Психология и психогигиена в спорте

Факты подтверждают теорию

Автор:
Гиссен Л. Д.
Источник:
Издательство:
Глава:
Глава 4. Факты подтверждают теорию
Виды спорта:
Академическая гребля
Рубрики:
Спортивная психология
Регионы:
МИР
Рассказать|
Аннотация

Связь между двигательным навыком и эмоциональным возбуждением в оригинальном моделирующем эксперименте исследовал Л. В. Юрасов. Регистрировались три постоянных параметра движения: сила, скорость и направление. Спортсмен, держа в руке датчик, должен был с равномерной скоростью и с постоянным

Факты подтверждают теорию

Связь между двигательным навыком и эмоциональным возбуждением в оригинальном моделирующем эксперименте исследовал Л. В. Юрасов. Регистрировались три постоянных параметра движения: сила, скорость и направление. Спортсмен, держа в руке датчик, должен был с равномерной скоростью и с постоянным усилием на основу провести прямую линию. На самописцах при этом записывались отклонения от прямой линии в движении, от равномерности в скорости и от постояннности в нажиме. По системе статистической обработки результаты выражались коэффициентом устойчивости двигательного навыка, который всегда был меньше 1,0 (идеальное исполнение).

В процессе неоднократных исследований у спортсмена создавался контрольный двигательный навык, а было доказано, что между этим навыком и эффективностью выполнения основного спортивного двигательного навыка существует высокая корреляционная связь. Таким образом, в работе JI. В. Юрасова, основанной на 12000 измерениях, было показано, что по изменениям результатов регулярных исследований можно объективно судить о двигательных возможностях спортсмена в его основной деятельности.

Рис. I. Схема соотношения двигательного навыка и эмоционального возбуждения (по Л. В. Юрасову)

Анализ и обобщение динамики показателей (рис. 1) позволили выделить следующие различия двигательных возможностей спортсмена в ходе тренировочного процесса:

1. «Недостаточная готовность» — при показателях устойчивости контрольного двигательного навыка до 0,7 (зона «А»).

2. «Оптимальная готовность» — при показателях устойчивости 0,7—0,9 (зоны «Б»).

3. «Критическая готовность» — при показателях устойчивости в пределах 0,95 (зона «В»). Это граничная зона потери устойчивости. Здесь возможны или чрезвычайно высокие результаты или переход в неблагоприятное состояние и разрушение двигательного навыка.

4. «Потеря устойчивости» возникает при показателях устойчивости близких к 1,0 в случаях, когда одновременно наблюдается чрезмерное эмоциональное возбуждение (зона «Г»).

Для нас представляет особый интерес зона «Г», выделение которой стало возможным благодаря тому, что Л. В. Юрасов одновременно с исследованием контрольного двигательного навыка регистрировал и степень эмоционального возбуждения по кожно-гальванической методике (запись разности электрического сопротивления кожи на ладонной поверхности кисти). Сопоставление результатов двух этих исследований показало, что в момент, когда по контрольному двигательному навыку отмечается «критическая устойчивость», многое зависит от степени эмоционального возбуждения:

1. Если эмоциональное возбуждение не превысило условного индивидуального порога, то спортивный результат может быть исключительно высоким, спортсмен может показать предельный для себя результат.

2. Если же эмоциональное возбуждение превысило индивидуальный порог, — двигательный навык разрушается, катастрофически падает (не просто снижается), и не только в упражнениях с тонкой двигательной координацией, но и в более простых движениях. Чтобы утраченный навык восстановился, требуется несколько дней.

Важно отметить, что эмоциональное возбуждение первым достигает «потолка» и вызывает расстройства в двигательной сфере, в то время как собственно эмоциональные расстройства внешне еще не наблюдаются (рис. 1).

Связь биоэнергетических показателей и уровня эмоирюнальго возбуждения исследовалась в совместной работе П. Д. Гиссена и лаборатории биоэнергетики ВНИИФК (Т. А. Аллик с сотрудниками).

В течение двух-трех дней перед крупными соревнованиями по академической гребле и в течение трех дней в ходе соревнований сильнейшие гребцы ежедневно утром, непосредственно перед выходом на тренировку или на старт, обследовались двумя методиками.

Уровень эмоционального возбуждения определялся по кинематометру (методика проф. Е. П. Ильина), а уровень протекания биоэнергетических процессов — по константе скорости потребления тканями содержащегося в крови кислорода — КС ПК (методика И. М. Эпштейна). Эти методики практически довольно удобны и с точки зрения быстроты обследования, и из-за простоты обработки материалов, и, наконец, из-за возможности дать тренерам срочную информацию о состоянии спортсменов.

Рис. 2. Схема соотношения биоэнергетики и эмоционального возбуждения

При анализе результатов обследования выяснилось, что по мере приближения основного старта соревнований (финал) уровень возбуждения, как правило, повышается. Одновременно до некоторого момента повышается и энергетический обмен, обеспечивая согласованное функционирование системы в изменившихся условиях. Когда же уровень возбуждения достигает, а затем и превосходит условный индивидуальный предел, энергетические возможности организма начинают падать. Если и теперь уровень возбуждения продолжает нарастать, то в психическом состоянии наблюдается «смена знака» — повышение возбуждения сменяется понижением (рис. 2).

При сравнении данных на рис. 1 и 2 видна полная принципиальная аналогия, хотя результаты и были получены с помощью различных методик.

Объединение данных, полученных в первом и втором исследованиях, дает нам картину трех основных параметров спортивной деятельности: психического состояния (эмоционального возбуждения), биоэнергетики и двигательного навыка (рис. 3).

Из рис. 3 видно, что в обычном состоянии между психикой, биоэнергетикой и двигательным навыком спортсмена имеется прямая зависимость (зона «А»), которая сохраняется и на начальных этапах стрессовой реакции (зоны «Б» и «В»). Это означает, что мы получаем подтверждение целесообразности биологического приспособления организма к предстоящей трудности. Иными словами, если во время основных стартов показатели спортсмена укладываются в зоне «Б» и особенно «В», то его соревновательные возможности выше, чем в тренировочном периоде, и спортсмен может показать на соревнованиях более высокий, чем на тренировках, результат.

Рис. 3. Схема соотношения двигательного навыка, биоэнергетики и эмоционального возбуждения

Однако в некоторых случаях состояние, соответствующее зоне «Б — В», не удерживается до финального дня, и, если превышен итог возбуждения, к моменту главных стартов наблюдается следующий этап стрессовой реакции — явления дезинтеграции, рассогласования функций.

В этом периоде (зона «Г») эмоциональное возбуждение спортсмена еще продолжает нарастать, но уже не поддерживается энергетическими и двигательными возможностями. Успешность выступления при этом ставится под большое сомнение (зависит от степени дезинтеграции). Если к моменту финальных гонок процесс успел зайти слишком далеко и началось снижение эмоционального возбуждения (зона «Д»), то результативность спортсмена в его специфической деятельности резко падает и выступление оказывается неудачным.

Необходимо оговориться, что предложенная рабочая схема является еще предварительной. Схема демонстрирует суть явления, заключающуюся в том, что у каждого человека есть верхний порог возбуждения (который еще надо научиться определять), после превышения которого начинается рассогласование функций.

К сожалению, состояние начальной дезинтеграции функций распознается очень редко. Диагноз может быть поставлен лишь при регулярном многократном динамическом исследовании различных физиологических, биоэнергетических или психоневрологических показателей спортсмена.

Так, интересны предварительные результаты исследований В. М. Игуменова, который регулярно измерял степень эмоционального возбуждения у борцов, пользуясь треморометрической методикой. Среднее значение амплитуды тремора (в условных единицах) было:

— за день до начала соревнования —3,3 (±0,42);

— перед жеребьевкой —3,9 (±1,1);

— после жеребьевки —4,3 (±1,09);

— перед ответственными схватками —5,4 (±1,88).

После соревнований обследованные участники были разделены В. М. Игуменовым на две группы: удачно выступившие (выполнили поставленную задачу) и неудачно выступившие (не выполнили поставленную задачу).

Оказалось, что у спортсмена первой группы отмечается плавное и неуклонное увеличение амплитуды тремора вплоть до кульминационного момента соревнований — схватки с основным соперником. Во второй группе амплитуда тремора значительно меньшая, ее максимум приходится (это главное) на период жеребьевки, к началу схваток отмечается уменьшение амплитуды тремора. Такая же закономерность была зафиксирована В. М. Игуменовым в этих группах борцов и при определении величины амплитуды тремора в зависимости от силы соперника (рис. 4).

При рассмотрении рис. 4 складывается впечатление, что у спортсменов второй группы индивидуальный порог возбуждения значительно ниже, достигается намного раньше, чем у спортсменов первой группы, и, следовательно, раньше ведет к изменениям в функциях организма, к снижению результатов деятельности. Отсюда, в свою очередь, следует, что пути улучшения приспособительных возможностей организма нужно искать в повышении уровня индивидуального предела эмоционального возбуждения, что и является одной из основных проблем спортивной психогигиены и психопрофилактики, поставленной практической необходимостью.

Суммируя приведенные данные, можно сказать: 1) реакция на психический стресс, как правило, стереотипна, хотя и зависит от многих условий, в том числе от индивидуальных личностных особенностей; 2) на характер стрессовой реакции можно повлиять, если бы удалось повысить индивидуальный «порог» возбуждения. Эти два положения для наших дальнейших рассуждений очень важны, и мы к ним еще вернемся.

Теперь рассмотрим случай неблагоприятной для спортсмена стрессовой реакции. Зоны «Г» и «Д» (рис. 3) — два последовательных этапа. На первом — подъем возбуждения, а на втором — падение возбуждения. Состояние в целом характеризуется прогрессирующим снижением работоспособности из-за снижения энергетических и двигательных возможностей.

Рис. 4. Динамика эмоционального возбуждения у борцов (по В. М. Игумнову)

Такие состояния после работ И. П. Павлова и А. Г. Иванова-Смоленского хорошо известны в физиологии и клинике под названием неврастения. Неврастенические состояния возникают в результате острого или длительного перенапряжения нервных процессов. Их возникновению способствуют явления психического или физического истощения, умственного или эмоционального переутомления в конфликтных (стрессовых) ситуациях.

Физиологически вначале происходит ослабление процессов торможения, что проявляется в повышении возбуждения, иногда в несдержанности, раздражительности, гневе. Во второй стадии возбуждение истощается, происходит ослабление раздражения, понижается возбудимость клеток коры головного мозга. Если процесс идет и дальше, то в третьей стадии понижается реактивность нервных клеток, клинически наступает состояние общей астении и апатии.

Таким образом, реакция на психический стресс клинически чаще всего выражается в форме, уже давно известной под названием неврастенической реакции*. Забегая несколько вперед, скажем, что единая по механизму неврастеническая реакция может иметь несколько вариантов своего внешнего проявления.

Мы уже видели, что психическое состояние при превышении индивидуального порога возбуждения может вызывать рассогласование функций. При этом не обязательно, чтобы первым внешним симптомом явилось заметное изменение самого психического состояния. Первые симптомы рассогласования проявляются прежде всего в нарушениях тонкой двигательной координации и в ухудшении энергетического обеспечения. Значит, в видах спорта, требующих сложного двигательного навыка, снижение спортивной результативности будет в первую очередь связано с расстройствами координации, которые ни спортсмен, ни его тренер могут (настолько они тонки) даже и не заметить, а результат ухудшится. В других видах спорта, связанных главным образом с выносливостью, ухудшение энергетических возможностей также вызывает снижение результата без явных внешних проявлений. Когда же клинические симптомы очевидны (расстройство настроения, явные проявления колебаний психического состояния) и расстройства энергетики и координации более глубокие, их отрицательное влияние на результативность спортивной деятельности более грубое.

Для получения представления о том, как глубоко страдает эффективность деятельности при неврастенической реакции, рассмотрим пример из баскетбола.

Вот некоторые средние данные об исследовании статического тремора кистей рук и функции внимания, полученные в разное время у 20 мастеров спорта. Данные были получены и при хорошем психическом и функциональном состоянии спортсменов, и в момент, когда специалистом-психоневрологом у них была диагностирована невротическая реакция (данные Б. М. Шерциса).

Определение статического тремора в период, когда спортсмены были в хорошем состоянии, дало следующие средние результаты: количество касаний 36,5 (± 0 , 26), суммарное время всех касаний 5,8 сек. (±0,04). Средние данные во время невротической реакции: количество касаний 52,6 (± 0 ,31), суммарное время всех касаний 9,7 сек. (±0,09), т. е. тремор увеличился почти вдвое. Данные исследования внимания у тех же спортсменов приведены в табл. 1.

* По данным Т. П. Фанагорской, неврастеническая реакция составляет 80% среди невротических проявлений у спортсменов.

Таблица 1

 

Время, затраченное на выполнение задания (сек.)

Ошибки, допущенные при выполнении задания

В период хорошего состояния...

156 (±4,0)

1,1 (±0,1)

В период невротической реакции..

307 (±4,3)

4,4 (±0,1)

К чему приводит ухудшение этих показателей в реальной игровой ситуации, демонстрирует таблица оценки игровых показателей известного мастера баскетбола Г-на (табл. 2).

Таблица 2

Игровые показатели баскетболиста Г.

Показатели (средние)

Всесоюзный зимний турнир 1966/67 г.

Первенство СССР 1967/68 г.

Во время невротической реакции (февраль 1967 г.)

1

Был на площадке в каждой игре (мин.) ...........

24

32

6

2

Забрасывал мячей за игру ....

5,8

7,2

2

3

Игровая интенсивность (колич. минут на розыгрыш мяча) . . .

0,22

0,22

0,33

4

Эффективность бросков с игры .

42,8%

43,8%

16%

5

Эффективность штрафных бросков ..............

62,7%

69%

0

6

Потерь мяча за игру ......

2,5

2,5

5

7

Участвовал в игре у своего щита

1.7

2,5

0

8

Участвовал в игре у щита противника ............

1,3

1,6

0

Невротическое состояние у Г-на в данном случае появилось в результате реакции «тревожного ожидания» перед матчем с «трудным» противником. Уже перед матчем было заметно, что спортсмен ведет себя необычно: он был бледен, стремился уединиться, отвечал невпопад, был рассеян и суетлив. Говорил, что ночью почти не спал, в сознании помимо воли «всплывали» воспоминания и эпизоды отдельных неудачных матчей с этой же командой.

Во время игры не мог выполнять свои функции на поле, упускал подопечного игрока. Принес своей команде всего два очка и через пять минут был заменен другим игроком. При повторном выходе на площадку опять не смог войти в игру и вскоре снова был заменен.

Забегая вперед, скажем, что перед следующим матчем с той же командой со спортсменом проводилась психогигиеническая работа, и врачу удалось предупредить возникновение невротической реакции. Результативность спортсмена в этом матче уже не отличалась от обычной.

В нашей совместной с Б. М. Шерцисом работе при клиническом изучении невротических реакций у спортсменов были выделены четыре основных варианта. Кроме упомянутой реакции «тревожного ожидания», часто наблюдаются:

— реакции «пресыщения». Спортсмену надоедают тренировки и соревнования, пропадает активность, снижается целеустремленность, появляются вялость, безразличие. Пловцу «противен» вид воды, баскетболист не может смотреть на мяч, гребец — на весло и лодку;

— ипохондрические реакции. Скорее всего это запущенные реакции пресыщения. Здесь уже отмечаются не только изменения в настроении, понижение общего тонуса, но и объективные функциональные расстройства: меняются кровяное давление, динамика восстановления, может обнаруживаться и более серьезная симптоматика. И самое главное, спортсмен зафиксирован на своем плохом самочувствии, преувеличивает значение своего заболевания;

— реакции «протеста». Носят обычно характер взрыва, которому предшествует повышение возбуждения и раздражительности. Поводом для бурного проявления раздражения может явиться самый неожиданной пустяк, на который спортсмен в обычном состоянии даже не обратит внимания.

Наличие клинической симптоматики означает уже довольно глубокую дезинтеграцию функций. Однако значительно чаще наблюдаются невротические состояния внешне бессимптомные, и только показания приборов могут тогда прояснить картину. Вот несколько примеров контрольных обследований состояния ведущих гребцов страны в дни первенства СССР 1970 г. Проверялся уровень психического возбуждения (по кинематометру) в комплексе с биоэнергетическими показателями.

Динамика психического возбуждения (в условных единицах) у победителей соревнования (распашная двойка)

Таблица 3

 

I2/VIII

13/V11I

14/VIII

15/V111

16/VIII

Гребец 1 ........

Гребец 2 .........

—21 —10

+7 +21

+ 33 +49

+33 +34

+34 + 48

Данные табл. 3 показывают повышение возбуждения у обоих спортсменов к первому дню соревнования — 14/VIII и сохранение оптимального уровня возбуждения до финальной гонки — 16/VIII. Оптимальность уровня возбуждения подтверждают и данные биоэнергетических показателей. В этом случае мы наблюдаем взаимосодействие функций, важных для осуществления деятельности гребца.

Таблица 4

Динамика психического возбуждения у спортсменов, претендовавших на победу (распашная двойка)

 

9/VI I

12/VIII

13/VIII

14/VIII

I5/VIII

16/VIII

Гребец 1 . . . .

Гребец 2 ... .

—13

+38

- 1

+ 14

+ 27

+5

+31

+ 27

+42

+37

+7

+32

В табл. 4 более сложная динамика возбуждения. Но, главное, максимум возбуждения у гребцов приходится на день полуфиналов, а в день финальных гонок отмечено уже понижение возбуждения, т. е. удержать свое лучшее состояние до основного старта спортсмены не смогли. В финальной гонке спортсмены выступили несколько хуже, чем предполагалось, хотя и удержались в призовой тройке.

Таблица 5

Динамика психического возбуждения у гребца на одиночке-скиф

9/VIII

12/VIII

13/VIII

14/VIII

I5/VIH

16/VIII

—37

—14

—5

+2

+35

+ 11

Результаты выступления спортсмена в первые дни соревнований были хорошими (табл. 5). Он легко выходил в следующий этап гонок, и можно было предполагать, что и выступление в финале будет успешным. Однако утром в день финала у спортсмена было обнаружено значительное снижение возбуждения, сочетавшееся с резким ухудшением показателей КСПК. Субъективное состояние было хорошим, спортсмен пожаловался лишь на то, что он «только»(!) плохо спал и необычно волновался. В финальной гонке спортсмен не попал в число призеров соревнований.

Мы начали главу с рассмотрения взаимосвязей эмоционального возбуждения, биоэнергетического уровня и двигательной координации. В нашем понимании двигательная координация — это состояние техники спортсмена, уровень биоэнергетики интегрально отражает функциональное состояние, а эмоциональное возбуждение, в более широком понимании, является отражением общего психического состояния (включая и другие показатели психической сферы, и определенные особенности личности спортсмена).

Исходя из полученного характера взаимосвязей, можно предположить, что предел индивидуальной переносимости психического перенапряжения спортсмена можно повысить путем увеличения его двигательных, технических возможностей, создания, если можно так сказать, некоторого двигательного резерва, обеспечивающего стабильность техники спортсмена в напряженной спортивной ситуации.

Вторая возможность — совершенствование функциональной подготовки спортсмена, в которой важно не только предупреждение утомления и явлений перетренированности, не только обеспечение полного восстановления, особенно в период приближения к наиболее ответственным соревнованиям, но и обеспечение, как теперь говорят, сверх восстановления, создания энергетического резерва, кумуляции энергии к моменту главного соревнования.

Использование этих двух возможностей создает хорошие предпосылки для сохранения оптимального психического состояния спортсмена на период соревнований, хотя они и не обеспечивают абсолютной гарантии. Необходима работа и по регуляции самого психического состояния.

В последние годы среди спортивных психологов оживленно дебатируется вопрос, что называть психической готовностью спортсмена.

Удовлетворяющего всех, единого определения психической готовности пока нет, но если некоторые определения нуждаются только в доработке и редактировании, то другие (В. А. Алаторцев) просто неприемлемы и алогичны. Определение, характеризуя явление, должно показывать и путь его исследования. Поэтому, не вступая в дискуссию, мы с позиций врача-психогигиениста понимаем психическую готовность спортсмена как состояние (как суммарную совокупность признаков — синдром), в котором при ведущем значении центральных интегративных отделов нервной системы имеется оптимальное и скомпенсированное взаимодействие функций, обеспечивающих результативную специальную деятельность спортсмена. При таком понимании:

— результат спортсмена зависит от совокупной, взаимосвязанной деятельности функций или системы;

— деятельность всех «заинтересованных» функций очень редко может достигать идеальной гармонии, но для результативности в спортивной деятельности более важна взаимная компенсация и взаимосодействие функций;

— возможна регистрация деятельности основных функций организма, своевременная диагностика, а при необходимости и коррекция состояния спортсмена;

— знание закономерностей динамики состояния спортсмена позволяет осуществлять профилактику нежелательных колебаний и расстройств состояния в предсоревновательном и соревновательном периодах.

Однако надо иметь в виду, что, когда мы говорим о снижении результативности деятельности спортсмена из-за возникшей у него невротической реакции, подсчитать такой отрицательный эффект трудно. Нельзя, например, сказать, что нарушение тонкой координации движений вследствие психического стресса снижает результат стрелка на 10%, а понижение энергетических возможностей спортсмена приведет к тому, что стайер 10-километровую дистанцию пробежит на 15 сек. хуже.

Дело ведь не в этом цифровом количественном подсчете (хотя он и был бы исключительно интересен), а в том, что сейчас в соревнованиях большого масштаба одновременно выступает несколько одинаковых по силе конкурентов. Минимальная разница в их результатах зачастую выражается теперь не секундами, не сантиметрами, не баллами и не килограммами, а их сотыми и тысячными долями.

На каждом крупном соревновании мы становимся свидетелями перебоев, перестрелок, повторных встреч, назначений буллитов. Победу часто присуждают уже по вторичным показателям: разница забитых и пропущенных голов, меньший собственный вес штангиста, итоги таблицы коэффициентов и др. А это значит, что в условиях, когда успешность выступления спортсмена оценивается не столько результатом, сколько занятым местом, даже ничтожные потери в результате отбрасывают спортсмена далеко назад. Эти соображения и заставляют обратить самое серьезное внимание на необходимость проведения психогигиенической работы, направленной на обеспечение в стрессовых условиях стабильного оптимального психического состояния спортсмена.

Жесткие условия современного спорта требуют, чтобы в подготовке спортсменов были предельно гармонично использованы все возможности. Прошли те времена, когда спортсмен, обладающий отличной функциональной подготовкой, мог этим восполнить недостаточную технику или за счет высокой технической подготовки компенсировать однообразие тактики. И хотя идеальной гармонии достичь трудно, лучшие представители современного спорта, как правило, отличаются одинаково высокими показателями во всех видах подготовки, устойчивой психикой и высокими личными качествами.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Гиссен Л. Д.
    • Заглавие

      Основное
      Факты подтверждают теорию
    • Источник

      Заглавие
      Психология и психогигиена в спорте
      Дата
      1972
      Обозначение и номер части
      Глава 4. Факты подтверждают теорию
      Сведения о местоположении
      C. 20-32
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная психология
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Гиссен Л. Д. — Факты подтверждают теорию // Психология и психогигиена в спорте. - 1972.Глава 4. Факты подтверждают теорию. C. 20-32

    Посмотреть полное описание