20:29, 10 августа 2009, Нормативные акты

Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация

Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация - 2. Нормативное регулирование порядка оказания государственных услуг (федеральный и региональный опыт)

Источник:
Издательство:
Глава:
Глава 2
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Стандарты и нормативы
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

В целом, деятельность государственных образовательных учреждений дополнительного образования спортивной направленности регулируется Конституцией РФ, федеральными законами РФ, нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, а также нормативно-правовыми актами

Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация - 2. Нормативное регулирование порядка оказания государственных услуг (федеральный и региональный опыт)

В целом, деятельность государственных образовательных учреждений дополнительного образования спортивной направленности регулируется Конституцией РФ, федеральными законами РФ, нормативно-правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств, а также нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и ведомственными актами (Приложение 1).
 
В целях реализации определенных Президентом РФ и Правительством РФ задач по реформированию системы государственного управления были приняты принципиальные изменения нормативно-правового регулирования деятельности государственных органов и повышения эффективности осуществления государственных функций и оказания государственных услуг.
 
Нормативно-правовое регулирование государственных услуг должно исходить из приоритета их конечного эффекта для граждан (организаций) — потребителей услуг, общества в целом по сравнению с процедурами и порядком их предоставления. Необходимо, чтобы законодательство, регулирующее отношения в сфере государственных услуг, создавало правовые основы для внедрения эффективных механизмов оказания услуг, стимулировало использование внутренних резервов.
 
Несмотря на то что в настоящее время отсутствуют утвержденные нормативные документы, регламентирующие содержание, порядок разработки, утверждения и использования стандартов государственных услуг, разработку системы стандартов физкультурно-спортивных и спортивно-образовательных услуг целесообразно осуществлять на основе проекта федерального закона «О стандартах в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих публичные государственные услуги, связанной с взаимодействием с физическими и юридическими лицами». В проекте федерального закона сформулированы основные требования к содержанию стандарта государственной услуги, обеспечивающие необходимый уровень доступности и качества государственной услуги в целом, а также на каждом этапе ее предоставления, включая:
  • обращение за государственной услугой;
  • ее оформление и регистрацию;
  • ожидание государственной услуги;
  • ее получение;
  • оценку качества государственной услуги;
  • рассмотрение жалоб (претензий) получателя государственной услуги.
В соответствии с этими требованиями стандарт государственной услуги должен содержать:
  • описание получателей государственной услуги, включая описание льготных категорий получателей государственной услуги;
  • требования к месту расположения органа, оказывающего государственную услугу, с учетом его транспортной и пешеходной доступности;
  • режим работы органа, оказывающего государственную услугу;
  • порядок доступа и обращений в орган, оказывающий государственную услугу, в том числе получения бланков обращений (заявлений) и регистрации обращений (заявлений);
  • очередность предоставления государственной услуги (совершения действий и принятия решений) в случае превышения спроса на государственную услугу над возможностью ее предоставления без ожидания, в том числе сроки и условия ожидания оказания государственной услуги;
  • требования к информационному обеспечению получателей государственной услуги при обращении за ее получением и в ходе оказания государственной услуги;
  • исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения государственной услуги;
  • состав и последовательность действий получателя государственной услуги и органа, оказывающего государственную услугу, исчерпывающее описание последствий этих действий (решений);
  • требования к сроку оказания государственной услуги, а также к срокам на совершение действий, принятие решений в процессе оказания государственной услуги;
  • исчерпывающий перечень оснований для отказа в оказании государственной услуги;
  • исчерпывающее описание результата государственной услуги;
  • требования к должностным лицам, непосредственно обеспечивающим оказание государственной услуги, включая требования к их служебному поведению и квалификации;
  • особенности предоставления государственной услуги лицам, являющимся престарелыми и инвалидами, исходя из исключения необходимости их личной явки в орган, оказывающий государственную
  • услугу;
  • порядок подачи, регистрации и рассмотрения жалоб на недостаточные доступность и качество государственной услуги, на несоблюдение стандарта государственной услуги;
  • порядок исправления возможных недостатков оказанной государственной услуги;
  • порядок контроля за оказанием государственной услуги со стороны вышестоящих должностных лиц (органов государственной власти);
  • иные элементы, необходимые для защиты прав получателей государственных услуг, в том числе предусмотренные законодательством.
Кроме того, предполагается, что федеральный закон «О стандартах в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, предоставляющих публичные государственные услуги, связанной с взаимодействием с физическими и юридическими лицами» в рамках типовых стандартов государственных услуг установит базовые требования к стандартам государственных услуг, которые:
  • будут обязательны к воспроизведению в конкретных стандартах государственных услуг;
  • не могут быть снижены при разработке конкретных стандартов государственных услуг
При этом в стандарте государственной услуги правовое положение получателей государственной услуги может быть улучшено по сравнению с базовыми требованиями к стандартам государственных услуг.
В качестве базовых требований к стандартам государственных услуг устанавливаются следующие требования:
  • срок оказания услуги не должен превышать времени, минимально необходимого для выполнения последовательности действий (принятия решений), необходимых для оказания услуги, с соблюдением установленных нормативов интенсивности труда государственных служащих;
  • срок оказания услуги, не требующей проведения специальных исследований (экспертиз), не должен превышать пятнадцати дней, а при участии в оказании соответствующей услуги нескольких органов (организаций) — одного месяца;
  • срок оказания услуги, требующей проведения специальных исследований (экспертиз), не должен превышать времени, необходимого для проведения таких исследований, увеличенного на пять дней;
  • ожидание непосредственного взаимодействия с должностным лицом в связи с оказанием услуги должно заканчиваться совершением им действия (принятия решения) в рамках оказания услуги;
  • время приема граждан в органах, оказывающих услуги, должно предусматривать возможность обращения в данный орган, по крайней мере, три раза в неделю не менее чем по четыре часа, при этом время приема граждан в органах, оказывающих услуги не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, должно заканчиваться, по крайней мере, три дня в неделю не ранее двадцати часов вечера;
  • получателю услуги должна быть обеспечена возможность получения услуги дистанционным способом, то есть без личной явки в орган, оказывающий услугу, а также через представителя, за исключением случаев, когда в законе прямо оговаривается невозможность дистанционного способа оказания услуги;
  • при оказании услуги должно предусматриваться минимальное возможное количество действий, подлежащих совершению получателем услуги, в том числе при невозможности оказания услуги дистанционным способом минимальное возможное количество действий, подлежащих совершению получателями услуги непосредственно в помещении органа, оказывающего услугу;
  • при оказании услуги должно предусматриваться минимальное возможное количество документов, подлежащих представлению получателем услуги;
  • сведения, необходимые для получения услуги, должны предоставляться путем заполнения получателем услуги стандартных бланков, которые должны быть доступны в бумажной и электронной формах. Получателю услуги должна быть предоставлена возможность получить бланк и заполнить его вне помещения органа, оказывающего услугу;
  • при принятии от получателя услуги документов ему должна быть выдана расписка с описанием принятых документов. При дистанционном способе оказания услуги расписка направляется почтой (электронной почтой). В расписке также должны указываться основное содержание обращения и фамилия, имя, отчество сотрудника, принявшего документы, номер его (её) телефона, а также дата и время принятия документов и указание на соответствие документов тем предъявляемым требованиям, соблюдение которых может быть проверено в момент получения документов;
  • отказ в принятии документов должен быть мотивирован. При неправильном оформлении документов получателю должны в письменной форме даваться исчерпывающие разъяснения о порядке устранения недостатков. После устранения недостатков в соответствии с разъяснениями повторный отказ по основаниям неправильного оформления документов не допускается, за исключением случаев, когда недостатки содержатся в документах, которые при предыдущем обращении не были представлены;
  • доступ в здание, в котором оказываются услуги, должен быть оборудован с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями, в том числе иметь стоянку для размещения принадлежащих им транспортных средств;
  • места ожидания непосредственного взаимодействия с должностным лицом в связи с оказанием услуги должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим нормативам, предусмотренным для общественных помещений. В указанных местах должны быть предусмотрены сидячие места для посетителей, обеспечен свободный доступ в санитарно-бытовые помещения, а также соблюдены требования по освещенности и вентиляции, наличие необходимых условий для подготовки требуемых документов, написания заявлений, просьб, жалоб (стол, ручки, бумага и образцы документов), а также для получения информации о государственной услуге в соответствии с требованиями законодательства;
  • получателям услуги должна быть предоставлена в помещении органа, оказывающего услугу, возможность копирования необходимых для предоставления услуги документов по ценам, не превышающим рыночную цену услуг по копированию;
  • получателю услуги должна быть предоставлена возможность выбора способа получения ответа из органа, оказывающего услугу, в том числе выдача ответа по его требованию, в том числе устному, на руки непосредственно в помещении органа, оказывающего услугу;
  • орган, оказывающий услугу, обязан обеспечить защиту сведений о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющих идентифицировать его личность, в том числе путем обеспечения конфиденциальности информации на всех этапах взаимодействия с получателем услуги;
  • сведения о факте обращения за получением услуги, содержании представленных данных и полученного ответа могут быть предоставлены получателю услуги, его представителю либо правопреемнику при предъявлении документов, подтверждающих представительство и правопреемство.
Проходящая административная реформа коснулась и системы физической культуры и спорта, в том числе в регионах Российской Федерации. Так, Министерством по физической культуре и спорту Республики Хакасия издан Приказ от 14.10.2004 г. №289 «О стандартах качества государственных услуг, оказываемых Министерством по физической культуре и спорту Республики Хакасия, подведомственными учреждениями и порядке их оценки». В приказе содержатся стандарты качества государственных услуг, порядок их оценки для физкультурных организаций и общие требования к предоставлению государственных услуг в области физической культуры и спорта. Стандарты качества предоставления государственных услуг разработаны для каждого вида учреждений образования спортивной направленности. К основным критериям качества государственных услуг относятся:
  • сохранность контингента занимающихся;
  • доля спортсменов с определенными разрядами и званиями на каждом этапе подготовки;
  • примерный удельный вес победителей и призеров республиканских, всероссийских соревнований, чемпионатов Европы, мира, Олимпийских игр, членов основного состава сборных команд России в зависимости от требований программы по преподаваемым видам спорта, от общего количества учащихся — для школ высшего спортивного мастерства (ШВСМ);
  • число выпускников, окончивших училище с отличием, число выпускников, окончивших училище с оценкой «4» и «5» , число выпускников, продолживших обучение в высших физкультурных учебных заведениях, число выпускников, устроившихся на работу по специальности, — для училищ олимпийского резерва (УОР).
Также приказом установлены нормы расходов на обеспечение спортсменов, тренеров и специалистов питанием при проведении республиканских и муниципальных спортивных мероприятий, на выплату спортивным судьям за обслуживание спортивных соревнований, на обеспечение автотранспортом участников спортивных мероприятий.
 
Другим примером стандартизации государственных услуг в рамках реформирования государственной системы является Постановление администрации города Красноярска от 01.06.2006 г. №476 «Об утверждении стандартов качества предоставления бюджетных услуг». В стандартах приводятся и требования к услугам общего и дополнительного образования спортивной направленности. Требования к государственным образовательным услугам рассматриваются в следующих разрезах:
 
1. Общие показатели функционирования.
  1. Нормативно-правовое регулирование деятельности:
    • наличие устава и локальных актов, в том числе учебного плана;
    • наличие лицензии;
    • наличие свидетельства о государственной аккредитации.
  2. Уровень санитарно-гигиенической защищенности учащихся (соответствие условий обучения требованиям надзорных органов).
  3. Наличие органов общественно-государственного управления.

2. Условия обучения и воспитания.

  1. Сохранение и поддержание здоровья детей.
  2. Укомплектованность кадрами.

3. Доступность образования и качество обучения (результаты обучения).

В данном стандарте основной акцент делается на общее, среднее и высшее образование, поэтому дополнительное образование как отдельный комплекс государственных услуг не выделен.
На основе анализа существующего положения по разработке стандартов государственных услуг можно сделать следующие выводы:
  • органы государственной власти и местного самоуправления начали активно заниматься проработкой данной темы;
  • стандарты либо находятся на стадии разработки, либо недавно завершены и только проходят апробацию;
  • в рассмотренных стандартах существуют как объективные и важные показатели оценки, так и не проработанные на настоящее время моменты.
 Действующим законодательством нормируется не только процесс оказания и результат спортивно-образовательных услуг, но и материальная оснащенность процесса подготовки услуг (таблица 1).
 
Таблица 1. Перечень нормативно-правовых актов, регламентирующих материально-техническое оснащение деятельности спортивно-образовательных учреждений
 

Вид оснащенности
Нормативно-правовой акт
Нормативы размеров полей по видам спорта, требования к размерам помещений спортивных школ
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 г. №27 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»;
- Приказ ГКФТ РФ от 04.02.1998 г. №44 «Об утверждении планово-расчетных показателей количества занимающихся и режимов эксплуатации физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений»;
- Приказ Минобразования РФ от 17.11.1994 г. №442 «Об утверждении положения о порядке лицензирования образовательных учреждений»
Спортивное оборудование и инвентарь
- Приказ Госкомспорта РФ от 26.05.2003 г. №345 «Об утверждении «Табеля оснащения спортивных сооружений массового пользования спортивным оборудованием и инвентарем» (нормативы обеспеченности спортивных сооружений по видам спорта)
Инвентарь индивидуального пользования
- Приказ Госкомспорта РФ от 03.03.2004 г. №190/л «Об утверждении «Табеля обеспечения спортивной одеждой, обувью и инвентарем индивидуального пользования» (нормативы индивидуального инвентаря в расчете на одного спортсмена)
Требования к бассейнам
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 30.01.2003 г. №4 «О введение в действие СанПиН 2.1.2.1188-03»
    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация - 2. Нормативное регулирование порядка оказания государственных услуг (федеральный и региональный опыт) // Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация. - 2009.Глава 2. C. 7-12

    Посмотреть полное описание