Основы психорегуляции в спортивной деятельности

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ

Автор:
Багадирова Сусанна Кимовна
Источник:
Глава:
ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука, Спортивная психология
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

Эта глава адресована как студентам, так и преподавателям. Она содержит перечень контрольных вопросов к курсу, тестовые материалы, кроссворды, а также кейс-задачи, которые могут быть использованы и студентами для самоконтроля

ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ

Эта глава адресована как студентам, так и преподавателям. Она содержит перечень контрольных вопросов к курсу, тестовые материалы, кроссворды, а также кейс-задачи, которые могут быть использованы и студентами для самоконтроля, и преподавателями при организации текущего, промежуточного или итогового контроля знаний.

4.1. Перечень контрольных вопросов к курсу «Основы психорегуляции в спорте»

  1. Дайте определение понятиям «психические состояния» и «функциональные состояния». Тождественны ли они?
  2. Назовите и охарактеризуйте типично положительные, отрицательные и специфические состояния человека.
  3. Дайте определение понятиям «напряжение» и «напряженность» и охарактеризуйте их.
  4. Назовите причины возникновения перетренированности и переутомления.
  5. Опишите причины и характеристики эмоционального выгорания спортсменов.
  6. Какие факторы влияют на выраженность предстартового волнения спортсменов?
  7. Дайте характеристику трем видам эмоциональных состояний спортсменов (боевая готовность, предстартовая лихорадка и предстартовая апатия).
  8. Назовите и охарактеризуйте механизмы возникновения предстартового эмоционального возбуждения.
  9. Дайте характеристику факторам, влияющим на выраженность предстартового эмоционального возбуждения.
  10. Назовите и раскройте содержание основных способы регуляции предстартовых состояний.
  11. Назовите причины возникновения эмоциональной напряженности.
  12. В чем заключаются особенности влияния психической напряженности на деятельность спортсмена?
  13. Каковы основные меры предупреждения и снятия страха? 14.Что такое мертвая точка? Каковы ее симптомы?
  14. Назовите меры предупреждения мертвой точки, связанные с устранением факторов, ее вызывающих.
  15. Какие состояния вызываются монотонной тренировочной деятельностью? Охарактеризуйте их.
  16. Назовите и дайте характеристику состояниям, связанным с оценкой результатов спортивной деятельности.
  17. Какими структурными компонентами, по мнению В. Э. Мильмана, характеризуется понятие «психическая надежность»? Охарактеризуйте эти компоненты.
  18. Назовите и дайте характеристику основным показателям соревновательной надежности в спорте.
  19. Исследованиями В. Э. Мильмана была показана связь между группами личностных характеристик спортсмена и психической надежностью. Какие компоненты включают эти группы? Охарактеризуйте их.
  20. Какие функциональные звенья осознанно-произвольной саморегуляции были выделены О. А. Конопкиным. Охарактеризуйте их.
  21. Какова специфика развития общей способности к саморегуляции?
  22. Каким образом происходит развитие индивидуального стиля саморегуляции в конкретной деятельности? Раскройте особенности этого процесса
  23. Каковы стилевые особенности системы саморегуляции произвольной активности высококвалифицированных спортсменов?
  24. Раскройте основные положения теории функциональных систем П. К. Анохина. 26.Охарактеризуйте механизм возникновения торможения, а так же стадии регуляции следующие за ним.
  25. Какие две группы методов психорегуляции Вы знаете? Раскройте их содержание.
  26. Расскажите в чем положительный эффект выполнения дыхательных упражнений. Какова методика применения дыхательных упражнений при соревновательном стрессе.
  27. Метод нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона. Расскажите методику применения этой техники.
  28. Метод саморегуляции Л. Персиваля. В чем его отличие от других методик?
  29. Метод визуализации. Обоснуйте его эффективность.
  30. Объясните в чем суть метода десенсибилизация психотравм с помощью движения глаз (ДПДГ) Ф. Шапиро.
  31. Каковы функциональные возможности метода аутогенной тренировки? Какова методика его применения?
  32. Расскажите в чем суть идеомоторной тренировки А. В. Алексеева. Каковы этапы проведения этой тренировки?
  33. Расскажите об основных этапах психорегулирующей тренировки А. В. Алексеева. Какова специфика проведения психорегулирующей тренировки?
  34. Метод биологической обратной связи (БОС). Расскажите о возможностях применения БОС.
  35. Каковы основные цели психорегуляции, как части психологической подготовки спортсменов?
  36. Назовите закономерности, факторы и условия, обусловливающие проявление и формирование способности к психорегуляции.
  37. Назовите и раскройте содержание частей целенаправленного обучения психорегуляции.
  38. Какие направления и средства развития навыков саморегуляции используются при обучении спортсмена психорегуляции?
  39. Охарактеризуйте специфику развития навыков саморегуляции спортсменов на этапах многолетней подготовке по В. Н. Смоленцевой.
  40. Какие положения технологии В. Н. Смоленцевой необходимо учитывать при разработке методик развития навыков психорегуляции для конкретного вида спорта и этапа многолетней подготовки?
  41. Какие методические особенности следует учитывать при организации диагностики психических состояний?
  42. Какие группы методов диагностики психических состояний выделяет Л.В. Куликов?
  43. Какими достоинствами и недостатками обладают методы измерения функциональных показателей, психофизиологических индикаторов актуальных психических состояний?
  44. Опишите обсервационные и праксиметрические методы исследования психических состояний.
  45. Дайте характеристику субъективно-оценочным и ассоциативным методам исследования психических состояний.
  46. На какие категории В. И. Моросанова делит индивидуальные особенности саморегуляции? Охарактеризуйте их.
  47. Какие особенности саморегуляции выделяет В. И. Моросанова?
  48. Назовите профили и стили саморегуляции и охарактеризуйте их.

4.2.Тестовые задания к курсу «Основы психорегуляции в спортивной деятельности»128

1. Укажите состояние, которое является целостной интегральной характеристикой деятельности всех ее элементов, участвующих в психическом акте:

а) эмоциональное;

б) психическое;

в) функциональное.

2. Назовите состояние, которое характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность:

а) эмоциональное;

б) психическое;

в) функциональное.

3. Психическое состояние, возникающие в процессе деятельности, оказывающее положительный, мобилизующий эффект на деятельность. Укажите его:

а) напряжение;

б) напряженность.

4. Психическое состояние, возникающие в процессе деятельности, характеризующееся понижением устойчивости психических и двигательных функций вплоть до дезинтеграции деятельности. Укажите его:

а) напряжение;

б) напряженность.

5. Это состояние определяют как конечный результат длительной и тяжелой работы, при которой спортсмену трудно выдерживать стандартный режим тренировочных нагрузок и он не может демонстрировать результаты, которые показывал до этого. Определите и укажите его:

а) переутомление;

б) перетренированность;

в) выгорание.

6. Как называется состояние, развивающееся на фоне хронического стресса и ведущее к истощению эмоционально - энергических и личностных ресурсов работающего человека. Определите и укажите его:

а) переутомление;

б) перетренированность;

в) выгорание.

7. Негативное предстартовое состояние, характеризующееся пониженным эмоциональным возбуждением, вялостью, настроением астенического характера, ухудшением протекания психических процессов, что приводит к снижению физической активности:

а) боевая готовность;

б) предстартовая апатия;

в) предстартовая лихорадка.

8. Позитивное эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованием, характеризующееся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения:

а) боевая готовность;

б) предстартовая апатия;

в) предстартовая лихорадка.

9. Негативное предстартовое состояние, характеризующееся высоким уровнем эмоционального возбуждения:

а) боевая готовность;

б) предстартовая апатия;

в) предстартовая лихорадка.

10. Психическое состояние спортсмена, которое может быть обусловлено напряженной тренировочной и соревновательной деятельностью, характеризующееся высоким уровнем мобилизации сил спортсмена:

а) переутомление;

б) психическая напряженность;

в) перетреннированность.

11. Состояние организма спортсмена, которое характеризуется существенным увеличением времени восстановления работоспособности после больших нагрузок:

а) переутомление;

б) психическая напряженность;

в) перетреннированность.

12. Патологическое состояние спортсмена, которое характеризуется существенным снижением уровня физической активности, отрицательными признаками функционального характера в сочетании с психической депрессией:

а) переутомление;

б) психическая напряженность;

в) перетреннированность.

13. Спортивная деятельность часто сопровождается переживанием страха (боязни), который может повлиять на успешность выступления на соревнованиях или на качество тренировочного процесса. Существует несколько форм переживания страха. Какие из ниже перечисленных, являются формами переживания страха.

а) нервозность;

б) астеническая реакция;

в) паника;

г) фрустрация;

д) боевое возбуждение.

14. При длительной работе максимальной, а иногда и умеренной (средней) интенсивности наблюдается особое состояние утомления, сопровождающееся резким спадом работоспособности. Как называется это состояние:

а) мертвая точка;

б) монотония;

в) пресыщение.

110

15. Монотонность тренировочной работы может приводить к двум состояниям. Определите и укажите их:

а) монотония;

б) усталость;

в) пресыщение.

16. Назовите функциональное состояние организма, которое характеризуется временным снижением работоспособности (в ряде случаев нарушением гомеостаза) под влиянием тяжелой физической или психической нагрузки.

а) переутомление;

б) перенапряжение;

в) утомление.

17. Дословный перевод этого термина означает расстройство (планов), крушение (замыслов, надежд). Оно возникает у спортсмена в ситуации неоправдавшихся ожиданий успеха:

а) разочарование;

б) фрустрация;

в) подавленность.

18. Качество спортсмена, которое позволяет ему эффективно осуществлять психическую деятельность, сохраняя при этом положительное психическое состояние. Укажите его:

а) психологическая готовность к соревнованию;

б) психическая надежность;

в) боевая готовность спортсмена.

19. Волевое качество, которое проявляется в реалистичном оценивании спортсменом своих возможностей в ходе овладения спортивной деятельностью, а также оценивании собственного преимущества над соперниками в ходе выступлений в соревнованиях:

а) уверенность;

б) психическая устойчивость;

в) надежность.

20. Процесс, который происходит в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к рабочему состоянию. Назовите его.

а) восстановление;

б) мобилизация.

21. Качество, определяющее характер, интенсивность предсоревновательного и соревновательного эмоционального возбуждения и его колебания, степень его влияния на характер выступления. Определите и укажите его:

а) соревновательная мотивация;

б) соревновательная эмоциональная устойчивость;

в) стабильность - помехоустойчивость.

22. Качество, определяющее устойчивость внутреннего функционального состояния, стабильность двигательных навыков, спортивной техники, невосприимчивость к воздействию разного рода помех. Определите и укажите его:

а) соревновательная мотивация;

б) соревновательная эмоциональная устойчивость;

в) стабильность - помехоустойчивость.

23.Умение правильно осознавать и оценивать свое эмоциональное состояние, умение влиять на него в частности, посредством словесных самоприказов, умение перестроиться в ходе спортивной борьбы, развитие функции самоконтроля над своими действиями. Определите и укажите его:

а) саморегуляция;

б) соревновательная эмоциональная устойчивость;

в) стабильность - помехоустойчивость.

24. Способ овладения деятельностью, путь достижения высокого результата, оцениваемый по степени самостоятельности, находчивости, настойчивости, являющийся надежным показателем этой способности. Укажите ее:

а) стилевая особенность саморегуляции;

б) общая способность к саморегуляции;

в) индивидуальный стиль саморегуляции.

25. Комплекс мероприятий, направленных на формирование у спортсмена особого состояния, позволяющего ему наиболее эффективно реализовать свои возможности:

а) ауторегуляция;

б) гетерорегуляция;

в) психорегуляция.

26. Состояния эмоционального возбуждения часто возникают перед соревнованиями, что требует организации и проведения мероприятий, направленных на уменьшение психической напряженности. Наиболее известными среди них являются:

а) психическая саморегуляция;

б) изменение направленности сознания;

в) снятие психического напряжения путем разрядки;

г) использование дыхательных упражнений.

27. Какие из ниже перечисленных методов являются методами гетерорегуляции. Определите и укажите их:

а) беседа; д) рациональное внушение;

б) убеждение; е) команда;

в) приказ; ж) аппаратурные методы;

г) уверение; з) безаппаратурные методы.

28. Основным способом саморегуляции, используемым на практике, является самовнушение. Этот способ психической саморегуляции связан с именем немецкого психиатра, выпустившего в 1932 году книгу «Аутогенная тренировка». Укажите его имя:

а) Л. Персиваль;

б) И. Г. Шульц;

в) Э. Джекобсон.

29. Наряду с аутогенной тренировкой известна система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (расслабление). Осуществляя исследования, ее автор обнаружил, что при эмоциях у человека напрягаются скелетные мышцы. Для снятия эмоциональной напряженности он предложил расслаблять их. Этот способ помогает снимать чувство тревоги и страха. Укажите имя автора этой системы:

а) Л. Персиваль;

б) И. Г. Шульц;

в) Э. Джекобсон.

30. Канадский ученый предложил еще один способ психической саморегуляции: сочетание дыхания с напряжением и расслаблением мышц. Делая задержку вдоха на фоне напряжения мышц, а затем спокойный выдох, сопровождаемый расслаблением мышц, можно снять чрезмерное волнение. Укажите имя автора этого способа:

а) Л. Персиваль;

б) И. Г. Шульц;

в) Э. Джекобсон.

31. Метод самовнушения, который основан на многократно повторяющихся словесных утверждениях и самоприказах:

а) мобилизация;

б) внушение;

в) аутотренинг.

32. Процесс, вызывающий активацию психической деятельности спортсмена, позволяющий успешно выполнить двигательную задачу или успешно выступить в соревновании:

а) мобилизация;

б) внушение;

в) аутотренинг.

33. Этот процесс предполагает приспособление организма, направленное на поддержание гомеостаза при изменяющихся условиях существования. Назовите его.

а) адаптация;

б) привыкание;

в) мобилизация.

34. Метод психологического воздействия на личность, который позволяет специалисту вызвать у спортсмена определенные чувства и состояния:

а) мобилизация;

б) внушение;

в) аутотренинг.

35. Состояние расслабленности, снятия напряженности, достигаемое самопроизвольно или под воздействием фармакологических препаратов, медитации. Назовите его.

а) пассивность;

б) релаксация;

в) апатия.

36. Это бурное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных жизненных обстоятельств, сопровождающееся резкими двигательными и функциональными проявлениями. Назовите его.

а) возбуждение;

б) аффект;

в) реактивность.

37. Один из приемов психической подготовки спортсмена, который предполагает внушение человеком самому себе какой-либо мысли или состояния. Назовите его.

а) самовнушение;

б) убеждение;

в) мобилизация.

38. Укажите состояние, которое связанно со способностью индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

а) чувствительность;

б) эмпатия;

в) впечатлительность.

39. Как называется высший уровень психической регуляции поведения и деятельности, являющийся разновидностью произвольной саморегуляции. Назовите его:

а) сознание;

б) воля;

в) психика.

40. Качество, необходимое спортсмену, и проявляющееся в его умении не теряться и управлять своими эмоциями в экстремальных условиях соревновательного характера. Укажите его:

а) самообладание;

б) психическая устойчивость;

в) надежность.

41. Мысленное представление физического явления или процесса в форме, удобной для зрительного восприятия. Определите его:

а) мечта;

б) визуализация;

в) фантазия.

42. Процесс интенсивного представления движения, воспринимаемый как собственное движение, который может способствовать выработке, стабилизации и исправлению навыков и ускорить их развитие в практической тренировке. Назовите его:

а) психорегулирующая тренировка;

б) идеомоторная тренировка;

в) аутогенная тренировка.

114

43. Этот вид тренировки состоит из успокаивающей и мобилизующей части. Определите и укажите его:

а) психорегулирующая тренировка;

б) идеомоторная тренировка;

в) аутогенная тренировка.

44. Это процедуры, которые позволяют с минимальной временной задержкой информировать человека о состоянии его телесных функций, за счет чего возникает возможность их сознательной регуляции. Определите и укажите его:

а) метод визуализации;

б) метод биологической обратной связи;

в) метод саморегуляции.

45. Психологическая процедура, основной целью которой является изучение спортсмена. Укажите ее:

а) процедура наблюдения;

б) психодиагностика;

в) тестирование.

46. Прикладной раздел спортивной психологии, предметом которой является эмпирическое изучение психических особенностей спортсменов. Укажите его:

а) спортивная психодиагностика;

б) психодиагностика;

в) тестирование.

47. Психологическая процедура, связанная с измерением или испытанием, которое осуществляется с целью определения состояния, процессов, свойств или способностей спортсмена. Определите и назовите его:

а) спортивная психодиагностика;

б) психодиагностика;

в) тестирование.

48. В этом стиле саморегуляции произвольной активности сосредоточенны характерные для субъекта способы организации и управления разными формами целенаправленной активности, индивидуальные особенности процессов моделирования окружающей действительности, программирования, оценивания и коррекции произвольной активности при достижении поставленных и принятых целей. Укажите его:

а) общий стиль саморегуляции;

б) стиль саморегуляции в конкретном виде деятельности;

в) индивидуальный стиль саморегуляции.

49. Профиль регуляции, который характеризуется не только общим уровнем саморегуляции и взаимосвязанностью звеньев саморегуляции, но и спецификой их регуляторного профиля, степенью развитости отдельных регуляторных звеньев и характером их взаимосвязей. Определите и укажите его:

а) гармоничный профиль регуляции;

б) акцентуированный профиль регуляции.

50. Негативное состояние, возникающее перед стартом, которое характеризуется пониженным эмоциональным возбуждением, вялостью, отсутствием желания выступать в соревнованиях, ухудшением протекания психических процессов. Приводит к снижению физической активности. Укажите его.

а) атараксия;

б) апатия предстартовая;

в) переутомление.

51. Назовите состояние, которое характеризуется резкой угнетенностью спортсмена, выражающееся в полной неподвижности, молчаливости.

а) ступор;

б) стресс;

в) утомление.

52. Укажите негативное предстартовое состояние, характеризующееся высоким уровнем эмоционального возбуждения.

а) предстартовое раздражение;

б) предстартовая лихорадка;

в) предстартовое возбуждение.

53. Это аффективное психическое состояние, с отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и с общей пассивностью поведения, душевное угнетение. Назовите его.

а) апатия;

б) стресс;

в) депрессия.

54. Описание вида спорта с точки зрения требований к психическим и физическим качествам спортсмена, которое используется для проведения спортивного отбора. Назовите его.

а) профессиограмма;

б) психоспортограмма.

55. Укажите состояние психической напряженности, которое возникает у человека под влиянием сильных раздражителей и проявляется в совокупности защитных реакций.

а) ступор;

б) стресс;

в) утомление.

56. Потенциальная способность спортсмена на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок (упражнений). Назовите ее.

а) реактивность;

б) работоспособность.

57. Назовите свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать беспокойство в различных условиях деятельности при воздействии раздражающих факторов и в ситуациях неопределенности.

а) стресс;

б) реактивность;

в) тревожность.

58. Назовите свойство личности спортсмена, проявляющееся в стремлении активно и творчески планировать и выполнять задачи подготовки, принимать решения, регулировать свои состояния и действий в условиях соревнований и тренировки.

а) предприимчивость;

б) активность.

59. Укажите область медицинской психологии, разрабатывающая мероприятия по сохранению и укреплению нервно-психического здоровья спортсмена.

а) психогигиена спорта;

б) психопрофилактика спорта;

в) реабилитация.

60. Совокупность медицинских, психологических, методических и организационных мер, направленных на восстановление спортивной работоспособности и функционального состояния организма, нарушенных вследствие перенесенных заболеваний, травм и предельных физических напряжений. Укажите ее.

а) психогигиена спорта;

б) психопрофилактика спорта;

в) реабилитация.

4.3. Задания для решения кейс-задач

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов).129 Цель данного метода заключается в групповом анализе конкретной ситуации, выработке решения (одного и более) и выбор лучшего в рамках поставленной задачи. Метод case-study позволяет отойти от практики передачи готовых знаний. Результатом применения метода являются навыки профессиональной деятельности.

Решение кейсов рекомендуется проводить в 5 этапов:130

первый этап — знакомство с ситуацией, ее особенностями.

второй этап — выделение основной проблемы (основных проблем), выделение факторов и персоналий, которые могут реально воздействовать.

третий этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма».

четвертый этап — анализ последствий принятия того или иного решения.

пятый этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения.

Важным аспектом метода сase-study является представление результатов анализа кейса. Публичная (устная) презентация решений кейса позволяет совершенствовать навыки публичной деятельности и участия в дискуссии. Непубличная презентация менее эффектна, но обучающая роль ее весьма велика. Чаще всего непубличная презентация выступает в виде подготовки отчета по выполнению задания, при этом стимулируются такие качества, как умение подготовить текст, точно и аккуратно составить отчет, не допустить ошибки в расчетах и т.д. Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая — аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Примеры ситуаций для разбора131

Ситуация 1. Дзюдоист А. получил травму колена на соревнованиях. Был длительный период лечения и восстановления, но после этого он стал бояться выполнять свой «коронный» бросок. Появился страх снова получить травму на соревнованиях. Какие методы психорегуляции следует использовать для решения проблем спортсмена? Обоснуйте их применение.

Ситуация 2. Самбист Ю. шесть лет занимался спортом. После ряда побед его отец решил, что сын должен добиться больших успехов. Стал ходить на тренировки и соревнования. Ругать сына за ошибки и неудачные выступления. В какой-то момент у спортсмена появился страх перед выступлениями. Впоследствие у него пропало желание вообще заниматься спортом. Как можно решить эту проблему? Какие методы психорегуляции следует использовать для решения проблем спортсмена и его отца?

Ситуация 3. Дзюдоист М. жалуется на то, что во время соревнований у него часто сбивается дыхание, учащается сердцебиение, возникают боли в области сердца, чувство нехватки воздуха или даже удушья, головокружение, слабость, предобморочное состояние, озноб или потливость, порой, так называемый «холодный пот», тошнота, боли в животе и др. Определите, по симптомам как называется это состояние? Что могло предшествовать возникновению этого состояния. Какие методы психорегуляции следует использовать для решения проблем спортсмена?

Ситуация 4. Баскетболист Д. на протяжении месяца грустный, у него плохое настроение, он подавлен. Занимается он без желания и постоянно ищет причину уйти с площадки. Тренер стал выражать свое недовольство тренировками и поведением спортсмена. Еще через пару тренировок Д. поругался с товарищами по команде в ответ на их замечание в его адрес. Определите состояние спортсмена. Что могло повлиять на возникновение этого состояния? Какие методы психорегуляции следует использовать для решения данной проблемы?

Ситуация 5. Баскетболист В. во время игры столкнулся с игроком выше и крупнее себя, в результате чего спортсмен упал и получил травму. После этого случая во время игр В. стал избегать возможных столкновений. В его памяти постоянно возникала не приятная для него ситуация столкновения и травмы. Какие методы психорегуляции следует рекомендовать спортсмену?

Ситуация 6. Легкоатлет К. , чтобы выиграть чемпионат должен был выиграть последний забег. Однако К. испытывал сильное напряжение, тяжесть во всем теле, страх. К. чувствовал себя разбитым на старте. С трудом добежал до финиша. Чемпионат выиграть в этот день ему не удалось. Определите состояние спортсмена. Какие причины могли спровоцировать его. Какие методы психорегуляции следует использовать для решения данной проблемы?

Ситуация 7. Футболист И. мастер спорта по футболу не так давно перешел в другую команду. Естественно ему надо было хорошо зарекомендовать себя в этой команде. Он очень старался на тренировках. Перед ответственным матчем он испытывал нервное возбуждение, волнение. Проигрывал разные игровые ситуации, которые он мысленно решал. Волновался и с нетерпением ждал начала игры. Не заснул до утра. Утром он чувствовал, что голова сильно болит, что он не может сосредоточиться ни на чем. От волнения ему казалось, что ноги его не слушаются. Определите, как называется состояние спортсмена. Какие методы психорегуляции следует рекомендовать спортсмену?

Ситуация 8. После крупного проигрыша на чемпионате мира в 2004 году (Португалия - Россия - 7:0) игрок сборной России Мостовой высказался неправильной тренерской работе. Он сказал, что команда перегружена тренировками. Какая стадия психического перенапряжения диагностируется у данного спортсмена? Какие методы психорегуляции стоит предпринять, чтобы скорректировать этого состояния?132

Ситуация 9. «Наша команда была одним из лидеров чемпионата. Предстояла встреча с явным аутсайдером. Ничто не предвещало беды. И вдруг ... проигрыш - 1: 3. Все мы уходили подавленные с поля. Наш капитан, размахивая руками, что-то упорно доказывал судье, но это уже ничего не значило. Ничего не хотелось делать: ни тренироваться, ни слушать наставления тренера, и даже видеть друг друга». В каком психическом состоянии находились спортсмены после матча? Предложите варианты его коррекции.133

4.4.Кроссворды к курсу «Основы психорегуляции в спортивной деятельности»134

Кроссворд №1

По горизонтали:

  1. Метод самовнушения, основанный на определенных повторяющихся высказываниях.
  2. Бурное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (горе, ужас, радость), связанное с резким изменением важных жизненных обстоятельств, сопровождающееся резкими двигательными и функциональными проявлениями. В кульминационный момент объем сознания сужается, самообладание утрачивается.
  3. Процесс приспособления (привыкания) организма, направленный на поддержание гомеостаза при изменяющихся условиях существования.
  4. Описание вида спорта с точки зрения требований к психическим и физическим качествам спортсмена. Используется для проведения спортивного отбора.
  5. Процесс активизации психической деятельности и психофизиологического состояния спортсмена для успешного выполнения отдельной двигательной задачи или выступления в соревнованиях.
  6. Состояние, которое характеризуется отсутствием реальных попыток выполнения действий.
  7. Метод психолого-педагогического воздействия на личность с целью вызвать помимо ее воли и сознания определенные чувства, состояния, отношения; основан на доверии к источнику информации, а не на критическом отношении.
  8. Патологическое состояние спортсмена, характеризующееся значительным снижением уровня спортивной работоспособности, негативными симптомами функционального характера в сочетании с психической депрессией.
  9. Стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм.
  10. Временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, обладающий повышенной восприимчивостью ко всем приходящим в нее раздражениям и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров.
  11. Субъективное ощущение состояния своего здоровья, физических и душевных сил.
  12. Самонаблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья, физической подготовленности и физического развития в процессе спортивной подготовки. 13.Воздействие факторов внешней или внутренней среды (раздражителей) на органы и ткани организма.
  13. Состояние психической напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных раздражителей (стрессоров) и проявляющееся в совокупности защитных реакций (адаптационный синдром).
  14. Функциональное состояние органа или целого организма, характеризующееся временным снижением работоспособности (в ряде случаев нарушением гомеостаза) под влиянием тяжелой физической или психической нагрузки.
  15. Защитно-приспособительное свойство организма определенным образом отвечать на воздействие факторов окружающей среды.
  16. Внушение человеком самому себе какой-либо мысли или состояния; прием психической подготовки спортсмена.
  17. Свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности.

По вертикали:

  1. Характеристика заученного действия, осуществляемого непроизвольно или неосознаваемо.
  2. Процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к до рабочему состоянию.
  3. Свойство личности спортсмена, проявляющееся в стремлении активно и творчески планировать и выполнять задачи подготовки, принимать и реализовывать решения, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своего состояния и действий в условиях соревнований и тренировки. Характеризуется значительной устойчивостью деятельности в отношении поставленной цели.
  4. Комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляться за день или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований.
  5. Метод воздействия, основанный на механизме самовнушения («пустышки»).
  6. Состояние организма, характеризующееся значительным увеличением продолжительности восстановления работоспособности после тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с негативными симптомами психического характера.
  7. Специфическая способность нервной или мышечной ткани отвечать реакцией возбуждения на раздражение.
  8. Потенциальная способность спортсмена на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок (упражнений).
  9. Волевое качество, проявляющееся в умении спортсмена не теряться в трудных ситуациях и управлять своими действиями и эмоциями.
  10. Специально организованное управление состоянием и поведением спортсмена непосредственно перед стартом и в процессе соревнований.
  11. Способность воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды. Основа чувствительности - активность рецепторов. Различают вкусовую, тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, проприоцептивную и болевую чувствительность.
  12. Оценка спортсменом своих качеств, физического и психического состояния, возможностей, поведения, места среди др. людей, взаимоотношений и т.д., используемая тренером в процессе психологического контроля. Важный регулятор поведения и прогнозирования выступления в соревнованиях.
  13. Способность к достижению определенных результатов.
  14. Комплекс приемов, способствующих самостоятельному устранению негативных состояний.
  15. Волевое качество, проявляющееся в спокойном осознании спортсменом своих возможностей в процессе овладения мастерством и преимущества над соперниками в ходе выступлений в соревнованиях.
  16. Состояние расслабления, снятия напряженности, достигаемое самопроизвольно или под воздействием фармакологических препаратов.

Кроссворд №2

По горизонтали:

  1. Процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к до рабочему состоянию.
  2. Состояние отсутствия реальных попыток выполнения, например, приемов в схватке борцов.
  3. Процесс активизации психической деятельности и психофизиологического состояния спортсмена для успешного выполнения отдельной двигательной задачи или выступления в соревнованиях.
  4. Метод психолого-педагогического воздействия на личность с целью вызвать помимо ее воли и сознания определенные чувства, состояния, отношения; основан на доверии к источнику информации, а не на критическом отношении.
  5. Функциональное состояние органа или целого организма, характеризующееся временным снижением работоспособности (в ряде случаев нарушением гомеостаза) под влиянием тяжелой физической или психической нагрузки.
  6. Состояние повышенной утомляемости, с частой сменой настроения, раздражительностью, расстройствами сна.
  7. Способность воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды. Основа чувствительности - активность рецепторов. Различают вкусовую, тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, проприоцептивную и болевую чувствительность.
  8. Состояние внутреннего очищения, эмоциональная развязка.
  9. Состояние организма, характеризующееся значительным увеличением продолжительности восстановления работоспособности после тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с негативными симптомами психического характера.
  10. Волевое качество, проявляющееся в спокойном осознании спортсменом своих возможностей в процессе овладения мастерством и преимущества над соперниками в ходе выступлений в соревнованиях.
  11. Воздействие факторов внешней или внутренней среды (раздражителей) на органы и ткани организма.
  12. Стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм.
  13. Комплекс приемов, способствующих самостоятельному устранению негативных состояний.
  14. Патологическое состояние спортсмена, характеризующееся значительным снижением уровня спортивной работоспособности, негативными симптомами функционального характера в сочетании с психической депрессией.
  15. Состояние невозмутимости, полное спокойствие духа.

По вертикали:

  1. Потенциальная способность спортсмена на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок (упражнений).
  2. Волевое качество, проявляющееся в умении спортсмена не теряться в трудных ситуациях и управлять своими действиями и эмоциями.
  3. Внушение человеком самому себе какой-либо мысли или состояния; прием психической подготовки спортсмена.
  4. Состояние, связанное со способностью индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
  5. Состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями к желаемой цели. Внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.
  6. Свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности.
  7. Состояние резкой угнетенности, выражающееся в полной неподвижности, молчаливости.
  8. Состояние психической напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных раздражителей и проявляющееся в совокупности защитных реакций (адаптационный синдром).
  9. Специфическая способность нервной или мышечной ткани отвечать реакцией возбуждения на раздражение.
  10. Комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей.
  11. Состояние расслабления, снятия напряженности, достигаемое самопроизвольно или под воздействием фармакологических препаратов.
  12. Негативное состояние перед стартом, характеризующееся пониженным эмоциональным возбуждением, вялостью, отсутствием желания выступать в соревнованиях, настроением астенического характера, ухудшением протекания психических процессов. Приводит к снижению физической активности.

128 Тесты разработаны С.К. Багадировой. Жирным шрифтом выделены правильные ответы.

129 Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] / А. Долгоруков. - Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php7tab id=3&a=info&id=2600.

130 Там же.

131 Ситуации с 1 по 7 составлены к.п.н., доцентом С. К. Багадировой и являются конкретными случаями из практики.

132 Абрамов А. А. Сборник практических задач и упражнений по психологии (для специальности 050720 "Физическая культура) [Электронный ресурс]/А. А. Абрамов.- Режим доступа: http://window.edu.ru/resource/528/58528

133 Там же.

134 Кроссворды составлены С.К. Багадировой. В данной работе автором представлены в качестве примера только два кроссворда, так как публикация всех разработанных ею кроссвордов существенно увеличит количество страниц учебного пособия.

Теги: спортивная деятельность, психорегуляция, общая психологическая подготовка, учебное пособие.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Багадирова Сусанна Кимовна
    • Заглавие

      Основное
      ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ
    • Источник

      Заглавие
      Основы психорегуляции в спортивной деятельности
      Дата
      2015
      Обозначение и номер части
      ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ
      Сведения о местоположении
      C. 106-124
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная наука
      Предметная рубрика
      Спортивная психология
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Багадирова Сусанна Кимовна — ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ // Основы психорегуляции в спортивной деятельности. - 2015.ГЛАВА 4. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К КУРСУ. C. 106-124

    Посмотреть полное описание