00:00, 02 декабря 2008, Научные статьи

Модули психологической структуры в спорте

Глава 4. Типы интеллекта и мотивация

Авторы:
Полозова Н. Н., Полозов Андрей Анатольевич
Источник:
Издательство:
Глава:
Глава 4. Типы интеллекта и мотивация
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная психология
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

Мотивы наших поступков делятся на две категории - очень хорошие и истинные. 4.1. Типы интеллекта (ТИ) Основной критерий выделения интеллекта как самостоятельной реальности - его функция в регуляции поведения. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым

Глава 4. Типы интеллекта и мотивация

Мотивы наших поступков делятся на две категории -
очень хорошие и истинные.

 

 4.1. Типы интеллекта (ТИ)

Основной критерий выделения интеллекта как самостоятельной реальности - его функция в регуляции поведения. Интеллект, как полагал В. Штерн, есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным условиям. Согласно Л. Полани (1986), интеллект относится к одному из способов получения знаний. По мнению большинства других ученых (Ж. Пиаже), приобретение знаний выступает побочной стороной процесса применения знаний при решении жизненной задачи. По Ж. Пиаже, интеллект проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида с окружающей средой. Критерий интеллектуального поведения - не преобразование среды, а открытие возможностей среды для адаптивных действий индивида в ней. Р. Стенберг выделил три формы интеллектуального поведения: 1) вербальный интеллект; 2) способность решать проблемы; 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей).

Основная проблема исследований интеллекта заключается в их умозрительном характере. К сожалению, в этой сфере сложился дефицит работ, имеющих подтверждение на уровне структуры коры головного мозга. Это одна из причин популярности классификации Говарда Гарднера. Другая причина привлекательности состоит в практичности построений. Особенно большую популярность классификация Г. Гарднера приобрела в американской системе образования, которая ориентирована на семь направлений работы.

Характеристику видов интеллекта легче понять на примере поведения детей.

Педагоги чаще всего описывают детей с различной интеллектуальной одаренностью, используя следующие характеристики.

Лингвистический интеллект - проявляется при чтении книг, написании статей, литературных произведений, понимании произносимых слов.

Люди с этим типом интеллекта любят читать, у них замечательно «подвешен язык» и есть явные писательские способности (иногда переходящие в графоманию). Они замечательные рассказчики. Обладают прекрасной слуховой памятью. Легче всего детям с этим типом интеллекта даются чтение, письмо (литература и русский язык в средних и старших классах), история и иностранные языки.

Вот список их характерных черт:

  • развитое чувство стиля и языка;
  • любовь к порядку, порой даже переходящая в педантичность;
  • в споре они отдают предпочтение логическим доводам, нежели эмоциям;
  • умеют и любят слушать других, но и с удовольствием делятся историями из своей жизни;
  • любят писать рассказы, вести дневник;
  • как правило, обладают врожденной грамотностью;
  • любят игры со словами (кроссворды, ребусы, шарады и т.п.);
  • хорошо запоминают детали текста и легко могут их воспроизвести;
  • как правило, бывают хорошими ораторами.
Люди с лингвистическим интеллектом лучше всего усваивают знания, когда:
  • учебный материал подан в виде истории, рассказа (или сказки, если это младшие школьники);
  • закрепление пройденного материала происходит в игровой форме;
  • по изученной теме даются творческие задания (написать рассказ или стихотворение, статью; описать размышления по поводу изученного в дневнике);
  • участвуют в дискуссиях.

Логико-математический интеллект - используется при решении математических задач, подсчетов в чековой книжке, проведении математических доказательств и логических рассуждений.

Людям с этим типом интеллекта не составляет труда разобраться в сложной схеме или прочесть чертеж. Они любят решать математические и логические задачи, и, как правило, чем задача труднее, тем им интереснее ее решать. Соответственно, детям легче всего даются математики, физика, химия и экономика.

Они:

  • легко воспринимают абстрактные идеи;
  • как правило, пунктуальны и требуют того же от других;
  • опираются больше на логику и разум, чем на чувства;
  • хорошо разбираются в технике, любят с ней работать;
  • решая проблему, стараются обдумать и проанализировать возможные варианты решения и выбрать оптимальный;
  • предпочитают составлять аккуратные конспекты по пройденному материалу;
  • гораздо лучше запоминают лица, чем имена.

Подобный тип мышления часто называют научным, академическим.

Пространственный интеллект - используется при перемещении с одного места на другое, при чтении карты, при упаковке чемоданов в багажник автомобиля.

Люди с визуально-пространственным типом мышления:

  • обладают развитым образным мышлением (т.е. создают из полученной информации «картинку»);
  • часто используют метафоры в устной и письменной речи (наверное, поэтому они так любят сказки, байки, пословицы и всевозможные «меткие словечки»);
  • любят изобразительное искусство и, как правило, хорошо в нем разбираются;
  • легко читают географические карты, схемы и диаграммы;
  • надолго и в деталях запоминают изображения, особенно красочные;
  • обладают развитым чувством цвета. Успеха в учебе такие люди добиваются, если:
  • для обучения используются цветные картинки или графические символы;
  • они сами иллюстрируют изучаемые темы, рисуя диаграммы, картинки или придумывая сложные образы, наполненные личностным смыслом;
  • учебный материал сопровождается просмотром видеокассет или созданием собственных учебных фильмов;
  • в обучении используется работа с компьютерной графикой.

Музыкальный интеллект - используется во время пения, сочинения музыкального произведения, игре на трубе или при получении удовольствия от прослушивания музыки.

Люди с этим типом интеллекта:

  • чувствительны к интонациям и ритму, к эмоциональной силе музыки;
  • обладают особой, сложной и для непосвященных путаной логикой, поскольку воспринимают мир в мелодии и ритме, а выразить свои чувства словами не умеют;
  • не выносят громких, резких звуков, немелодичной речи;
  • могут быть очень набожными, но, как правило, вера у них тоже своя и далека от официальных канонов.
Вам уже интересно, как же их вообще можно научить чему-либо? Можно, и весьма успешно, если:
  • учиться, слушая музыку (например, запоминать материал под любимую мелодию);
  • сочинять музыку «на тему пройденного»;
  • использовать музыку для регуляции настроения;
  • создавать «музыкальные картинки»;
  • запоминать материал, многократно его повторяя, лучше всего в определенном ритме, выбранным самим ребенком.

Телесно-кинестетический интеллект - используется во время танцев, занятий спортом, везде, где необходимы двигательные навыки.

«Телесный» тип мышления тесно связан с осязанием, вообще с кинестетическим восприятием. Ребенок-кинестетик, как правило, равнодушен к описаниям или картинкам. Чтобы получить информацию о предмете, ему нужно пощупать его, понюхать, словом, «ощутить» предмет.

Как правило, такие дети обладают:

  • исключительным контролем над своим телом;
  • хорошей координацией, ловкостью, гибкостью;
  • чувством времени;
  • тягой к спорту;
  • хорошо развитым осязанием;
  • отличными предпосылками к ручному труду;
  • высокой физической активностью;
  • быстро переключающимся вниманием (отсюда проблемы с концентрацией, повышенная отвлекаемость);
  • желанием участвовать в театральных постановках (особенно выразительны в пантомиме и пластике);
  • лучшим запоминанием действия, чем слова; Использовать все это в обучении можно следующим образом:
  • запоминать информацию, накладывая ее на движения (как в рэпе);
  • делать частые перерывы в занятиях, чтобы поиграть и побегать, выполнить несколько физических упражнений;
  • использовать наглядные модели, которые можно потрогать и которыми можно манипулировать;
  • устраивать загородные прогулки;
  • использовать ролевые игры в обучении;
  • делать физические упражнения со словами.

Этот тип интеллекта задействован только на уроках труда или физкультуры.

Межличностный интеллект - используется при общении с другими людьми, в попытках понять их поведение, мотивы и эмоции.

Ребенок очень любит общение, дружеские компании, тусовки? У него масса друзей и он мгновенно знакомится с людьми? Обожает шумные споры и дискуссии? Тогда он обладает межличностным типом интеллекта.
Помимо вышеназванных признаков, можно распознать этот тип, если человек:

  • замечательно ведет переговоры, улаживает ссоры;
  • легко сходится с людьми;
  • хорошо чувствует намерения, настроение других людей;
  • умеет манипулировать людьми, добивается своего;
  • предпочитает работу в паре или в группе самостоятельной работе;
  • умеет предложить помощь в нужный момент;
  • самостоятелен, умеет составить независимое мнение.
Все это замечательно, и все это можно хорошо использовать в обучении, например:
  • чаще включать его в групповую работу;
  • использовать перерывы, чтобы обсудить спорные моменты в пройденной теме;
  • назначать его организатором внеклассных вечеров, викторин и т.п.;
  • задавать провокационные вопросы и поощрять ребенка высказывать собственное мнение;
  • просить объяснять пройденный материал тем, кто его не усвоил (или усвоил хуже).

Внутриличностный интеллект - используется для понимания самих себя, того, как можно изменить себя с учетом ограниченных возможностей и интересов.

Полная противоположность вышеописанному. Как правило, люди, принадлежащие к этому типу:

  • хорошо знают себя (но не других!);
  • заботятся о своем развитии, обладают высокой устойчивой мотивацией к учебе;
  • обладают развитой интуицией;
  • часто одиноки, так как трудно сходятся с людьми и предпочитают не проявлять инициативу;
  • не любят компании и предпочитают одного-двух друзей шумному обществу;
  • стремятся не походить на других, противопоставляют себя большинству.
Хотя они иногда испытывают трудности в общении, но подобные черты характера тоже можно успешно использовать в обучении; вот некоторые рекомендации:
  • индивидуальные задания;
  • обсуждение сделанного, подробный разбор ошибок;
  • независимое обучение по выбору;
  • ведение дневника;
  • предоставление возможности быть самим собой;
  • поскольку у таких детей очень развито чувство самоконтроля, лучше позволять им самим выбирать цели и контролировать их достижение;
  • почаще прислушиваться к интуиции.
Все виды интеллекта важны для спорта. Но особенно важны телесно-кинестетический и внутриличностный. Все талантливые спортсмены одарены телесно-кинестетическим интеллектом. Это выражается в способности быстро обучаться новым приемам, разучивать новые двигательные стереотипы. В этой главе мы особое внимание уделим именно внутриличностному интеллекту, который ответственен за формирование мотивационной иерархии.
 

4.2. Внутриличностный интеллект. Мотивация

4.2.1. Проблемы мотивации спортсменов высокого класса

Для высококвалифицированных спортсменов характерны (Morgan, 1980; Leith, 1992) чувство превосходства, самонадеянность и повышенная готовность в отстаивании своих прав, упорство, несговорчивость, эмоциональная устойчивость, высокая целеустремленность, экстравертированность, соревновательная агрессивность. Обостренные чувства превосходства, соперничества, самонадеянности, упорства опасны антиобщественными поведенческими реакциями.

Наиболее значимые свойства личности, определяющие эффективность и надежность соревновательной деятельности в спортивных играх:

  • в мотивационно-ролевой сфере - соревновательная мотивация, саморегуляция, волевой самоконтроль, решительность;
  • в эмоциональной сфере - эмоциональная устойчивость, стабильность, помехоустойчивость, тревожность;
  • в коммуникативной сфере - высокий персональный статус во взаимоотношениях (М. Клесов, 1993).

А. Пуни (1984) установил, что ведущими волевыми качествами футболиста являются инициативность, самостоятельность, которые подкреплены ближайшими к ним упорством, настойчивостью, решительностью, смелостью, самообладанием, выдержкой и объединяющим всю структуру качеством - целеустремленностью.

Проблеме мотивации спортсменов высокого класса посвящена работа Samulski(1987) (табл. 4.1).

Таблица 4.1
Проблемы мотивации на тренировках и соревнованиях с точки зрения спортсменов высокого класса (Samulski, 1987)
 


Спортсмена (собственная точка зрения)
Тренера (с точки зрения спортсмена) Тренировочного характера (с точки зрения спортсмена) Соревновательного характера (с точки зрения спортсмена)
Отсутствие желания Некомпетентность Монотонная и скучная тренировка Очень сильные соперники
Недостаточная воля к победе Выраженное тщеславие Тренировка по шаблону Незначимое соревнование
Плохой настрой на тренировку Недостаточная обязательность Стереотипные задания Отсутствие должного соревновательного климата
Недостаточное умение выстоять до конца Одностороннее ориентирование на результат Бессмысленные задания Особо значимое
судьбоносное
соревнование
Завышенные требования к себе Принуждение к победам Слишком легкие или трудные задания Критика со стороны тренера
Завышенные или заниженные целевые установки Слишком далеко идущие планы Односторонняя
организация
тренировок
Высокий риск получения травмы
Низкая готовность к риску Неверие в силы воспитанников Отсутствие вариативности и привлекательности в тренировке Незапланированно сильный соперник
Эйфория после побед Несоизмеримые целевые установки Плохой
психологический климат
Быстрое отставание в результативности в ходе игры
Зависимость от внешних раздражителей Нет ориентира на возможную неудачу    

 

4.2.2. Предыстория проблемы мотивации

Под мотивацией А.Б. Орлов (1989) понимал процессы детерминации активности человека и животных или формирование побуждения к деятельности. Д. Дьюсбери (1981) считал, что понятие мотивации используется обычно как мусорная корзина для разного рода факторов, природа которых недостаточно ясна.

В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации. В связи с таким положением В.К. Вилюнас (1990) высказывал сомнение в целесообразности обсуждения вопроса, что такое «мотив». Вместо этого он предлагал сосредоточить внимание на более отчетливом обозначении и описании отдельных феноменов, принимаемых в качестве побудителей активности. Другой подход предложил В.А. Иванников (1985): нужно сузить содержание понятия «мотив» до какой-то одной реальности, а для обозначения других ввести новые понятия. Термин «мотив», по его мнению, нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей, а для обозначения конкретного ситуативного образования, непосредственно инициирующего деятельность, использовать термин «побуждение».

В ряде работ «мотив» рассматривался только как интеллектуальный продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (1994) писал, что «мотив» - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорил X. Хекхаузен (1986): это лишь «конструкт мышления», т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен; в действительности никаких «мотивов» не существует, они не наблюдаемы непосредственно и поэтому не могут быть представлены как факты действительности. Они лишь условные, облегчающие понимание вспомогательные конструкты нашего мышления, вставляемые в схему объяснения действия между наблюдаемыми исходными обстоятельствами и последующими актами поведения. Неудивительно, что в его двухтомной монографии за «мотив» принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им «мотивом власти»; потребность в достижении - «мотив достижения»), либо личностные диспозиции (тревожность и другие), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).

По мнению СЛ. Рубинштейна, мотивы составляют ядро личности: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация управления человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности».

Исследование проблемы мотивации сопровождается «столь большим многообразием точек зрения на их природу, что вынуждает некоторых психологов... говорить о практической неразрешимости проблемы» (Ильин Е.И., 2004). К сожалению, большое количество исследований до сих пор не переросло в качественную консолидацию вокруг небольшого числа направлений исследования. Более того, терминологический лексикон занимающихся исследованием мотивации переполнен аналогичными словами: амбиции, стимулы, мотивы, инстинкты, поощрения, потребности, ценности, стремления, цели, влечения, установки, идеалы.

А. Маслоу в 1940 г. создал «пирамиду потребностей»:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе;
  • потребность в уважении и признании;
  • потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов.

Позднее, уже вслед за предложенной пятистадиальной моделью потребностей и после описания потребности в самоактуализации, Маслоу представил еще две потребности: потребность в познании и понимании, а также эстетические потребности. Эти две потребности он также отнес к базовым, фундаментальным (рис. 11).

Пирамида мотиваций по А. Маслоу

Рис.11. Пирамида мотиваций по А. Маслоу

Потребность в познании и понимании. Стремление к познанию и пониманию есть когнитивная потребность человека. Эта потребность связана со стремлением к истине, влечением к непознанному, таинственному, необъясненному.

Взаимоотношения между указанными двумя стремлениями иерархичны, т.е. стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Эстетические потребности. По мнению Маслоу, эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка и взрослого человека. Свидетельства существования этих потребностей можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытных племен.

Общеизвестна ошибка А. Маслоу, который считал, что пока не будут удовлетворены потребности низкого порядка не будут удовлетворяться потребности высшего порядка, то есть если человек немного не доел, то думать о работе он не способен. Поэтому данное решение следует воспринимать как такое, при котором потребности низшие имеют больший удельный вес в принятии решений.

X. Хекхаузен сформулировал на основе многолетних исследований мотиваций интересные положения, заключающиеся в следующем:

  • существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид -среда»;
  • мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительно устойчивые оценочные диспозиции;
  • люди различаются по индивидуальным проявлениям мотивов (характеру, силе); возможны различные иерархии мотивов у разных людей;
  • поведение человека в определенный момент мотивируется не любыми или всеми возможными мотивами, а тем из самых высоких мотивов в иерархии (т.е. из самых сильных), который при данных условиях ближе всех связан с перспективой достижения соответствующего целевого состояния или, наоборот, достижение которого поставлено под сомнение; такой мотив становится действенным; здесь мы сталкиваемся с проблемой актуализации мотивов;
  • мотив остается действенным до тех пор, пока либо не достигается целевое состояние, либо целевое состояние не перестанет угрожающе удаляться, либо условия ситуации не сделают другой мотив более насущным;
  • побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация; мотивация понимается как процесс выбора между возможными различными действиями, процесс регулирующий, направляющий действия человека на достижение целей;
  • мотивация не является единым процессом, равномерно от начала и до конца пронизывающим поведенческий акт; она складывается из разнородных процессов, осуществляющих функцию саморегуляции на отдельных фазах поведенческого акта до и после выполнения действия;
  • деятельность мотивирована, т.е. направлена на достижение мотива, однако ее не следует смешивать с мотивацией; от мотивации зависит использование субъектом функциональных способностей человека.
Е.П. Ильин отметил, что на начальном этапе причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т.е. спорта) могут быть:

  • стремление к самосовершенствованию;
  • стремление к самовыражению и самоутверждению;
  • социальные установки;
  •  удовлетворение духовных и материальных потребностей.

И.Г. Келишев выделил мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важное место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2
Классификация мотивов спортивной деятельности

Признак Мотивы
По направленности на процесс или результат деятельности Процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.) Результативные мотивы (ожидание награды, позитивные социальные последствия победы и т.п.)
По степени устойчивости Ситуативные
(кратковременные,
проходящие)
Устойчивые (долговременные, часто многолетние)
По связи с целями
спортивной
деятельности
Смыслообразующие (прямо связанные с целью) Стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы)
По месту в системе «Другие Я» Индивидуальные (мотивы личного самоутверждения) Групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.)
По доминирующей установке Мотивация достижения успеха(преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска) Мотивация избегания неудачи

 

В. Танаев, И. Карнаух (2004) связывают мотивацию с типами личности. Они считают, что определяющими для мотивации являются дихотомии «экстраверсия - интроверсия» и «сенсорика - интуиция». Люди с сочетанием «экстраверсия - сенсорика» (ТЛ «Гюго», «Жуков», «Наполеон» и «Штирлиц») стремятся к властным полномочиям («мотив власти»), престижному названию должности, наличию секретарей, машин, власти и влиянию, вниманию и уважению со стороны других. Склонны к экспансии, расширению круга своей деятельности.

Люди с сочетанием «экстраверсия - интуиция» (ТЛ «Дон Кихот», «Гамлет», «Джек», «Гексли») озабочены своей уникальностью. Они предпочитают, чтобы их хвалили за ум, оригинальное решение задачи, часто доставляют массу хлопот своему руководству по этим причинам. Их вдохновляет сложность задачи, увлекательность и ее перспективность.
Люди с сочетанием «интроверсия - сенсорика» (ТЛ «Дюма», «Максим», «Драйзер», «Габен») склонны к «выцарапыванию» денег, завышенным материальным претензиям. Стремятся к материальному достатку, уверенности в завтрашнем дне, к комфорту. Считается, что работодатель прежде всего должен наладить отношения с этой группой работников и тогда с остальными категориями у него проблем не будет.

Самую сложную для мотивирования группу образуют люди с сочетанием «интроверсия - интуиция» (ТЛ «Робеспьер», «Есенин», «Бальзак», «Достоевский»). Их мотивацией является самоценность. Их интересует возможность заниматься тем, что значимо для них, в свойственном им темпе. Мир идей - это то, ради чего они будут самоотверженно трудиться. На этих людей трудно воздействовать материальными стимулами. К ним нужен индивидуальный подход.

4.2.3. Типы мотивов

Из множества вариантов мотивации, помимо указанных Мас-лоу, авторы считают необходимым выделить следующие:

  1. Мотив общения - характеризуется поиском новых знакомств, людей с близкими интересами, обменом мнениями, обретением нового круга друзей и единомышленников. Он связан с естественной для человека потребностью в обмене знаниями, мнениями, эмоциями с себе подобными.
  2. Мотив достижения - стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности. Проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.
  3. Мотив самоутверждения и признания - связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда называют мотивом власти.
  4. Мотив познавательный - связан с получением новых знаний, он может иметь различные характеристики в зависимости от направленности познавательного интереса пользователя. Предметом познавательного отношения могут быть новые возможности, информация, новые люди, идеи и мнения, визуальные и слуховые образы.
  5. Мотив самореализации и саморазвития - имеет выраженный творческий компонент.
  6. Мотив рекреационно-игровой - игра и рекреация занимают важное место в жизни любого человека. Помимо восстановления функционального состояния работоспособности, игра и рекреация являются способом овладения новыми видами деятельности, тренировкой и проверкой своих возможностей, соревнованием.
  7. Мотив негативный - побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.
  8. Мотив принадлежности к определенной группе - выражение социальной сущности деятельности и личности человека. Он проявляется в потребности каждого человека принадлежать к определенной группе, принимать ее ценности и следовать им, занимать собственное место в структуре группы.
  9. Мотив идентификации - стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.
  10. Мотив независимости - каждый страстно желает, чтобы он был хозяином своей судьбы, а не винтиком в огромном механизме жизни.

Безусловно, есть и другие мотивы. Нельзя не согласиться с Х. Хек-хаузеном в том, что существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений «индивид - среда». Однако есть мотивы с большим удельным весом в принятии решений, а есть мотивы-«карлики». Их удельный вес в реальной жизни представляется существенно меньшим, чем у вышеперечисленных мотивов. По нашему представлению каждый тип личности обладает врожденной мотивацией на определенные ориентиры. Например, психотип «Робеспьер» ориентирован на создание научной теории и борьбе за независимость. Психотип «Наполеон» мотивирован на стремление стать лучшим из лучших.

Итак, для психотипа «Робеспьер» можно представить себе мо-тивационную иерархию следующим образом:

  1. физиологические мотивы;
  2. мотив безопасности;
  3. мотивы принадлежности и любви;
  4. мотив самоуважения;
  5. мотив независимости;
  6. мотив общения;
  7. мотив достижения;
  8. мотив самоутверждения и признания;
  9. мотив познавательный;
  10. мотив самореализации и саморазвития;
  11. мотив рекреационно-игровой;
  12. мотив негативный;
  13. мотив принадлежности к определенной группе.

4.2.4. Построение мотивационной иерархии

Для начала рассмотрим упрощенный практический пример. Родственник попросил у вас взаймы 5000 рублей. Вы колеблетесь, вы боитесь, что он может не отдать эти деньги, полагая, что как родственник вы вполне можете «пережить» потерю. С другой стороны, вы не сможете купить книгу, которую давно хотели купить. При этом, когда вам вернут деньги, сама книга может быть просто продана в магазине. Однако вы родственник, и не выручить в трудный момент просто не вправе.

Как эту ситуацию можно было бы представить схематично? Есть три мотива действия: принадлежность к определенной группе (родственник), познавательный (книга) и негативный (возможность потери денег). Мотив принадлежности к группе противостоит мотивам познавательному и негативному. Если первое больше суммы вторых, то будет принято решение - дать деньги. Если, наоборот, «перевесит» сумма негативного и познавательного мотивов, то придется отказать родственнику. Предполагается, что в процессе ментального тренинга на похожих ситуациях формируется удельный вес каждого мотива. Например, мотив принадлежности к группе может «весить» 100 условных единиц. Мотив познавательный оценим 45 единиц. Мотив негативный оценим в 65 единиц. Тогда 100 < 45 + 65 = 110. Решение - деньги в долг не давать.
Основная проблема всех исследований по мотивации - это удивительно стойкое желание дать такие объяснения, которые ничего не значат в плане практической отдачи. Например, широко распространена точка зрения о том, что у спортсменов в очередном матче есть два варианта мотивации: выиграть и не проиграть. Такая точка зрения возникла от обратного - от правил подведения итогов соревнований. Можно проиграть матч, свести вничью и выиграть. Из этой логики формируется мотивация выиграть или хотя бы не проиграть. Иными словами, если бегемота обозвать гиппопотамом, то от этого число животных не удвоится в реальной жизни. Хотя на бумаге их будет уже двое. Вот такая способность объяснить, ничего не объясняя, свойственна многим исследованиям.

Наша жизнь - это повседневный выбор из ряда возможных альтернатив. Принятие решений - это выбор между несколькими возможными вариантами действий для достижения цели. Если мотивы детерминируют поведение личности, то можно установить удельный вес каждого из них в принятии решения. Этот вес устанавливается, на наш взгляд, во внутриличностном интеллекте. Этот вид интеллекта трансформирует психологические предпочтения в удельный вес мотивов. Пусть есть альтернатива - А и В. Вариант А затрагивает мотив 1, 2, 3. Вариант В затрагивает мотив 2, 3, 5. Каждый из этих мотивов обладает некоторым весом для субъекта в принятии решений. Например, мотив 1 условно «весит» 40 абстрактных единиц, мотив 2 - 10, мотив 3 - 55, мотив 5 - 23. Тогда суммарный вес варианта А равен сумме удельных весов мотивов 1, 2, 3 (40 + 10 + 55 = 95). Суммарный вес варианта В равен: 10 + 55 + 23 = 88. Итак, вариант А «тянет» на 95 условных единиц, а вариант В - на 88. В этой ситуации мы должны предпочесть вариант А.

Но в реальной жизни мы далеко не всегда отдадим предпочтение варианту А. Всегда есть некие моменты, конфигурация задачи, неточность субъективной оценки и другие, которые делают наш выбор чаще в пользу А, чем В. Иными словами, выбор носит в определенной мере вероятностный характер, когда А более вероятно, чем В. Как в такой ситуации узнать «вес» мотива? Для этого придется составлять систему линейных уравнений. Давайте запишем вышеприведенный пример в формулу. Но при этом зададим испытуемому вопрос: как часто он будет выбирать А в реальной жизни. Обозначим мотив буквой Р. Предположим, что в реальной жизни соотношение предпочтений А : В = 3 : 1.

Сведем два числа в одно с помощью известной нам формулы:

А = 1000 х (3 - 1)/(3 + 1) = 500.

Тогда уравнение можно записать:

0,33 х (Р1 + Р2 + Р3) - 0,33 х (Р2 - Р3 - Р5) = 500,

где P- «вес» данного мотива.

Итак, мы записали ситуацию в уравнение. Мы можем предложить испытуемому другую ситуацию. Опишем ему случай из жизни. Например, представьте себе - дорожная пробка. Один из водителей выходит из машины и пытается знаками «развести» затор. Но другой водитель его не слушает и пытается «проскочить». На чьей стороне будет испытуемый в такой ситуации? Если у него доминирует деловой мотив, то, скорее всего он будет на стороне желающего проскочить. Если доминирует мотив принадлежности к определенной группе (все мы водители, дорога - место сотрудничества), то предпочтение будет у «водителя-регулировщика». В каком соотношении распределятся симпатии? Предположим, что они распределятся поровну - 2:2. Тогда значение А = 0 (Р6 - Р9 = 0).

Вот таким способом мы уже составили два уравнения. Сколько бы мотивов не было на самом деле, из них всегда можно составить такое уравнение. Однако, для того чтобы решить такую систему линейных уравнений (далее СЛУ), необходимо еще одно (в дополнении к nпредыдущим уравнениям), так называемое n+ 1 уравнение. Иначе, такая СЛУ не будет иметь решения. Обычно такое уравнение представляет собой сумму всех мотивов P1+ P2+ P3+..., деленное на их число - с левой стороны и некоторое положительное число - с правой. Введение такого уравнения позволяет сделать оценку всех мотивов числом положительным.

Чем так привлекательно знать удельные веса мотивов конкретного спортсмена? Мы можем предсказывать его поведение, с определенной долей вероятности, в пропорции, сказать, как он будет вести себя в той или иной ситуации. Если, конечно, мы корректно решили задачу, верно отразили баланс мотивов, не забыли ничего. Например, решая вышеприведенный пример с водителями, испытуемый может понять задачу иначе. Для него в ней могут конфликтовать не деловой мотив, а мотив избегания неудачи. Ну, например, боязнь опоздать на работу. Эта ошибка возможна в том случае, когда условия игры прописаны нечетко и допускают двойное толкование. Тогда в уравнении будет участвовать другой мотив, что приведет к искаженному решению. Потом, после того как ошибка впишется в решение, появятся сбои между прогнозом и реальным поведением. Пропорции будут нарушаться.

Есть и другой источник ошибок. Мы можем указать слишком мало мотивов. Например, забыть мотив независимости поведения. Тогда этот ставший виртуальным мотив будет в неявном виде участвовать в уравнениях и смещать равновесие в ту или иную сторону. Мы можем указать много мотивов, но тогда при том же объеме информации будет высокая погрешность определения предпочтений. Важно понимать, что «вес» мотивов время от времени с возрастом пересматривается. Этот процесс мы условно приписываем внутриличностному интеллекту. Поэтому «веса» мотивов будут эволюционировать, хотя и с небольшой скоростью. Нельзя забывать и о субъективности оценки испытуемого. Одни и те же тесты на благоприятном фоне текущих событий и неблагоприятном будут вносить свой вклад в неточности оценки. И все-таки! Мы можем прогнозировать поведение! Пусть даже с погрешностью. И это не может не радовать.

Такой подход представляется скорее прагматическим, чем научным. Не вдаваясь в подробности, мы просто ищем «веса» мотивов и с определенной погрешностью проектируем поведение. Мы не просто знаем иерархию мотивов. Мы знаем больше, чем просто последовательность их расположения. Мы использовали систему рейтинга для создания рейтинговой мотивационной иерархии.

При участии С. Скорых авторы провели эксперимент в институте физической культуры УГТУ-УПИ (Екатеринбург). Мы решили проверить - влияет ли данная врожденная индивидуальность на иерархию мотивационных ценностей человека.

Было выделилено десять мотивов:

  1. достижения результата (самореализация);
  2. успеха (общественного признания);
  3. гуманистический;
  4. познавательный;
  5. общения;
  6. эстетический (тяга к возвышенному, красоте);
  7. негативный (избегание неудач);
  8. материальный;
  9. власти;
  10. независимости.

При выборе мотивов мы исходили из того, что слишком большое их число неизбежно приведет к лавинообразному росту числа вопросов в тесте и, как следствие, потере интереса у тестируемых к точности ответов. Рейтинговая система ранжирования мотивов очень удобна тем, что тестировать сразу все мыслимые варианты мотивов нет необходимости. Введение в дальнейшее исследование новых мотивов не меняет уровня оценки всех предыдущих. Если, например, мотив общения у данного ТЛ оценивается как 2500, то он останется на том же уровне при введении в игру любых других мотивов. Однако, для того чтобы совместить результаты двух исследований, необходимо, чтобы часть мотивов в обоих исследованиях повторялась. Тогда, как в нашем случае, участие мотива общения во втором исследовании с оценкой в 2500 от первого исследования (n+ 1 уравнение СЛУ) гарантирует возможность объединения результатов обоих экспериментов на одной шкале рейтинга. Потому что результаты второго эксперимента будут от-считываться от этих самых 2500. Последующие исследования подтвердили нашу правоту. Мы получили данные с поразительно малым разбросом в оценках. Для иллюстрации этого разброса ниже приводятся почти все полученные данные.

Были протестированы около 100 студентов вуза. Этот эксперимент включал двойное исследование: мы тестировали людей на тип личности и мотивацию. Первый тест был ориентирован на выявление типов личности. Второй тест выявлял мотивационную иерархию студентов. Он состоял в описании жизненных конфликтов и требовал отдать предпочтение той или иной стороне. Например, вопрос «будете ли вы сами забивать мяч в ворота, если не уверены в своих силах?» подразумевает внутренний конфликт двух мотивов - успеха и избегания неудач («негативный»). Другой вопрос: «В вашем коллективе существует традиция: вывешивать плакат с поздравлениями за какое-либо достижение. Вы выиграли соревнование, а про плакат забыли. Вы расстроитесь?» Человек с высокой мотивацией успеха, общественного признания, конечно же, расстроится, а с мотивацией достижения скажет - главное результат.

Вообще создание теста на сегодняшний день пока больше искусство, чем наука. Главный параметр любого теста - это воспроизводимость его результатов. Если один и тот же человек сегодня на тест отвечает одним образом, а через две недели - уже другим, то надежность такого теста 50%. Разумеется, необходима работа по повышению надежности теста до максимальных 100%. О такой отметке можно только мечтать, но вряд ли ее можно достичь. В случае с тестированием ТЛ сам тест переделывался неоднократно. Нас интересовали те вопросы, ответы на которые не совпадали с итоговой оценкой. Чем больше таких несовпадений, тем «слабее» вопрос. Например, если из десяти пар вариантов в восьми случаях испытуемый выбирает рациональность, то мы проявляем особое внимание к тем оставшимся двум вопросам, где он «захотел» быть иррационалом. Здесь чаще всего встречаются проблемы неравноценности выбора (альтернатива «плохой - хороший»), может быть задета мотивационная составная, нежелательные пересечения с характеристиками личности испытуемого через типы характера и множество других проблем, о которых уже говорилось ранее. К сожалению, большие усилия по корректировке теста не дали 100% надежности. Поэтому анкеты испытуемых, которые при повторном тестировании спустя две недели «поменяли» свой психотип, были отброшены.

Аналогичную «чистку» «слабых» вопросов мы провели и в случае мотивационного теста. Только здесь нас интересовали те вопросы, при ответах на которые происходили отклонения в оценках испытуемых с одинаковым ТЛ. Уровень вопроса был тем выше, чем меньше было отклонение уровня его оценки от средней оценки внутри представителей данного ТЛ. Мы также заменяли «слабые» вопросы. Поначалу, пока не был готов тест на ТЛ, мы выявляли «слабые» вопросы по степени однозначности ответов. Если 100% респондентов выбирали одну альтернативу, то такой вопрос заменялся. Идеальным считался вопрос, ответ на который распределялся 50 : 50.

Проделанная работа по повышению надежности тестов дала свои плоды. Мы видим минимально возможное отклонение в оценках испытуемых. Не редкость совпадение оценок среди всех испытуемых с данным ТЛ, что не могло не радовать. Особо следует выделить вопрос погрешности оценки мотива. Если из 10 вопросов на один испытуемый отвечал неадекватно, то уровень мотива сразу мог измениться на 200 пунктов. Эта величина - средняя погрешность неправильного ответа. Имеется в виду ситуации, когда испытуемый при повторном тестировании изменил свое мнение. Здесь речь идет уже не о погрешности теста, а о «ненадежности» самого испытуемого. Проведенная работа позволяет с уверенность говорить о том, что уровень оценки того или иного мотива может изменяться не более чем на 200 пунктов. При увеличении выборки это число будет сокращаться.

Ниже приведены табл. 4.3-4.18 для каждого ТЛ в отдельности. Указаны сам ТЛ, под номерами перечислены все испытуемые, которые успешно прошли повторное тестирование. Далее приводится среднее значение каждого мотива среди всех испытуемых, среднее значение отклонения от этой «точки равновесия». В последнем столбце приводится интервал между вышестоящим и нижестоящим мотивами и тем, который стоит ниже изучаемого. Для первого и последнего мотивов брались удвоенные значения интервала соответственно 1-2 и 9-10. Организаторы эксперимента считали, что если среднее отклонение текущей оценки мотива от ее среднего значения меньше величины интервала, то положение мотива при последующих испытаниях не имеет шансов измениться. Следовательно, речь может идти о «константных» (или, правильнее сказать, обусловленных природой испытуемого) мотивах. Такие мотивы выделены в таблицах курсивным шрифтом. Как видите, около 70-80% выбранных мотивов претендуют на статус «константных» мотивов, постоянных жизненных приоритетов. Был взят средний уровень оценки - 2200.

Таблица 4.3
Иерархия мотивов для ТЛ «Дон Кихот» (ENTP)
 
ТЛ «Дон Кихот» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 Сред. Откл.
Познания 2635 2409 2602 2549 93 310
Достижения 2288 2317 2578 2394 122 182
Успеха 2300 2500 2300 2367 44 94
Гуманистический 2300 2300 2300 2300 0 67
Общения 2300 2300 2300 2300 0 74
Независимость 2215 2216 2248 2226 14 200
Эстетический 2100 2100 2100 2100 0 193
Материальный 1900 2100 2100 2033 89 136
Власти 2062 2058 1772 1964 0 266
Негативный 1900 1700 1700 1767 44 394

 

Таблица 4.4
Иерархия мотивов для ТЛ «Дюма» (ISFP)

ТЛ «Дюма» Испытуемые Значения Интервал
1 2 Сред. Откл.
Независимость 2439 2238 2339 100 200
Успеха 2100 2500 2300 200 239
Негативный 2100 2100 2100 0 300
Гуманистический 2100 1900 2000 100 66
Достижения 2148 1920 2034 114 46
Власти 2052 1855 1954 98 260
Познания 1761 1787 1774 13 360
Материальный 2500 2500 2500 0 0
Общения 2500 2500 2500 0 0
Эстетический 2300 2700 2500 200 161

 

Таблица 4.5
Иерархия мотивов для ТЛ «Робеспьер» (INTJ)
 

ТЛ «Робеспьер» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 Сред. Откл.
Независимость 2262 2896 2484 2547 190 10
Познания 2610 2379 2638 2542 109 47
Гуманистический 2500 2500 2500 2500 0 89
Достижения 2514 2585 2260 2453 129 333
Власти 2278 1940 2282 2167 151 353
Негативный 2100 2100 2100 2100 0 67
Успеха 2100 2100 2100 2100 0 133
Эстетический 2100 1700 2100 1967 178 200
Общения 1900 1900 1900 1900 0 243
Материальный 1636 1900 1636 1724 59 352

 

Таблица 4.6
Иерархия мотивов для ТЛ «Гюго» (ESFJ)

ТЛ «Гюго» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 4 Сред. Откл.
Общения 2900 2700 2700 2500 2700 100 400
Материальный 2500 2500 2500 2500 2500 0 343
Достижения 2631 2341 2374 2083 2357 145 263
Власти 2244 2309 2051 2342 2237 92 105
Независимость 2417 2188 2217 2184 2252 82 37
Гуманистический 2100 2100 2300 2300 2200 100 202
Успеха 1900 2100 2100 2100 2050 75 295
Познания 1708 1962 1958 1991 1905 98 150
Негативный 1700 1900 2100 1900 1900 100 5
Эстетический 1900 1900 1700 2100 1900 100 0

 

Таблица 4.7

Иерархия мотивов для ТЛ «Жуков» (ESTP)

ТЛ «Жуков» Испытуемые Значения Интервал
1 2 Сред. Откл.
Независимость 2831 2578 2705 126 46
Власти 2517 2800 2659 141 105
Успеха 2500 2700 2600 100 359
Материальный 2300 2300 2300 0 492
Познания 2219 1997 2108 111 200
Общения 2100 2100 2100 0 79
Достижения 2033 2025 2029 4 200
Негативный 1900 1900 1900 0 229
Гуманистический 1700 1900 1800 100 100
Эстетический 1900 1700 1800 100 0

 

Таблица 4.8
Иерархия мотивов для ТЛ «Максим» (ISTJ)

ТЛ «Максим» Испытуемые Значения Интервал
 
 
1 2 3 4 5 Сред. Откл.
Материальный 2700 2900 2500 2700 2900 2740 128 160
Негативный 2500 2700 2700 2300 2700 2580 144 351
Власти 2627 2308 2313 2349 2349 2389 95 335
Познания 2192 2159 2188 2442 2244 2245 78.8 169
Успеха 2300 2300 2100 2300 2100 2220 96 49
Достижения 2273 2567 2313 2026 1801 2196 226 130
Независимость 1708 1966 2188 2183 2406 2090 203 176
Общения 2300 1900 1900 2100 1900 2020 144 270
Гуманистический 1700 1700 2100 1700 1900 1820 144 320
Эстетический 1700 1500 1700 1900 1700 1700 80 120

 

Таблица 4.9
Иерархия мотивов для ТЛ «Есенин» (INFP)

ТЛ «Есенин» Испытуемые Значения Интервал
1 2 Сред. Откл.
Эстетический 2500 2500 2500 0 0
Общения 2500 2500 2500 0 0
Негативный 2300 2700 2500 200 100
Гуманистический 2500 2300 2400 100 300
Успеха 2300 2100 2200 100 176
Независимость 2210 2238 2224 14 214
Власти 2113 1859 1986 127 323
Познания 1790 2012 1901 111 86
Материальный 1900 1900 1900 0 12
Достижения 1887 1891 1889 2 11
 
 
 
Таблица 4.10
Иерархия мотивов для ТЛ «Гамлет» (ENFJ)
 
ТЛ «Гамлет» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 Сред. Откл.
Общения 2500 2900 2700 2700 133 134
Успеха 2700 2700 2500 2633 89 333
Эстетический 2300 2500 2300 2367 89 306
Власти 2305 2081 2596 2327 179 107
Независимость 2188 2435 2156 2260 117 204
Достижения 2370 1919 2079 2123 165 160
Гуманистический 2100 2100 2100 2100 0 23
Материальный 2100 2100 2100 2100 0 400
Негативный 1700 1700 1700 1700 0 410
Познания 1737 1565 1769 1690 84 20

 

Таблица 4.11
Иерархия мотивов для ТЛ «Бальзак» (INTP)


ТЛ «Бальзак»
Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 Среднее Откл.
Независимость 2663 2695 2856 2738 78 302
Познания 2663 2630 2469 2587 78 238
Негативный 2700 2500 2300 2500 133 220
Материальный 2300 2500 2300 2367 89 452
Достижения 2038 2328 1779 2048 186 340
Власти 2038 1747 2296 2027 187 81
Гуманистический 1900 1900 2100 1967 89 60
Успеха 1900 1900 2100 1967 89 67
Общения 1900 1900 1900 1900 0 67
Эстетический 1900 1900 1900 1900 0 0

 

Таблица 4.12

Иерархия мотивов для ТЛ «Наполеон» (ESFP)

ТЛ «Наполеон» Испытуемые Значения Интервал
1 2 Среднее Откл.
Успеха 2700 2700 2700 0 0
Материальный 2700 2700 2700 0 88
Власти 2886 2338 2612 274 300
Общения 2500 2300 2400 100 312
Эстетический 2300 2300 2300 0 245
Независимость 2124 2185 2155 30 349
Достижения 1789 2112 1951 161 372
Познания 1801 1765 1783 18 251
Негативный 1500 1900 1700 200 83
Гуманистический 1700 1700 1700 0 0

 

Таблица 4.13
Иерархия мотивов для ТЛ «Джек» (ENTJ)

ТЛ «Джек» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 Сред. Откл.
Достижения 2471 2368 2574 2471 103 208
Общения 2500 2300 2300 2367 89 171
Гуманистический 2300 2300 2300 2300 0 54
Познания 2155 2404 2381 2313 106 40
Независимость 2220 2342 2219 2260 54 80
Успеха 2300 2100 2300 2233 89 149
Власти 2022 2286 2026 2111 116 200
Материальный 2100 1900 2100 2033 89 144
Эстетический 1900 2100 1900 1967 89 133
Негативный 1900 1900 1900 1900 0 134

 

Таблица 4.14
Иерархия мотивов для ТП "Штирлиц"

ТЛ «Штирлиц» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 4 Сред. Откл.
Достижения 2570 2542 2770 2631 2628 72 356
Материальный 2500 2700 2300 2300 2450 150 306
Власти 2280 2283 2480 2244 2322 79 152
Независимост ь 2191 2191 2391 2417 2298 106 122
Успеха 2300 2100 2100 2300 2200 100 98
Гуманистический 2100 2100 2100 2500 2200 150 47
Познания 2159 2384 2359 1708 2153 222 50
Общения 2100 2100 1900 2500 2150 175 303
Негативный 1900 1700 1900 1900 1850 75 400
Эстетический 1900 1900 1700 1500 1750 150 200

 

Таблица 4.16
Иерархия мотивов для ТЛ «Достоевский» (INFJ)

ТЛ «Достоевский» Испытуемые Значения Интервал
1 2 Сред. Откл.
Гуманистический 2500 2500 2500 0 200
Негативный 2300 2500 2400 100 159
Независимость 2470 2213 2341 128 91
Познания 2405 2213 2309 96 121
Достижения 2353 2088 2220 132 109
Общения 2100 2300 2200 100 120
Материальный 2100 2100 2100 0 200
Успеха 1900 2100 2000 100 100
Эстетический 2100 1900 2000 100 70
Власти 1772 2088 1930 158 140

 

Таблица 4.17
Иерархия мотивов для ТЛ «Гексли» (ENFP)

 

ТЛ «Гексли» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 4 Сред. Откл.
Общения 2500 2700 2500 2700 2600 100 100
Успеха 2300 2500 2700 2700 2550 150 50
Эстетический 2500 2500 2700 2500 2550 75 240
Независимость 2410 2439 2181 2210 2310 115 339
Власти 2309 2052 2371 2113 2211 129 178
Достижения 2116 2148 2132 2132 2132 11 161
Гуманистический 2100 2100 1900 2100 2050 75 82
Материальный 2100 1900 2100 2100 2050 75 150
Негативный 1900 1900 1900 1900 1900 0 272
Познания 1765 1761 1794 1790 1778 14 244

 

 

Таблица 4.18
Иерархия мотивов для ТЛ «Габен» (ISTP)

ТЛ «Габен» Испытуемые Значения Интервал
1 2 3 4 5 Сред. Откл.
Материальный 2364 2900 2700 2700 2700 2673 124 300
Достижения 2344 2359 2623 2366 2546 2448 110 333
Эстетический 2300 2300 2300 2500 2300 2340 64 128
Независимость 2144 2111 2562 2562 2219 2320 194 149
Познания 2184 2064 2038 2063 2606 2191 166 180
Успеха 2300 2500 2300 1700 1900 2140 272 162
Власти 2064 2066 1977 2009 2029 2029 28 120
Негативный 2300 2100 1900 2100 1700 2020 176 89
Общения 2100 1900 1900 1900 1900 1940 64 120
Гуманистический 1900 1700 1700 2100 2100 1900 160 80

 

 

Как видно из табл. 4.19, для рациональных экстравертов наибольшее значение имеют мотивы достижения и материальный, наименьшее - негативный и эстетический. Для рациональных интровертов наибольшее значение имеет мотив познания, наименьшее - эстетический.

Таблица 4.19
Усредненные оценки в сочетаниях с рациональностью

Мотив РаЭк РаИн РаСе РаИт РаЭт РаЛо
1. Достижения 2628 2205 2413 2187 2211 2389
2. Успеха 2200 2055 2176 2158 2146 2188
3. Общения 2150 2055 2309 2225 2425 2109
4. Познания 2153 2405 2154 2267 2083 2337
5. Гуманистический 2200 2305 2130 2375 2300 2205
6. Негативный 1850 2270 2058 2050 2000 2108
7. Эстетический 1750 1925 1829 2092 2042 1879
8. Материальный 2450 2194 2431 2034 2250 2215
9. Власти 2322 2259 2265 2243 2232 2276
10. Независимость 2298 2328 2225 2371 2313 2283


Отдельно стоит рассмотреть вопрос о приоритетах целых групп психотипов. Мы выбирали по две дихотомии и искали среднее значение уровня оценки среди четырех типов личности, которые отвечали нашему выбору. Это тем более актуально, что в литературе встречаются разные представления. Далее в табл. 4.19-4.22 жирным шрифтом выделены мотивы с наименьшим и наибольшим уровнями значимости.

Как видно из табл. 4.20, для иррациональных экстравертов наибольшее значение имеет мотив успеха, наименьшее - негативный. Для иррациональных логиков наибольшее значение имеет мотив независимости, наименьшее - гуманистический.

Таблица 4. 20
Усредненные оценки в сочетаниях с иррациональностью

 

Мотив ИрЭк ИрИн ИрСе ИрИт ИрЭт ИрЛо
1. Достижения 2106 2105 2116 2095 1981 2230
2. Успеха 2554 2152 2435 2271 2438 2269
3. Общения 2350 2210 2235 2325 2500 2060
4. Познания 2055 2113 1964 2204 1809 2359
5. Гуманистический 1963 2067 1850 2179 2038 1992
6. Негативный 1817 2280 1930 2167 2050 2047
7. Эстетический 2188 2310 2235 2263 2463 2035
8. Материальный 2271 2360 2543 2088 2288 2343
9. Власти 2362 1999 2314 2047 2191 2170
10. Независимость 2349 2405 2380 2375 2257 2497

 

В табл. 4.21 приведены данные по различным сочетаниям экстраверсии и интуитивности. Для сенсорных экстравертов наибольшее значение имеют мотивы материальный и власти, наимень­шее - негативный. Для сенсорных логиков наибольшее значение имеет мотив материальный, наименьшее - эстетический.

Таблица 4. 21
Усредненные оценки в сочетаниях экстраверта, интуита



Мотив
ЭкСе ЭкИт ЭкЭт ЭкЛо ИтЭт ИтЛо СеЭт СеЛо
1. Достижения 2241 2260 2120 2381 2094 2293 2121 2325
2. Успеха 2388 2446 2483 2350 2183 2167 2238 2290
3. Общения 2338 2492 2600 2229 2375 2117 2425 2053
4. Познания 1987 2083 1789 2281 2082 2522 1973 2174
5. Гуманистический 1975 2188 2013 2150 2350 2267 2075 1930
6. Негативный 1838 1817 1800 1854 2150 2067 1925 2088
7. Эстетический 1938 2246 2279 1904 2192 2017 2150 1898
8. Материальный 2488 2054 2338 2204 2100 2017 2500 2541
9. Власти 2458 2153 2347 2264 2169 2096 2309 2350
10. Независимость 2353 2264 2244 2372 2306 2427 2286 2353

 

Таблица 4. 22
Усредненные оценки в сочетаниях с интровертированностью



Мотив
ИнСе ИнИт ИнЭт ИнЛо
1. Достижения 2205 2104 2072 2238
2. Успеха 2140 2067 2100 2107
3. Общения 2140 2125 2325 1940
4. Познания 2160 2359 2103 2415
5. Гуманистический 2030 2342 2325 2047
6. Негативный 2175 2375 2250 2300
7. Эстетический 2110 2125 2225 2010
8. Материальный 2553 2001 2200 2354
9. Власти 2201 2056 2076 2182

 

Здесь задействованы мотивы материальный, независимости и негативный, с одной стороны, и гуманистический - с другой (табл. 4.23). С одной стороны, нужны деньги и теряется выгода. Кроме того, ущемляется чувство независимости - не можешь воспользоваться своими же деньгами. При этом мотив негативный здесь существует реально с обеих сторон. Желание избежать потери денег как таковой можно трактовать как негативный мотив. Однако его же можно трактовать и как потерю друга. Ведь подашь в суд - друга потеряешь точно. Друг попал в беду - как не помочь!

Таблица 4.23
Иерархия мотивов для ТЛ «Штирлиц» в конкретной ситуации

Мотив «Вес» Мотив «Вес»
Материальный 2450 Гуманистический 2200
Независимости 2298 Негативный 1850
Негативный 1850    
Итого 6600 Итого 4050


Теперь попытаемся воспользоваться полученными сведениями. Представим себе такую жизненную ситуацию. ТЛ «Штирлиц» одолжил другу сумму денег. Однако последний попал в аварию и сумму денег задерживает. Ситуация в общем-то понятная - друг не может отдать деньги и просит отсрочки. Однако ТЛ «Штирлиц» тоже нуждается в деньгах - он хочет выгодно вложить их в акции, и задержка денег лишает его прибыли. Будет ли рассмотренный нами условный персонаж требовать деньги через суд или он не пойдет на конфликт и спокойно дождется денег от друга?

Итак, в данной ситуации, скорее всего, будет поэтапное обострение отношений с оформлением заявления в суд в итоге. В реальной жизненной ситуации в этот расклад вмешиваются дополнительно привходящие обстоятельства (позиция жены, матери, близость друга).

4.3. Телесно-кинестетический интеллект. Ментальный тренинг

В книге Лей Томпсон «Создание команды» (2006) приводится один любопытный эпизод. Трем группам мальчиков и девочек ежедневно давали возможность заниматься в баскетбольном зале около 40 минут на протяжении двух недель. При этом первая группа занималась тем, чем она хотела, попросту баловалась. Вторая группа усиленно тренировала броски по кольцу. Третья - работала без мячей. Занимающиеся должны были мысленно выполнять броски по кольцу. То, что через две недели результаты первой группы выросли, неудивительно. Удивительно другое. Показатели прироста результативности бросков у второй и третьей групп оказались почти равны. На 22% выросли показатели второй группы и на 20% - третьей. Простой эксперимент показывает, что тренировка броска в конечном счете сводится к тренировке телесно-кинестетического интеллекта. В современной тренировке такому вот упрощенному подходу уже нет места. Телесно-кинестетический интеллект лучше всего вырабатывается с помощью ментального тренинга.

Ментальный тренинг как технология психотренинга в элитном спорте был сформирован в середине 1980-х годов. В настоящее время более 75% спортсменов высшего класса в США, Канаде, Швеции и других европейских странах используют системы ментальной тренировки. Разработка теоретических основ и методов ментальной тренировки с 1991 г. ведется под руководством Международного научно-практического общества ментального тренинга. С 1996 г. на базе международных центров в Канаде, Швеции и Малайзии начата целенаправленная подготовка тренеров по ментальной тренировке, включая и использование современных телекоммуникационных технологий: дистантное обучение, Интернет. В 1996-1999 гг. система ментальной тренировки при поддержке Санкт-Петербургского комитета по физической культуре и спорту была внедрена в подготовку олимпийского резерва и высококвалифицированных спортсменов на базе подразделений СевероЗападной олимпийской академии России, УОР1, УОР2 и в Санкт-Петербургском Центре олимпийской подготовки. Курсы по подготовке специалистов по ментальному тренингу были созданы на базе Балтийской педагогической академии и кафедры психологии университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. В настоящее время известны работы ученых Санкт-Петербургских НИИ физической культуры, Государственного университета физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, Технического университета (СПИТМО), а также Школы лидерства и Центра олимпийской поддержки (Оребро, Швеция).
В современной теории и практике спорта ментальный тренинг рассматривается как целостная система методов психологической подготовки спортсменов к соревнованиям (П.В. Бундзен), используемая в процессе систематического воспитания и самовоспитания спортсмена (Л.Э. Унесталь). Поэтому содержание понятий «психологическая подготовка» (ПД) и «ментальный тренинг» (МТ) в отечественной спортивной психологии в известном смысле тождественно. Традиционная для советской психологии спорта система методов морально-волевой подготовки спортсменов в системе ментального тренинга дополняется аутогенной, идеомоторной, сю-жетно-ролевой, умственной подготовкой спортсменов, методами умственной репетиции соревнований, а также различными методами ауто- и гетеровнушений, методиками медитации и др. Ментальные методы психотренинга (ММП) ныне подкреплены использованием тренерами и спортсменами аудиовизуальной аппаратуры, компьютерных методов ввода информации в сознание, подсознание и непосредственно в мозг спортсменов, применением электронных технических средств для организации биологической обратной связи в процессе МТ. Однако как бы ни были высоки успехи электронной компьютерной техники и создания видео- и аудиосеансов МТ, самым главным и основным инструментом психотренинга остается психика и мозг спортсменов и их тренеров.

Мозг человека является универсальным психобиокомпьютером, способным мгновенно обрабатывать огромный массив информации объемом в 10 бит, что равносильно числу звезд в видимой части Вселенной. Отметим также и то, что по современным научным данным мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационной мощности, а в спортивной деятельности еще меньше. Следовательно, методы ментального психотренинга полезны для мобилизации скрытых в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованных функциональных возможностей развития.

Аутогенная тренировка (АТ). В основе существующих методов АТ лежит механизм самовнушения (психического самовоздействия), впервые изученный в практических целях французским аптекарем Э. Куэ в начале XXв. Впервые применен во врачебной практике немецким терапевтом И. Шульцем в 1930-е гг., а в практике отечественного спорта - Л.Н. Радченко при подготовке борцов к соревнованиям в 1962 г. Источником самовоздействия в АТ является наше самосознание, центр которого находится в «Я». В качестве критерия эффективности АТ обычно берется уровень психомышечной релаксации. Таким образом, саморегуляция в АТ реализуется посредством аутокоммуникации между «Я» субъекта и частями его тела («не-Я»), воспринимаемыми субъектом как субличности или элементы внутриличностной сферы. Техника и процедуры АТ подробно описаны в спортивно-психологической литературе в работах Л.Н. Радченко, Л.Д. Гиссена, А.Т. Филатова, В.Л. Марищука, Е. Генова, Г.Д. Горбунова, А.В. Родионова и др.

Идеомоторная тренировка (ИТ). В основе идеомоторной тренировки лежит «загадочный эффект» связи мысли и движения. Образ движения вызывает само движение, что проявляется в идео-моторных актах - микродвижениях мышц, ответственных за выполнение данного движения в целом. Идеомоторные акты были известны ученым еще в XVII в., но экспериментально стали изучаться лишь в конце XIX в. Первые экспериментальные исследования, проведенные М. Шаврель, Дж. Бредом, Д. Менделеевым, а в спорте - П.Ф. Лесгафтом, А.Ц. Пуни, Р.С. Абельской, А.А. Белкиным, Г.Д. Горбуновым, Ц.В. Бундзеном и др., показали, что чем ярче и полнее представляет человек желаемое движение, тем легче и точнее оно воспроизводится в реальной спортивной деятельности. На основе ИТ в 1970-е гг. возник новый метод ментального психотренинга, получивший название «мысленной репетиции» предстоящего соревнования. Примером эффективности этого метода может служить психологическая подготовка известного немецкого теннисиста Бориса Беккера, который начиная с 14-летнего возраста часами «прокручивал» в воображении мысленные картины его предстоящих встреч со звездами мирового тенниса в положении лежа после просмотра очередной видеозаписи с участием звезд тенниса. Метод мысленной репетиции успешно используется для адаптации психики спортсменов к условиям предстоящего соревнования ментальным видеотренингом (Б.П. Некрасов, 1995).

Ментальный имаготренинг. Метод имаготренинга основан на функциях продуктивного (творческого) воображения, позволяющего спортсмену создать в своем воображении нужную картину предстоящих действий, представить себя в образе, спроектировать этот образ в будущее. Известно, что мировой рекордсмен по спортивному плаванию Марк Спитц использовал в своей имаготренировке образ прыгающего со стартовой тумбочки тигра, а другой рекордсмен мира австралиец Холландер (800, 1500 м) отождествлял себя в своей ментальной тренировке и на соревнованиях с образом маленькой рыбки, пугливо убегающей от желающей проглотить ее акулы. Известный спринтер Джесси Оуэнс, прозванный «черной пулей» (мировой рекорд в беге на 100 м - 10,2 с на Олимпийских играх в Берлине 1936 г.), использовал образ пули, выстреливаемой со стартового пистолета. Вживаясь в избранный образ, спортсмен растормаживал свои скрытые функциональные возможности.

Тренинг волевого внимания. К этой группе методов ментального тренинга относятся традиционные приемы и упражнения на концентрацию внимания, развитие памяти, навыков тактического мышления, принятие решений, коррекцию самооценки и др.

Общепризнано, что психическая готовность спортсмена - это решающий фактор победы в олимпийском спорте. Неслучайно в последнее десятилетие психологи спорта и специалисты смежных наук (психофизиологи и биофизики) особое внимание уделяют разработке специальных технологий психической подготовки высококвалифицированных спортсменов на основе соответствующих методов психодиагностики. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет именно о создании новых технологий психотренинга и психодиагностики, а не просто о совершенствовании существующих методов психологической поддержки тренировочного процесса.

Специфическими особенностями современных технологий психической подготовки в спорте высших достижений, получивших в мировой практике обобщенное название «ментальный тренинг», являются:

  • ориентация процесса систематического психотренинга на формирование психических качеств и навыков, способных обеспечить достижение пика спортивного мастерства при одновременном повышении качества психосоматического здоровья спортсмена;
  • обучение спортсмена трансформации психического состояния с целью использования в условиях соревновательной деятельности так называемого альтернативного состояния сознания;
  • обеспечение в ходе тренировочного процесса позитивного развития личности спортсмена и повышение его духовно-деятельно-стного потенциала.

Принципиальное отличие разработанной технологии ментального тренинга от других психотехнических методов - долговременный комплексный характер психической подготовки, непосредственно интегрированный в структуру учебно-тренировочного процесса. При этом важнейшей отличительной чертой используемой в России модели ментального тренинга является выраженная психопедагогическая направленность, нацеленная на выработку психических качеств и навыков, которые формируют высокий мо-торно-психический (психоэнергетический) потенциал спортсмена и уверенность в достижении успеха в условиях соревновательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что ментальная тренировка представляет собой структурно-целостную систему психической подготовки, обеспечивающую тренинг базисных психофизиологических механизмов, связанных с реализацией спортивной деятельности. Другой, и наиболее ценной для практики спорта, особенностью системы ментальной тренировки является четкая сопряженность программ психотренинга с периодами и циклами подготовки к соревнованиям.

Отмеченные особенности ментальной тренировки дают в руки спортсмена возможность самостоятельной систематической психической подготовки к выступлению в ответственных соревнованиях и снимают персональную зависимость спортсмена от личности конкретного психолога.

Наивысший эффект ментального воздействия наблюдается при соответствующем уровне состояния мышечной релаксации (расслабленности тела) и альтернативном состоянии сознания - дремотном состояния мозга (состояние транса).

При использовании аудиокассетных сеансов ментального тренинга следует учитывать уровни бодрствования головного мозга:

  1. уровень активного бодрствования, когда активность головного мозга и сознание спортсмена чем-либо заняты;
  2. пассивное бодрствование (глаза закрыты, расслаблены мышцы, постараться ни о чем не думать); этот уровень - первый шаг в обычный сон;
  3. дремотное состояние - психическая релаксация.

Основной механизм психической саморегуляции - воздействие звуковой стороной слов и их мысленными образами на дремлющий головной мозг, находящийся под контролем сознания. В этом состоянии наиболее эффективно применение аудиокассетных методик ментального тренинга с помощью персональных наушников.

Когда же головной мозг и психика спортсмена находятся в состоянии активного бодрствования, прослушивание аудиокассетных сеансов ментального тренинга малоэффективно. Но когда головной мозг и тело спортсмена находятся в состоянии глубокой релаксации (на уровне пассивного бодрствования или в состоянии дремоты - состоянии транса), подсознание спортсменов становится повышенно чувствительным к словам и связанным с ними мысленным образам. Музыкальная аранжировка аудиокассетного сеанса ментального тренинга способствует усилению состояния транса и закреплению внушений и самовнушений в долговременной памяти (в том числе психомоторной и идеомоторной памяти) спортсмена по ходу сеанса. Именно этим - звуковым воздействием слов и представляемых образов-моделей действий на пассивный дремлющий мозг - самовнушение отличается от самоубеждения, которое строится на основе доказательств.
Программа ментального тренинга, созданная в Санкт-Петербургском научно-исследовательском институте физической культуры под руководством проф. П.В. Бундзена (Россия) и проф.

Л.Э. Унесталя (Швеция), включает 23 сеанса МТ, записанных на четырех аудиокассетах, и представляет собой трехмесячный систематический курс ментального тренинга, где каждый из сеансов базируется на предыдущих. Для достижения максимальной эффективности крайне важно постоянство тренировок. Тренировки ведутся пять раз в неделю по 7-10 минут. График тренировок подготавливается самим спортсменом и его тренером. Трехмесячный курс ОПТ включает обязательное прослушивание первой и третьей аудиокассет. Через три месяца тренировок целесообразно использовать в период, предшествующий соревнованиям, четвертую кассету как подготовку к будущим соревнованиям. По показаниям (в случае недостаточно выраженных психических качеств) может использоваться вторая кассета.

В настоящее время в практике психической подготовки высококвалифицированных спортсменов используются два варианта ментального тренинга: базовая модель, включающая 23 аудиопрограммы, и блицмодель, состоящая из шести аудиопрограмм и рассчитанная на самостоятельное использование спортсменами для закрепления эффекта базового курса.

Программа базового курса ментального тренинга включает четыре этапа:

  • этап 1-й - базисный курс психотренинга (шесть программ); главная задача этой части - научиться мышечному и психическому расслаблению (релаксации) и создать необходимую основу для освоения программ саморегуляции психического состояния;
  • этап 2-й - используется обычно после овладения базисным курсом и предназначен для развития и совершенствования ряда важных для спорта и жизни качеств - уверенности, спокойствия, сосредоточенности, умения преодолевать трудности и др.;
  • этап 3-й - спортивный психотренинг - шесть программ, рассчитанных на шесть недель тренировочного процесса и нацеленных на совершенствование идеомоторных навыков и формирование установки на успех в соревнованиях;
  • этап 4-й - курс непосредственной психологической подготовки к конкретному соревнованию, включающий четыре тренировочные программы; ключевое значение в этом блоке имеет программа «Псих-оп», позволяющая развить способности к срочной мобилизации психоэнергетического потенциала спортсмена.

Таким образом, общая длительность базового курса ментальной подготовки составляет не менее четырех месяцев, а в дальнейшем дополняется непосредственной подготовкой к ответственным соревнованиям и программами блицмодели по желанию спортсменов.

В свою очередь, блицмодель включает следующие программы: мышечная релаксация, психическая релаксация, идеомоторная тренировка, мобилизация и концентрация внимания, выработка психологии победителя и борьба со страхом. Естественно, блицмодель ментального тренинга может быть использована и для краткосрочной самостоятельной тренировки.

Программы могут прослушиваться группами как в специально оборудованных помещениях в положении лежа или сидя, так и на местах проведения основных тренировочных занятий. При наличии портативного магнитофона (плейера) и личных аудиокассет спортсмен может прослушивать программы самостоятельно в удобное время. Более подробно содержание аудиопрограмм и детали проведения ментального тренинга представлены в специальных методических пособиях.
Как подчеркивалось выше, основу используемой в России системы ментального тренинга составляет обучение спортсмена психической саморегуляции и активному вхождению в так называемое альтернативное состояние сознания (АСС). Еще в конце 1960-х годов известный психолог G. Murphyв статье «Психология 2000 г.» выделил тип АСС, который (в отличие от фармакологически вызванных, медитативных и гипнотических АСС) обозначил как «креативное АСС» (КАСС), связанное с творческой активностью личности и достижением пика совершенства в различных видах деятельности: спорте, искусстве, бизнесе. При этом автор подчеркнул, что, по его мнению, к 2000 г. этот тип АСС будет детально изучен и станет активно достижим индивидами. Наиболее детальная классификация АСС была представлена S. Krippnerв 1972 г., хотя автор справедливо подчеркивал ее неоднородность. Прогресс в познании этого специфического типа АСС действительно произошел в 80-90-е гг. XXв. и, что крайне существенно, произошел именно в спортивной науке, где критерий пика совершенства и реализации «акме» личности четко определен.

В настоящее время выделены следующие основные психологические и психофизиологические характеристики КАСС высококвалифицированных спортсменов:

  • полная концентрация внимания на целевой установке (результате) в сочетании с диссоциацией с окружающей средой;
  • изменение восприятия времени и пространства;
  • снижение болевой чувствительности и снятие психологического барьера (трансформация оценки достижения цели);
  • формирование яркого моторно-психического образа реализации спортивного навыка;
  • гармонизация биоэлектрической активности головного мозга и звеньев биоэнергетической системы организма (меридианных биологически активных точек).

Как свидетельствуют результаты исследований, отличительной чертой КАСС, сопровождающих реализацию спортивного действия, является сочетание указанных перцептивных изменений с формированием позитивного психоэнергетического состояния, создающего яркий психический образ достижимости успеха. Именно поэтому обучение спортсменов самоиндукции КАСС и составляет ключевое звено технологии психоподготовки в ходе ментальной тренировки, а тестирование способности спортсмена к самоиндукции КАСС, в свою очередь, имеет принципиальное значение в диагностике качества психической (ментальной) подготовки спортсмена.

Несмотря на то что поиск диагностических коррелят КАСС в последние десятилетия, как и предсказывал G. Murphy, активно осуществлялся на уровне как фундаментальных, так и прикладных исследований, до последнего времени в практике спорта использовали исключительно субъективные методы контроля способности спортсменов к самоиндукции КАСС. Можно выделить две основные причины сложившейся ситуации. Первая - существенно противоречивые результаты, которые были получены в мире по электрографическим коррелятам АСС при использовании стандартных и клинически ориентированных электрофизиологических методов. Вторая - существенно ограниченные, буквально до последних лет, возможности изучения собственно биоэлектрографических коррелят процессов саморегуляции моторно-психического потенциала человека.
Только становление и развитие в конце 90-х годов прошлого столетия новой технологии биоэлектрографии, нацеленной на изучение энергоинформационных процессов организма человека, открыло реальные пути для объективизации АСС и диагностики процессов саморегуляции психоэнергетического потенциала.

    Загрузка...