Психология спорта

Лекция 4. Проблема личностных особенностей в спорте

Автор:
Акимова Л. Н.
Источник:
Глава:
Лекция 4. Проблема личностных особенностей в спорте
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная психология
Регионы:
УКРАИНА
Рассказать|
Аннотация

Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не зани­мающихся спортом. Агрессивность спортсменов. Оценка личностных качеств спортсменов по опроснику Р. Кэттелла. Личность идеального тренера. Авторитарность тренера. Многочисленные данные о личностных особенностях спортсме­нов и лиц, не

Лекция 4. Проблема личностных особенностей в спорте

  • Сравнительная характеристика спортсменов и лиц, не зани­мающихся спортом.
  • Агрессивность спортсменов.
  • Оценка личностных качеств спортсменов по опроснику Р. Кэттелла.
  • Личность идеального тренера.
  • Авторитарность тренера.
 
 Многочисленные данные о личностных особенностях спортсме­нов и лиц, не занимающихся спортом, свидетельствуют о существен­ных различиях в уровнях выраженности целого ряда личностных ка­честв. Обследование больших групп спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются:
 
  • высокая эмоциональная устойчивость,
  • уверенность в себе,
  • независимость, самостоятельность,
  • склонность к риску,
  • самоконтроль,
  • общительность.
 
В настоящее время достаточно широко обсуждается вопрос о «личностном профиле» спортсмена, занимающегося определенным видом спорта. Однако анализ личностных особенностей спортсменов международного класса по видам спорта не подтвердил гипотезу «личностного профиля».
 
 Более продуктивным оказался подход поиска общих проявлений личности, обуславливающих успех в спорте. К числу таких черт следует отнести: сензитивность, эмоциональную устойчивость, актив­ность в преодолении препятствий.
 
 В целом личностные особенности, как и типологические, следует учитывать в индивидуализации управления спортивной деятельностью. Роль фактора личностных особенностей в успешности спортив­ной деятельности также рассматривается при обсуждении проблемы надежности спортсмена.
По данным американских спортивных психологов, к наиболее часто встречающимся личностным чертам спортсменов относятся: высокий уровень агрессивности (который почти всегда находится под контролем у спортсмена высокого класса), высокий уровень мотива­ции достижения, экстраверсия и твердость характера, авторитарность, эмоциональная устойчивость и самоконтроль.
 
 Агрессивность. Во многих видах спорта, особенно в тех, где до­пускается непосредственный физический контакт, различные формы контролируемой физической агрессии просто необходимы. Данные исследований показывают, что спортсмены высокого класса, занимающиеся этими видами спорта, не только более агрессивны, но и склонны более свободно выражать свои агрессивные тенденции, чем представители так называемой нормальной выборки.
 
Агрессивные тенденции в спортивных ситуациях, допускающих проявление контролируемой враждебности, в одних случаях могут усиливаться, в других снижаться. Если спортсмен имеет большую по­требность в агрессивных действиях, а спортивная деятельность не вы­зывает у него физической усталости или его попытки проявлять агрес­сивность приводят к фрустрации (штраф за нарушение правил или проигрыш), то агрессивность у него, скорее всего, сохранится. С дру­гой стороны, если у спортсмена невысокая потребность в агрессивно­сти, спортивная деятельность вызывает у него хотя бы среднюю уста­лость или его поощряют за выигрыш или достигнутый успех, - его агрессивность снижается.
 
Уровень агрессивности, скрытой или явной, существенно изме­няется до, во время и после спортивной деятельности. Полагают, что происхождение агрессивных тенденций и соответствующего поведе­ния у спортсменов можно проследить в их ранних детских впечатле­ниях и опыте. Затем под влиянием своевременных санкций и наказа­ния за непосредственное проявление агрессивности поведение инди­вида модифицируется.
 
 Агрессивные тенденции формируются у спортсмена задолго до того, как он приходит в спорт. Это формирование происходит различными способами:
 
1.  Родители поощряют агрессивность в своих детях непосредственно или показывают пример соответствующего поведения по отношению к другим и к окружающей среде. В целом дети, наблюдающие агрессивность у взрослых, особенно если это значимый и авторитетный для них человек, которому удается добиться успеха благодаря агрессивности, воспринимают эту форму поведения.
 
2.  Родители наказывают детей за проявление агрессивности:
 
  • родителям, разумно подавляющим агрессивность у своих детей, как правило, удается воспитать в детях умение владеть собой в ситуа­циях, провоцирующих агрессивное поведение;
  • родители, которые не наказывают своих детей за проявление аг­рессивности, вероятнее всего, воспитают в них чрезмерную агрессив­ность;
  • родители, которые очень резко подавляют агрессивность у сво­их детей, воспитают в ребенке чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться в более зрелые годы.

 
3. Родители часто по-разному реагируют на агрессивное поведе­ние детей в зависимости от того, направлено ли оно на них или на сверстников. Как правило, строже наказывается ребенок за агрессив­ность по отношению к взрослому, чем по отношению к сверстнику или товарищу по игре, особенно если последний действительно за­служил это.
 
Потенциальный интерес для спорта представляет третий способ формирования агрессивности.
 
 Агрессивность можно измерить с помощью проективных мето­дик, личностных тестов, специально организованных экспериментальных ситуаций, в которых агрессивность стимулируется по отно­шению к другому испытуемому. Эти методики позволяют выявить глубокие агрессивные тенденции, которые трудно заметить при на­блюдении. С их помощью также можно определить тип и направлен­ность агрессивной реакции.
 
Управление агрессивностью представляется одной из важных за­дач во многих видах спорта, включая и те, где физический контакт поощряется и где агрессивность можно направить на мяч, копье или другой объект.
 
Интеллектуальный уровень. По наблюдениям за спортсменами и исследованием их личностных качеств с помощью методик Кэттелла было показано, что спортсменов высокого класса (гонщиков, футбо­листов, пловцов) отличает более высокая «способность к абстрактно­му мышлению». Но в настоящее время существует мало объективных данных по этой проблеме. Вопрос о том, какие именно компоненты интеллектуальных действий обладают наибольшей ценностью для различных видов спорта, остается открытым.
 
 Твердость характера. Эта черта является одной из наиболее упоминаемых личностных характеристик спортсмена. По Кэттеллу, для индивида, наделенного этой чертой, свойственны эмоциональная зрелость, независимость в мыслях и действиях, твердость и критичность в оценке себя и окружающего мира, способность владеть свои­ми чувствами и не показывать тревоги в различных ситуациях. Его противоположность, индивид с «мягким характером», отличается не­терпеливостью, сентиментальностью, чувствительностью, эмоцио­нальной незрелостью, частыми переживаниями тревоги.
 
Этот критерий, диагностируемый по 16 PF, является наиболее тонким для оценки личностного потенциала, особенно у спортсменов, склонных работать с полной отдачей. Этот показатель также позволя­ет выявить спортсменов, которые не столь сильно реагируют на стрес­совые соревновательные ситуации.
 
Уверенность в себе в ситуациях межличностного общения. В целом спортсменам высокого класса свойственна уверенность в себе. Этому способствует и высокий социальный статус, приобретаемый спортсменами на всех уровнях (школа, университет). Индивиды, имеющие такой статус, чувствуют себя достаточно уверенно и сво­бодно в различных социальных ситуациях.
 
Это не исключает той ситуации, при которой отдельные спорт­смены, занимаясь физическими упражнениями, пытаются преодолеть чувство собственной неполноценности. В частности, исследования американских психологов показали, что многие, занимающиеся атле­тической гимнастикой, наращиванием мышечной массы, стремились компенсировать неуверенность в своих мужских достоинствах.
 
Неуверенному в себе спортсмену необходима эмоциональная и словесная поддержка.
 
Более уверенный в себе спортсмен будет иначе реагировать на похвалу и порицание тренера, чем тот, кто неуверен в себе. Как общее чувство уверенности, так и неуверенность в специфических спортив­ных ситуациях зарождаются в раннем детстве, и затем, уже в более поздние периоды жизни, формируются в условиях соревновательной борьбы.
 
Забота о собственной внешности и здоровье. С помощью объ­ективных и проективных методик были выявлены различия в отноше­нии спортсменов к своей внешности, к травмам и даже к способности переносить боль.
 
 Некоторые спортсмены могут снижать интенсивность входного болевого стимула, а некоторые спортсмены при этом блокируют визуальные, кинестетические и болевые импульсы.
 
 Спортсмены чаще, по сравнению с не занимающимися спортом, проявляют внимание к своему телосложению, гигиене тела. Причиной может служить то, что для спортсменов тело является средством дос­тижения успеха и самовыражения. При чрезмерной заботе о своем те­ле вполне возможно, что спортсмен будет проявлять повышенную чувствительность к малейшим повреждениям и травмам и даже может видеть в соревнованиях опасность для своего здоровья. Тип спортсме­нов, «склонных к травмам», был выделен многими клиническими психологами. С ними, как показывает опыт, работать труднее всего. Воображаемые или преувеличенные проблемы, связанные со здоровь­ем, часто могут быть свидетельством глубоко коренящихся невроти­ческих или психопатологических тенденций, на которые следует не­медленно обратить внимание. Кроме того, спортсмен иногда может сильно преувеличивать серьезность состояния своего здоровья либо симулировать болезнь для оправдания возможной неудачи на соревнованиях.
 
 Авторитарность. Потребность подчинять себе других чаще на­блюдается среди тренеров, чем среди спортсменов. В спортивных командах могут быть спортсмены как с высоким, так и с низким уров­нем авторитарности. Психологу команды необходимо быть особенно внимательным к выраженному стремлению к лидерству, так как оно не всегда может сочетаться с необходимыми лидерскими качествами.
 
Комплекс черт «авторитарной личности» часто сочетается с по­требностью индивида в подчинении другим. Иными словами, люди с высокой потребностью подчинять себе окружающих часто стремятся и к авторитарному контролю над собой.
 
Индивид с низкими авторитарными потребностями будет менее охотно принимать подобные притязания от других, в том числе и от своего тренера, особенно если это связано с ограничением его свобо­ды.
 
Спортсмен с высоким уровнем авторитарности будет настойчив в своих притязаниях, хвастлив, заносчив, агрессивен и, в случае неудач, склонен скорее обвинять других, чем себя, обычно навязывая свою волю грубо и эгоистично.
 
Индивид с низкими авторитарными потребностями, наоборот, будет покладист, иногда не уверен в себе, скромен, при ошибках склонен к самообвинениям и относительно спокоен.
 
Индивид, находящийся приблизительно посредине шкалы авто­ритарности, сможет проявлять то настойчивость, то покладистость, в зависимости от ситуации в команде.
 
Чтобы понять психологические особенности спортивной дея­тельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов - личности тренера. Тренера изображали по-разному. Его представляли то как человека догматичного и грубоватого, стремяще­гося воспитать такие же качества у спортсменов, находящихся под его началом, то как неудачника со свистком на шее, от которого ушла же­на. В некоторых случаях - это был портрет мужественного рыцаря с сильной волей и высокими моральными принципами, готового защи­щать своих юных воспитанников от заблуждений, подготовить к жиз­ни, сформировать у них положительные черты характера и воспитать стойкость и мужество.
 
 Личность идеального тренера. В конце 60-х годов в Англии была предпринята попытка изучить личность идеального тренера, работающего с пловцами. С помощью 16 PFтеста испытуемым предла­галась построить профиль личности тренера, который обладал бы са­мыми желательными для них личностными чертами. Когда результа­ты опроса спортсменов и тренеров сравнили между собой, то они ока­зались очень схожими по таким чертам личности, как общительность, эмоциональная устойчивость, а также доминирование, реалистич­ность, неуверенность, напряженность, воображение и др. Таким обра­зом, оценки личности идеального тренера у спортсменов и у тренеров совпали. По их мнению, это должен быть открытый, общительный и эмоционально устойчивый человек, способный, когда это нужно, управлять спортсменом и контролировать соревновательную ситуа­цию. Более того, у такого тренера должен быть достаточно высокий интеллект, развиты чувство реальности, практичность и уверенность в себе. Одновременно это должен быть человек, склонный к новаторст­ву, предприимчивый, самостоятельный, предпочитающий сам прини­мать ответственные решения. Спортсмены считали, что тренер дол­жен быть человеком, на которого можно положиться в сложных соревновательных ситуациях и который (по мнению самих тренеров) может организовать и контролировать деятельность спортсменов.
 
Однако Хендри обнаружил интересные различия при сравнении действительных личностных профилей высококвалифицированных тренеров по плаванию с идеальными профилями, построенными по их собственным представлениям и представлениям их воспитанников.

Совпадения между реальными и построенными профилями были не­значительными. Стало очевидным, что самооценки тренеров и их представления об идеальном тренере различались достаточно сущест­венно.
 
Только по двум факторам - доминирование и готовность принять новое - не было обнаружено достоверных различий. По другим каче­ствам между идеальной ролью, которую тренеры, по их собственному представлению, должны играть, и действительными личностными особенностями были выявлены существенные различия.
 
В другом исследовании Хендри обнаружил, что такая же тенден­ция была присуща и пловцам. Следовательно, можно предложить, что в данном случае желаемое расходится с действительностью. Хотя тре­неры и спортсмены знают, что в жизни тренеры по своим эмоцио­нальным и интеллектуальным качествам не являются образцами, все же и те и другие предъявляют к ним высокие требования.

Продолжая свое исследование, Хендри задался целью выяснить, какую роль играют определенные и уникальные черты личности или их совокупность. С помощью теста Кэттелла были обследованы две группы тренеров - «успешных» и «неуспешных». Различий в их лич­ностных особенностях обнаружить не удалось. Однако, поскольку тестирование проводилось во время чемпионата, то Хендри признает, что определение этих двух категорий - «успешных» и «неуспешных» - не было достаточно обоснованным.
 
Другие исследователи, напротив, считают, что все же существует определенное сочетание личностных качеств, которые характерны для многих успешно работающих тренеров. Так, Огилви указывает на то, что профессиональные тренеры обладают твердым характером, доста­точно устойчивы к стрессу, связанному с общением с журналистами, болельщиками, а также к реакциям на их работу с командой. Для тре­неров, работающих с национальными и сборными командами, по дан­ным того же Огилви, характерны эмоциональная зрелость, независи­мость, а также твердость и реалистичность взглядов. Они не склонны показывать озабоченность и умеют владеть собой. Кроме того, Огилви и Татко обнаружили также, что тренеры как представители опреде­ленной группы имеют высокие показатели по шкале авторитарности.
 
Анализируя сказанное, нужно подчеркнуть, что представления об идеальном тренере существуют как у спортсменов, так и у тренеров. Однако успех тренерской работы в значительной степени зависит от того, как строит он свои отношения со спортсменами и командой и как преподносит свои знания. По мнению Хендри, способность трене­ра выполнять роль, которой ожидают от него спортсмены, в сочетании с его профессиональными знаниями, может, по-видимому, компенси­ровать некоторые его недостатки.
 
Авторитарность - демократичность тренера. Наблюдаемые авторитарные тенденции у тренеров были подтверждены данными довольно поверхностных и несистематических исследований. Но дан­ные имеющихся исследований подтверждают авторитарность трене­ров по сравнению с представителями других профессий. Существует несколько причин, дающих объяснение тому, что большинство трене­ров авторитарны в своей деятельности.
 

  1. Особенность восприятия тренером своей роли основана на ав­торитете и поведении, отражающем авторитарность.
  2. Высокая потребность управлять действиями других была при­чиной тому, что они выбрали спортивную деятельность для удовле­творения этой потребности.
  3. Лидерство и руководство в стрессовых ситуациях, характерные для спортивной деятельности, требуют, по-видимому, достаточно же­сткого контроля за поведением спортсменов как в командных, так и в индивидуальных видах спорта.
  4. Некоторые спортсмены, привыкшие подчиняться авторитету, ожидают от тренера доминирующего поведения. Поэтому тренеры нередко ведут себя именно так, чтобы удовлетворить потребности спортсменов.
 
Можно отметить следующие преимущества доминирующего по­ведения тренера:
 
  1. Неуверенный в себе спортсмен будет чувствовать себя уверен­нее и спокойнее в стрессовых ситуациях.
  2. Агрессивность, вызванная авторитарностью, направлена не на тренера, а на борьбу с соперниками или способствует более активным действиям спортсмена (например, быстрее бежит, дальше метает).
  3. Авторитарное поведение тренера может действительно соот­ветствовать потребностям спортсмена, и в этом случае он выступит лучше обычного.

 
 Однако среди тренеров, добившихся успеха, встречаются и демо­кратичные по стилю поведения. Они добиваются успеха по следующим причинам.
 
1. Менее авторитарный тренер более доступен спортсменам. Его воспитанники свободно чувствуют себя с ним и охотнее общаются.

Поэтому тренер сможет лучше знать об их опасениях, проблемах и возможных разочарованиях и тем самым предотвратить раскол в ко­манде.

  1. Спортсмены имеют возможность проявлять инициативу и са­мостоятельность, достичь определенной независимости в стрессовых ситуациях.
  2. Если тренеру удается передать часть ответственности за при­нимаемые решения спортсменам, и они начинают чувствовать свой авторитет, то это способствует формированию у них более эмоцио­нально зрелого поведения.
  3. Спортсмены, действия которых чрезмерно не ограничивает ав­торитарный тренер, могут принимать более гибкие тактичные реше­ния.
  4. Более гибкий тренер, в отличие от авторитарного, не примет авторитарных претензий и заявлений со стороны других.
  5. Авторитарного тренера отличает большая нетерпеливость и фанатизм. Более гибкий тренер готов принять других людей такими, какие они на самом деле, оценить их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение.
 
Психологи, занимающиеся проблемами управления в области промышленности и преподавания, предложили несколько методов сочетания авторитарного и демократического поведения со стороны руководителя. Они рекомендуют более гибкий подход в ситуациях, требующих взаимодействия группы и лидера. Преподаватель в спорте, по мнению М. Мосстона, должен начинать с авторитарного подхода -«делай, как тебе говорят». Когда ученики освоят и примут эту модель, ответственность за приятие некоторых решений может быть возложе­на на них.
 
 Мосстон рекомендует предоставить право ученикам решать во­просы, связанные с заданием, - когда начать тренировку, сколько времени тренироваться, на каких снарядах и т.д. Он считает, что в этом случае школьники более активны на уроках физической культуры, чем когда эти указания даются учителем. Если воспитанники ус­пешно справляются с этим, то Мосстон рекомендует для оценки вы­полненного упражнения привлекать самих учащихся. Для этого он предлагает разбить учеников на пары, а затем распределить по груп­пам с тем, чтобы они могли видеть друг друга и оценивать качество выполнения упражнений.
 
Далее Мосстон предлагает разрешить ученикам самим составлять индивидуальный план тренировок с учетом их возможностей. Таким образом, ученику можно предложить составить программу для разви­тия силы и выносливости.
 
 И, наконец, Мосстон рекомендует подвести спортсмена к этапу, который он называет «управляемым самопознанием», - метод Сократа, при котором ученик путем ответа на вопросы открывает для себя принципы и основы, способствующие совершенствованию мастерст­ва. В качестве примера подобного самопознания Мосстон приводит описание групповой дискуссии баскетболистов, в которой они «от­крыли» для себя тактику быстрого прорыва.
 
Сравнительные исследования авторитарного и демократического подхода в физическом воспитании показывают, что хотя в первом случае навыки будут осваиваться быстрее, однако при более активном участии спортсмена в педагогическом процессе он лучше будет пони­мать, почему применяется та или иная тактика, и действия его будут более гибкими.
 
Литература:

  1. Блудов Ю.М. Плахтиенко В.А. Личность в спорте: Очерки иссле­дований психологии спортсмена. - М., 1987. - 154 с.
  2. Деркач А.А., Исаев А.А. Творчество тренера. - М.: ФиС, 1982. -238 с.
  3. Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте. - М., 1978.
  4. Психология спорта. Современные направления в психологии. - М., 1989.
  5. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. - СПб., 2002.
  6. Уэнсберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. - К.: Олимпийская лит-ра, 2001. - 335 с.
    Загрузка...