00:00, 01 марта 1999, Научные статьи

Теория и практика физической культуры

30 лет по пути развития высшего физкультурного образования

Источник:
Выпуск:
3 () 1999, 01 марта 1999
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Образование
Рассказать|
Аннотация

Заслуженный работник культуры РФ, действительный член Академии гуманитарных наук, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР А.Г. Барабанов , ректор Кубанской государственной академии физической культуры Ключевые слова: высшее физкультурное образование, учебные планы, структура

30 лет по пути развития высшего физкультурного образования

Заслуженный работник культуры РФ, действительный член Академии гуманитарных наук, доктор педагогических наук, профессор, мастер спорта СССР А.Г. Барабанов, ректор Кубанской государственной академии физической культуры


Ключевые слова:
высшее физкультурное образование, учебные планы, структура вуза, новые специальности, подготовка кадров.

Переход России к рыночной экономике привел к возникновению множества проблем в социально-экономической жизни общества и обусловил необходимость реорганизации высшего, в том числе и физкультурного, образования в стране. Приходится констатировать, что до сих пор еще нет ясности в экономической стороне развития физической культуры как отрасли, в этой связи трудно говорить о перспективах развития высшей физкультурной школы. В то же время необходимость разработки подходов к повышению эффективности организационно-управленческих решений и актуализации проблемы физкультурного образования обусловливается потребностью, во-первых, оздоровления нации в связи с ухудшением физического состояния многих категорий населения; во-вторых, в связи с новыми представлениями о народном образовании в целом, требующими перехода от наукоучения к логике культуры; и, в-третьих, в связи с развитием рынка услуг, в том числе физкультурно-оздоровительных, спортивных и туристских.

Известно, что возможности физической культуры могут быть успешно реализованы лишь при наличии материальной базы и квалифицированных кадров. Разнообразие спортивных сооружений, различные формы их собственности предъявляют к современным специалистам качественно новые профессиональные требования, которые должны учитываться при подготовке физкультурных кадров. Требования к выпускнику физкультурного вуза предъявляются самой практикой физической культуры, спорта, туризма, рекреации и реабилитации, сферой досуга. В условиях конкуренции многочисленных малых предприятий, ассоциаций, клубов и других структур между собой и государственными учреждениями в борьбе за социальный и государственный заказ возрастает роль культуры, интеллекта, профессионализма, образованности специалиста по физической культуре, в обеспечении качества и эффективности его труда, результативности работы всей организации. Для того чтобы опередить конкурента, надо быть более подготовленным, владеть более высокой общей, методологической и технологической культурой, уметь решать неожиданные, нестандартные задачи, возникающие в процессе профессионально-педагогической и управленческой деятельности.

Образовательная ситуация в сфере физической культуры стала меняться в связи с обострением противоречий между:

  • быстрым ростом количества физкультурных кадров и низким уровнем их образования, возможностями их квалификационно-профессионального роста;
  • потребностями отрасли "физическая культура и спорт" в физкультурных кадрах и социальной, профессиональной готовностью молодых специалистов к практической деятельности;
  • содержанием физкультурного образования и условиями, организацией труда физкультурных кадров;
  • сложившимся механизмом управления учебными заведениями и уровнем их самостоятельности и защищенности.


Выход из сложившейся для высшей физкультурной школы негативной ситуации мы видим в разрешении следующих проблем:


1. Необходимо проводить постоянный мониторинг современной системы высшего образования и определить место в нем высшей физкультурной школы.
2. Выявить эффективные пути воздействия высшей школы на практику физкультурного движения в стране.
3. Обеспечить интеграцию физкультурного образования, науки и практики физкультурного движения.

Так, нами выявлено, что на эффективность физкультурного образования существенное воздействие оказывает совокупность различных факторов. К ним относятся внешние факторы, влияющие на развитие физической культуры как отрасли, спортивная наука, уровень интеграции науки и практики, уровень квалификации преподавательских кадров, наличие высококачественного оборудования и инвентаря и т.п. К внутренним факторам, оказывающим влияние на эффективность физкультурного образования, следует отнести наличие ориентации на ценности образования и мотивы, побуждающие заниматься самовоспитанием и самообразованием. Соотношение внешних и внутренних факторов позволяет говорить об определенных тенденциях развития системы физкультурного образования в новых социально-экономических условиях развития общества.

Но это, конечно, не означает, что можно игнорировать те социально-экономические условия, в которых функционирует физическая культура сегодня. Рыночная экономика - не чья-то прихоть, не временное явление, а веление времени. Это непременное условие свободного, не сдерживаемого рамками административно-приказной системы развития культуры, в том числе и физической. Цивилизованный, культурный рынок - наша перспектива, и с ориентацией на нее нужно готовить специалистов.

Изменения в экономической, политической и социальной сферах России создали принципиально новую ситуацию для высшего профессионального образования, которая потребовала соответствующих изменений в его организации, в содержании, во взаимоотношениях вузов с потребителями кадров. Еще в 70-80-е гг. в нашем вузе изучались специфика и особенности работы выпускников вуза на основе непосредственного ознакомления с условиями их труда, степенью подготовленности к профессиональной деятельности и с отзывами с места работы. На базе собранного материала были разработаны новые квалификационные характеристики специалистов, которых должен готовить и выпускать вуз.

Для обеспечения качества содержания учебного плана 0303 "Физическая культура и спорт", выработки основных дидактических принципов его реализации в институте в 1990 г. были разработаны квалификационные характеристики и технология формирования трех основных специальностей: преподаватель физической культуры; тренер-преподаватель по виду спорта; преподаватель - организатор физкультурно-оздоровительной работы. Это позволило УМО СССР и РСФСР по физкультурному образованию внедрить в учебную деятельность институтов физической культуры разработанные в КГИФКе положения о содержании общеобразовательной и профессиональной подготовки на базовом и профилированном этапах обучения. На основе квалификационных характеристик был выработан единый подход к технологии (последовательность изучения дисциплин, курсов, разделов, тем; видов и форм занятий, объемов, сроков и т.д.) формирования необходимых знаний, умений и навыков, к определению содержания каждой учебной дисциплины и соответствующего блока дисциплин.

Новые проблемы возникли при переходе вуза на многоуровневую систему образования и подготовку бакалавров физической культуры и спорта. В вузе не сразу было принято решение готовить бакалавров как таковых, без определения возможности использования их по конкретному профессиональному профилю. Учебно-научно-методической лабораторией академии по совершенствованию процесса подготовки специалистов была проведена большая предварительная работа. В связи с необходимостью разработки индивидуального учебного плана по направлению Г-19 был выполнен анализ потребности в специалистах по физической культуре и спорту. Было выяснено, что в Краснодарском крае проживает около 5 млн человек. Общий прирост населения (в основном за счет миграции) составляет 1,0-1,5 % в год. Число штатных физкультурных работников - -около 6 тыс. человек (т.е. потребность удовлетворена на 70 %). Необходимость решения проблемы здоровья населения и особенности перехода к рыночной экономике потребовали некоторого изменения сложившейся структуры кадров по сферам и объему профессиональной деятельности. С учетом общего прироста населения и перемещения кадров общий прирост количества специалистов по физическому воспитанию сохраняется, но практика рыночной экономики приводит к значительному оттоку кадров из этих сфер, поэтому реально потребность в специалистах возрастает.

При переходе на самофинансирование вполне возможно некоторое снижение потребности в специалистах по традиционным видам спорта, но оно, вероятно, будет компенсироваться за счет развития спорта для инвалидов и других нетрадиционных форм спортивной деятельности. Растущая популярность оздоровительной физической культуры позволяет ожидать значительного увеличения потребности в специалистах этого профиля. Переход к рыночной экономике будет скорее всего сопровождаться сокращением административно-управленческого аппарата, но возрастет потребность в специалистах по маркетингу и менеджменту в сфере физической культуры и спорта. Практически по всем специализациям можно ожидать увеличения объема профессиональной деятельности специалистов за счет предоставления платных услуг населению и проведения консультативно-методической работы.

Для ликвидации к 2000 г. 30%-го разрыва между потребностью в специалистах и их наличием необходима ежегодная их подготовка в объеме 3,0-4,0% от имеющегося количества. Компенсация естественной убыли специалистов (1,5-2,0% в год) и общий прирост населения в регионе (1%) составляют еще 2-3%. Подготовка резерва с учетом миграции специалистов (до 30 % от каждого выпуска) - еще до 2% в год. В целом ежегодный объем подготовки специалистов до 2000 г. должен составить 6-8% от их общего числа. В связи с этим можно составить прогноз на длительный период с последующей его корректировкой с учетом изменения потребности в специалистах. Основной удельный вес потребности ложится на направления "Физическое воспитание" (до 45%), "Оздоровительная физическая культуры" (до 25%) и "Спорт" (до 15%).

С учетом этих обстоятельств была разработана квалификационная характеристика специалиста в соответствии с учебным планом Г-19 "Физическая культура". Планом предусматривалось освоение студентами профессионально-образовательных программ первого уровня (неполное высшее образование) в течение двух лет обучения и второго уровня (базовое высшее образование). По окончании 2-го курса студент мог либо продолжить обучение по программе бакалавра, либо перейти на одногодичный цикл профессиональной подготовки по программе специалистов средней квалификации, либо параллельно с квалификацией "бакалавр" освоить двухлетнюю профессиональную программу по квалификации "преподаватель", либо изменить направление образования и получить в дальнейшем степень бакалавра по любому из направлений базового гуманитарного образования в высшей школе.

Кроме того, нами были организованы двухлетние курсы довузовской подготовки по программе первого года обучения бакалавра. Это давало возможность выпускникам лицеев и колледжей по окончании своих учебных заведений сразу поступить на 2-й курс академии. Схема получилась довольно сложной, но это позволяло учесть возможные изменения потребности в специалистах и обеспечить полноценную довузовскую профориентацию и профотбор абитуриентов.

К тому времени КГИФК уже накопил опыт изучения различных сторон деятельности образовательных учреждений, физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций. Вместе с тем все более четко вырисовывались жизненно важные проблемы и несоответствие им содержания подготовки в вузе. Мы предпринимали попытки улучшить подготовку кадров путем использования передовых педагогических технологий, регламентации и демократизации учебного процесса. Еще задолго до введения многоуровневой системы подготовки кадров в вузах Российской Федерации в нашем институте была организована кафедра методов научных исследований в спорте, что предоставило студентам возможность по их желанию более глубоко изучать интересующие их разделы учебных дисциплин. Переход на многоуровневую систему и изменение учебного плана подготовки бакалавров выявили много резервов и возможностей для расширения направлений подготовки специалистов. Ранняя профессиональная ориентация в 8-9-х классах более продуктивна в смысле формирования производственного интереса. Именно в этом возрасте, как показывает практика, легче формируются качества личности, необходимые для будущей профессии педагога. Возможно, этим и объясняется наличие колледжей при известных университетах Западной Европы и США, которые решают прежде всего проблемы воспитания, а уж потом образования. С учетом вышеизложенного мы пришли к решению открыть в стенах академии колледж. Немаловажным аргументом в пользу правильности данного решения является также и опыт работы лицейских классов, выпускники которых выгодно отличались от школьников обычных классов.

Кроме того, каждая кафедра, рассмотрев свои возможности, разработала серию спецкурсов или спецпрактикумов, позволяющих использовать полученные знания и умения на практике. Спецкурсы могли предусматривать и фундаментальное изучение какой-либо проблемы. По предложению кафедр ректоратом было одобрено 84 спецпрактикума и спецкурса, которые студенты могли избрать для изучения. Решением ученого совета в соответствии с выбором студентов было утверждено 47 таких спецкурсов и спецпрактикумов.

Итогом этой работы явилась возможность при освоении академической степени бакалавра физической культуры получить следующие дополнительные специализации и профессии, опирающиеся на предварительно изученный спецпрактикум или спецкурс. Так в вузе родились специализации, которые могли быть получены дополнительно к диплому бакалавра: "психолог-практик", "преподаватель (тренер)-исследователь по физической культуре и спорту", "менеджер-предприниматель в спорте и сфере услуг", "инструктор по туризму", "инструктор по туризму со знанием иностранного языка", "преподаватель-технолог по эксплуатации спортивных сооружений", "фельдшер", "социально-культурный сервис и туризм", "валеолог", "физическая реабилитация", "педагогика и методика дошкольного образования". Это значительно расширило возможности выпускников, повысило их социальную защищенность, а для профессорско-преподавательского состава расширились возможности повышения квалификации.

Высшие учебные заведения по физической культуре и спорту создавались географически в различных регионах страны с целью обеспечения кадрами именно данных регионов. Комитет по физической культуре и туризму РФ, решая проблемы по физической культуре в республике и используя географию размещения вузов, определил им административные единицы Российской Федерации. Таким образом, вся страна была разбита на регионы, закрепленные за высшими физкультурными учебными заведениями.

Также было принято решение и о реализации федеральной программы "Развитие физической культуры и формирование здорового образа жизни населения Российской Федерации". Приказом Комитета Российской Федерации по физической культуре № 134 от 9 августа 1993 г. были определены базовые учебные заведения, т.е. реализация программы организовывалась по регионам краев, областей и республик, закрепленных за высшими физкультурными учебными заведениями. Краснодарский государственный институт физической культуры был определен базовым для Краснодарского края, республики Адыгея, Ставропольского края, Карачаево-Черкесской республики, Ростовской области, Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской республики, Северной Осетии, Чеченской республики, Ингушской республики. Такой подход к решению общегосударственных задач соответствует целям, которые ставятся правительством страны перед вузами, и прежде всего перед университетами и академиями.

Еще до выхода этого положения и преобразования Краснодарского государственного института физической культуры в академию ректорат и коллектив вуза считали, что Краснодарский государственный институт физической культуры- центр по подготовке кадров, научной, научно-методической работы по физической культуре в регионе Юга Российской Федерации. С выходом вышеуказанного положения позиция вуза укрепилась и работа коллектива по совершенствованию подготовки кадров и развитию научной и научно-методической работы для Юга России получила дальнейшее развитие.

У академии появились опорные точки в Ростовской области, Ставропольском крае, Республике Ингушетия и т.д. Так, в Ростовской области в 1983 г. был открыт учебно-консультационный пункт факультета заочного обучения, недавно преобразованный в филиал. Училище олимпийского резерва также было введено в структуру академии, и в результате совместно проделанной работы подготовлен учебный план, позволяющий студентам училища осваивать первый уровень высшего образования по типу колледжа.

В Пятигорске (Ставропольский край) на базе медицинского училища создан колледж физической культуры и спорта, где студенты обучаются по учебному плану и программам, созданным совместно с кафедрами академии. Кроме того, Ставропольский спорткомитет внес предложение о создании на базе Училища олимпийского резерва колледжа, который будет работать по плану, сопряженному с учебным планом академии, с целью обучения студентов на первом уровне высшего образования. Здесь же планируется организовать филиал заочного факультета.

По просьбе руководства республики Ингушетия в городе Назрань также организуется филиал. В подготовке к его открытию непосредственное участие принимает президент республики Руслан Аушев. В структуру академии включены и работают по сопряженным планам Ейское училище физического воспитания, дошкольные педучилища в Краснодаре, станицах Северской, Ленинградской и др.

В 1993 г. институт, получивший высокую оценку руководства, был преобразован в Кубанскую государственную академию физической культуры. Сегодня это - региональный центр образования, науки, спорта. В 1996 г. открылся институт повышения квалификации и переподготовки кадров, в котором на курсах, семинарах, конференциях ежегодно повышают свое мастерство более 500 специалистов.Орга низация этого подразделения в структуре вуза позволила пересмотреть уровень подготовки кадров, выпускаемых вузами, и внести коррективы в работу выпускников прошлых лет. Разработана и действует региональная программа дополнительного образования, включающая все уровни профессионального мастерства специалистов. За короткое время институт повышения квалификации завоевал авторитет среди учителей физической культуры, преподавателей учебных заведений, тренеров, специалистов по физической культуре и спорту. Ярким событием 1997 г. стало открытие научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта, одним из направлений деятельности которого является научная разработка вопросов подготовки кадров. В 1998 г. образован социально-гуманитарный институт, в составе которого действуют факультет довузовской подготовки, лицейские классы, подготовительные курсы. Институт готовит по новым специальностям: "менеджмент в социальной сфере", "экономика и управление на предприятиях", готовятся к открытию специализации "допризывная военная подготовка", "основы безопасности жизнедеятельности" и "методика преподавания видов боевых искусств". В 1998 г. коллегией Госкомспорта России принято решение об открытии в составе академии института заочного образования и дистанционного обучения. В настоящее время в нем обучаются около 2000 студентов. В структуре этого института работают филиалы в Ростове, Ейске, Славянске-на-Кубани, Усть-Лабинске. В 1998 г. в академии работала аттестационная комиссия Министерства высшего и профессионального образования Российской Федерации, давшая высокую оценку деятельности коллектива.

Что же, по нашему мнению, может обеспечить решение проблемы подготовки современных специалистов? Прежде всего высокий уровень организации научно-исследовательской работы, направленной на изучение социально-экономических процессов в жизни общества, особенно на региональном уровне. Это необходимо для того, чтобы по возможности оперативно и эффективно определять перспективы развития, оценивать потребности населения, в частности в физическом воспитании подрастающего поколения. Такие исследования должны опираться на развитую сеть вузовских подразделений, размещенных в регионе и являющихся постоянным источником объективной информации, и на этой основе составлять долговременный прогноз развития физической культуры и спорта.

Вместе с тем нельзя снижать интерес к научным исследованиям, позволяющим осуществлять прогнозирование в отношении перспектив развития отрасли физической культуры и спорта. С этой целью важно усилить внимание к вопросам разработки и совершенствования профессиональных характеристик специалиста с перспективой на будущее. Эту непростую проблему можно успешно решить при наличии высокого научно-методического потенциала вуза. Очевидно, не вызовет возражений вывод, что только организация и постановка на высочайшем уровне научной и методической работы позволят вузу в современных условиях успешно решать задачи подготовки высококвалифицированных кадров. Этому будет способствовать также и постоянное стремление к совершенствованию структуры вуза, образованию, если это необходимо, новых подразделений, например таких, как научно-производственное объединение, научно-методический центр и т.п. Наличие в вузе центра, аккумулирующего передовые научные и методические достижения, вынуждает многие кафедры пересматривать свои подходы к методам обучения студентов, и, следовательно, организация общевузовской методической работы будет проходить на более высоком уровне.

Подготовка высококвалифицированных кадров для отрасли физической культуры и спорта возможна лишь при наличии современной материальной базы, которая отвечала бы высоким требованиям как сегодняшнего, так и завтрашнего дня. Причем под словами "отвечала высоким требованиям" мы понимаем наличие таких учебно-тренировочных баз, которые по уровню оборудования, обеспечения всем необходимым могли бы удовлетворить самые взыскательные запросы.

Все эти задачи можно решить только тогда, когда в вузе создан крепкий, годами сложившийся коллектив единомышленников, способных не только решать перспективные проблемы, но и преодолевать те трудности, которые, как правило, неизбежно возникают, когда коллектив борется за что-то новое. Сохранение и накопление интеллектуального потенциала вуза, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава - также непременные условия успешного решения проблемы подготовки современных кадров с высшим образованием на перспективу.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    30 лет по пути развития высшего физкультурного образования // Теория и практика физической культуры. - 1999. № 3.

    Посмотреть полное описание