Технология диагностики факторов, определяющих развитие координационной структуры двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Выводы

Автор:
Емельянов Виталий Давидович
Источник:
Издательство:
Глава:
Выводы
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Адаптивная физкультура, Спортивная наука
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

Изучено состояние двигательных функций у детей в норме и при патологии развития. Сформированы представления о выявленных различиях в характеристиках системы координационного обеспечения двигательным действием у детей в норме и при патологии развития, возникающих в результате отставания созревания

Выводы

1. Изучено состояние двигательных функций у детей в норме и при патологии развития. Сформированы представления о выявленных различиях в характеристиках системы координационного обеспечения двигательным действием у детей в норме и при патологии развития, возникающих в результате отставания созревания структур, ответственных за реализацию процессов управления построением движений, что приводит, в первую очередь, к нарушению составляющих координационной структуры двигательной деятельности, а именно - тонкой моторики, по параметрам времени, усилий, пространства и поддержания статического и динамического баланса тела.

2. В результате исследования специфики изменений параметров обеспечения двигательной деятельности (времени, усилий, пространства, сохранности тонкой моторики, антропометрических) у детей с ограниченными возможностями здоровья в виде диспраксии выявлено сочетание двигательных нарушений и расстройств высших мозговых функций (в различных вариантах), нарушения функции памяти и внимания для всего обследованного контингента. Установлено, что для проявлений ММД всегда характерны расстройства координации в той или другой степени, что свидетельствует о нарушении статической составляющей координационной структуры (поддержания позы) при диспраксии.

3. Установлены характеристики изменений параметров обеспечения двигательной деятельности (времени, усилий, пространства, сохранности тонкой моторики, антропометрических, стабилометрических) у детей с ограниченными двигательными возможностями в виде диспраксии в зависимости от пола и возраста. Результаты корреляционного анализа данных обследования детей с ММД в возрасте 5-7 лет показали, что наблюдается сильная линейная зависимость на уровне г>0,7 между результатами динамометрии и ростом, латеральными параметрами динамометрии, а также между результатами пробы Лесны (латеральными и средней). При анализе результатов была выявлена средняя зависимость на уровне г>0,5 в двух группах показателей: степени сохранности тонкой моторики (пробы Лесны) и степенью регуляции точностных параметров движений (составляющего качества быстроты) а также линейной величины (пространства). Умеренная зависимость выявлена на уровне г>0,3 - между силовыми и точностными параметрами, а также показателями сохранности тонкой моторики и точностными характеристиками асимметрии. Таким образом, можно констатировать, что для детей с проявлениями диспраксии установлена взаимосвязь показателей психомоторного обеспечения деятельности и сохранности тонкой моторики (проба Лесны).

4. Установлены факторы, определяющие координационную структуру двигательной деятельности детей с диспраксией 5-7 лет с учетом физического развития, пола и возраста. Полученные результаты на основе данных факторной нагрузки исследуемых показателей (76,82 % дисперсии) у детей с ММД позволяют констатировать следующее.

В первом факторе (23,43 % дисперсии), получившем название «фактор уровня зрелости координационных механизмов», наибольшие факторные веса имеют показатели, отражающие уровень развития тонкой моторики, характеристики точности, силы и быстроты, а также физического развития. Наполнение данного фактора свидетельствует о необходимости комплексного воздействия на детей с ММД в возрасте 5-7 лет: в первую очередь, на координационную и сенсорно-перцептивную сферы развития, с обязательным развитием скоростно-силовых способностей.

Во втором факторе (17,35 % дисперсии), названном «фактор уровня асимметрии координационных механизмов», наибольшие факторные веса имеют показатели, отражающие асимметрию психомоторного профиля, причем с очевидным акцентом на левостороннюю асимметрию.

В третьем факторе (14,87 % дисперсии) - «фактор сохранности сенсорно-перцептивных механизмов двигательной деятельности» -наибольшие факторные веса принадлежат показателям, отражающим характеристики точности управления движениями и относящимся к сенсорно-перцептивным.

Наиболее универсальными показателями для исследования координационной структуры двигательной деятельности у детей 5-7 лет с ограниченными возможностями в виде диспраксии являются показатели сохранности тонкой моторики, времени, качество быстроты, показатели усилий, качество точности, параметры пространства.

5. Предложенный алгоритм стабилометрического обследования с использованием унифицированных показателей (R, V, S, EllS, OD) для всех половозрастных групп позволяет провести объективную и оперативную оценку уровня сохранности координационного обеспечения движения у детей с ограниченными возможностями с возраста 5 лет, не применяя дополнительные методики. Разработанные уровневые характеристики статокинетической устойчивости для различных возрастных групп являются объективным средством контроля эффективности педагогического процесса.

Показано отсутствие достоверных различий стабилометрических показателей в зависимости от пола для детей 5 и 6 лет с диспраксией, как в пробе без зрительной депривации, так и при закрытых глазах. Выявлены достоверные отличия стабилометрических показателей детей с диспраксией и контрольной группы в возрасте 5 и 6 лет. Было установлено, что созревание функции равновесия при диспраксии происходит у девочек интенсивнее, чем у мальчиков.

6. Основное внимание в коррекционно-развивающем педагогическом процессе у детей с диспраксией должно быть уделено воздействию на составляющие показателей моторики по параметрам времени и пространства (способность к точному управлению движениями в пространстве, способность к реагированию, способность сохранять равновесие, способность к поддержанию максимально возможного темпа движений, способность к словесной регуляции движений, способность к активному воображению и развитию внимания). Такое воздействие должно начинаться в возможно более ранние сроки, то есть в 5-летнем возрасте. Теоретически обоснована и экспериментально апробирована технология диагностики педагогически стимулируемых факторов координационной структуры двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в виде диспраксии, включающая четырехуровневую последовательную систему в полном соответствии с целевыми педагогическими функциями АФК. Такое соответствие является педагогической сущностью предложенного варианта системного воздействия для компенсации проявлений диспраксии у детей.

7. Научная и методическая разработка программы дифференцированной диагностики стимулируемых факторов адаптации у детей с диспраксией представляет собой невостребованный компонент полноценного подхода в решении актуальной проблемы расширения сферы двигательной активности и улучшения их физического, психического и социального здоровья в системе комплексного использования организационных форм, средств и методов адаптивной физической культуры. Программа включает автоматизированный мониторинг координационной структуры двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в виде диспраксии. Приоритет исследования - в 5-летнем возрасте.

Теги: автореферат, факторы, диагностика, двигательная деятельность, дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Емельянов Виталий Давидович — Выводы // Технология диагностики факторов, определяющих развитие координационной структуры двигательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья. - 2009.Выводы. C. 21-24

    Посмотреть полное описание