Мотопутешествия: Книга искателя приключений

Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах

Автор:
Скотт Крис
Источник:
Издательство:
Глава:
Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах
Рубрики:
Персоны, Любительский спорт
Регионы:
МИР
Рассказать|
Аннотация

В дороге ты сам удивишься, насколько редко тебе придется устраиваться на ночь под открытым небом. Вернер Баузенхарт (Африка: на мотоцикле против часовой стрелки) умудрился объехать на своем Funduro весь континент, при этом ни разу за несколько недель не заночевав в палатке. В Азии и Южной Америке

Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах

В дороге ты сам удивишься, насколько редко тебе придется устраиваться на ночь под открытым небом. Вернер Баузенхарт (Африка: на мотоцикле против часовой стрелки) умудрился объехать на своем Funduro весь континент, при этом ни разу за несколько недель не заночевав в палатке. В Азии и Южной Америке найти место, где можно провести ночь, еще проще, хотя странствующие мотоциклисты, называющие себя ТепаСirca говорят, что во время своего путешествия по Европе и России проводили под открытым небом почти каждую ночь. Оставить дома палатку и все лагерные принадлежности, конечно, заманчиво — они занимают много места, но все же не факт, что они тебе не понадобятся.

Дело в том, что ночевка в палатке, даже если не принимать во внимание, сколько денег ты при этом экономишь на гостинице, — это тоже часть приключения. Все равно наступит день, когда тебе придется или захочется остановиться в каком-нибудь чудном уголке природы и провести ночь на свежем воздухе. Конечно, придется возить с собой дополнительные принадлежности, но они, как правило, больше 5-10 кг не весят. Взамен ты получаешь свободу не только ехать, куда захочешь, но и останавливаться там, где захочешь.

Как спать, готовить еду и питье — это основные элементы кемпинга (ну, плюс еще, пожалуй, как мыться). Чем комфортнее и эффективнее все это происходит, тем более приятные впечатления у тебя останутся от этой ночевки — а ведь именно это тебе и нужно. Как и в случае всех остальных вещей, которые ты берешь в дорогу, это будет зависеть от того, насколько сильно ты захочешь сэкономить на пространстве и массе. Но не забывай, что вкусный ужин и крепкий сон нужны тебе, чтобы восстановиться после долгого дня в седле.

Палатки, спальные маты и спальные мешки

Поначалу, в своих первых путешествиях по Сахаре, я никогда не брал с собой ни палатку, ни даже коврик, на котором можно было бы спать. Я просто подкладывал под спальный мешок одежду, кое-как спал ночь, просыпаясь с болью во всем теле. Сейчас я беру с собой только внутреннюю оболочку. Если погода безветренная, в палатке будет теплее примерно на 5 °C, плюс это психологически комфортное убежище. Не представляешь, как это приятно, залезть в палатку после долгого и трудного дня на мотоцикле. А если ночь теплая и безветренная, палатку можно просто сложить и спать прямо на ней.

Не выбрасывай деньги на дорогущий ультралегкий дизайн, готовый выдержать хоть снежную бурю в Гималаях: в большинстве случаев обычная перекидная на двух колышках будет стоять и без колышков или растяжек, и стоит она где-то $ 55. Такие палатки нужно заякорить, например, багажом, камнями или привязать к мотоциклу. Если ветер сильный, без балласта (или растяжек) они взлетают, как воздушные змеи. Одноместная палатка, может, и легче, но лично я предпочитаю двухместные, где есть место еще что-то делать, а не только лежать пластом. Если ты собираешься остановиться в одном месте на несколько дней, то тоже оценишь всю прелесть палатки побольше.

Спальные маты и спальные мешки

Раньше спальные матрасы из пенопласта с закрытыми порами, хотя и были очень удобные, но занимали много места. Сегодня хотя мат из пенопласта с открытыми порами и стоит дорого, самонадувающиеся матрасы типа Терма Рест — просто чудо вещь. Я сам несколько лет пользовался моделью «Ультралайт» длиной в три четверти, который сворачивался до двух литров в объеме — совсем немного за весь тот комфорт, что этот предмет предлагал. Он цел и сейчас, и песок в клапан не попадал, хотя по этой причине его лучше стелить в палатке или поверх нее. Еще я обнаружил, что в пустыне, если песок мягкий, очень удобно спать в собственноручно выкопанной неглубокой канавке — в нее ложишься, как на мягкую перину.

Что касается спальных мешков, самое главное здесь — купить на те деньги, которыми ты располагаешь, самую компактную и теплую модель. Не жалей денег — покупай как можно более качественный, что может стоить тебе больше $ 180. Сезонные рейтинги производителей субъективны, выбирай трехсезонные с утеплителем для ног и капюшоном коконом: всего две эти характеристики стоят нескольких пунктов сезонного рейтинга. Если ты можешь себе это позволить, нет ничего лучше спальников на пуху, особенно если это пух белых гусей, выращенных в тепличных условиях (ни в коем случае не путать с перьями, которые иногда добавляют). Пух не только способен распушиться так, что займет большой объем (это главное для изоляционного материала), он еще и сжимается лучше, чем любая искусственная ткань, сохраняя это свойство много лет, так что набитый им спальник занимает меньше места (хотя его преимущество по весу и незначительно). Единственное — пух портится от сырости или даже легкой влаги; если его не просушить, он покроется плесенью, а сохнет он очень долго.

Если ты направляешься туда, где климат сырой, или не хочешь грузиться на тему того, не слишком ли здесь сыро для спальника, купи спальный мешок из синтетики; он останется теплым, даже если промокнет, только места займет немного больше, чем спальник на пуху.

Но независимо от утеплителя, выбирай качественную вещь, сделанную фирмой с хорошей репутацией.

Единственный недостаток спальных мешков — это, по-моему, то, что в них нельзя согнуть колени, так что утром часто приходится просыпаться с закоченелой спиной. Несколько лет назад я купил пуховый спальник «Yeti» в форме яйца, в котором сгибать колени можно свободно, а совсем недавно приобрел еще и ультракомпактный синтетический мешок, у которого часть, что находится над коленями, сделана из материала, который тянется.

Проветривай спальник каждое утро, вывернув его наизнанку и дав повисеть на ветру на палатке или мотоцикле. Особенно если спальник у тебя пуховой, тебе, конечно, захочется оттянуть его стирку «на подольше», ведь это плохо сказывается на его мягкости.

Свет

Короткими зимними ночами тебе понадобится какое-нибудь средство освещения; хороший источник света рядом с палаткой делает жизнь гораздо проще. Света от стояночного фонаря мотоцикла явно недостаточно, а включая дальний свет, ты рискуешь посадить батарею. Фонарик, который крепится на голове, — вот решение проблемы; очень компактны фонарики LED Petzl Zipkas, пусть они и светят не так чтобы очень мощно. Хороший фонарик на лбу и чистое ночное небо — это все, что тебе нужно.

Приготовление пищи, еда и питье

В некоторых местах найти дерево для разведения огня бывает крайне сложно. Для таких случаев лучше всего подойдет бензиновая (газовая) печка; топлива в бензобаке у тебя полно, так что даже если ты и совсем выдохся, приготовить что-нибудь покушать будет наименьшей из твоих проблем.

Недостатком современных бензиновых печек является то, что они работают на «белом топливе» — более чистом бензине, чем тот, что в большинстве случаев можно накачать топливным насосом. Неэтилированный бензин уже лучше, но найти его можно только в крупных городах. Длительное использование низкооктанового этилированного бензина может со временем забить генератор печки (подводящую трубку) или ее сопла сажей. Думаю, этот процесс займет пару месяцев ежедневного использования, так что или бери с собой запасной генератор (если у твоей печки генератор вообще можно заменить), или рискни, с надеждой, что печка не сломается, пока ты не вернешься домой. Возить «белое топливо» с собой — мысль не слишком удачная, зачем тебе лишний груз. Лучше всегда по возможности заправляй мотоцикл неэтилированным бензином, а печку — «белым топливом», прежде чем забраться в такую глухомань, где бензин будет только этилированный.

От низкокачественного топлива твоя печка, может, будет немного искрить и дымить, пока не нагреется, но имей в виду, что бензиновые печки дают гораздо больше тепла, чем работающие на бутане, а так как они работают под давлением, то и ветер им не помеха. Экраны от ветра, прилагаемые к большинству печек, довольно таки неэффективны, так что сооружай ветрозащиту из багажа — и печка будет греть лучше, и топливо сэкономишь.

Если производитель заявляет, что печка работает на многих или двух видах топлива, то это или просто игра слов (т. е. печка работает и на этилированном, и на неэтилированном бензине — тоже мне, большое дело!), и есть не что другое, как постоянная возня с заменой сопел. В пути тебе понадобится обычная бензиновая печка, а не какое-то чудо техники, которое, как говорит реклама, будет работать и на дизеле, и на керосине, и на «белом топливе» — да хоть на апельсиновом соке.

Печку «Coleman 533» я вожу с собой уже много лет (на рынках некоторых стран эту модель переименовали в «Sportster»): в инструкции говорилось, что она работает только на «белом топливе» и неэтилированном бензине, но в моих путешествиях эта печка прекрасно работала и на том, что можно было добыть в Африке, плюс периодически дома я ее прокаливал на неэтилированном бензине. Генератор я еще не менял ни разу, но слышал, что если он забьется, можно будет просто вынуть внутреннюю трубку, прочистить ее или вообще выбросить, так пламя просто будет еще сильнее. Чтобы включить печку, нужно просто подкачать топливо, повернуть регулятор и зажечь огонь. Простота в применении — главное качество для любого рода походного оборудования. Это подводит нас к тому, что я называю «краснобутылочные» печки, которые производят многие фирмы: это такие печки, у которых топливная емкость (обычно красная) присоединяется шлангом или трубкой к компактной горелке. Такие печки, мне кажется, довольно таки компактны, но требуют некоторых усилий при сборке. Я сам испытал модель «Optimus Nova», в которой топливо струей впрыскивается из прикрепляемого сбоку коннектора, и видел, как работают новые печки MSR, брызгающиеся топливом и забивающиеся через пару часов, да так, что даже чистка и замена деталей не помогает. Я слышал и положительные отзывы о «краснобутылочных» печках, но не будем забывать и о том, что стоят они в два раза больше, чем «Coleman 533». Кроме того, перед использованием такую печку нужно сначала собрать, а если ты сделаешь это неправильно, топливо будет течь, или она забьется, плюс их нужно постоянно чистить, а этого тебе хочется меньше всего, когда ты голоден. Многие упоминают и такой, кажущийся мелким, недостаток, как шум, производимый некоторыми такого типа печками при работе, и невозможность регулировать интенсивность горения — «все или ничего».

Проверь печку на устойчивость, как самой печки на земле, так и котелка на ней; нет зрелища печальнее на свете, чем наблюдать, как котелок с почти готовым ужином вдруг опрокидывается. Многие говорят, что печки «Coleman» в этом отношении практически идеальны: приземистые, компактные, не нуждающиеся в сборке, они крепко стоят на земле, а широкая горелка хорошо греет и держит котелок. «Краснобутылочные» печки могут похвастаться складными горелками хитрой конструкции, но поместится на такой горелке только очень маленький котелок.

Разбивать лагерь еще нужно научиться, и мелкие аварии по неловкости — обычная вещь, если ты устал или к путешествию еще только привыкаешь. Надежная, без лишних наворотов, устойчивая печка очень сильно способствует их минимизации.

Готовим на одной сковородке

Может, это и звучит экстремально, но в путешествии можно обойтись всего одной пол литровой эмалированной кружкой и литровой сковородкой с крышкой. Тарелки не нужны, а ложка и перочинный ножик — это все столовые приборы, что тебе понадобятся. Приготовь, например, рис или макароны на сковородке, переложи их в кружку, накрой крышкой, чтобы не остыли, а потом на той же сковородке пожарь, что там у тебя есть еще (если не хочешь кинуть это прямо в рис или макароны), вытряхни макароны обратно — так мыть тебе нужно будет всего одну сковородку и одну кружку. Не выливай горячую воду: используй ее для супа или для мытья посуды.

Не ведись на хитроумную титановую посуду из магазинов для туристов. Гораздо более крепкая кастрюлька из нержавейки с приваренной точечно, а не клепкой ручкой переживет любое обращение, включая чистку песком, и не помнется и не испортится.

Чистая вода

Люди обычно с большим недоверием относятся к воде из колодцев, приливных водоемов и даже рек, но часто ни фильтры для воды (см. стр. 144), ни даже таблетки не требуются.

В жарких тропических странах существует определенный риск подцепить какую-нибудь заразу от воды или еды по причине жары, высокой плотности населения и плохой санитарии. Здесь очень полезны будут стерилизационные таблетки типа micropur, которые не дают неприятного привкуса, который часто остается от таблеток на хлоре или йоде.

Помни: таблетки стерилизуют, но не удаляют примесей. Это может быть всего лишь безобидный ил, но чтобы удалить его, тебе понадобится фильтр. Но и без фильтра пачка таких таблеток — вещь нужная.

Контейнеры для воды

Самый удобный способ возить собой воду — это гидратор в рюкзаке; по сути, это бурдюк для воды с трубкой, которая крепится на плече. Так вода не прольется, и пить во время езды легче — пить регулярно маленькими глотками полезнее, чем большими во время остановки. Здесь лидерство уже много лет за Camelbak'ом, но мне кажется, что он дороговат для простого мешка со шлангом. Platypus — еще одна известная марка, но я полагаю, что их бурдюки не такие гибкие и иногда чуть-чуть протекают. В любом случае, необязательно покупать полный комплект, можно просто приобрести отдельно пузырь и отдельно шланг, прорезать или проплавить подходящую для него дырку вверху рюкзака, чтобы не надо было пропускать его через молнию.

В идеале, твой основной контейнер должен вмещать примерно 10 литров воды, при пересечении пустыни — в два раза больше. Фирма Ortleib делает нейлоновые водные мешки всевозможных размеров, которые при необходимости легко свернуть или превратить в гидратор. Что мне особенно нравится в водных мешках — это то, что чем дальше, тем легче они становятся. Твердые емкости почти такие же легкие, но они занимают много места и их трудно закрепить на мотоцикле.

Теги: путешествие, мотоспорт.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Скотт Крис
    • Заглавие

      Основное
      Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах
    • Источник

      Заглавие
      Мотопутешествия: Книга искателя приключений
      Дата
      2005
      Обозначение и номер части
      Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Персоны
      Предметная рубрика
      Любительский спорт
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Скотт Крис — Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах // Мотопутешествия: Книга искателя приключений. - 2005.Часть 1: Практические аспекты. Кемпинг на двух колесах.

    Посмотреть полное описание