00:00, 20 мая 2013, Научные статьи

Наука в олимпийском спорте

Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте

Авторы:
Павленко Юрий, Козлова Нина
Источник:
Выпуск:
2 () 2013, 20 мая 2013
Страницы:
73-79
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука
Регионы:
УКРАИНА
Рассказать|
Аннотация

Представлены нормативно-правовой, организационно-управленческий, кадровый, содержательный, информационно-коммуникационный, финансовый аспекты научно-методического обеспечения подготовки национальных команд к Олимпийским играм.

Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте

АННОТАЦИЯ

Цель. Изучить передовой международный практический опыт научно-методического обеспечения подготовки национальных команд к Олимпийским играм.

Методы. Анализ и обобщение данных по научно-методическому обеспечению подготовки национальных команд, имеющих наилучшие достижения на Олимпийских играх последних двух десятилетий.

Результаты. Представлены нормативно-правовой, организационно-управленческий, кадровый, содержательный, информационно-коммуникационный, финансовый аспекты научно-методического обеспечения подготовки национальных команд к Олимпийским играм.

Выводы. Современная система НМО подготовки спортсменов в олимпийском спорте предполагает: усиление влияния научного компонента в системе управления спортом, систематизацию нормативно-правовой базы спортивной науки, концентрацию научного обслуживания в ведущих научных и учебных заведениях, создание национальных спортивных тренировочных центров, рост количества и качества научных услуг, развитие информационно-коммуникационных инфраструктур, стимулирование научной деятельности.

Ключевые слова: научно-методическое обеспечение, практический опыт, ведущие спортивные страны.

ABCTRACT

Objective. To study advanced international practical experience of scientific and methodological support for preparation of national teams for the Olympic Games in leading sport countries.

Methods. Analysis and review of the data on organization of scientific and methodological support for preparation of national teams which have the best achievements in the Olympics during last two decades.

Results. Presented legal and regulatory, organizational and managerial, personnel, substantive, information and communication, financial aspects of scientific and methodological support for preparation of national teams for the Olympic Games.

Conclusions. Current trends in organization of scientific and methodological support for preparation of national teams for the Olympic Games are as follows: the growing influence of scientific component in the management of sports, systematization of the regulatory framework of sports science, extensive network of research and educational institutions, establishment of national sports training centers, increase in the quantity and quality of scientific services, development of information and communication infrastructures, promotion of research activity.

Keywords: scientific and methodological support, current trends, leading sport countries.

Постановка проблемы. Современный этап развития олимпийского спорта характеризуется возросшей значимостью спортивной науки в достижении успеха национальных команд на международной спортивной арене. Это обусловлено системообразующей функцией научно-методического обеспечения (НМО) в системе подготовки спортсменов, так как касается совершенствования всех ее составляющих. Наблюдается активный поиск и применение специалистами разных стран достижений современной науки и практики, способных обеспечить преимущество отечественным спортсменам над соперниками в условиях жестокой конкуренции на Олимпийских играх.

Во многих странах с учетом международного опыта, местных условий и национальных традиций сформированы эффективные системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов. Большой интерес представляет разнообразный практический опыт по научно-методическому обеспечению спорта высших достижений в странах, имеющих высокие результаты на Олимпийских играх.

Цель исследования изучить передовой международный практический опыт научно-методического обеспечения подготовки национальных команд к Олимпийским играм.

Методы исследований: анализ и обобщение данных научных и документальных печатных и электронных источников по организации НМО подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Основным материалом для проведения исследований была информация по подготовке национальных команд стран, имеющих наилучшие достижения на Олимпийских играх последних двух десятилетий.

Результаты исследований. Итогом анализа нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, содержательного, информационно-коммуникационного, финансового аспектов научно-методического обеспечения подготовки национальных команд к Олимпийским играм были следующие обобщения.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Законодательное и правовое регулирование НМО спортивной подготовки представлено в официальных документах президентов, парламентов, правительств в пределах их компетенции, направленных на установление, изменение или отмену правовых норм, которые касаются физической культуры и спорта, научной и инновационной деятельности, смежных областей (здравоохранения, информатизации и т. п.). Нормативно-правовые акты, во-первых, являются логическим продолжением и дополнением друг друга и принимаются с пониманием системы НМО как теоретической проблемы и осознанием специалистами потребности активизации практической деятельности в этом направлении; во-вторых, обеспечивают эволюционный переход к новым формам и методам осуществления научно-методического обеспечения спорта высших достижений.

Нормативно-правовая база НМО предопределяется инновационной политикой стран. Основные положения по научно-методическому обеспечению представлены в правовых и нормативно-методических актах разных уровней: в специальных законах («Теда Стивенса», США; «Основной закон о спорте», Япония; «О содействии спорту», Республика Корея); общенациональных концепциях и программах по реализации спортивной политики («Австралия 2012— 2022 гг.: преимущество для победы», «Миссия — 2016», Великобритания; «Спорт — Италия 2020»); отраслевых распоряжениях по организации и проведению научной деятельности («Долгосрочная стратегическая программа научных исследований в спорте высших достижений до 2016 г.», Германия; «Программа научного обеспечения элитного спорта», Нидерланды; «Абсолютно секретно», Канада); планов подготовки национальных команд к Олимпийским играм. В них обоснованы и изложены теоретические, методические и практические аспекты создания, функционирования и развития системы научно-методического обеспечения подготовки спортсменов. Комплексно приводятся механизмы разработки, реализации и коррекции инновационной деятельности по созданию, усвоению, распространению и применению новых знаний и технологий.

После утверждения Пекина хозяином Игр Олимпиады 2008 г. ЦК партии и правительством Китая был подготовлен директивный документ «Укрепление и развитие спорта в новой эре». В соответствии с общенациональной программой Государственной спортивной администрацией был разработан Стратегический план завоевания олимпийских медалей, в котором НМО отводилась системообразующая роль [1, 4].

В Канаде, в условиях отсутствия четкой управленческой вертикали, формированию единой политики содействует разработка и реализация программы «Взойти на пьедестал», которая объединила и скоординировала усилие всех субъектов спортивной сферы для эффективной подготовки национальных команд. В рабочем комитете, который регулирует этот процесс, решением проблем научно-методического обеспечения подготовки канадских спортсменов активно занимается подразделение по спортивной науке, медицине и технологиям [16].

Комплексному рассмотрению и системному решению вопросов формирования НМО способствует систематизация положений разных отраслевых нормативно-правовых актов путем их инкорпорации или кодификации. По первому направлению предусмотрено сведение документов в список в хронологическом или алфавитном порядке без изменения содержания, по второму — объединение их в едином нормативно-правовом акте (кодексе, уставе, положении) после содержательной обработки по устранению расхождений и разногласий. Например, во Франции действует «Устав спорта высших достижений», регламентирующий отношения между субъектами данной сферы деятельности. Для улучшения доступа граждан к юридическим ресурсам по спортивной деятельности к общему Закону о спорте, начиная с 2004 г., последовательно вносят законодательные акты, официальные бюллетени по здравоохранению, образованию, профессиональной физической деятельности, проведению спортивных соревнований, строительству, проживанию, окружающей среде, безопасности, туризму, гражданской авиации и т. п. [11].

УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

Определение политики в сфере спорта высших достижений, направленной на получение высоких результатов на Олимпийских играх, является прерогативой государства. Ее реализация возлагается на государственные структуры или специально созданные координационные организации. Важная составляющая системы управления спортивной подготовкой — организация НМО подготовки национальных команд. Для осуществления стратегического управления научно-методическим обеспечением в структурах государственных руководящих органов функционируют подразделения по спортивной науке с привлечением ведущих специалистов. В Государственой спортивной администрации Китая — это департамент науки и образования, в Министерстве внутренних дел Германии — стратегический комитет научных исследований в спорте (рис. 1), в Министерстве культуры, спорта и туризма Республики Корея — отдел содействия спорту. В этих структурах главное внимание уделяют определению стратегии инноваций и мероприятий по их реализации: разработка и внедрение новых технологий становится приоритетным направлением совершенствования спортивной подготовки. Подразделения спортивной науки управляют инновационной деятельностью в спорте высших достижений, определяют основные направления научно-исследовательской работы по совершенствованию спортивной подготовки, отвечают за уровень научного обеспечения подготовки спортсменов, направляют и контролируют деятельность научных организаций, стимулируют научное обслуживание национальных команд, содействуют внедрению научных разработок в практику.

Активная деятельность ученных наблюдается в специальных организациях, занимающихся подготовкой национальных команд к Олимпийским играм. В работе Национального совета элитного спорта Австралии принимают участие руководство и представители институтов и академий спорта, Австралийской спортивной комиссии, Австралийского олимпийского комитета, Ассоциации Игр Содружества наций, национальных спортивных федераций [3]. В компетенции Национальной комиссии спорта высших достижений Франции находится система обеспечения подготовки спортсменов, в частности предоставление программ поддержки, содействие их реализации и проведение мониторинга [11]. В Италии в 2011 г. создан общегосударственный совещательный орган — Национальный совет по управлению спортом, в работе которого под председательством министра по делам регионального развития, туризма и спорта принимают участие представители министерств внутренних дел, обороны, здравоохранения, образования, труда, экономики, Конференции регионов и автономных провинций, Союза провинций, Ассоциации муниципалитетов, НОК, Параолимпийского Комитета, национальной телерадиокомпании. В рамках проекта реорганизации норвежского спорта высших достижений под лозунгом «Элитный спорт, основанный на знаниях» сформирована общественная организация Olympiatoppen (OLT), на которую возложена полная ответственность за подготовку национальных команд к Олимпийским играм [2, 15]. Как свидетельствует передовой мировой опыт, такой подход обеспечивает наиболее действенную реализацию и ответственность научного компонента в системе спорта высших достижений.

РИСУНОК 1 — Модель структуры «Научная кооперация в спорте высших достижений» (функции и связи):

 — финансирование;  — кооперация, влияние на решения [14]

РИСУНОК 2 — Деятельность Национального агентства спортивных инноваций Нидерландов в реализации научных проектов [8]

Предусмотрено функционирование организаций, координирующих деятельность научных учреждений страны. Так, в Нидерландах для привлечения инновационных технологий и знаний в спортивную деятельность Национальным олимпийским комитетом совместно с Нидерландской организацией прикладных научных исследований сформирован фонд «Инновационный спорт Нидерландов». Главная миссия Национального агентства спортивных инноваций — объединение усилий спортивных, деловых и научных кругов в сфере инноваций (рис. 2).

С целью повышения роли науки в развитии спорта в Канаде действует Совет по научно-исследовательским проектам, являющийся следствием сотрудничества организации «Спорт Канады» с Советом страны по социальным наукам и гуманитарным исследованиям и Канадским институтом здоровья. В Германии для управления научно-исследовательской работой в сфере физической культуры и спорта в 2005 г. создан Федеральный институт спортивной науки [2]. Эти структуры осуществляют тактическое управление научной деятельностью: разрабатывают планы и программы научно-методического обеспечения, следят за ходом научных разработок и их внедрением, рассматривают проекты создания новых технологий, координируют работу задействованных субъектов научной деятельности, обеспечивают финансами, материальными ресурсами, распределяют квалифицированный персонал, создают постоянные и временные рабочие группы для комплексного решения возникающих проблем.

СПОРТИВНЫЕ ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ОСНОВНАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЛИМПИЙСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Стратегическое направление развития национальных научно-исследовательских инфраструктур — функционирование научных учреждений в структуре спортивных центров. Создание спортивных тренировочных центров как целостных научно-практических систем является современной объективной закономерностью и обусловлено научно-техническим прогрессом и нуждами спортивной практики. Спортивные тренировочные центры объединяют организации, способные предоставлять качественные услуги спортсменам. Например, в спортивном центре в Калгари — это Канадский Олимпийский парк, Канадский институт зимних видов спорта, Национальный институт тренеров, Университет Калгари, Центр ресурсов и карьеры спортсменов, клиники спортивной медицины и другие учреждения провинции [2, 16]. Элитный центр спортивной подготовки (Topрidrettsseteret) в Осло находится в непосредственной близости от организации Olympiatoppen, Норвежской школы спортивной науки, Норвежской клиники спортивной медицины, гостиничного комплекса и рекреационной зоны Сонг [15]. В Японии и Южной Корее институты спортивной науки объединены с главными национальными спортивными тренировочными центрами [9, 12]. Государственный университет физической культуры и спорта Италии расположен в наибольшем национальном спортивном комплексе «Форо Италико». На территории олимпийского тренировочного центра США в Колорадо-Спрингс находится современный центр спортивной науки [18].

Объединение работы научных, учебных и других организаций в спортивных центрах способствует проведению комплексных исследований и мониторинга инновационной деятельности в сфере спорта, координации научных разработок, экспертизе технологического уровня, распространению научной информации и т. п. Формирование единых комплексов дает возможность объединять в неразрывном процессе научно-исследовательскую работу и внедрение ее результатов, объединить все этапы цикла «наука — практика».

КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТИВНОЙ НАУКИ

Качество научно-методического обеспечения олимпийской подготовки спортсменов определяется такими критериями: уровнем развития учебных и научно-исследовательских организаций, осуществляющих фундаментальные и прикладные исследования, разработку и их технологическое использование; системой подготовки и переподготовки научных кадров; обеспечением специалистами всех звеньев от научных исследований до внедрения их результатов. В условиях разветвленной сети научных и учебных заведений проведение НМО подготовки национальных команд возлагается на ограниченное количество учреждений. Например, в Великобритании инфраструктура научно-методического обеспечения спортивной подготовки — это сеть институтов спорта, состоящая из 22 элитных учебных центров в Англии, Северной Ирландии, Шотландии и Уэльсе (рис. 3). Аккредитацию на подготовку тренеров в США имеют 430 университетов и колледжей из 1054 учебных заведений, готовящих специалистов по физическому воспитанию и спорту, в Японии — 46 из 665, в Канаде — 9 из 81. Минимизация научных и учебных заведений, задействованных в НМО подготовки национальных команд, обусловленная приоритетной государственной поддержкой лучших научных коллективов, способствует подготовке спортсменов высшей квалификации в этих учреждениях. Например, студентам Корейского национального спортивного университета принадлежит 30 % олимпийских медалей национальной команды. Воспитанники Национального института спорта и физической культуры Франции завоевали две трети медалей на Играх XXVIII Олимпиады и половину наград на XXIX Олимпиады для национальной команды. Выпускники Центра олимпийского образования Северного Мичиганского университета США — свыше 70 медалей на Олимпийских играх.

Разнообразие проблем, которые возникают в спортивной практике, необходимость предоставления разноплановых научных услуг вынуждают ведущие страны привлекать к НМО подготовки национальных команд высококвалифицированных специалистов разных специальностей: педагогов, врачей, психологов, биологов, биохимиков, фармакологов, программистов — и другой вспомогательный персонал научно-исследовательских центров, институтов, лабораторий, учебных и медицинских заведений и т. п. Их научно-исследовательская работа в национальных командах с самого начала сориентирована на практическое использование, поэтому ее последствия имеют непосредственное влияние на эффективность системы спортивной подготовки. Это обусловило повышенные требования к поиску, обучению, отбору, расстановке научного контингента в системе НМО олимпийской подготовки. В Нидерландах научно-исследовательскую работу в сфере физической культуры и спорта выполняют около 350 человек, из них почти 1 % профессоров из свыше 100 организаций, в которые входит 21 университет [13]. В Канаде к решению проблематики проекта «Абсолютно секретно» (Top Secret) привлечено более 150 ученых из 12 университетов и институтов [10]. Разработку свыше 300 научно-исследовательских проектов, связанных с непосредственной научной и медицинской поддержкой подготовки национальных команд Китая, проводят 700 специалистов, в том числе более 100 ученых высшей квалификации, которые представляют 100 научных учреждений (университеты, институты, академии, лаборатории).

РИСУНОК 3 — Сеть институтов спорта Великобритании [7]

Для организации и координации работы научных коллективов предусмотрено наличие ответственного лица за это направление деятельности в сборной команде по виду спорта. На современном этапе развития олимпийского спорта для активизации внедрения результатов научных исследований возникла потребность в подготовке менеджеров спортивной науки, которые владеют знаниями, умениями и навыками управления научными коллективами, научно-методической деятельностью.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СПОРТИВНОЙ ПРАКТИКИ

В предоставлении научных услуг национальным командам наблюдается опережающее использование перспективных разработок, комплексность (организационное, педагогическое, медико-биологическое, психологическое, информационное и материально-техническое обеспечение), систематичность, практичность (приближение к местам подготовки спортсменов), избирательность (учитываются перспективность спортсменов, кадровый и материально-технический ресурсы науки).

Для достижения преимущества отечественных спортсменов на мировой спортивной арене специалисты стремятся внедрить в спортивную науку наиболее современные методики, которые включают использование перспективных разработок (особенно информационных, генных и нанотехнологий). В поле зрения находятся педагогические, медико-биологические, психологические, информационные, организационные и материально-технические аспекты спортивной подготовки. Цели обеспечения: спортивно-педагогического — разработка и реализация на практике системы подготовки спортсменов с помощью спортивно-педагогических технологий; медико-биологического — определение и внедрение комплекса медико-биологических мероприятий, направленных на сохранение состояния здоровья и повышение функциональных возможностей спортсменов; психологического — поиск и использование технологий психологической науки и практики для мобилизации психических резервов повышения эффективности тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов; информационного — сбор и предоставление необходимой и достаточной информации для разработки, принятия и реализации управленческих решений в системе спортивной подготовки; организационного — определение организационно-управленческих основ, обеспечивающих целенаправленное функционирование системы спортивной подготовки; материально-технического — изучение и учет спроса и предложений на материально-технические ресурсы необходимого качества и количества.

Для эффективной реализации разных направлений НМО подготовки спортсменов организация «Инновационный спорт Нидерландов» поддерживает 48 научных проектов, норвежская организация Olympiatoppen — около 30 [8]. В рамках 58 проектов под общим названием «Абсолютно секретно» для канадских спортсменов было предоставлено 85 инновационных предложений, из которых 20 % оказали непосредственное влияние на их высокий результат на XX зимних Олимпийских играх [10]. Австралийский спортивный институт выполняет 36 программ, из которых 28 направлены на обслуживание элитных спортсменов мирового уровня и 8 — на отбор и подготовку спортивного резерва [3].

Эффективность НМО национальных команд в значительной мере определяется уровнем развития научной, экспериментальной и производственной базы спортивной науки в стране, оснащением научным оборудованием для осуществления исследований и разработок, внедрения их результатов в спортивную практику. Приоритетным направлением инструментального оснащения НМО спортивной подготовки в ведущих странах является обеспечение диагностической аппаратурой обследований спортсменов в условиях тренировочной и соревновательной деятельности. Реализации этого положения в спортивной практике на современном этапе развития научно-технического прогресса способствует разработка портативных физиологических, биохимических и биомеханических диагностических комплексов. С этой целью при осуществлении НМО подготовки национальной команды Италии плодотворно сотрудничают Институт спортивной медицины и спортивной науки, университеты страны, национальные центры олимпийской подготовки, производители спортивного диагностического оборудования (Cosmed, Dartfish). В Германии функционирует Институт исследования и развития спортивного оборудования, основанный еще 1962 г. в Берлине.

В определении объемов НМО подготовки национальных команд спортивные функционеры руководствуются перспективностью вида спорта, дисциплины, команды, спортсмена относительно возможности достичь высокого спортивного результата. В подготовке национальной команды Франции к Играм XXX Олимпиады в Лондоне работа научных групп была сосредоточена на обслуживании 400 спортсменов по 25 видам спорта. Критерием опеки норвежских спортсменов со стороны «Olympiatoppen» является их способность попасть в число 8—12 наилучших с учетом динамики имеющихся результатов и этапа многолетней подготовки, популярности вида спорта в стране и мире, уровня конкуренции и представительства спортсменов и стран на главных международных соревнованиях. Таких спортсменов насчитывается около 200 [15]. В Японии количество и уровень предоставляемых услуг Национальным учебным центром и Японским институтом спортивной науки зависят от результатов спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Азии. В Великобритании поддержка видов спорта осуществляется по принципу «никаких компромиссов», подразумевающему обслуживание лучших и прогрессирующих спортсменов. «Спорт Великобритании» финансирует подготовку спортсменов к Играм XXXI Олимпиады 2016 г. по 24 видам спорта. Вопрос о других видах спорта решится после ежегодного анализа соответствия достижений их спортсменов на мировой арене требуемым стандартам элитного уровня [17]. В Италии внимание концентрируется на видах спорта, в которых отечественные спортсмены имеют высокие спортивные достижения, а также на спортивных дисциплинах, которые являются новыми в олимпийской программе или имеют невысокий уровень конкуренции на мировой арене. По итогам предыдущих Игр Олимпиад все виды спорта разделены на четыре группы — в зависимости от демонстрируемой стабильности по завоеванию олимпийских медалей [5]. В Нидерландах государственная стратегия заключается в увеличении расходов на спорт высших достижений со сосредоточием их на подготовке спортсменов в ограниченном количестве спортивных дисциплин. С 2013 г. количество спортивных программ, которые курирует НОК, сократилось со 180 в 58 видах спорта до 55 в 33 видах спорта. Виды спорта, спортивные дисциплины разделены на три группы: «подиум», «потенциал» и «талант». Состав групп будет постоянно корректироваться в сторону расширения или сужения представительства [13].

ИНФОРМАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ В СФЕРЕ НАУКИ

Важной составляющей научной деятельности является информационная коммуникация. Наибольшее влияние на развитие НМО спорта высших достижений оказывают две информационно-коммуникативные инфраструктуры:

  • информационно-компьютерные системы — справочные, консультативные, научно-технические, контрольно-управленческие и т. п.;
  • международные и национальные объединения (ассоциации, союзы, федерации) по спортивной науке, спортивной психологии, спортивной медицине, спортивной информатике и спортивным центрам.

В ведущих странах предусмотрено создание национальных информационных сетей. В Германии действует информационный сервисный центр для предоставления необходимых материалов из научных публикаций, документов на запросы тренеров, спортсменов, научных координаторов, управленцев, научных работников и т.п. [6]. Функционирует система информационного обеспечения олимпийской подготовки в Южной Корее, которая включает изучение передового международного и национального опыта, приглашение зарубежных тренеров, сбор научной информации, улучшение просветительской работы и консультаций научных работников [12]. Распространена практика формирования автоматизированных контрольно-управленческих систем по выполнению программ подготовки с формализацией планирования, учета и отчетности, введением персональных электронных паспортов спортсменов, стандартизированных компьютерно-расчетных комплексов по научно-диагностическим методикам. Комплексное углубленное обследование спортсменов—членов национальной команды Италии предусматривает оценку общей физической подготовленности; состояния систем: сердечно-сосудистой, скелетно-мышечной, центральной нервной, кардиореспираторной; режима и рациона питания. После обследований врачи команды по базе данных имеют возможность получить медицинское заключение с описанием результатов и комментарием (в частности проблем, связанных с соблюдением правил Всемирного антидопингового агентства); тренеры — рекомендации по улучшению подготовки или коррекции тренировочных программ; спортсмены — медицинские справки с комментариями и предложениями по диете и тренировке [5].

Эффективной работе специалистов в сфере спорта способствует создание международных и национальных профессиональных структур, участие в которых дает возможность владеть информацией о новейших разработках и эффективно использовать инновационные технологии в подготовке национальных команд. Например, Международный совет по спортивной науке и физическому воспитанию объединяет около 300 организаций более 60 стран, Международная ассоциация спортивных тренировочных центров — почти 70 учреждений более чем в 20 странах мира, Международная федерация спортивной медицины — восемь международных, четыре континентальных и 136 национальных ассоциаций.

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Проведенный анализ свидетельствует о понимании руководства стран важности надлежащей финансовой поддержки спортивной науки. Поэтому основным источником финансирования научной деятельности является государственный бюджет. Вместе с этим используют альтернативные пути финансирования: создают специальные фонды, инвестиции частного сектора, пожертвование граждан, прибыли от продажи лотерей и т. п. Целевая поддержка исследований и инноваций, которые могут принести непосредственную пользу британским спортсменам, составляет 12 млн фунтов стерлингов. На обеспечение подготовки национальной команды США за два года до Игр XXX Олимпиады в Лондоне НОК израсходовал на спортивную науку 3,4 млн дол., на спортивную медицину — 4,2 млн, образовательные программы и архивные услуги — 2,6 млн, из которых более 60 % средств было направлено на заработную плату задействованных специалистов [18]. Финансирование Австралийского института спорта обходится государству в 50—60 млн дол. США [3]. В Германии инвестиции в институты, связанные с элитным спортом, составляют свыше 22 млн евро. Для поддержки работы Института прикладной науки тренировки и Института исследования и развития спортивного оборудования выделяют свыше 8 млн евро [6]. На содержание Японского института спортивной науки ежегодно выделяют 16 млн дол. США [9]. За предоставленные научные и медицинские услуги национальным командам в лабораториях Института спортивной медицины и спортивной науки НОК Италии ежегодно тратит в среднем 4,5 млн евро, в Центрах олимпийской подготовки — 4 млн [5].

Инвестиции в научную деятельность составляют 2—12 % суммы, которую выделяют на поддержку спортивной подготовки. С целью оперативного предоставления финансовой помощи Корейский институт спортивной науки в 1999 г. с разрешения Министерства культуры, спорта и туризма был интегрирован в Фонд поощрения корейского спорта. В Италии в 2002 г. всю систему обеспечения спорта высших достижений было передано акционерному обществу «Услуги для Национального олимпийского комитета Италии» (Coni Servizi S.p.A.), 100 % акций которого принадлежат Министерству экономики и финансов.

Выводы

Современная система НМО подготовки спортсменов в олимпийском спорте предполагает: усиление влияния научного компонента в системе управления спортом, что обеспечивается широким представительством ученых в общегосударственных организационных структурах; систематизацию нормативно-правовой базы спортивной науки, обусловленной увеличением количества и объединением нормативно-правовых актов разных сфер деятельности, задействованных в подготовке спортсменов; функционирование тренировочных спортивных центров, предоставляющих полный спектр услуг по обеспечению подготовки национальных команд; концентрацию научного обслуживания в ведущих научных и учебных заведениях с высоким кадровым и материально-техническим потенциалом; количественный и качественный рост научных услуг, вызванный опережающим развитием спортивной науки, комплексностью, систематичностью, практичностью и избирательностью научного обслуживания национальных команд; распространение коммуникационно-информационных инфраструктур, обеспечивающих общее накопление и использование знаний; стимулирование научной деятельности преимущественно за счет государственного финансирования в размере 2—12 % суммы, предоставляемой на спортивную подготовку.

Литература

  1. Ву Хао. Система научного и медицинского обеспечения спортсменов олимпийской команды Китая / Хао Ву // Наука в олимп. спорте. — 2009. — № 2. — С. 3—6.
  2. Платонов В. Н. Подготовка национальных команд к Олимпийским играм / В. Н. Платонов, Ю. А. Павленко, В. В. Томашевский. — К.: Олимп. лит., 2012. — 310 с.
  3. Australian Sports Commission [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ausport.gov.au.
  4. China State General Sports Administration [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.chinasfa.net.
  5. Comitato Olimpico Nazionale Italiano [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.coni.it.
  6. Deutschen Olympischen Sportbundes [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.dosb.de.
  7. Game plan: A strategy for delivering government's sport and physical activity objectives: A Joint DCMS / Strategy Unit Report. — December 2002. — 226 р.
  8. Jong G. Sports in Holland: «Innovation a must» / G. Jong. — VvBN symposium, Utrecht, maart 2010. — 28 p.
  9. Kawahara T. K. Scientifi c support of elite athlete in Japan / T. K. Kawahara // ІХ Міжнар. наук. конгр. «Олімпійський спорт і спорт для всіх». — К., 2005.
  10. Kolb J. Canada's Top Secret Project: Update on Research and Innovation / J. Kolb // Sidene finner du presentasjonene fra forskningskonferansen 23 februar 2011. — Olympiatoppen, 2011. — 20 р.
  11. Ministere des Sports, de la Jeunesse, de l'Education populaire et de la Vie associative [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.sports.gouv.fr.
  12. Moon Y. J. Scientific support to Korean National Team in Athens Olympics [Електронний ресурс] / Y. J. Moon, S. W. Youn. — Режим доступа: www.hkcoaching.com/icce-arcc/abstract.
  13. Nederlands Olympisch Comite* Nederlandse Sport Federatie [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.nocnsf.nl.
  14. Neues Steuerungsmodell Leistungssport des DOSB. — Deutscher Olympischer Sport Bund, 2006. — 24 s.
  15. Olympiatoppen [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.olympiatoppen.no.
  16. Own The Podium [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ownthepodium.com.
  17. The UK's High Performance Sports Agency [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.uksport.gov.uk.
  18. United States Olympic Committee [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.teamusa.org.

References

  1. Vu Khao. System of scientific and medical support of China Olympic team athletes / Vu Khao // Science in Olympic Sport. — 2009. — N 2. — P 3—6.
  2. Platonov V. N. Preparation of national teams for the Olympic Games / V. N. Platonov, Yu. A. Pavlenko, V. V. Tomashevskii. — Kiev: Olympic Literature, 2012. — 310 p.
  3. Australian Sports Commission [Electronic resource]. — Access mode:www.ausport.gov.au.
  4. China State General Sports Administration [Electronic resource]. — Access mode: www.chinasfa.net.
  5. Comitato Olimpico Nazionale Italiano [Electronic resource]. — Access mode: www.coni.it.
  6. Deutschen Olympischen Sportbundes [Electronic resource]. — Access mode: www.dosb.de.
  7. Game plan: A strategy for delivering government's sport and physical activity objectives: A Joint DCMS / Strategy Unit Report. — December 2002. — 226 р.
  8. Jong G. Sports in Holland: «Innovation a must» / G. Jong. — VvBN symposium, Utrecht, maart 2010. — 28 p.
  9. Kawahara T. K. Scientific support of elite athlete in Japan / T. K. Kawahara // IX International scientific congress «Olympic sport and sport for all». — Kiev, 2005.
  10. Kolb J. Canada's Top Secret Project: Update on Research and Innovation / J. Kolb // Sidene finner du presentasjonene fra forskningskonferansen 23 februar 2011. — Olympiatoppen, 2011. — 20 р.
  11. Ministere des Sports, de la Jeunesse, de l'Education populaire et de laVie associative [Electronic resource]. — Access mode: www.sports.gouv.fr.
  12. Moon Y. J. Scientific support to Korean National Team in Athens Olympics [Electronic resource] / Y. J. Moon, S. W. Youn. — Access mode:www.hkcoaching.com/icce-arcc/abstract.
  13. Nederlands Olympisch Comite* Nederlandse Sport Federatie [Electronic resource]. — Access mode: www.nocnsf.nl.
  14. Neues Steuerungsmodell Leistungssport des DOSB. — Deutscher Olympischer Sport Bund, 2006. — 24 s.
  15. Olympiatoppen [Electronic resource]. — Access mode: www.olympiatoppen.no.
  16. Own The Podium [Electronic resource]. — Access mode: www.ownthepodium.com.
  17. The UK's High Performance Sports Agency [Electronic resource]. — Access mode: www.uksport.gov.uk.
  18. United States Olympic Committee [Electronic resource]. — Access mode: www.teamusa.org.

Поступила 21.03.2013

Теги: исследование, ведущие спортивные страны, практический опыт, научно-методическое обеспечение.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Авторы

      Первый автор
      Павленко Юрий
      Другой автор
      Козлова Нина
    • Заглавие

      Основное
      Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте
    • Источник

      Заглавие
      Наука в олимпийском спорте
      Дата
      2013
      Обозначение и номер части
      № 2
      Сведения о местоположении
      C. 73-79
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Павленко Юрий — Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте // Наука в олимпийском спорте. - 2013. № 2. C. 73-79

    Козлова Нина — Научно-методическое обеспечение подготовки спортсменов в олимпийском спорте // Наука в олимпийском спорте. - 2013. № 2. C. 73-79

    Посмотреть полное описание