), критерии, которым должен соответствовать получатель, критерии, которые исключают право на получение государственной услуги.
  • Нормативный срок оказания государственной услуги — нормативный срок оказания государственной услуги (для услуг, оказываемых в рамках дополнительных образовательных программ спортивной направленности, — период подготовки обучающегося).
  • Конечный результат государственной услуги — что должен получить потребитель по результатам оказания ему государственной услуги.
  • Органы, оказывающие услугу — на уровне органа исполнительной власти, в ведении которого находятся регламентация, стандартизация, паспортизация и ведение Реестра государственных услуг, осуществление контроля указываются все подведомственные учреждения и иные организации, имеющие право оказывать данную услугу.
  • Правовые основания оказания услуг — перечень и ссылки на нормативные документы, устанавливающие основные, дополнительные или специфические требования к услугам, порядку их оказания и иным вопросам, права и обязанности как получателей, так и органов, оказывающих государственные услуги. При наличии закрепленного в нормативных правовых актах требования (условия) лицензирования указывается лицензирующий орган и реквизиты лицензии.

Дополнительно в паспорте либо в стандарте могут быть указаны:

  • Альтернативные варианты получения государственной услуги — существующие альтернативные возможности получения результата государственной услуги (в другом органе, в другом регионе либо другим способом), в том числе в коммерческом секторе.
  • Содержание государственной услуги — цель оказания государственной услуги, которую планируют достичь, и способы ее достижения.
  • Квалификация персонала — квалификационные требования к тренерско-преподавательскому составу, непосредственно оказывающему услугу (проводящему занятия в группе).
  • Наполняемость групп — указывается минимальная (максимальная) наполняемость групп (классов), формируемых учреждением в процессе оказания государственной услуги (чел.).
  • Максимальный объем учебной (учебно-тренировочной) нагрузки — указывается максимальный объем учебной (учебно-тренировочной) нагрузки в процессе оказания государственной услуги (час./нед.), а также допустимые границы его снижения (если есть).

С точки зрения практической реализации указанных положений для спортивной отрасли могут быть рекомендованы паспорта государственных услуг (реализация программ дополнительного образования спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе, на этапе начальной спортивной подготовки, на учебно-тренировочном этапе, на этапе спортивного совершенствования, на этапе высшего спортивного мастерства), учитывающие специфические ее характеристики.

В Приложении 2 представлен проект паспорта государственной услуги дополнительного образования спортивной направленности на спортивно-оздоровительном этапе.

Таблица 6. Примерная форма Паспорта государственной услуги

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ УСЛУГИ

Наименование органа исполнительной власти (ОИВ):

Адрес ОИВ:

  1. Наименование государственной услуги:
  2. Нормативный срок оказания государственной услуги:
  3. Конечный результат оказания государственной услуги:
  4. Правовые основания оказания государственной услуги:
  5. Потребитель государственной услуги:
  6. Подведомственные учреждения, оказывающие государственные услуги:
  7. Альтернативные варианты получения государственной услуги:

Учреждение

Лицензия

Наименование

Адрес

Номер

Дата выдачи

Срок действия

Вид спорта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.4. Требования к порядку составления, внедрения и содержанию документа «Стандарт государственной услуги дополнительного образования спортивной направленности»

Разработка стандартов государственных услуг основывается на трех источниках:

  • базовых требованиях к порядку взаимодействия, закрепленных в проекте федерального закона «О стандартах государственных услуг»;
  • анализе административно-управленческих процессов по предоставлению конкретной государственной услуги;
  • выявлении предпочтений граждан.

В целях повышения эффективности и качества деятельности учреждений дополнительного образования спортивной направленности, предоставляющих государственные услуги, необходимо устанавливать требования не только к содержанию стандарта, но и к порядку его разработки.

В проекте федерального закона «О стандартах государственных услуг» определяется порядок разработки, принятия, изменения и отмены стандартов государственных услуг. Особое внимание в проекте федерального закона уделяется вопросам экспертизы проектов стандартов государственных услуг и их публичному обсуждению.

Разработка проектов стандартов государственных услуг осуществляется органом государственной власти, ответственным за развитие спортивной отрасли, так как в его ведении находится нормативное правовое регулирование оказания соответствующих государственных услуг.

Таблица 7. Схема разработки и внедрения стандарта государственных услуг

 

№ п/п

Мероприятия по разработке и внедрению стандарта государственной услуги

1.

Издан приказ о разработке стандарта (состав рабочей группы определен)

2.

Проведено вводное совещание

3.

Рабочая группа определила детальный график и ответственных

4.

Нормативные требования об услуге собраны

5.

Информация об аналогичных услугах собрана

6.

Информация о предпочтениях получателей услуг собрана

7.

Данные о показателях качества и методиках измерения собраны

8.

Данные о взаимосвязанных услугах собраны

9.

Составлен список существенных показателей качества государственной услуги

10.

Проведено предварительное исследование

11.

Рабочая группа определила применимую информацию, потребность в исследовании, утвердила параметры исследования

12.

Разработан инструментарий исследования

13.

Исследование проведено

14.

Решен вопрос о реализации «одного окна»

15.

Рабочая группа утвердила паспорт государственной услуги и концепцию стандарта

16.

Концепция стандарта согласована с группой разработки административных регламентов

17.

Концепция стандарта проверена на фокус-группе

18.

Проект стандарта разработан

19.

Рабочая группа одобрила проект стандарта

20.

Тест показал легкость и понятность проекта стандарта для получателей услуг

21.

Тест показал понятность и однозначность проекта стандарта для персонала

22.

Выбрано место и время эксперимента по применению стандарта

23.

Заинтересованным лицам разослан проект стандарта и информация об эксперименте

24.

Эксперимент проведен

25.

Проведена экспертиза проекта стандарта

26.

Проведено совещание с заинтересованными лицами

27.

Рабочая группа проанализировала итоги апробации, обсуждения и экспертизы, внесла коррективы в проект стандарта и рекомендовала его к утверждению

28.

Стандарт утвержден, установлена дата начала действия стандарта

29.

Разработан и утвержден график внедрения стандарта

30.

Стандарт издан в необходимом количестве

31.

Персонал прошел необходимое обучение (получил руководство по внедрению стандарта)

32.

В каждом структурном подразделении утверждены мероприятия и график внедрения стандарта

33.

Утвержден и выполняется график инспекций

34.

Получены отчеты о внедрении стандарта от всех структурных подразделений

35.

Система измерения и фиксации показателей качества работает

36.

Налажен сбор предложений и претензий получателей государственной услуги

37.

Установлены графики мониторинга исполнения стандарта

 

Экспертиза стандарта государственной услуги

В соответствии с проектом федерального закона «О стандартах в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих публичные государственные услуги, связанной с взаимодействием с физическими и юридическими лицами» разработанный проект стандарта государственной услуги подлежит обязательной экспертизе.

Экспертиза спортивно-образовательных услуг организуется органом государственной власти, ответственным за развитие спортивной отрасли.

Экспертиза осуществляется не менее чем пятью независимыми экспертами, отбираемыми на конкурсной основе в соответствии с законодательством о поставках товаров, работ и услуг для государственных нужд и предоставляющими экспертные заключения независимо друг от друга.

При проведении экспертизы стандарта государственной услуги определяется его соответствие требованиям федерального законодательства, а также исследуется возможность наступления негативных последствий принятия стандарта государственных услуг для граждан, юридических лиц, общества и государства, в том числе в части его коррупционной опасности.

При наличии альтернативных проектов стандарта государственной услуги в ходе экспертизы должны быть рассмотрены альтернативные варианты, по которым в заключении экспертизы должны быть сделаны сравнительные выводы.

Продолжительность экспертизы не может быть более двадцати дней с момента направления проекта стандарта соответствующему эксперту.

Стандарт государственной услуги подлежит доработке в соответствии с результатами экспертизы в течение не более двадцати дней со дня поступления последнего заключения экспертизы в орган государственной власти.

Заключения экспертизы прикладываются к разработанному стандарту государственной услуги на всех стадиях его рассмотрения.

Публичное обсуждение стандарта государственной услуги

Основной целью проведения публичного обсуждения стандартов государственных услуг в соответствии с проектом федерального закона «О стандартах в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих публичные государственные услуги, связанной с взаимодействием с физическими и юридическими лицами» является учет предложений получателей (потенциальных получателей) государственных услуг, иных граждан и организаций, интересы, права и свободы которых затрагиваются стандартами государственных услуг

Публичное обсуждение организуется органом государственной власти, ответственным за развитие спортивной отрасли. При наличии альтернативных проектов стандарта государственной услуги они одновременно выносятся на публичное обсуждение с предложением дать их сравнительную оценку.

Публичное обсуждение проекта стандарта государственной услуги должно осуществляться одновременно в следующих формах:

  1. рассылка проекта стандарта государственной услуги заинтересованным лицам, сбор письменных замечаний и предложений заинтересованных лиц в установленные при рассылке сроки, которые не могут быть меньше месяца со дня рассылки;
  2. размещение проекта стандарта государственной услуги на сайте органом государственной власти, ответственным за развитие спортивной отрасли, в сети Интернет и опубликование проекта стандарта государственной услуги в средствах массовой информации спортивной направленности с указанием адреса, в том числе электронного, на который любое лицо может сообщить замечания и предложения, а также с установлением срока, в течение которого принимаются замечания и предложения, который не может быть менее месяца со дня опубликования проекта стандарта государственной услуги;
  3. проведение публичного мероприятия, целью которого является обсуждение проекта стандарта государственной услуги. О мероприятии дается объявление на сайте органом государственной власти, ответственным за развитие спортивной отрасли, в сети Интернет и в средствах массовой информации. На мероприятие путем рассылки приглашений приглашаются представители заинтересованных лиц. В мероприятии также должны иметь возможность принять участие не менее двадцати граждан и (или) представителей юридических лиц, не являющихся заинтересованными лицами, ранее других выразивших намерение принять участие в мероприятии.

По результатам публичного обсуждения проект стандарта государственной услуги подлежит доработке органом государственной власти, ответственным за развитие спортивной отрасли, который составляет уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта государственной услуги, включающее перечень полученных в ходе публичного обсуждения замечаний и предложений с кратким изложением содержания данных замечаний и предложений, указанием их источника (в том числе с указанием, является ли организация заинтересованным лицом) и результатов их обсуждения и учета. Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта стандарта государственной услуги также должно включать в себя информацию о способе ознакомления с проектом стандарта государственной услуги с учетом замечаний и предложений, включенных по результатам публичного обсуждения. Со дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения проекта стандарта государственной услуги доработанный проект стандарта государственной услуги должен быть доступен для ознакомления.

Разработанные проекты стандартов государственных услуг должны проходить проверку на применимость и эффективность стандарта государственных услуг путем предоставления государственных услуг получателям государственных услуг в соответствии с проектом стандарта государственных услуг в экспериментальном режиме, если это возможно.

Результаты опросов и рейтингов являются основанием для рассмотрения вопроса о внесении в стандарт государственной услуги изменений. Орган государственной власти, ответственный за развитие спортивной отрасли, должен разработать способ и периодичность сбора информации об удовлетворенности получателей государственной услуги и анализа полученных данных. По результатам анализа полученных данных составляется отчет о качестве и доступности оказываемых государственных услуг, который должен быть доступен для ознакомления, в том числе путем опубликования в средствах массовой информации и размещения на сайте органа государственной власти, ответственного за развитие спортивной отрасли, в сети Интернет. Сбор информации о качестве оказываемой государственной услуги в обязательном порядке производится путем:

  • размещения книги жалоб и предложений в доступном для получателей государственной услуги месте,
  • включения оценивающих вопросов в заполняемые при получении государственной услуги бланки.

Стандарт государственной услуги, с одной стороны, должен четко и достаточно жестко фиксировать требования к содержанию и качеству предоставляемой услуги. С другой стороны, происходит постоянное развитие и изменение как самой услуги, так и организационных форм и технологий ее предоставления. Проект федерального закона «О стандартах в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих публичные государственные услуги, связанной с взаимодействием с физическими и юридическими лицами» устанавливает, что стандарт государственной услуги должен не реже одного раза в год рассматриваться исполнительным органом государственной власти на предмет обеспечения максимального удовлетворения потребностей получателей государственной услуги, в том числе сокращения их затрат, включая затраты времени, на получение государственной услуги, а также унификации стандартов различных государственных услуг. В случае если орган государственной власти, ответственный за развитие спортивной отрасли в городе Москве, не разрабатывает изменения в стандарте государственной услуги, он должен принять правовой акт, содержащий утверждение, что стандарт государственной услуги в существующем виде максимально удовлетворяет потребности получателей государственных услуг, а также максимально возможным в настоящее время образом унифицирован с другими стандартами государственных услуг.

Содержание стандарта государственной услуги

Документ должен содержать следующие разделы и подразделы:

1. Общие положения (Паспорт государственной услуги)

  1.1 Описание государственной услуги
    1.1.1. Название государственной услуги
    1.1.2. Результат государственной услуги
    1.1.3. Органы, оказывающие услугу

  1.2. Правовые основания
  1.3. Получатели
  1.4. Срок исполнения
  1.5. Альтернативные варианты получения

2. Информирование получателей государственной услуги

  2.1. Состав и объем информации
    2.1.1. Широкое информирование
    Под широким информированием понимается распространение стандартной информации об услуге и обслуживании способами, не подразумевающими интерактивность.
    2.1.2. Информирование по запросу
    Следует описать условия обращения получателя услуги или его представителя и получения информации при всех возможных способах обращения получателя услуги или его представителя.
    2.1.3. Информирование о месте оказания государственной услуги
    Описание следует начать с указания способов прохода (проезда) к месту оказания государственной услуги с автодорог и ближайших остановок общественного транспорта.

  2.2. Используемые бланки (формы) документов
  Перечисляются используемые при получении услуги бланки (формы) документов.

3. Обслуживание
В разделе описываются минимальные требования, которые должен выполнять орган, оказывающий государственные услуги.

  3.1. Порядок оказания государственной услуги
    3.1.1 Время работы
    Необходимо указать время работы органа, оказывающего государственные услуги.
    3.1.2. Место оказания государственной услуги
    Необходимо указать характеристики места (помещения), в котором оказывается услуга, в том числе доступность и соответствие санитарным нормам (наличие санузлов, вентиляции, минимальной площади на одного посетителя) и т.п.
    3.1.3. Условия ожидания
    Следует описать, какие условия ожидания гарантируются посетителям, в том числе обеспеченность мебелью.
    3.1.4. Общение с посетителями
    Описываются требования к характеру общения сотрудников с получателями услуги, например, вежливость, терпение и деликатность.

  3.2. Конфиденциальность
  Указать способы обеспечения конфиденциальности информации, полученной от получателя услуги, в процессе ее получения и по завершении. Ответственность лиц, имеющих доступ к конфиденциальной информации, за ее разглашение.

4. Процедура оказания государственной услуги

  4.1. Необходимые документы
  Указывается исчерпывающий перечень документов, необходимых получателю услуги для получения услуги.

  4.2. Платность государственной услуги
  Определяется порядок финансирования услуги: оплачивается ли (финансируется) услуга (часть услуги) за счет средств бюджета. Если услуга платная для получателя, то определяется наличие (отсутствие) льготных категорий получателей услуг и порядок получения льготы при оплате услуги.

  4.3. Схема взаимодействия между исполнителями и получателями
  В данном разделе необходимо представить процедуру взаимодействия.

  4.4. Основания отказа
  Необходимо описать исчерпывающий перечень оснований отказа в оказании услуги.

5. Обеспечение качества

  5.1. Параметры качества
  Необходимо перечислить параметры, по которым определяется качество услуги и степень удовлетворенности получателей услуги, минимально допустимые и целевые значения, периодичность и методика их измерения.

  5.2. Обжалование некачественной государственной услуги
  Следует конкретизировать право и порядок получателя обжаловать некачественное оказание услуги; указать органы, уполномоченные рассматривать претензии получателей услуг.

  5.3. Предложения и претензии получателей
  Необходимо указать на важность предложений получателей услуги и работы с их претензиями.

  5.4. Периодическая оценка качества и удовлетворенности получателей государственной услуги
  Следует указать периодичность проведения оценки качества и удовлетворенности получателей услуги и описать, какие источники информации используются для такой оценки.

6. Процедура пересмотра стандарта
Независимо от результатов оценки качества и удовлетворенности получателей услуги целесообразно закрепить гарантии постоянного совершенствования стандарта.

Пересмотр стандарта должен быть проведен в следующих случаях:
получены подтверждения того, что предпочтения получателей были выявлены неверно или изменились;
показатели удовлетворенности получателей услуги не достигли целевого уровня при полном исполнении стандарта;
в подавляющем числе мест оказания услуги существенно превышен базовый уровень качества, а в некоторых местах оказания услуги превышен даже уровень повышенного качества.

 

4.5. Особенности паспортизации и стандартизации государственных услуг в городе Москве

Проектом постановления Правительства Москвы «Об оказании государственных услуг в городе Москве и формировании государственного задания города Москвы» установлены отличные от общероссийских (федеральных) требования к содержанию паспорта государственной услуги. В частности, предусмотрено, что паспорт государственной услуги должен содержать:

  • наименование государственной услуги,
  • код государственной услуги,
  • информацию об организациях, оказывающих государственную услугу, включая полное и сокращенное наименование, юридический и фактический адрес, контактный телефон,
  • информацию о категориях физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями государственных услуг,
  • наименование расходного обязательства и выписку из реестра расходных обязательств города Москвы,
  • информацию об условиях предоставления государственной услуги,
  • информацию о технике и технологии предоставления государственной услуги и требованиях санитарно-эпидемиологического характера к месту оказания государственной услуги, если эти требования носят существенный характер,
  • информацию об источнике (источниках) финансирования государственной услуги,
  • информацию о требованиях к качеству предоставления государственной услуги,
  • порядок взаимодействия сотрудников учреждения, предоставляющего государственную услугу, и получателя государственной услуги,
  • перечень функций и задач органа исполнительной власти города Москвы, необходимых для предоставления данной услуги, и перечень показателей результативности и эффективности выполнения этих функций (если они установлены),
  • информацию о требованиях к отчетности о предоставлении государственной услуги,
  • информацию об иных лицах, участвующих в процессе предоставления государственной услуги,
  • иную информацию, необходимую для составления паспорта государственной услуги, по перечню, утверждаемому держателем паспорта государственной услуги.

При сравнении требований федерального законодательства с данным проектом постановления Правительства города Москвы очевидно, что паспорт государственной услуги в городе Москве по содержанию (наполнению) сопоставим со стандартом услуги. Вместе с тем, в п. 1.3. Приложения 2 «Положение о порядке формирования и ведения паспортов государственных услуг города Москвы» указанного проекта постановления установлено, что паспорта услуг должны стать основой для разработки стандартов.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация - 4. Паспортизация и стандартизация государственных услуг в спортивной отрасли // Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация. - 2009.Глава 4. C. 28-39

    Посмотреть полное описание