Основы психорегуляции в спортивной деятельности

ПРИЛОЖЕНИЕ

Автор:
Багадирова Сусанна Кимовна
Источник:
Глава:
ПРИЛОЖЕНИЕ
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука, Спортивная психология
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Терминологический словарь

1. Ажитация — возбуждение, двигательное беспокойство, непрестанная потребность в движении.

2. Аутотренинг - метод самовнушения, основанный на определенных повторяющихся высказываниях.

3. Аутогенная тренировка - метод саморегуляции, основанный на внушающих воздействиях (тепла и тяжести) в различных участках тела.

4. Адаптация - процесс приспособления (привыкания) организма, направленный на поддержание гомеостаза при изменяющихся условиях существования.

5. Активность - свойство личности спортсмена, проявляющееся в стремлении активно и творчески планировать и выполнять задачи подготовки, принимать и реализовывать решения, осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своего состояния и действий в условиях соревнований и тренировки. Характеризуется значительной устойчивостью деятельности в отношении поставленной цели.

6. Апатия предстартовая - негативное состояние перед стартом, характеризующееся пониженным эмоциональным возбуждением, вялостью, отсутствием желания выступать в соревнованиях, настроением астенического характера, ухудшением протекания психических процессов. Приводит к снижению физической активности.

7. Аффект - бурное и относительно кратковременное эмоциональное состояние (горе, ужас, радость), связанное с резким изменением важных жизненных обстоятельств, сопровождающееся резкими двигательными и функциональными проявлениями. В кульминационный момент объем сознания сужается, самообладание утрачивается.

8. Астения, Астеничность - состояние повышенной утомляемости, с частой сменой настроения, раздражительностью, расстройствами сна.

9. Аффект, Аффектированность — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние. Приступ сильного возбуждения, сопровождающийся соматовегетативными проявлениями.

10. Атараксия — невозмутимость, полное спокойствие духа.

11. Биофидбек, или биологическая обратная связь (БОС) — метод целесообразного саморегулирования физиологических функций организма. В ходе тренировок с помощью внешней обратной связи, реализуемой аппаратурными средствами, субъект постепенно научается управлять некоторыми функциями (например, частотой сердечных сокращений, величиной артериального давления), неподдающихся в обычных условиях произвольному контролю.

12. Боевая готовность - позитивное эмоциональное состояние спортсмена перед соревнованием, характеризующееся оптимальным уровнем эмоционального возбуждения.

13.Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к до рабочему состоянию.

14.Внушение - метод психолого-педагогического воздействия на личность с целью вызвать помимо ее воли и сознания определенные чувства, состояния, отношения; основан на доверии к источнику информации, а не на критическом отношении.

15.Возбудимость - специфическая способность нервной или мышечной ткани отвечать реакцией возбуждения на раздражение.

16.Возбуждение - в психологии - психопатологическое состояние с выраженным усилением психической и двигательной активности.

17. Деятельность спортсмена - целенаправленная внешняя и внутренняя активность, обусловленная специфическими мотивами и интересами, внутренним содержанием которой являются психофизиологические процессы, а внешним проявлением - двигательные действия и операции. Деятельность спортсмена делится на соревновательную и тренировочную.

18. Деперсонализация — состояние, связанное с изменением сознания, для которого характерны неприятные субъективные ощущения потери своего «Я» и мучительное переживание отсутствия эмоциональной вовлеченности в отношении к близким, к работе.

19. Депрессия — аффективное психическое состояние, с отрицательным эмоциональным фоном, изменениями мотивационной сферы, когнитивных представлений и с общей пассивностью поведения, душевное угнетение.

20. Депрессивный синдром (варианты: маскированная депрессия, ажитированная, психоастеническая, ипохондрическая, с бредом самообвинения и др.).

21. Дистресс - стресс, оказывающий отрицательное воздействие на организм.

22. Доминанта - временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, обладающий повышенной восприимчивостью ко всем приходящим в нее раздражениям и способный оказывать тормозящее влияние на деятельность других нервных центров.

23. Катарсис — состояние внутреннего очищения, эмоциональная развязка.

24. Мобилизация - процесс активизации психической деятельности и психофизиологического состояния спортсмена для успешного выполнения отдельной двигательной задачи или выступления в соревнованиях.

25. Напряженность психическая - состояние, обусловленное подготовкой и осуществлением напряженной соревновательной или тренировочной деятельности, характеризующееся значительной мобилизацией психических способностей спортсмена. 26.Общая психологическая подготовка спортсмена - комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсмена к спортивной жизни в целом, решение наиболее общих и часто встречающихся психологических проблем спортсменов. 27.Ощущения мышечно-двигательные - отражение положения и движения тела и его частей, их взаимного расположения, растягивания и расслабления мышц, мышечных усилий, быстроты движений и т.д. в результате воздействия на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных поверхностях (проприорецепторы).

28. Паническое (психогенное) возбуждение - бессмысленное двигательное возбуждение, иногда в форме «двигательной бури», возникающее при внезапных очень сильных потрясениях, катастрофах, в ситуациях, угрожающих жизни.

29. Плацебо - метод воздействия, основанный на механизме самовнушения («пустышки»).

30. Предстартовая апатия - негативное предстартовое состояние, характеризующееся крайне низким уровнем возбуждения, вялостью, апатией.

31. Предстартовая лихорадка - негативное предстартовое состояние, характеризующееся высоким уровнем эмоционального возбуждения.

32. Психологическое обеспечение спортивной деятельности - комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

33. Психоспортограмма - Описание вида спорта с точки зрения требований к психическим и физическим качествам спортсмена; используется для проведения спортивного отбора.

34. Психодиагностика спортсмена ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности:-особенностей протекания психических процессов, -психических состояний (актуальных и доминирующих), свойств личности,-социально-психологических особенностей деятельности. Психодиагностика осуществляется в процессе отбора, в тренировочном процессе и в соревнованиях. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.

35. Психологическая подготовка спортсмена выделяют 4 раздела, тесно связанных между собой: а) психологическую подготовку к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу; б) общую психологическую подготовку к соревнованиям; в) коррекцию психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям; г) специальную психологическую подготовку к конкретному соревнованию.

36. Психологическое влияние — это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере, до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действия. Угроза увольнения или побоев — это психологические средства, факт увольнения или побоев — уже нет, это социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются.

37. Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. Слово «консультирование» происходит от лат. consultare - совещаться, заботиться, советоваться. Под этим словом в русском языке подразумевается совет, разъяснение специалиста по какому-либо вопросу, беседа с целью расширения и углубления знаний. Буквально «консультировать» - значит давать совет по интересующей проблеме. Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам, т. е. касается таких явлений, как психика, деятельность, поведение.

38. Понятие «психологическое обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских, научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи психологии, педагогики и смежных дисциплин.

39. Психологическое обеспечение спортивной деятельности - это комплекс мероприятий, направленных на специальное развитие, совершенствование и оптимизацию систем психического регулирования функций организма и поведения спортсмена с учетом задач тренировки и соревнования.

40. Психорегуляция - это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена осуществляться за день или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований.

41. Пассивность - отсутствие реальных попыток выполнения приемов в схватке борцов. В самбо пассивность трактуется как "уклонение от борьбы", в дзюдо - как "неведение борьбы".

42. Переутомление - состояние организма, характеризующееся значительным увеличением продолжительности восстановления работоспособности после тренировочных и соревновательных нагрузок в сочетании с негативными симптомами психического характера.

43. Перетренированность - патологическое состояние спортсмена, характеризующееся значительным снижением уровня спортивной работоспособности, негативными симптомами функционального характера в сочетании с психической депрессией.

44. Работоспособность - потенциальная способность спортсмена на протяжении заданного времени и с определенной эффективностью выполнять максимально возможный объем тренировочных и соревновательных нагрузок (упражнений).

45. Раздражение - воздействие факторов внешней или внутренней среды (раздражителей) на органы и ткани организма.

46. Раздражимость - способность организма отвечать на воздействия внешней среды изменениями своего состояния или деятельности.

47. Реактивность - защитно-приспособительное свойство организма определенным образом отвечать на воздействие факторов окружающей среды.

48. Реактивные состояния — особые психические состояния, в клинической картине которых отражается содержание психической травмы (реактивные депрессии, аффективно-шоковые реакции).

49. Релаксация - состояние расслабления, снятия напряженности, достигаемое самопроизвольно или под воздействием фармакологических препаратов.

50. Саморегуляция - комплекс приемов, способствующих самостоятельному устранению негативных состояний.

51. Самовнушение - внушение человеком самому себе какой-либо мысли или состояния; прием психической подготовки спортсмена.

52. Самоконтроль - самонаблюдение спортсмена за состоянием своего здоровья, физической подготовленности и физического развития в процессе спортивной подготовки.

53. Самообладание - волевое качество, проявляющееся в умении спортсмена не теряться в трудных ситуациях и управлять своими действиями и эмоциями.

54. Секундирование - специально организованное управление состоянием и поведением спортсмена непосредственно перед стартом и в процессе соревнований. (

55. Сила нервной системы - свойство нервной системы, характеризующееся ее работоспособностью в экстремальных условиях (тренировки и соревнований).

56. Специальная психологическая подготовка - комплекс мероприятий, направленных на подготовку спортсмена к конкретным мероприятиям спортивной жизни (тренировке, соревнованию и др.).

57. Страх. Боязнь, опасение — состояние сильной тревоги, беспокойства, душевного смятения перед какой-л. опасностью, бедой и т.п.

58. Ступор — состояние резкой угнетенности, выражающееся в полной неподвижности, молчаливости.

59. Стресс - состояние психической напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных раздражителей (стрессоров) и проявляющееся в совокупности защитных реакций (адаптационный синдром).

60. Тест - измерение или испытание, проводимое для определения состояния, процессов, свойств или способностей спортсмена. Тест на функциональное состояние. Тест для определения функционального состояния организма или уровня развития его отдельных функциональных систем (мышечной, сердечнососудистой, дыхательной, центральной нервной системы и др.). Психологический тест. Стандартизированное психологическое испытание, с помощью которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность спортсмена в целом. Тест САН (самочувствие, активность, настроение). Диагностика оперативного психического состояния спортсмена, связанного с влиянием на него внешних и внутренних факторов.

61. Теппинг-тест — методика определения скорости простейших движений, не требующих зрительно-двигательной координации (например, нажатия на ключ электросчетчика или легкие удары карандашом по бумаге). Получаемые числовые величины являются одними из возможных показателей психического темпа и некоторых свойств нервной системы (силы, истощаемости).

62. Тревожность - свойство личности спортсмена, выражающееся в склонности испытывать тревогу в различных условиях деятельности при воздействии стрессогенных факторов и в ситуациях неопределенности.

63. Уверенность - волевое качество, проявляющееся в спокойном осознании спортсменом своих возможностей в процессе овладения мастерством и преимущества над соперниками в ходе выступлений в соревнованиях.

64. Утомление - функциональное состояние органа или целого организма, характеризующееся временным снижением работоспособности (в ряде случаев нарушением гомеостаза) под влиянием тяжелой физической или психической нагрузки.

65. Фрустрация — состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели. Состояние дезорганизации сознания и деятельности, вызванное объективно непреодолимыми или переживаемыми препятствиями к желаемой цели. Внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна.

66. Функциональное состояние (психофизиологическое) - состояние работающего человека. Основные виды функциональных состояний: состояние оперативного покоя, адекватной мобилизации, динамического рассогласования, состояние заторможенности, бодрствования, напряженности, утомления и др.

67.Чувствительность - способность воспринимать раздражения из внешней и внутренней среды. Основа чувствительности - активность рецепторов. Различают вкусовую, тактильную, зрительную, слуховую, обонятельную, проприоцептивную и болевую чувствительность.

68.Эмпатия — состояние, связанное со способностью индивида эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств. В состав эмпатии входят сопереживание и сочувствие.

Источники, использованные при составлении словаря

  1. Терминология спорта // Толковый словарь спортивных терминов. - М., 2001. 2.Энциклопедия спортивной психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sport-leader.ru/encyclopedia/excitement_sports/
  2. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины / И.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2003. - 366 с.
  3. Психические состояниия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2001. - 512 с.

ПЕРСОНАЛИИ

АНОХИН ПЕТР КУЗЬМИЧ 135

Родился 14 (26) января 1898 года в Царицыне (ныне Волгоград) в семье рабочего. В 1913 году окончил высшее начальное училище. Осенью 1915 года поступил в Новочеркасское землемерно-агрономическое училище.

Участвовал в Гражданской войне. В первые годы советской власти — комиссар по печати и главный редактор газеты «Красный Дон» в Новочеркасске. Случайная встреча с А. В. Луначарским, объезжавшим в этот период с агитпоездом войска Южного фронта, и беседа о желании заняться изучением мозга, чтобы «понять материальные механизмы человеческой души» становится знаковой в судьбе П. К. Анохина.

К осени 1921 года он получает вызов в Петроград и направление на учёбу в Государственный институт медицинских знаний (ГИМЗ), которым руководил В. М. Бехтерев. Уже на 1-м курсе под руководством В. М. Бехтерева проводит первую научную работу «Влияние мажорных и минорных колебаний звуков на возбуждение и торможение в коре головного мозга». Прослушав ряд лекций И. П. Павлова в Военно-медицинской академии, поступает работать в его лабораторию (1922). По окончании в 1926 году Государственного института медицинских знаний избирается на должность старшего ассистента кафедры физиологии Ленинградского зоотехнического института (с 1928 г. — доцент). В 1930 году П. К. Анохина, рекомендованного на конкурс И. П. Павловым, избирают профессором кафедры физиологии медицинского факультета Нижегородского университета. После выделения факультета из состава университета и образования на его базе медицинского института, он одновременно руководит кафедрой физиологии биологического факультета Нижегородского университета.

С переходом в 1935 году с частью сотрудников в Москву во Всесоюзный институт экспериментальной медицины (ВИЭМ) организует здесь отдел нейрофизиологии, ряд исследований которого осуществлялся совместно с отделом микроморфологии, руководимым Б. И. Лаврентьевым, и клиникой неврологии М. Б. Кроля. С 1938 года по приглашению Н. Н. Бурденко одновременно руководит психоневрологическим сектором Центрального нейрохирургического института, где занимается разработкой теории нервного рубца. К этому же времени относятся его совместные работы с клиникой А. В. Вишневского по вопросам новокаиновой блокады.

С началом Великой Отечественной войны осенью 1941 года вместе с ВИЭМ эвакуируется в Томск, где назначается руководителем нейрохирургического отделения травм периферической нервной системы. Позже результаты довоенных теоретических исследований и нейрохирургического опыта были обобщены П. К. Анохиным в монографии «Пластика нервов при военной травме периферической нервной системы» (1944), а также легли в основу сформулированной им теории нервного рубца. В 1942 году возвращается в Москву и назначается заведующим физиологической лабораторией в Институте нейрохирургии. Здесь, наряду с консультациями и операциями, совместно с Н. Н. Бурденко продолжает исследования по хирургическому лечению военной травмы нервной системы. Результатом этих работ явилась их совместная статья «Структурные особенности боковых невром и их хирургическое лечение». В это же время был избран профессором на кафедру физиологии Московского университета. В 1944 году на базе отдела нейрофизиологии и лабораторий ВИЭМ был организован Институт физиологии незадолго до этого учрежденной Академии медицинских наук СССР, куда П. К. Анохин был назначен заведующим отделом физиологии нервной системы (и одновременно в разные годы исполнял функции заместителя директора по научной работе (1946) и директора института). В 1945 году избран действительным членом Академии медицинских наук СССР.

Осенью 1950 года на известной научной сессии, посвященной проблемам физиологического учения И. П. Павлова, критике подверглись новые научные направления, развиваемые учениками великого физиолога Л. А. Орбели, И. С. Бериташвили и А. Д. Сперанским и другими. Острое неприятие вызвала теория функциональных систем Анохина. В результате П. К. Анохин был отстранен от работы в Институте физиологии и направлен в Рязань, где до 1952 года работал профессором кафедры физиологии медицинского института. С 1953 год по 1955 год заведует кафедрой физиологии и патологии высшей нервной деятельности Центрального института усовершенствования врачей в Москве. В 1955 году — профессор кафедры нормальной физиологии 1 -го Московского медицинского института имени И. М. Сеченова (ныне Московская медицинская академия). В это время им были сформулированы теория сна и бодрствования, биологическая теория эмоций, предложена оригинальная теория голода и насыщения, получила завершенный вид теория функциональной системы, дана новая трактовка механизма внутреннего торможения, отраженная в монографии «Внутреннее торможение как проблема физиологии» (1958 год). В 1966 году был избран действительным членом Академии наук СССР.

Научную работу П. К. Анохин сочетал с педагогической деятельностью, а также был организатором и в течение ряда лет бессменным руководителем Горьковского отделения Всесоюзного общества физиологов, биохимиков и фармакологов, членом правления Всесоюзного физиологического общества имени И. П. Павлова, в конце 1960-х годов — создателем международного семинара по теории функциональных систем, а в 1970—1974 гг. — председателем Московского физиологического общества, основателем и первым главным редактором журнала «Успехи физиологических наук» (1970 год), членом редколлегий ряда отечественных и зарубежных журналов, редактором раздела «Физиология» второго издания Большой медицинской энциклопедии и членом редакционной коллегии её третьего издания. Последней опубликованной работой при жизни Анохина стал «Системный анализ интегративной деятельности нейрона» (1974 год), где были сформулированы основные идеи о внутринейрональной переработке информации. П. К. Анохин скончался 5 марта 1974 года в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

П. К. Анохин был награжден в 1966 году орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени «за большие заслуги в области охраны здоровья советского народа и в развитии медицинской науки и медицинской промышленности». В 1967 году Президиумом АН СССР награждён Золотой медалью имени И. П. Павлова за разработку системного подхода в изучении функциональной организации мозга. В 1972 году Анохину присуждена Ленинская премия за монографию «Биология и нейрофизиология условного рефлекса», опубликованную в 1968 году.

Основные работы: Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности (1935); От Декарта до Павлова. Триста лет теории рефлекса (1945); Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса (1948); Иван Петрович Павлов. Жизнь, деятельность и научная школа (1949); Проблемы высшей нервной деятельности (1949); Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование (1955); Внутреннее торможение как проблема физиологии (1958); Биология и нейрофизиология условного рефлекса (1968); Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем (1971); Системный анализ интегративной деятельности нейрона (1974); Очерки по физиологии функциональных систем (1975); Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы (1978);

Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности (1979); Узловые вопросы теории функциональных систем (1980).

АЛЕКСЕЕВ АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ 137

Доктор психологических наук, действительный член Московской психотерапевтической академии, заведующий кафедрой спортивной психотерапии, ассоциативный член Профессиональной Психотерапевтической лиги.

Научные исследования А. В. Алексеева, результатом которых явилось создание уникальных методик работы с психикой человека и эффективное использование ее резервов для оптимизации профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных условиях - не имеют аналогов в мировой практике. Концепция «Оптимального боевого состояния» и уникальная методика обучения вхождению в это состояние, доступная любому психически здоровому человеку, является настолько эффективным ресурсом для психического развития, что его трудно переоценить.

На базе теории функциональных систем академика П. К. Анохина разработал «психофункциональный тест» (ПФТ), дающий возможность получать объективную инструментальную информацию о том, насколько успешно спортсмены владеют аутотренингом. Первым в мире начал внедрять в спортивную практику идеи психагогики -науки, сочетающей возможности медицины и педагогики. Создал систему Аутогипноидеомоторики (АГИМ), облегчающую овладение точностью движений. Автор бестселлера «Преодолей себя!», и научно-популярного фильма «От мысли к движению».

Основные работы: Преодолей себя! Психическая подготовка в спорте (издавалось несколько раз - 5-е издание 2006); Тайная мудрость подсознания, или Ключи к резервам психики (2003); Психагогика. Союз практической психогигиены и психологии (2004); Система АГИМ: путь к точности (2004); Я спокоен. Как защитить себя от стресса (2004); Психическая подготовка в теннисе (2005).

БАБУШКИН ГЕННАДИИ ДМИТРИЕВИЧ 138

Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии, почетный работник высшего профессионального образования, заслуженный работник высшей школы, член-корреспондент Сибирского отделения академии наук высшей школы, член диссертационного совета при СибГУФК. Окончил Омский государственный институт физической культуры в 1968 году, кандидатскую диссертацию защитил в Ленинграде в 1975 году. Докторскую диссертацию защитил в 1994 году в ГДОИФКе (г. Ленинград).

Подготовил 20 кандидатов и трех докторов наук.

Опубликовано более 200 научных работ. Является заместителем главного редактора научно-практического журнала «Психопедагогика в правоохранительных органах», включенного в список изданий, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ.

Основным направлением исследований является "Психологическое обеспечение подготовки спортсменов, психологические проблемы подготовки физкультурных кадров".

Основные работы: Психология труда тренера по спорту (1985); Психологические основы формирования профессионального интереса к педагогической деятельности (1990); Формирование спортивной мотивации в соавтор. (2000); Психологическая совместимость и срабатываемость в спортивной деятельности (2001); Психологическое обеспечение спортивной деятельности (2006); учебники: Общая и спортивная психология (2000, 2004, 2005); Психология физической культуры и спорта (2007, 2008).

ЭДМУНД ДЖЕЙКОБСОН 139

Американский врач-психиатр родился 22 апреля 1888 года в Чикаго. Э. Джейкобсон стал основателем методов «прогрессивной мышечной релаксации» и «биологически обратной связи».

Он был сыном Морриса Джейкобсона, риэлтора из Чикаго.

В 1908 году в Гарвардском университете Э. Джейкобсон получил степень магистра, а затем вернулся в Чикаго в качестве ассистента по физиологии. Здесь в 1915 году он получил степень доктора медицинских наук.

В 1921 году он представил работу, где обосновал возможность применение психологических принципов в медицинской практике. Используя аппарат с низким напряжением, Э. Джейкобсон сделал первое измерение мышечного тонуса живых людей. Также Э. Джейкобсону удалось доказать связь между чрезмерной мышечной напряженностью и различными расстройствами психики. Он выяснил, что напряжение всегда сопровождается сокращением мышечных волокон. Снижение мышечного тонуса снижает активность центральной нервной системы. Э. Джейкобсон установил, что мышечная релаксация хорошо подходит как средство профилактики психосоматических расстройств.

В 1929 году, после двадцати лет исследований, Э. Джейкобсон опубликовал результаты в книге «Progressive relaxation». Его работа, «You Must Relax», была обращена к широкой общественности, и вышла в 1934 году.

Э. Джейкобсон с 1936 по 1960 руководил Лабораторией клинической физиологии в Чикаго. В плоть до 1970-х продолжал свои исследования. Умер 7 января 1983 в Чикаго. Основные работы: Progressive relaxation. Chicago: University of Chicago Press (1938).

ИЛЬИН ЕВГЕНИЙ ПАВЛОВИЧ 140

Доктор психологических наук, профессор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, заслуженный деятель науки РФ; специалист в области общей и дифференциальной психофизиологии, психологии физического воспитания и спорта; автор более двухсот научных публикаций, в том числе пятнадцати учебных пособий и монографий.

Направления деятельности, профессиональные интересы и возможности: общая психология; дифференциальная психология и психофизиология; спортивная психология. Разработал двигательные экспресс-методики изучения свойств нервной системы (теппинг-тест и кинематометрические методики).

Основные работы: Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины (2002); Психомоторная организация человека (2003); Мотивация и мотивы (2006); Эмоции и чувства (2007); Психология воли (2002, 2008); Дифференциальная психология профессиональной деятельности (2008); Психология творчества, креативности, одаренности (2009); Пол и гендер (2009); Психология спорта (2008, 2009, 2010); Психология индивидуальных различий (2010); Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень (2011); Мотивация и мотивы (2011); Психология взрослости (2012); Психология для педагогов (2012); Психология риска (2012); Психология общения и межличностных отношений (2008, 2013); Психология доверия (2013).

КОНОПКИН ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ 141

Доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки Российской Федерации. О.А. Конопкин родился 29 мая в 1931 г. в Ростове-на-Дону в семье служащих. В 1949 ггоду закончил с отличием среднюю школу и поступил на отделение психологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, которое в 1956 году окончил также с отличием.

Окончив университет, О.А. Конопкин с июня 1957 года работал лаборантом в Институте общей и педагогической психологии АПНСССР в лаборатории психологии труда. В институте он подготовил и успешно защитил в 1964 году кандидатскую диссертацию по проблемам переработки информации оператором в системе «человек и автомат». О.А. Конопкин активно участвует в научной и общественной жизни Психологического института РАО: с 1965 по 1967 годы был ученым секретарем института, с 1972 по 1981 годы — заместителем директора института по научной работе. С 1980 по 1981 год О.А. Конопкин являлся заместителем главного редактора журнала «Вопросы психологии»; заместителем председателя специализированного ученого совета по защите докторских диссертаций Психологического института РАО, членом специализированных советов Московского педагогического государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Результаты многолетних теоретических и экспериментальных исследований обобщены О.А. Конопкиным в докторской диссертации (1977). А в 1980 году была опубликована его монография «Психологические механизмы регуляции деятельности».

В 1992 г. О.А. Конопкин был избран академиком РАО. Награжден медалью «Ветеран труда», нагрудным знаком «Ударник десятой пятилетки», медалью им. К.Д. Ушинского, медалями «В память 850-летия Москвы» и «Отличник просвещения СССР».

Основные работы: Инженерная психология и проблема надежности машиниста (1976) в соавт.; Психологические механизмы регуляции деятельности (1980); Функциональное строение и психологические механизмы осознанной саморегуляции деятельности (1992) в соавт.

КУЛИКОВ ЛЕОНИД ВАСИЛЬЕВИЧ 142

Доктор психологических наук, профессор. Родился Л. В. Куликов 1 ноября 1947 года в Ленинграде. Научные интересы Л. В. Куликова находятся в области психологии личности, диагностики личностных свойств и психических состояний, методологии психологического исследования, разработки подходов и методов повышения психологической и психогигиенической компетентности личности, психотерапии и консультирования. Занимается психологической исследовательской, педагогической и практической деятельностью (групповые психотренинги и консультирование).

Окончил с отличием факультет психологии Ленинградского государственного университета в 1975 году и начал работать младшим, затем старшим (с 1980 года) научным сотрудником на факультете психологии ЛГУ. С 1991 г. работал доцентом на психологическом факультете переподготовки кадров, руководил специализациями "Психологическая коррекция личности и консультирование", «Семейная психология и терапия».

С 1995 года руководит секцией психодиагностики Санкт-Петербургской Ассоциации тренинга и психотерапии. В 1998 году защитил докторскую диссертацию на тему: «Психология настроения личности». С 1998 года Л.В. Куликов профессор кафедры социальной психологии Санкт-Питербургского государственного университета. Куликов предложил концепцию трехмерного базиса настроения, в которой настроение рассматривается как основное звено взаимосвязи структур личности с различными компонентами психических состояний. Разработал ряд методик диагностики состояния, настроения, личностных свойств.

Основные работы: «Психологическое исследование: методические рекомендации по проведению» (1994, 1995, 1999, 2001); «Психология настроения» монография (1997); «Социальная компетентность» (учебное пособия для 10-11 классов средней школы в соавторстве) (1998, 1999); «Психогигиена личности» учебное пособия для факультетов психологии (2000).

ЛЕВИТОВ НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ 143

Родился 17 апреля 1890 в семье священника в городе Ранненбурге Рязанской губернии. Закончил Ранненбургское духовное училище первым учеником. За казенный счет учился в Рязанской духовной семинарии, откуда среди лучших учеников был отправлен в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 году. Одновременно с учебой в духовной академии, занимался психологией в Петербургском психоневрологическом институте под руководством А.Ф. Лазурского и В.С. Сербского. С 1918 по 1921 годы преподавал психологию и логику в Ранненбургском педагогическом институте.

С 1921 года преподавал логику и психологию в Институте народного образования, с 1923 по 1936 годы работал в лаборатории Центрального института труда, руководил психологической лабораторией Института им. В.А. Обуха. В 1936 году был утвержден в степени кандидата наук. В 1938 году работал в Институте психологии в качестве заведующего лабораторией воли и характера, затем — лаборатории психологии личности. Здесь защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема характера в психологии». С 1946 по 1960 годах — профессор кафедры психологии в МГПИ им. В.И. Ленина и Институте им. В.П. Потемкина, заведующий лабораторией психологии личности.

Занимался разработкой и внедрением диагностических тестов для профориентации и профконсультации. Дал всестороннее освещение сущности, динамики и генезиса психических состояний. Рассматривал психические состояния как наиболее реальные факты психики, занимающие промежуточное место среди других, в той или иной степени сконструированных образований (психических процессов и психологических свойств личности). Умер 17 февраля 1972 года в Москве.

Основные работы: Психологическая лаборатория и школьная практика (1923); Психотехника и профессиональная пригодность (1926); Психология труда (1963); О психических состояниях человека (1964); Детская и педагогическая психология (1964); Психология характера (1969).

МАРИЩУК ВЛАДИМИР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ 144

В.Л. Марищук - доктор психологических наук (1983г.), профессор (1985г.), родился в 1928 году. Является выпускником Харьковского военного авиационного училища, Наманганского учительского института, Ленинградского государственного педагогического института им А. И. Герцена, Военного института физической культуры. Автор около 500 научных трудов, имеет три авторских свидетельства (1974г., 1977г., 1982г.), кандидат в мастера спорта (офицерское многоборье, 1980г.). В.Л. Марищук участник Великой Отечественной войны Награжден медалями "За боевые заслуги", "За победу над Германией" и всеми юбилейными медалями; медалью "За заслуги в авиационной и космической медицине", медалью И. Н. Кожедуба и др. Заслуженный деятель науки РФ.

Профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военного института физической культуры.

Основные работы: Игра гандбольного вратаря (1981); Информационные аспекты управления спортсменом (1983); Методики психодиагностики в спорте (1984, 1990); Педагогическое мастерство и педагогическая культура офицера-специалиста по физической подготовке и спорту (1993); Эмоции в спортивном стрессе (1995); Свойства личности и их характеристика (1996); Вопросы разностороннего воспитания курсантов высших военных учебных заведений (1996, соавтор); Вопросы истории педагогического физкультурного образования (1998, соавтор).

МОРОСАНОВА ВАРВАРА ИЛЬИНИЧНА 145

Доктор психологических наук (1995г.), профессор (1998г.), руководитель секции РПО «Психология саморегуляции», Член международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID), Член диссертационных ученых советов при ФГНУ ПИ РАО, Член ученого совета при Институте психологии РАН (с 2004 г.), Член экспертного совета РГНФ, Член международного сообщества исследователей. индивидуальных особенностей (ISSID - The international Society for the Study of Individual Differencies). В.И. Моросанова родилась в 1948 году в семье служащих (отец — профессиональный военный, мать — учитель истории). Окончив школу с серебряной медалью, в 1966 году поступила в МГУ им. М.В. Ломоносова на факультет психологии, который закончила в 1971 году. В 1972 году В.И. Моросанова поступила в аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР. Научным руководителем и учителем В.И. Моросановой был Д.А. Ошанин. В 1975 году ею была защищена кандидатская диссертация на тему «Оперативность динамического образа пространственно-временной структуры», посвященная исследованию концептуальных моделей управляемых объектов и их регулирующей роли в деятельности человека. В 1980-е годы В.И. Моросанова разрабатывает проблему устойчивости психической саморегуляции как основы психической надежности профессиональной деятельности. Ею созданы методики, позволяющие диагностировать регуляторные факторы надежности трудовой деятельности, а также спортивной деятельности высококвалифицированных спортсменов. В 1990-е годы В.И. Моросанова активно разрабатывает проблему индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции поведения и деятельности человека. В 1995 году В.И. Моросанова защитила докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека», в 1998 г. получила звание профессора. В 2002 году В.И. Моросанова становится заведующей лабораторией психологии саморегуляции.

В.И. Моросанова старается не только укреплять, но и развивать направления исследований, начало которым было положено Д.А. Ошаниным и О.А. Конопкиным, привлекая к научному творчеству молодых ученых.

В.И. Моросанова прилагает много усилий для развития психологии саморегуляции — нового бурно развивающегося интегрирующего знания о закономерностях и механизмах самоорганизации психической активности человека. Для консолидации специалистов, работающих в этой области, в 2000 году ею организована научная секция Российского психологического общества (РПО) «Психология саморегуляции» (почетный председатель О.А. Конопкин, руководитель секции В.И. Моросанова). На конференциях и съездах РПО тематика психологии саморегуляции регулярно обсуждается в специально организованных секциях и симпозиумах. Под редакцией В.И. Моросановой был опубликован в 2007 году сборник работ известных отечественных психологов «Субъект и личность в психологии саморегуляции», в котором впервые полно представлена широкая панорама исследований в области психологии саморегуляции.

В.И. Моросанова активно занимается педагогической деятельностью: читает курсы по общей психологии, психологии личности и характера, психологии саморегуляции в МГППУ. Под ее руководством успешно защищено тринадцать кандидатских диссертаций. В.И. Моросанова награждена почетной грамотой Министерства образования за существенный вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием со дня основания института. (2004г.), благодарственным письмом от ГОУ ВПО «Северо-Кавказкий государственный технический университет» за организацию и проведение симпозиума «Субъект и личность в психологии саморегуляции» в рамках ИМеждународной научной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России» (2007г.), дипломом и серебряным знаком за вклад в развитие психологической науки и в связи с 60-летним юбилеем (2008г.), диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012г.).146

Основные работы: Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека (2001); Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) (2004); Саморегуляция и индивидуальность человека (2010); Психология саморегуляции в XXI веке /под ред. В.И. Моросановой (2011); Психология саморегуляции (2012).

ОЗОЛИН НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ 147

Н. Г. Озолин - доктор педагогических наук (1970г.), профессор, заслуженный деятель науки России, заслуженный мастер спорта (1937г.), многократный чемпион и рекордсмен СССР в прыжках с шестом (1928-1941 гг.), серебряный призер чемпионата Европы (1946г.), заслуженный тренер СССР (1956г.).

Он родился 20 октября (2 ноября) 1906 года, в местечке Комарово (ныне Польша). В 1929 году окончил Государственный центральный ордена Ленина института физической культуры, специалист в области теории и методики легкой атлетики.

На Олимпийских играх 1952 года он возглавлял Главный тренерский совет сборной СССР по всем видам спорта; инициатор создания комплексных научных групп, подготовил Л. Щербакова и О. Федосеева,- призёров Олимпийских игр в тройном прыжке, подготовил многократных чемпионов Европы, призеров Олимпийских игр.

Н. Г. Озолин награжден Орденом Ленина (1957), Орденами Знак Почета (1937), Трудового Красного Знамени (1954), Серебряным крестом "За заслуги в спорте" (Финляндия, 1953), Золотой медалью 1 степени "За особые заслуги" (Болгария, 1974) и другими.

Н. Г. Озолин автор более 200 научных трудов по теории и методике спорта. Подготовил 65 кандидатов и 8 докторов педагогических наук. Умер Н. Г. Озолин 25 июня 2000 года.

Основные работы: Спорт на местности: Пособие для инструкторов физической культуры, комсомольского и физкультурного актива (1943); Тренировка легкоатлета: Основы методики тренировки (1949); Прыжки с шестом (1952); Развитие выносливости спортсменов (1959); Современная система спортивной тренировки (1970); Путь к успеху (1980); Физкультура и спорт (1985); Молодому коллеге (1988); Лёгкая атлетика (в соавт. с В. И. Воронкиным) (1979, 1989); Настольная книга тренера: Наука побеждать (2004).

ПРОХОРОВ АЛЕКСАНДР ОКТЯБРИНОВИЧ 148

Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Казанского государственного педагогического университета, Заслуженный деятель науки Республики Татарстан. Лауреат премии Правительства Российской Федерации.

Его монография «Смысловые регуляции психических состояний» по итогам конкурса «Психея-2010» победила в номинации «Лучшая монография в психологической науке».

У Александра Октябриновича более 470 публикаций в изданиях по психологии, 6 - 8 крупных конференций в год. А. В. Прохоров преподает, работает с аспирантами, занимается психологическим консультированием. А. О. Прохоров считает, что ученый и преподаватель образуют целостное единство: ученый получает научные результаты и доносит их до студенческой аудитории. Консультирование - прикладной, очень важный аспект науки.

А. В. Прохоров Мастер спорта по тяжелой атлетике, чемпион России. Именно спорт привел А. В. Прохорова в психологию. Занимаясь спортом он понял, что спорт требует знаний о человеке: высокий результат невозможен без управления собственным состоянием.

Основные работы: Психические состояния и их проявления в учебном процессе (1991); Психические состояния и их функции (1994); Психология неравновесных состояний (1998); Семантические пространства психических состояний (2002); Практикум по психологии состояний (2004); Методики диагностики и измерения психических состояний личности (2004); Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности (2005); Смысловые регуляции психических состояний (2009); Повседневное трансовое состояние (в соавт. с М.Г. Юсуповым) (2013).

ПУНИ АВКСЕНТИЙ ЦЕЗЕРЕВИЧ 149

А.Ц. Пуни родился 13 декабря 1898 года в городе Вятке в семье дантиста. Здесь он провел детские и юношеские годы. Авксентий Цезаревич с гимназических лет страстно увлекался спортом. Это увлечение сохранилось на долгие годы и, безусловно, оказало влияние на выбор жизненной карьеры. В детские, юношеские, зрелые годы он занимался легкой атлетикой (главным образом, беговыми видами), футболом, гимнастикой, теннисом. Однако его любимой ролью в спорте было амплуа футбольного вратаря. Уже в 1914 г. А.Ц. Пуни проявил себя как спортивный организатор, создав первое в Вятке Общество любителей спорта.

В революционном 1917-м А.Ц. Пуни окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Пермского университета. Однако вскоре учебу пришлось прервать и стать красноармейцем. После демобилизации - работа в Вятском губернском Совете физкультуры. В 1927 г. А.Ц. Пуни провел свое первое исследование по психологии спорта, которое было опубликовано под названием "Психофизиологическое влияние пинг-понга".

С 1929 года жизнь А.Ц. Пуни связана с Ленинградским институтом физической культуры им. П.Ф. Лесгафта. Сначала он - студент, параллельно изучавший аспирантский курс психологии, затем - ассистент кафедры, которому в 1938 году была присуждена ученая степень кандидата педагогических наук даже без защиты диссертации, через год -доцент. В 1946 году А.Ц. Пуни формирует самостоятельную кафедру психологии и на последующие тридцать лет становится ее бессменным заведующим.

В биографии А.Ц. Пуни особо следует отметить 1952 год.150 Здесь, по-видимому, неслучайно совпали два важнейших события: первое выступление советских спортсменов на Олимпийских играх и защита А.Ц. Пуни первой докторской диссертации по психологии спорта. Защита диссертации А.Ц. Пуни, которая так и называлась "Психология спорта", прошла успешно, что означало официальное признание спортивной психологии как самостоятельной отрасли психологии и наук о спорте. В спорте начался поиск резервов дальнейшего повышения спортивных результатов, а в спортивных науках, в том числе психологии спорта, - поиск новых концепций и подходов, представляющих не только теоретический, но и практический интерес.

В 1959 году А.Ц. Пуни выпускает свои знаменитые "Очерки психологии спорта" -первую отечественную монографию по спортивной психологии, которая на долгие годы стала настольной книгой психологов спорта. Всего за свою профессиональную карьеру А.Ц. Пуни опубликовал более 200 научных работ.

Исторически сложилось так, что развитие петербургской школы шло в постоянном и весьма остром соперничестве с московской школой психологии спорта во главе с профессором Петром Антоновичем Рудиком. Это соперничество создавало дополнительные препятствия, но и являлось мощным стимулом для обоих лидеров и их единомышленников.

Из школы А.Ц. Пуни вышли высокопрофессиональные, но вместе с тем очень разные психологи спорта: Д.Я. Богданова, А.С. Егоров, Б.Н. Смирнов, Е.Н. Сурков, В.И. Секун, Б.А. Вяткин, А.Д. Ганюшкин, Ю.Я. Киселев, Ю.Л. Ханин, Р.М. Загайнов, Л.Н. Радченко, В.И. Румянцева и мн. др., включая и авторов статьи.

Важной составной частью профессиональной деятельности А.Ц. Пуни была научно-организаторская и общественная деятельность. Он принимал активное участие в организации и работе всесоюзных совещаний по психологии спорта, съездов Общества психологов СССР, международных конференций и конгрессов по психологии спорта. Был избран почетным членом Европейской и Всемирной федераций спортивной психологии. На уровне же института в течение многих лет он успешно руководил студенческим научным обществом.

В последний год жизни А.Ц. Пуни много говорил о том, что хочет привести в порядок свой огромный архив, но фактически успел только собрать в отдельном шкафу все свои публикации. Они теперь хранятся в музее ГАФК им. П.Ф. Лесгафта.

Умер А. Ц. Пуни в 1985 году. Без него кафедра отметила свое пятидесятилетие. Теперь ей официально присвоено имя А.Ц. Пуни. Несмотря на трудные времена, на кафедре кипит жизнь: разрабатываются новые учебные курсы, ведутся исследования, появилась магистратура по психологии спорта.

Основные работы: Практические занятия по психологии (1977); Психология (1984); Психология физического воспитания и спорта (1979); Очерки психологии спорта (1959); Психологическая подготовка к соревнованию в спорте (1969); Некоторые психологические вопросы готовности к соревнованиям в спорте (1973); Психологические основы волевой подготовки в спорте (1977) Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте (1979); Проблема личности в психологии спорта (1980).

ЛЛОЙД ПЕРСИВАЛЬ 151

Родился 3 июня 1913 года в Торонто. Известный канадский спортивный тренер. Как спортсмен выступал в финале юниорского теннисного чемпоната. Получил «Золотые перчатки» чемпиона Канады по боксу, а также был игроком в крикет. В 1936 году канадская команда по крикету под его руководством одержала победу в Монтреале. Л.Персиваль тренировал и легкоатлетов и хоккеистов. Свою карьеру тренера начал рано в 1941 году. Л. Персиваль стал пионером в разработки многих методов подготовки спортсменов. Работал со многими известными в то время канадскими спортсменами. Королева Елизавета II наградила его медалью коронации (1953). Л. Персиваль является автором справочной книги о хоккее, которая до сих пор остается интересной для тренеров. Этот справочник известен не только в Канаде, но и далеко за ее пределами. Европейские тренеры рассматривают эту книгу в качестве первой аналитической оценки хоккейных навыков, командной игры. Даже подготовка советских хоккеистов основывалась на программу справочника по хоккею Л. Персиваля. Анатолий Тарасов, крестный отец советского хоккея однажды сказал Л. Персивалю: " Ваше замечательная книга ... познакомила нас с тайнами канадского хоккея, я прочитал ее как школьник". 152

Весной 1974 года Ларри Сэдлер встретился с Ллойдом Персивалем обсудить редактирование и повторное издание хоккейного справочника. Персиваль согласился и они начали работу над обновлением книги. Однако Л.Персиваль внезапно умер в 23 июля того же года.

Основные работы: The Hockey Handbook (1958); Total Conditioning for Hockey (1960).

РОДИОНОВ АЛЬБЕРТ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ 153

А. В. Родионов - доктор педагогических наук (1990г.), профессор (1991г.), действительный член Международной академии информатизации (1995г.), член-корреспондент Международной славянской академии. А. В. Родионов родился в 1937 году, окончил Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры, специалист в области спортивной психологии, теории и методики спортивной тренировки.

А. В. Родионов опубликовал более 200 научных работ, имеет 4 авторских свидетельства на изобретение тренажеров по фехтованию (1979г., 1980г., 1982г., соавтор) и по боксу (1980г., соавтор). Он награжден бронзовой медалью ВДНХ, (1980г.), подготовил 4 докторов и более 60 кандидатов наук, мастер спорта СССР, (фехтование), первый вице-президент Русской ассоциации психологов спорта и физической культуры, президент общества спортивных психологов СНГ, член исполкома Федерации фехтования России.

Основные работы: Фехтование юным (1967, соавтор); Психология спортивного поединка (1969); Спортсмен прогнозирует решение (1971); Психодиагностика спортивных способностей (1973); Влияние психологических факторов на спортивный результат (1983); Психологические основы подготовки баскетболистов (1989, соавтор); Психологическая тренировка (1995); Психология спорта высших достижений (1979); Основы подготовки квалифицированных баскетболистов (1989, соавтор).

СИВИЦКИЙ ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ 154

В. Г. Сивицкий родился во Львове в 1966 году. Является мастером спорта СССР по фехтованию. В 1997 году защитил кандидатскую диссертацию, в 2004 году защитил докторскую диссертацию по психологии. В. Г. Сивицкий автор психологических методик и компьютерных тест-тренажеров, заведующий кафедрой психологии БГУФК (Минск), член редколлегии журнала "Спортивный психолог" (Москва), член-корреспондент Международной Академии психологических наук (Ярославль), член Президиума Белорусского общества психологов. В. Г. Сивицкий руководитель секции спортивной психологии БОА. Он использует авторскую систему психологического сопровождения спортсменов, имеет большой опыт работы в циклических и сложнокоординационных видах, спортивных играх и единоборствах.

Основные работы: Идеомоторика: знакомая незнакомка (2003); Психодиагностика (2003).

СМОЛЕНЦЕВА ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВНА 155

Доктор психологических наук (2007г.), профессор, заведующая кафедрой психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, член диссертационного государственного культуры и спорта.

В 1978 году окончила Омский государственный педагогический институт по специальности «биология».

Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена в 1997году. Направление исследований: «Психолого-педагогическое обеспечение учебно-тренировочного процесса спортсменов». Подготовлено 3 кандидата педагогических
наук, в настоящее время осуществляет научное руководство аспирантами.

Основные работы: Психология спорту (в соавтор.) (1998); Основы общей психологии (в соавтор.) (1999); Общая и спортивная психология ч. 1 и 2 (в соавтор.) (2000); Психорегуляция в системе многолетней подготовки спортсменов (2003); О психотехниках, психических состояниях и их регуляции в спорте (2008).

ШУЛЬЦ ИОГАНН ГЕНРИХ 156

Немецкий психиатр и психотерапевт. Родился 20 июня 1884 года в Гёттингене. После получения медицинского образования в городах Лозанне, Геттингене и Бреслау, прошел психиатрическую стажировку в Геттингене, с 1907 года под руководством Л.В. Вебера, и Йене, с 1912 года под руководством О. Бинсвангера. В 1907 году в Гёттингене получил докторскую степень за работу «Об изменениях крови при неврологических и психических заболеваниях». С 1909 года (в Бреслау) начал лечение пациентов гипнозом. Наряду с клинической психиатрической деятельностью вёл обширные патофизиологические исследования. Особый интерес проявлял к медицинской психологии и психотерапии под влиянием работ Оскара Фогта и Зигмунда Фрейда. С 1912 года работал в психиатрической клинике Йенского университета у Отто Бинсвангера, у которого в 1915 году защитил докторскую диссертацию на тему «Новые пути и цели психотерапии». С 1915 года - профессор в Йене.

Во время первой мировой войны был полковым врачом и руководил лазаретом для больных неврозом в Намюре. С 1919 года — экстраординарный профессор психиатрии и неврологии в Йене, В этом же году выпустил свой первый большой труд по психотерапии — Die seelische Krankenbehandlung. В 1920 году — главный врач и научный руководитель санатория «Weisser Hirsch» под Дрезденом. В 1924 г. открыл частную нейропсихиатрическую практику в Берлине. В 1924—1927 годах проводил клинико-экспериментальные исследования, занимался психоанализом. В 1925—1926 годах состоял в оргкомитете первого врачебного конгресса по психотерапии. C 1 декабря 1927 г. — член правления основанного Врачебного общества психотерапии. С 1928 года входил в предметную комиссию журнала общества, в 1930—1936 годах с Артуром Кронфельдом и Рудольфом Аллерсом в Вене — редактор журнала «Zentralblatt fur Psychotherapie». В 1932 году выпустил книгу «Аутогенная тренировка» (нем. Das Autogene Training). Разработанные им процессы саморазрядки, основанные на самовнушении, приняты во всём мире. С 1933 года — член правления Немецкого Врачебного общества психотерапии, с 1936 года — вице-директор Немецкого института психологических исследований и психотерапии, а также руководитель поликлиники.

После второй мировой войны занимался частной практикой. В 1956 г. был редактором журнала «Psychotherapie». В 1959 году основал Немецкое общество врачебного гипноза. Считал, что психотерапия должна учитывать, в частности, «динамичную природу прошлого» и актуальную жизненную ситуацию индивидуального пациента («биономная» психотерапия). Кроме того, впервые создал учение о неврозах, отвечающее запросам медицинской практики.

Умер И. Г. Шульц 19 сентября 1970 года в Берлине в возрасте 86 лет.

Основные работы: Das autogene Training (konzentrative Selbstentspannung) : Versuch einer klinisch-praktischen Darstellung (1932); Ubungsheft fur das Autogene Training (konzentrative Selbstentspannung) (1935); Hypnose-Technik : Praktische Anleitung zum Hypnotisieren fur Arzte (1935); Neurose Lebensnot arztliche Pflicht : Klinische Vorlesungen uber Psychotherapie fur Arzte und Studierende (1936); Bionome Psychotherapie (1951); Grundfragen der Neurosenlehre : Aufbau und Sinn-Bild : Propadeutik einer medizinischen Psychologie (1955); Die seelische Krankenbehandlung (Psychotherapie) : Ein GrundriB fur Fach- und Allgemeinpraxis (1963); Lebensbilderbuch eines Nervenarztes - Jahrzehnte in Dankbarkeit (1964).

Багадирова Сусанна Кимовна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии Адыгейского государственного университета. Автор более пятидесяти научных работ, в том числе 10 учебных и учебно-методических пособий.

Дидактическая модель организации учебно - познаватель- ной деятельности (на примере курса «История психологии») (2003); Психология: сто экзаменационных ответов (2004; 2005; 2008; соавтор); Психология: экспресс -справочник (2004); Психология и педагогика (2006; соавтор); История психологии (2009; соавтор); Материалы к курсу «Психология личности» (раздел «Теории личности») в 3 ч. -Ч. 1, 2 (2011; 2012; соавтор); Материалы к курсу «Спортивная психология» (2014).

135 URL: http://old.nphys.ru/anokhin.html

136 URL: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/

137 URL: http://www.b17.ru/books.php?autor=alekseev_a_v

138 URL: http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/0/2E3875E9B16E8770C62574DD002E82DF?OpenDocument

139 URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Edmund_Jacobson

140 URL: http://www.koob.ru/iljin_e_p/

141 URL: http://library.by/portalus/modules/psychology/referat_show_archives.php?subaction=showfull&id

142 URL: http://www.famous-scientists.ru/7394

143 URL: http://www.koob.ru/levitov/

144 URL: http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=84012

145 URL: http://www.voppsy.ru/ubiley/ubiMor.htm

146 URL: http://www.pirao.ru/ru/sotrudniki/morosanova-varvara-ilinichna

147 URL: http://www.rostmaster.ru/lib/sportsman/sportsman-0131.shtml

148 URL: http://www.koob.ru/prohorov_a_o/#books

149 URL: http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1998N11-12/p2-6.htm

150 URL: http://lib.sportedu.ru/Press/tpfk/1998N11-12/p2-6.htm

151 Lloyd Percival, who penned The Hockey Handbook in 1951, was the director/host of Sports College on the Air on CBC Radio. (Classic Auctions). UL: http://www.cbc.ca/sports-content/hockey/opinion/2013/12/the-late-lloyd-percival-was-ahead-of-his-time.html

153 URL: http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=112092

154 URL: http://www.psysport.by/contact/vladimir-sivitsky.html

155 URL: http://www.sibsport.ru/www/sibsport.nsf/0/3D53C4880F5017A8C62574DD0030201C?OpenDocument

156 URL: http://www.5port.ru/schulz/

Теги: спортивная деятельность, психорегуляция, общая психологическая подготовка, учебное пособие.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Багадирова Сусанна Кимовна — ПРИЛОЖЕНИЕ // Основы психорегуляции в спортивной деятельности. - 2015.ПРИЛОЖЕНИЕ. C. 125-147

    Посмотреть полное описание