00:00, 10 мая 2013, Книги

Государственное управление и автономная институализация в области спорта

§ 1.1. Содержание и особенности государственного управления в области спорта

Автор:
Понкина Алена Игоревна
Источник:
Издательство:
Глава:
§ 1.1. Содержание и особенности государственного управления в области спорта
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивное право
Регионы:
РОССИЯ, Москва
Рассказать|
Аннотация

Публичное (государственное и муниципальное) управление в области спорта играет очень важную роль, поскольку именно в процессе осуществления публичного управления в области спорта формируется и реализуется государственная политика в указанной области, в том числе определяются основные приоритеты

§ 1.1. Содержание и особенности государственного управления в области спорта

§ 1.1. Содержание и особенности государственного управления в области спорта

Публичное (государственное и муниципальное) управление в области спорта играет очень важную роль, поскольку именно в процессе осуществления публичного управления в области спорта формируется и реализуется государственная политика в указанной области, в том числе определяются основные приоритеты и устанавливаются гарантии публичных интересов в этой области, регламентируется государственная поддержка спорта, а также устанавливаются правовые основы регулирования отношений в области спорта, осуществляются поддержка и стимулирование спорта.

С другой стороны, публичное управление в области спорта реализуется в пределах полномочий различных органов публичной власти в области спорта, установленных законами, и, соответственно, на органы публичной власти возложены обязанности по управлению финансовыми, человеческими, материальными ресурсами, а также инфраструктурой, для реализации таких полномочий.

Хотя за последние свыше 200 лет неоднократно фиксировались отдельные случаи вмешательства государства в область спорта, пишет Барри Улиэн, но только с середины 1960-х годов такие вмешательства - меры и действия органов публичного управления -стали достаточно регулярными (хотя и далеко не всегда последовательными) и системными, чтобы их можно было оценить как выражение устойчивых государственного управления в области спорта и государственной политики в этой области56.

Эволюция концепта социального государства с начала 1950-х годов и до наших дней в большинстве государств параллельно предопределила и существенное развитие как спорта, так и государственного управления в этой области57.

По мнению Эдуардо Бланко Перейра, даже если рассматривать спорт как сферу с несколькими «игроками» и с разделением полномочий, определённые функции могут осуществляться исключительно органами публичной власти58.

Сделаем важное уточнение. В нашей концепции интерпретация термина «спорт» осуществляется с учетом толкований, отраженных в зарубежной судебной практике59 и в отечественной60 и зарубежной61 научной литературе. Но давать собственное определение указанного понятия в нашей концепции считаем нецелесообразным.

Известны две модели правового регулирования и государственного управления в области спорта:

  • либеральная модель (или «модель невмешательства»), предусматривающая предоставление государством максимальной свободы саморегулирования и самоуправления спортивным организациям и минимизацию вмешательства государства в дела спорта;
  • интервенционистская модель, предусматривающая активное вмешательство государства в дела спорта и деятельность спортивных организаций62.

Последняя модель в её крайней форме была реализована в СССР, где спортивные федерации, по существу, напрямую подчинялись Госкомспорту и соответствующему подразделению ЦК КПСС.

Но в любой из этих моделей полностью уйти из области спорта государство не может.

Государственное управление является не единственным видом управления в области спорта.

Выделяются 4 вида управления в области спорта (управления спортом):

  • публичное (государственное и муниципальное) управление в области спорта;
  • самоуправление в области спорта (управление, реализуемое негосударственными-немуниципальными субъектами в области спорта - Международным олимпийским комитетом и Международным паралимпийским комитетом, национальными олимпийскими комитетами и паралимпийскими комитетами, международными и национальными спортивными федерациями и т.д.);
  • частное (коммерческое корпоративное) управление в области спорта (точнее, в части тех его аспектов, которые сопряжены со спортом как сферой спортивных зрелищных шоу-бизнес-мероприятий и соответствующей деятельности, с реализацией спортивного вещания, спортивным спонсорством, с функционированием спортивной инфраструктуры и индустрии спортивных товаров, спортивного оснащения и экипировки и с другими сегментами индустрии спорта);
  • социальное управление в области спорта (управление, реализуемое неинституированными участниками спортивных отношений).

Ключевыми сегментами реализации управления в области спорта, в том числе и реализации публичного управления в указанной области, являются нижеследующие:

  • управление организацией и реализацией спортивной деятельности, проектированием и реализацией спортивных программ и мероприятий;
  • управление спортивной инфраструктурой, спортивными сооружениями и спортивным оборудованием;
  • управление бизнес-проектами в индустрии спорта;
  • управление спортивными организациями;
  • управление финансами в области спорта и/или для целей спорта;
  • управление публичными услугами в области спорта;
  • управление образованием в области спорта (управление подготовкой спортсменов, спортивных тренеров, спортивных судей, спортивных менеджеров);
  • управление взаимодействием различных субъектов управления спортом;
  • управление пропагандой массового и досугового спорта, детско-юношеского спорта и здорового образа жизни, пропагандой ценностей «Фэйр плэй»;
  • управление безопасностью в области спорта.

Статья 6 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»63 через закрепление полномочий Российской Федерации в области физической культуры и спорта определяет ряд направлений государственного управления в области спорта (в рамках реализованной в России модели):

  • разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта, принятие и реализация программ развития физической культуры и спорта в Российской Федерации;
  • участие в организации мероприятий по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и по участию в таких соревнованиях;
  • участие в организации межрегиональных и всероссийских официальных спортивных мероприятий;
  • участие в организации на территории Российской Федерации Олимпийских игр, чемпионатов и кубков мира, чемпионатов и кубков Европы, Всемирных универсиад, иных международных спортивных соревнований с учетом требований, установленных соответствующими международными спортивными организациями;
  • организация и проведение всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Паралимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовка к таким спортивным соревнованиям;
  • аккредитация общероссийских спортивных федераций;
  • организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
  • организация разработки требований к спортивному инвентарю и оборудованию для использования в спортивных соревнованиях;
  • материально-техническое обеспечение, в том числе обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медико-биологическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных сборных команд Российской Федерации;
  • организация проведения всероссийских смотров физической подготовки граждан допризывного и призывного возрастов к военной службе, разработка программ и методических рекомендаций по физической подготовке таких граждан;
  • осуществление пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
  • научно-методическое обеспечение в области физической культуры и спорта, а также организация издания научной, учебной и научно-популярной литературы по физической культуре и спорту;
  • организация строительства и реконструкции объектов спорта;
  • разработка и утверждение программ и учебных планов занятий физической культурой и спортом для различных групп населения;
  • подготовка военнослужащих и лиц, проходящих специальную службу, по военно-прикладным и служебно-прикладным видам спорта;
  • организация научных исследований в области физической культуры и спорта;
  • учреждение государственных наград Российской Федерации, иных наград и почетных званий, премий и других форм поощрения Российской Федерации в области физической культуры и спорта;
  • обеспечение общественного порядка и общественной безопасности при проведении официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на объектах спорта;
  • организация функционирования единой системы учета спортивных паспортов;
  • содействие развитию детско-юношеского спорта, школьного спорта, студенческого спорта, массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта;
  • организация разработки и утверждение федеральных стандартов спортивной подготовки;
  • осуществление контроля за соблюдением организациями, созданными Российской Федерацией и осуществляющими спортивную подготовку, федеральных стандартов спортивной подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации.64

Некоторые направления государственного управления в области спорта (в рамках реализованной в России модели) можно вывести и из Постановления Правительства РФ от 19.06.2012 № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» и утвержденного этим Постановлением Положения о Министерстве спорта Российской Федерации65, а также из Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года66.

Выделяются две основные формы управления в области спорта: прямая и косвенная, однако с точки зрения того, кто осуществляет управление в области спорта, такое разделение, пишет Даниэль Мартинес Агуадо, не является актуальным, поскольку существует множество объектов и инструментариев управления в области спорта67.

Анхель Барахас Алонсо и Патрисио Санчес Фернандес выделяют 3 сегмента предмета государственного управления в области спорта: 1) стимулирование занятий спортом и обеспечение структуры и механизмов такого стимулирования, 2) определение и стимулирование спортивной деятельности, организуемой спортивными организациями, 3) обеспечение регулирования проведения спортивных мероприятий, которые являются все более связанными с профессиональной коммерческой деятельностью. Указанные три области спортивной деятельности и их все более возрастающая сложность предполагают необходимость иметь доступные средства и инструменты, позволяющие различным управляющим субъектам выполнять свои задачи законным путем, а также избегать, насколько это возможно, превалирования их субъективистских соображений при принятии решений68.

С учетом подходов, отраженных в работах Мэтью Гэведа и Томаса Хоэна69, выделим следующие особенности объектов управления, определяющие, соответственно, специфику субъектов публичного управления в области спорта и специфику самого такого управления (в отличие от других видов управления спортом и, с другой стороны, от публичного управления в других сферах):

  • широкий круг заинтересованных, имеющих самые различные приоритеты и отношения как внутри, так и вне спорта сторон, принимающих участие в общественных отношениях в области спорта, включает как низовые децентрализованные, горизонтально распределенные (в том числе сетевые) сообщества организаций и физических лиц, так и многочисленные иерархически выстроенные комплексы профессиональных спортивных организаций, а также включает широкий спектр коммерческих организаций, образовательных организаций, инвесторов и деловых партнеров, зрителей спортивных соревнований и других спортивных массовых зрелищных мероприятий, спортивных болельщиков, государственные и муниципальные органы;
  • институциональный спорт в любых своих проявлениях прямо или косвенно связан с экономическими отношениями, индустрия спорта является неотъемлемой его частью; многие организации, чья деятельность связана со спортом, формально не являются коммерческими при том, что они все равно осуществляют деятельность, являющуюся коммерческой;
  • спортивные организации и органы управления спортом на национальном и международном уровнях имеют самые разные роли и обязанности, которые отражают точки зрения как органов управления спортивных организаций, так и органов публичной власти; роль и значение органов управления спортом определяются их влиянием на отношения между заинтересованными сторонами;
  • исторические факторы и традиции предопределили организацию многих видов спорта, в частности, географическое распределение их институционализаций, их нормы и правила, их стандарты управления. Исторически органы публичной власти предоставляли негосударственным-немуниципальным органам управления спортом значительную автономию управлять своими делами, не прибегая к специальному законодательству о спорте, поэтому в спорте существует обширный набор правил, основанных на корпоративном и коммерческом праве.

Небезосновательно Барри Улиэн и Анита Уайт образно подчеркивают сложную, «неоднородную природу изменений политики [в спорте], где поверхностная активность и быстрая изменяемость могут маскировать силу глубоко укоренившихся ценностей и убеждений»70.

Согласно Томасу Хоэну, функции, выполняемые органами публичной власти, осуществляющими публичное управление в области спорта, в определённой степени схожи с функциями негосударственных-немуниципальных субъектов управления спортом, а также с функциями органов управления коммерческих организаций. Такие функции могут быть разделены на три группы: функции по регулированию и изданию правил, функции по разрешению споров, а также выполнение управленческих (организующих) функций. Функции, связанные с изданием правил, заключаются в установлении спортивных правил и регулярном (по мере необходимости) их пересмотре, зачастую в ответ на технические изменения, в целях повышения безопасности и удовлетворения интересов потребителей. Функции, связанные с разрешением споров, включают, в том числе, контроль и обеспечение соблюдения правил. Управленческие функции включают в себя управление спортом посредством организации проведения спортивных мероприятий, лицензирования их участников и спортивных клубов, ведения записей спортивных результатов и достижений, поощрения проведения соревнований, а также вмешательства в распределение определённых доходов от спортивной деятельности71.

Несмотря на то, что публичное управление и частное управление в рассматриваемой области имеют ряд общих черт, их природа различна.

Выделим квалифицирующие признаки, позволяющие отграничить публичное управление в области спорта от других видов управления спортом:

  • публичное управление реализуется в публичных интересах, в отличие от частного управления, реализуемого в частных интересах, и в отличие от самоуправления, реализуемого в интересах смешанной природы, в общем объёме которых публичные интересы могут наличествовать, но занимают малую долю;
  • публичное управление направлено на стимулирование и развитие спортивной деятельности во всем обществе в целом, в основном - среди тех слоев населения, стимулирование и развитие спорта среди которых не являются выгодными для частного сектора;
  • публичное управление направлено на стимулирование и развитие спортивной подготовки в различных видах спорта без избирательного подхода, тогда как частное управление направлено на обеспечение образовательными ресурсами и проектами исключительно в своих узких целях, самоуправление направлено на обеспечение образовательными ресурсами и проектами в рамках своего вида спорта («куста» видов спорта);
  • публичное управление связано с публично-властными полномочиями, а следовательно, публичное управление в области спорта в определённой мере ограничено автономностью спорта;
  • обеспечение правопорядка и борьба с преступностью в области спорта72 относятся преимущественно к сфере публичного, а не иных видов управления в области спорта;
  • публичное управление ограничено пределами территории, на которую распространяется юрисдикция реализующих такое управление институций;
  • публичное управление в области спорта не может существовать вне взаимодействия с другими видами управления спортом; публичные власти вынуждены привлекать в область спорта различные некоммерческие организации и коммерческий сектор (поставщиков услуг и товаров и т.д.).

В различных государствах, в зависимости от принятой модели государственного управления спортом и от особенностей объектов управления, соответственно, определяется и специфика публичного управления.

Роль государства в области спорта в части его управленческого воздействия на эту область широко варьируется от одной страны к другой.

Жан-Франсуа Нис выделяет 6 наиболее важных функций, которые выполняет государство в области спорта либо непосредственно, либо путем делегирования полномочий73:

1) у государства есть законодательная функция, реализуемая посредством необходимых правил и стандартов (законы, подзаконные акты). Эта функция первоначально была ограничена вопросами обеспечения законности и правопорядка во время спортивных мероприятий, но затем была распространена и на вопросы состава и функционирования спортивных ассоциаций, спортивных клубов и спортивных федераций. Государство, взявшее на себя ответственность за спортивные организации, вправе делегировать такие полномочия спортивной федерации. Отношения со спортивным движением также могут состоять в обеспечении функционирования и развития спортивных сооружений, в регулировании трудовых и налоговых отношений;

2) важной функцией государства в области спорта является предоставление грантов, учреждение и вручение наград в области спорта;

3) государство стимулирует распространение ценностей спорта и стимулирует массовое участие населения в занятиях спором, в основном, за счет физкультурного воспитания в школе, исходя из того, что преимущественно сидячий образ жизни населения в развитых странах может иметь пагубное воздействие на здоровье;

4) государство осуществляет наблюдение за здоровьем спортсменов, участвует в разработке специализированных лекарственных средств и в борьбе против распространения и употребления допинга;

5) государство обеспечивает позитивный имидж страны посредством организации международных спортивных соревнований, поддержки и обеспечения конкурентоспособности национальных спортивных команд (в командных видах спорта), спортсменов и сборных олимпийских и паралимпийских команд, а также посредством содействия выдвижению своих граждан в руководство международных спортивных организаций;

6) государство способствует международному сотрудничеству в области спорта.

Что касается специфики объектов управления, то, к примеру, имеются существенные различия между структурой и организацией спорта в США и в Европе, особенно для спортивных лиг. Во-первых, в США, как правило, спортивные лиги являются «герметично закрытыми» - в том смысле, что новые команды редко допускаются в лигу, и нет ежегодного поощрения перехода из младшей в старшую лигу и обратного вылета. Допуск в лигу допускается по согласованию между всеми членами лиги, и вступительный взнос делится между ними. В отличие от указанной модели, европейская модель предусматривает, что состав каждого подразделения лиги претерпевает ежегодные изменения из года в год74.

Исследуя специфику государственного управления в области спорта, невозможно обойти вниманием вопрос о субъектах такого управления.

Анализ зарубежного опыта государственного управления в области спорта позволяет выделить следующие типы государственных органов, учреждений и организаций.

Центральные (федеральные - для федераций) органы исполнительной власти в организационно-правовой форме министерства

Одним из распространенных видов органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области спорта, являются министерства. Так, в Австрии осуществляет свою деятельность Министерство обороны и спорта Австрии75, в Бразилии - Министерство спорта Бразилии (Ministerio do Esporte)76, в Венесуэле - Министерство народной власти Венесуэлы (Ministerio del Poder Popular)77, в Гватемале - Министерство образования Гватемалы (Ministerio de Educacion) и Министерство культуры и спорта Гватемалы (Ministerio de Cultura y Deportes)78, в Колумбии - Министерство национального образования (Ministerio de Educacion Nacional)79, в Уругвае - Министерство туризма и спорта Уругвая (Ministerio de turismo y deporte de la Republica Oriental del Uruguay)80, во Франции -Министерство спорта , молодежи и народного образования Франции (Ministere des Sports , de la Jeunesse , de l'Education populaire )81, в Люксембурге - Министерство спорта (Departement ministeriel des sports)82.

Иные органы исполнительной власти или специальные координирующие органы

Во многих государствах (например, таких как Испания, Гватемала, Уругвай, Филиппины, Швейцария и Аргентина) полномочия в области спорта переданы иным органам исполнительной власти, либо специальным координирующим органам. В некоторых случаях такие органы осуществляют свою деятельность при определённых министерствах.

Так, например, Союзное управление по делам спорта Швейцарии (L'Office federal du sport) является основным органом исполнительной власти по делам спорта на федеральном (союзном) уровне и действует при союзном (федеральном) Министерстве обороны, защиты населения и спорта Швейцарии (Departement de la defense, de la protection de la population et des sports)83.

В Испании Высший совет по спорту (Consejo Superior de Deportes)84 является автономным органом исполнительной власти при Министерстве образования и науки Испании85.

Национальный совет по спорту, физической культуре и отдыху Гватемалы (Consejo Nacional del deporte, la Educacion Ffsica y la Recreacion)86 является межведомственным координирующим органом между Министерством культуры и спорта и Министерством образования Гватемалы.

Национальная дирекция по спорту Уругвая (Direccion Nacional de Deporte de la Republica Oriental del Uruguay)87 при Министерстве туризма и спорта Уругвая.

На Филиппинах действует Спортивная комиссия Филиппин (Philippine Sports Commission)88, которая является юридическим лицом и имеет статус национального правительственного регулирующего ведомства при Управлении Президента Филиппин.

В США на уровне штатов действуют комитеты и комиссии по спорту, которые являются органами исполнительной власти штатов. Так, в качестве примера можно привести Комиссию по спорту штата Калифорния (State Athletic Commission)89, Консультативный совет по спортивным единоборствам штата Делавэр (Combative Sports Advisory Council)90, Комиссию по вопросам спорта штата Невада (Nevada Athletic Commission)91, Комиссию по лицензированию и регулированию штата Техас (Texas Commission of Licensing and Regulation)92 и Департамент по лицензированию и регулированию штата Техас (Texas Department of Licensing and Regulation)93, Комиссию штата Флорида по боксу (Florida State Boxing Commission)94, Департамент лицензирования штата Вашингтон (Department of licensing)95.96

Кроме того, в качестве примеров такого рода органов государственной власти можно привести Национальный спортивный совет Аргентины (Consejo Nacional del Deporte)97 и Секретариат по вопросам национального спорта Аргентины (Secretarfa de Deporte de la Nacion)98, Национальный совет по спорту Португалии (Conselho Nacional do Desporto)99, Высший совет Боливии по спорту (Consejo Superior del Deporte)100, Национальный совет по спорту Мексики (Consejo nacional del deporte)101, Комиссию по проектам в области спорта Уругвая (Comision de Proyectos Deportivos - COMPRODE)102.

Национальная комиссия по физической культуре и спорту Мексики (Comision Nacional de Cultura Ffsica y Deporte (CONADE))103 является государственной децентрализованной организацией федерального уровня.

Административный департамент спорта, досуга, физкультурной деятельности и обеспечения отдыха Колумбии (Departamento Administrativo del Deporte, la Recreacion, la Actividad Ffsica y el Aprovechamiento del Tiempo Libre)104 является государственным учреждением при Министерстве культуры Колумбии105.

Региональные органы исполнительной власти и региональные консультативные органы

Во многих государствах развита система региональных органов государственного управления в рассматриваемой области, находящихся в той или иной мере в служебно-иерархическом подчинении органам государственного управления в области спорта на национальном уровне.

Так, например, в Перу, в соответствии со статьей 6 Закона Перу № 28036 «О поддержке и развитии спорта»106, на региональном уровне действуют региональные спортивные советы (Consejos Regionales del Deporte), порядок и функции которых определены статьями 14 и 15 указанного Закона. Председатели региональных спортивных советов назначаются Председателем Управляющего совета Перуанского института спорта.

В Испании на уровне автономных сообществ действуют Региональные общие дирекции по делам спорта автономных сообществ (Direcciones Generales de Deportes de las Comunidades Autonomas)107.

В Боливии в столице каждого департамента существуют Советы департаментов по спорту (Consejo Departamental del Deporte)108.

Представляет интерес весьма развитая разветвленная система региональных органов государственного управления в области спорта в Швейцарии. Так, на уровне кантонов действуют Государственные советы (Der Regierungsrat), которые являются органами исполнительной власти кантонов. В качестве примера укажем Государственный совет кантона Нидвальден109, Государственный совет кантона Обвальден110, Государственный совет кантона Санкт-Галлен111, Государственный совет кантона Цуг112.

Государственные советы в большинстве кантонов назначают спортивные комиссии (Sportkommission): например, Спортивная комиссия кантона Обвальден113, Спортивная комиссия кантона Цуг114, которая является консультативным органом, Комиссия по физической культуре и спорту кантона Санкт-Галлен (Kommission fur Turnen und Sport)115.

Федеральный фонд содействия спорту Австрии (Bundes-Sportforderungsfonds) является независимым учреждением австрийского спорта, независимым юридическим лицом под руководством Министерства обороны и спорта Австрии. 116

Кроме того, действуют различные департаменты, управления и иные компетентные органы, которые также являются региональными органами исполнительной власти Швейцарии, осуществляющими государственное управление в области спорта. В качестве примера можно привести Ведомство народных школ и спорта кантона Нидвальден (Das Amt fur Volksschulen und Sport)117, Департамент образования и культуры кантона Обвальден (Bildungs- und Kulturdepartement)118, Компетентный орган государственного управления в области спорта кантона Санкт-Галлен (Amt fur Turnen und Sport)119, Управление по делам спорта кантона Цуг (Amt fur Sport)120.

Специализированные государственные учреждения в организационно-правовой форме «Институт»

Во многих государствах, таких, как Португалия, Венесуэла, Коста-Рика, Куба, Перу и Чили, полномочия, связанные с государственным управлением в области спорта, выполняют государственные учреждения, созданные в организационно-правовой форме Института и, как правило, имеющие статус юридического лица.

Существование такой организационно-правовой формы субъекта государственного управления спортом в немалой степенью определяется автономностью спорта.

Португальский институт спорта и молодежи (Instituto Portugues do Desporto e Juventude)121 является государственным учреждением в системе органов исполнительной власти.

Национальный институт спорта Венесуэлы (Instituto Nacional de Deportes)122 является государственным учреждением со статусом юридического лица и собственным имуществом при Министерстве народной власти.

Институт спорта и досуга Коста-Рики (Instituto del Deporte y Recreacion)123 является государственным учреждением с высокой степенью самостоятельности.

Национальный институт спорта, физкультурного воспитания и отдыха Кубы (Instituto Nacional de Deportes, Educacion Ffsica y Recreacion (INDER))124 является автономной организацией со статусом юридического лица и собственным имуществом.

Перуанский институт спорта (Instituto Peruano del Deporte)125 является децентрализованной государственной организацией министерского уровня при Председателе Совета министров Перу.

Национальный институт спорта Чили (Instituto Nacional de Deportes)126 является децентрализованной государственной организацией со статусом юридического лица и собственным имуществом.

Негосударственные организации, которым делегированы некоторые государственные полномочия

В Аргентине, Бразилии, Эквадоре и Австрии действуют негосударственные организации, на которые также возложены полномочия по государственному управлению в области спорта.

Национальный орган по вопросам спорта высших достижений Аргентины (Ente Nacional de Alto Rendimiento Deportivo)127 является негосударственным юридическим лицом публичного права.

Национальный совет по вопросам спорта Бразилии (Conselho Nacional do Esporte - CNE)128 является государственно-общественной структурой, наделенной до недавнего времени одновременно отдельными полномочиями нормотворческой, исполнительной и судебной (в области спорта) власти. В последние годы судебные полномочия у данного органа последовательно сокращались129.

Национальная спортивная федерация Эквадора (La Federacion Deportiva Nacional del Ecuador)130 состоит из спортивных федераций провинций, которые являются некоммерческими спортивными организациями.

Статус органов государственного управления в области спорта в зарубежных государствах, в том числе их организационно-правовые формы, зависит от выбранного государством правового режима автономности спорта.

****

Сегодня не существует универсальных и устоявшихся, общепризнанных определений понятий «управление в области спорта», «управление спортом», «публичное управление в области спорта», «государственное управление в области спорта» и т.д.

Попытки дать определение понятию «государственное управление в области спорта» (в том числе этому понятию, сформулированному в синонимичных конструкциях, а также применительно к одному из уровней публичного управления) делались некоторыми отечественными авторами: М.С. Братановской131, С.Н. Братановским132, Н.А. Жабиным133, Р.В. Казаковым и др.

Однако из всех российских авторов, кто обращался к определению понятия «государственное управление в области спорта», развернутая дефиниция указанного понятия напрямую была дана только Р.В. Казаковым134.

На сегодня это пока единственная попытка выявить глубинные значения указанного понятия. Однако это определение также характеризуется недостатками, прежде всего в связи с тем, что указанный автор определяет вышеозначенное понятие через понятие «деятельность», атрибутируя таковой некоторые функциональные параметры и сопрягая таковую с некоторыми целями и сферами общественных отношений. Это в определённой степени правильный подход, но при всём этом реализованный в определении Р.В. Казакова подход представляется нам ограничительным, поскольку сводит управление к понятию деятельности, не определяя, вместе с тем, природу таковой деятельности и не акцентируясь также на понимании управления как процесса.

С учетом сказанного выше в настоящем параграфе, в нашей концепции предлагается следующее авторское определение понятия «государственное управление в области спорта».

Государственное управление в области спорта - системно интегрированная и функционально-иерархически организованная деятельность по планированию, реализации, обеспечению и самоконтролю государственно-властного регулирующего (в т.ч. изменяющего и стимулирующего/редуцирующего) воздействия на общественные отношения в области спорта и непосредственно связанные с ними отношения, осуществляемая органами государственной власти путем нормативного правового (прежде всего - административно-правового) регулирования, организационно-координационного, финансового (бюджетного, налогового и др.), инфраструктурного и иного ресурсного администрирования и осуществления контрольно-надзорных полномочий.

Впрочем, представленное авторское определение может быть использовано и для определения понятия «публичное управление» в целом (в т.ч. безотносительно области спорта) или же в других конкретных областях общественных отношений135.

Публичное управление в области спорта (как процесс) -протяженная в рамках определённого промежутка времени и включающая последовательность этапов реализация управленческой деятельности (в различных её аспектах и формах), осуществляемой органами публичной власти в указанной области для достижения целей такого управления.

К целям публичного управления в области спорта, вытекающим из публичных интересов в этой области, относятся:

  • обеспечение условий для функционирования и развития сферы спорта, эффективное предоставление спортивных услуг и обеспечение их надлежащего качества - для реализации прав граждан на спорт и для удовлетворения личных и коллективных потребностей граждан в занятиях спортом и/или в спортивно-досуговой деятельности, в посещении спортивных массовых зрелищных мероприятий, а равно для надлежащего использования спортивного пространства с той целью, чтобы позволить пользователям осуществлять свою деятельность в наилучших возможных условиях;
  • координация находящихся в распоряжении публичных органов и организаций и негосударственных-немуниципальных субъектов спорта финансовых, материальных, человеческих и иных ресурсов, технологий, в том числе обеспечение рационального использования, координации и воспроизводства имеющихся ресурсов (спортивной инфраструктуры, финансовых средств и др.) для достижения максимальных результатов;
  • обеспечение условий для успехов в международной спортивной конкуренции, как следствие - поддержания на необходимом уровне международного спортивного престижа государства;
  • обеспечение условий для устойчивости и позитивного развития отраслей и направлений индустрии и экономики, связанных со спортом, как следствие - наполнение бюджетов всех уровней, создание рабочих мест;
  • поддержание общественного порядка, борьба с преступностью и правонарушениями в области спорта и в сопряженных областях общественных отношений;
  • обеспечение условий для поддержания на должном уровне здоровья населения, повышения трудоспособности и активности, воспитания нравственности.

При этом понятие «развитие спорта» в нашей концепции интерпретируется согласно определению, данному Майклом Коллинзом, который характеризует развитие спорта как «процесс, в рамках которого повышаются на всех уровнях возможности и эффективность процессов, систем и структур, созданных для включения людей (в целом или в части отдельных групп или отдельных сфер) в участие в спортивной или спортивно-рекреационной деятельности и/или для стимулирования такого участия»136.

Исследование государственного управления в области спорта сопряжено с необходимостью рассмотрения условий и направлений повышения его эффективности.

Опыт целого ряда зарубежных государств подтвердил, что в качестве одного из путей повышения эффективности государственного управления в области спорта может выступать грамотное сочетание публичного управления в области спорта и самоуправления в этой области.

Согласно нашему определению, эффективность публичного (государственного / муниципального) управления - характеристика, отражающая связанность указанного управления публичными интересами и действительную реализуемость таковых в процессе и результате такого управления, а также отражающая соотношение полезного результата публичного управления и затрачиваемых на проектирование, организацию и реализацию такого управления ресурсов при достижении определённых результатов в части реализации с минимально возможными издержками публичных интересов и удовлетворения конечных многообразных потребностей общества (материальных, социальных, духовных), прежде всего -потребностей, связанных с обеспечением необходимого уровня качества жизни, защищенности личности и общества и возможности развития человеческой личности.

Любые попытки повысить эффективность государственного управления спортом в России посредством «точечных» изменений или только кадровых решений сегодня не приведут к успеху. Необходим сплошной комплексный аудит и, главное, - реорганизация всей системы спорта с целью повышения спортивных достижений и получения других социально-значимых положительных эффектов, с выявлением и устранением коррупциогенных организационно-правовых механизмов (схем) в управлении спортом и недостатков в нормативном правовом обеспечении спорта, затрудняющих его развитие, включая изменение системы отношений и оптимизацию распределения полномочий, в том числе ответственности, между субъектами управления спортом.

Но для этого необходимо исследовать особенности отношений между такими субъектами.

В основу настоящего исследования были заложены 2 научные гипотезы (подтвержденные в последующем).

Гипотеза № 1: эффективность государственного управления в области спорта существенно повышается, в том числе за счет снижения издержек на государственное управление спортом и оптимизации управленческих процессов, если государственное управление в этой области разумно сочетать с самоуправлением в этой области.

Гипотеза № 2: фундаментальное исследование особенностей корреспонденции и взаимодействия государственного управления и самоуправления в области спорта возможно через исследование особенностей в целом автономной институализации в указанной области.

Одним из ключевых понятий, отражающих правовые особенности современного государства, выступает понятие «публичный порядок» («ordre public»), чаще употребляемое в международном частном праве, но применяемое также и в международном публичном праве и в административном праве137.

Впервые во французском праве понятие «публичный порядок» было закреплено в статье 10 Декларации прав человека и гражданина от 1789 года138 (признаваемой действующей частью современной Конституции Франции): «Ни одно лицо не может преследоваться за свои убеждения, в том числе религиозные, при условии, что их выражение не посягает на публичный порядок, установленный Законом». Сегодня это понятие достаточно часто используется в формулировках французского законодательства (в Коммерческом кодексе, в Кодексе интеллектуальной собственности и мн. др.).

Поддержание общественного порядка и обеспечение верховенства Закона - это одни из ключевых функций современного государства, важные для защиты территориальной целостности и суверенитета государства, а также для обеспечения надлежащего функционирования государственного аппарата и выполнения им его задач, проистекающих из публичных интересов.

Когда речь заходит о межгосударственных отношениях, конфликт законов различных государств играет важную роль. Конфликт же национальных интересов (или того, что декларируется в качестве таковых) дополняет коллизии законов разных государств между собой, определяя сложнейшую ткань взаимодействия публичных порядков различных государств.

Конкуренция за природные ресурсы всегда будет определять вмешательства одних государств в суверенные дела других. Возможный коллапс, катастрофический сбой публичного порядка и верховенства закона может повлечь падение доверия граждан своему правительству и подрыв его легитимности, а серьезные масштабы нарушений общественного порядка могут поставить под угрозу социальную ткань страны, создать реальные угрозы национальной солидарности народа, экономике страны.

«Оговорку о публичном порядке можно сравнивать с необъезженной лошадью, и того, кто попытается её оседлать, может унести бог весть куда, в сторону совершенно от здравого смысла», -сказал английский судья XIX века139.

Понятие «общественный порядок» - это понятие, пересекающееся, но не совпадающее с понятием публичного порядка. Иным содержанием обладает и понятие «правовой порядок».

Артур Нусбаум определял публичный порядок как «сверхимперативную коллизионную норму»140.

Айел Бенвенисти писал, что «публичный порядок и гражданская жизнь взаимодействуют через законы, постановления, решения суда, административные инструкции и даже обычаи, которые совокупно образуют сложную и сбалансированную систему»141.

Под публичным порядком государства зачастую подразумеваются фундаментальные начала правопорядка и суверенитета, общепризнанные в обществе принципы нравственности и морали, а также интересы обороноспособности и безопасности страны, где истребуется исполнение иностранного судебного решения (распространенное определение, отраженное, в том числе, в Определении Арбитражного суда города Москвы142) или решения международной организации.

Но это определение мало что разъясняет по существу.

Очевидно, что публичный порядок - это многогранное понятие, отражающее очень сложный по своим содержанию и структуре феномен.

Как писал Л.И. Петражицкий, «так называемый "публичный порядок" представляет тоже реальное явление правовой жизни, в разных формах и вариациях санкционированное многими законодательствами и независимо от этого повсеместно практикуемое в области применения чужих гражданских прав; так что можно в известном смысле говорить о всемирном правовом явлении, или о бесчисленных массах правовых явлений»143.

«Все должно быть выстроено, это должна быть композиция из частей, идеально образующая единое целое, словно человеческое тело, словно собор», - писал Матисс, и эти слова отражают смысл структуры публичного порядка. Интегральное качество публичного порядка гарантировано не только балансом форм, но и «качеством материалов», из которого выстроены элементы публичного порядка144.

Считается, что это понятие не является абсолютным или точным и не может быть сведено к жесткой формуле, но его интерпретация должна оставаться привязанной ко времени, месту и обстоятельствам145.

Согласно интерпретации В.Н. Захватаева, «... во французской правовой доктрине термин "ordre public" рассматривается как один из тех, которые весьма трудно поддаются определению. Публичный порядок (ordre public) - определённый порядок в государстве, устанавливаемый и обеспечиваемый императивными нормами права, имеющими целью защиту государственной независимости, социальной безопасности, экономических устоев государства, общественного спокойствия, а также направленный на защиту конституционных прав и свобод личности. Речь идет об императивных нормах, имеющих целью защиту государственной независимости, социальной безопасности, экономических устоев государства, общественного спокойствия, а также прав и свобод личности. К таким нормам относятся, например, нормы уголовного, административного, налогового права и т.п. ... Чаще всего более приемлемым переводом французского термина ordre public является выражение "императивные нормы", поскольку под этим термином понимается именно совокупность правил или правовых принципов, которые регулируют сложившееся общественное и государственное устройство (т.е. публичный порядок) и поэтому являются обязательными для всех лиц, находящихся на территории государства (а подчас и за его пределами)»146.

Согласно, нашей концепции, публичный порядок - это суверенный и самореферентный, основанный на общественном договоре корреально-функционально упорядоченный комплекс фундаментальных начал (основ и принципов) конституционного строя и легитимности публичной власти, учредительных структурно-функциональных основ построения, функционирования и воспроизводства системы публичной власти (функции которой являются производными публичных интересов), фундаментальных учредительных основ построения правовой системы и правового порядка государства, фундаментальных основ и ценностей общественной нравственности, исторически обусловленных детерминантов национально-культурной (цивилизационной) идентичности индигенных народов страны и идентичности страны в целом, сформированный и действующий в публичных интересах личности, общества и государства, в том числе в целях обеспечения экономического благосостояния, обороны и безопасности государства, защиты суверенитета и территориальной целостности государства, общественного порядка, а также обеспечения и защиты прав и свобод личности.

Иными словами, публичный порядок - это интегральный структурно-функциональный, логический и парадигмально-ценностный устойчивый базис системы и устройства государства, состоящий из элементов, которые в силу их фундаментального значения не могут быть измены законодателем или иными политическими субъектами без радикального и болезненного изменения, мощного потрясения или разрушения социального (в т.ч. культурного) уклада народа и его государственности.

Соответственно, под системой публичной власти понимается система функционально-интегрированных и иерархически структурированных органов государственной власти и органов местного самоуправления, предназначенная для обеспечения воспроизводства, сохранения устойчивого развития и защиты публичного порядка (в значении, более широком, чем в сфере международных частноправовых отношений), для реализации государственных функций и функций местного самоуправления, защиты и обеспечения публичных интересов путем реализации управленческих воздействий на общественные отношения, подпадающие под государственную юрисдикцию.

При этом следует отметить, что, как известно, право не является единственным и исключительным регулятором общественных отношений, занимая определённое место в системе социальных норм, пусть и доминирующее.

Государственное управление в области спорта ограничено принципом автономности спорта, объективирующимся в форме автономного внеправового нормативного порядка в указанной области.

56 Houlihan В. Government objectives and sport // Handbook on the Economics of Sport / Ed. by W. Andreff and S. Szymanski. - Northampton (MA, USA): Edward Elgar, 2006. -xviii; 830 p. - P. 254-259. - P. 254. Здесь и далее цитаты, если не указано иное, приводятся в переводе А.И. Понкиной. Выделения в цитатах - так же автора.

57 Houlihan В., White A. The Politics of Sports Development. Development of sport or development through sport? - London - New York: Routledge, 2005. - xiii; 250 p. - P. 9.

58 Blanco Pereira E. La gestion deportiva, sectores y ambitos [Управление спортом: секторы и области] // <http://agaxede.org/uploads/file/LA%20GESTION%20DEPORTIVA,%20SECTORES%20Y%20AMBITOS.pdf>. - 16 p. - P. 6. (Здесь и далее дата фиксации информации - 30.03.2013).

59 Постановление Третьей палаты Административного апелляционного суда Марселя от 28.06.2007 по делу № 03MA02088 [Arret de la Cour Administrative d'appel de Marseille (3eme chambre) № 03MA02088 de 28.06.2007] // <http://www.juricaf.org/arret/FRANCE-COURADMINISTRATIVEDAPPELDEMARSEILLE-20070628-03MA02088>; <http://legimobile.fr/fr/jp/a/caa/13055/2007/6/28/03MA02088/>; Постановление Апелляционного суда Экс-ан-Прованса от 08.04.1998 по делу № CT0191 [Arret de la Cour d'appel d'Aix-en-Provence de 8 avril 1998] // <http://www.easydroit.fr/jurisprudence/ct0191-8-Avril-2004-1-COUR-D-APPEL-D-AIX-EN-PROVENCE-1-Chambre-D-ARRET-AU-FOND-D/C393438/>; Постановление Государственного Совета Франции от 03.03.2008 № 308568 по делу Федерации водных видов спорта и досуга [Decision judiciaire du Conseil d'Etat du 3 mars 2008 № 308568 (Federation des activites aquatiques d'eveil et de loisir)] // <http://www.rajf.org/spip.php?article2775>; <http://www.conseil-etat.fr>; Постановление Государственного совета Франции от 13.04.2005 № 258190 по делу Федерации спортивного пэйнтбола [Decision judiciaire du Conseil d'Etat (2eme et 7eme sous-sections reunies) du 13 avril 2005 № 258190 (Federation de paintball sportif)] // <http://www.conseil-etat.fr>; Постановление Государственного совета Франции от 26.07.2006 № 285529 по делу Французской федерации бриджа [Decision judiciaire du Conseil d'Etat du 26 juillet 2006 № 285529 (Federation francaise de bridge)] // <http://www.conseil-etat.fr>.

60 Соловьев А.А. Систематизация законодательства о спорте (российский и зарубежный опыт): Дис. ... докт. юридич. наук: 12.00.01 / РАНХиГС. - М., 2012. -С. 90; Алексеев С.В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта: Учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. - 2-е изд., стереотип. -М.: Юнити-Дана; Закон и право, 2007. - С. 82; Рогачев Д.И. О понятиях «спорт» и «физическая культура» в спортивном праве России // Спортивное право. - 2012. -№ 1. - С. 25-31; Понкин И.В. Обзор определений понятия «спорт» в зарубежном законодательстве // I Ежегодный международный форум по спортивному праву (0708.02.2013, Москва, РУДН): Сб. матер. - М.: Изд-во РУДН, 2013. - 212 с. - С. 146158; Паначев В.Д. Спорт как социальный институт в развитии личности: Дис. ... канд. социол. наук. - Пермь, 2000. - С. 41-42; Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - С. 114-115.

61 Marmayou J.M. Definir le sport // Gazette du Palais. - 19-21.10.2008. - № 293-295. -P. 9; Coakley J. Sport in society: issues and controversies [Спорт в обществе: проблемы и споры]. - Boston: Mc Graw-Hill International Editions, 2001. - P. 20; Thomas V.R. Histoire du sport. - Paris: PUF, 1999. - P. 15; Simon G. Puissance sportive et Ordre juridique etatique. Contribution a I'etude des relations entre la puissance sportive et Ordre juridique étatique. Contribution à l'étude des relations entre la puissance publique et les institutions privees [Спортивный порядок и государственно-правовой порядок. Вклад в исследование отношений между публичной властью и частными институтами]. - Paris: Librairie Generale de Droit et de Jurisprudence, 1990. - 430 p. -P. 20; Mollion G. Les federations sportives. Le droit administratif a l'epreuve des groupements prives. - Paris: LGDJ, 2005. - P. 6; Latty F. La lex sportiva: recherche sur le Droit transnational [Lex sportiva: исследование с позиции транснационального права] / Preface de Jacques Rogge, avant-propos d'Alain Pellet. - Leiden (The Netherlands) - Boston (USA): Martinus Nijhoff Publishers, 2007. - XXI; 849 p. - P. 22; Buy F, Marmayou J.-M., Poracchia D., Rizzo F. Droit du Sport: Manuel. 2eme edition. -Paris: Librairie Generale de Droit et de Jurisprudence, 2009. - 922 p.; Maisonneuve M. L'arbitrage des litiges sportifs: These, 2007 / Paris I. - Paris: LGDJ, 2011. - 608 p. - P. 6.

62 См. описания существенных признаков этих моделей: Chaker A.-N. Bonne gouvernance dans le sport. Une etude europeenne [Эффективное управление в спорте. Исследование европейского опыта]. - Strasbourg: Editions du Conseil de l'Europe, 2004. - 112 p. - P. 10-11.

63 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -10.12.2007. - № 50. - Ст. 6242. Ред. от 07.05.2013. Действ. редакция - СПС «КонсультантПлюс».

64 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. -10.12.2007. - № 50. - Ст. 6242. Ред. от 07.05.2013. Действ. редакция - СПС «КонсультантПлюс».

65 Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 607 «О Министерстве спорта Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве спорта Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. -25.06.2012. - № 26. - Ст. 3525.

66 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 17.08.2009. - № 33. - Ст. 4110.

67 Aguado D.M. Nueva gestion deportiva municipal con la education como perspectiva. -Sevilla: Publidisa, 2012. - 491 p. - P. 252.

68 Barajas Alonso A., Sanchez Fernandez P. The balanced scorecard of public investment in sport: proposal for change // Rivista di Diritto ed Economia dello Sport. -2009. - Vol. V. - № 1. - P. 89-107. - P. 90. <http://www.rdes.it/RDES_1_09_alonso_fernandez.pdf>.

69 Gaved M., Hoehn T. Governance in sport [Управление в области спорта] // 18th Annual Conference of the European Association of Law and Economics (Vienna, 13-15 September 2001). - Vienna, 2001; Hoehn T. Governance and Governing Bodies in Sport // Handbook on the Economics of Sport / Ed. by W. Andreff and S. Szymanski. -Northampton (MA, USA): Edward Elgar, 2006. - xviii; 830 p. - P. 227-240.

70 Houlihan В., White A. The Politics of Sports Development. Development of sport or development through sport? - London - New York: Routledge, 2005. - xiii; 250 p. - P. ix.

71 Hoehn T. Governance and Governing Bodies in Sport // Handbook on the Economics of Sport / Ed. by W. Andreff and S. Szymanski. - Northampton (MA, USA): Edward Elgar, 2006. - xviii; 830 p. - P. 227-240. - P. 228-229.

72 См. подробнее этот аспект: Соловьев А.А., Понкин И.В., Понкина А.И. Правовое регулирование обеспечения безопасности во время проведения спортивных мероприятий в Швейцарии // Спортивное право. 2013. - № 2. - С. 70-76.

73 Nys J.-F. Central government and sport // Handbook on the Economics of Sport / Ed. by W. Andreff and S. Szymanski. - Northampton (MA, USA): Edward Elgar, 2006. -xviii; 830 p. - P. 260-270.

74 Hoehn T. Governance and Governing Bodies in Sport // Handbook on the Economics of Sport / Ed. by W. Andreff and S. Szymanski. - Northampton (MA, USA): Edward Elgar, 2006. - xviii; 830 p. - P. 228-240. - P. 229.

75 Федеральный закон Австрии «О поддержке спорта на федеральном уровне» [Bundesgesetz betreffend die Forderung des Sports durch den Bund (BundesSportforderungsgesetz 2013 - BSFG 2013)] //

<http://www.parlament.gv.at/PAKT/VHG/XXIV/ME/ME_00427/imfname_271553.pdf>.

76 <http://www.esporte.gov.br/>. Глава IV Федерального закона Бразилии № 9.615 от 24.03.1998 «Об установлении общих правил в области спорта и о других мерах» [Lei № 9.615, de 24 de marco de 1998 «Institui normas gerais sobre desporto e da outras providencias» (Lei Pele)] // Diario Oficial da Uniao. - 25.03.1998. <http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Leis/L9615Compilada.htm>; <http://justicadesportiva.uol.com.br/jdlegislacao_Pele.asp>.

77 <http://www.mindeporte.gob.ve/portal2009/>. Статья 3 Органического Закона Венесуэлы от 23.08.2011 «О спорте, физкультурной деятельности и физкультурном воспитании» [Ley Organica de la Republica Bolivariana de Venezuela de 23.08.2011 del Deporte, Actividad Ffsica y Educacion] // Gaceta Oficial. - 23.08.2011. - № 387.592. <http://minci.gob.ve/wp-content/uploads/downloads/2012/06/tripaleyorganica_del_deporte_.pdf>.

78 Декрет Гватемалы № 76-97 от 28.08.1997 - Национальный закон «О развитии физической культуры и спорта» [Decreto de Guatemala № 76-97 de 28.08.1997 - Ley Nacional para el Desarrollo de la Cultura Ffsica y del Deporte (Fecha de Emision - 28.08.1997; Fecha de Publication - 05.09.1997)] // Diario Oficial. - 5 de septiembre de 1997. - № 28. <http://www.tedefe.gob.gt/Convocatoria/Ley%20Nacional%20para%20el%20Desarrollo% 20Decreto%207697.pdf>.

79 <http://www.mineducacion.gov.co>. Закон Колумбии № 181 от 18.01.1995 «Об утверждении положений о развитии спорта, досуга, об обеспечении досуга, о физкультурной подготовке и о создании национальной системы спорта» [Ley de Colombia № 181 de 18 enero de 1995 por la cual se dictan disposiciones para el fomento del Deporte, la Recreacion, el Aprovechamiento del Tiempo Libre y la Educacion Ffsica y se crea el Sistema Nacional del Deporte»] // Diario Oficial. - 18.01.1995. - № 41679. <http://www.alcaldiabogota.gov.co/sisjur/normas/Norma1.jsp?i=3424>.

80 <http://www.turismo.gub.uy>. Закон Уругвая № 18.833 от 28.10.2011 «О развитии спорта» [Ley № 18.833 de 28.10.2011 «Fomento del deporte»] // Diario Oficial. - 15.11.2011. -№ 28349. <http://www0.parlamento.gub.uy/leyes/AccesoTextoLey.asp?Ley=18833&Anchor=>.

81 <http://www.sports.gouv.fr/>.

82 Departement ministeriel des sports // <http://www.sport.public.lu/fr/structure-sport/departement-ministeriel/index.html>.

83 Соловьев А.А., Понкин И.В., Понкина А.И. Правовое регулирование спорта в Швейцарии / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России; Нац. объединение спортивных юристов Российской Федерации. - М., 2013. - 236 с. - С. 63.

84 <http://www.csd.gob.es/>. Раздел II Закона Испании о спорте № 10/1990 от 15.10.1990 [Ley № 10/1990, de 15 de octubre de 1990, del Deporte] // Boletfn Oficial del Estado. - 17.10.1990. - № 249. <http://noticias.juridicas.com/base_datos/Admin/l10-1990.t3.html#c2>; <http://www.boe.es/aeboe/consultas/bases_datos/act.php?id=BOE-A-1990-25037>.

85 Соловьев А.А., Понкин И.В. Испанское законодательство о спорте / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России. - М., 2011. - 158 с. - С. 37.

86 Глава II Раздела I Декрета Гватемалы № 76-97 от 28.08.1997 -Национального закона «О развитии физической культуры и спорта» [Decreto de Guatemala № 76-97 de 28.08.1997 - Ley Nacional para el Desarrollo de la Cultura Ffsica y del Deporte (Fecha de Emision - 28.08.1997; Fecha de Publication -05.09.1997)] // Diario Oficial. - 5 de septiembre de 1997. - № 28. <http://www.tedefe.gob.gt/Convocatoria/Ley%20Nacional%20para%20el%20Desarrollo% 20Decreto%207697.pdf>.

87 <http://www.deporte.gub.uy>.

88 <http://www.web.psc.gov.ph>. Закон Филиппин № 6847 от 24.01.1990 «О создании и установлении Филиппинской Комиссии по вопросам спорта, об определении её полномочий, функций и обязанностей, вопросах финансирования и о других вопросах» [Republic Act № 6847 (January 24, 1990) creating and establishing the Philippine Sports Commission, defining its powers, functions and responsibilities, appropriating funds therefor, and for other purposes] // <http://www.lawphil.net/statutes/repacts/ra1990/ra_6847_1990.html>.

89 <http://www.dca.ca.gov/csac/>.

90 § 110 «Combative Sports Advisory Council» of Subchapter VI «Combative Sports Advisory Council» of Chapter 1 «Combative sports and combative sports entertainment» of Title 28 «Sports and Amusements» of the 2012 Delaware Code // <http://codes.lp. findlaw.com/decode/28/1/VI/110>.

91 Sec. 467.0102, Sec. 467.020, Sec. 467.030, Sec. 467.040, Sec. 467.050 and other of

Chapter 467 «Unarmed combat» of Title 41 «Gaming; horse racing; sporting events» of the Nevada Revised Statutes // <http://www.leg.state.nv.us/NRS/NRS-467.html>; <http://www.leg.state.nv.us/NRS/>.

92 Sec. 2052.002 «Definitions», Sec. 2052.052 «Rules», Sec. 2052.054 «Continuing education» and other of Chapter 2052 «Combative sports» of Subtitle B «Sports» of Title 13 «Sports, amusements, and entertainment» of the Occupations code of the Texas Statutes // <http://www.statutes.legis.state.tx.us/Docs/OC/pdf/OC.2052.pdf>; <http://www.statutes.legis.state.tx.us/Docs/OC/word/OC.2052.doc>.

93 Sec. 2052.002 «Definitions», Sec. 2052.051 «Administration of chapter», Sec. 2052.052 «Rules» and other of Chapter 2052 «Combative sports» of Subtitle B «Sports» of Title 13 «Sports, amusements, and entertainment» of the Occupations code of the Texas Statutes // <http://www.statutes.legis.state.tx.us/Docs/OC/pdf/OC.2052.pdf>; <http://www.statutes.legis.state.tx.us/Docs/OC/word/OC.2052.doc>.

94 <http://www.myfloridalicense.com/dbpr/pro/sbc/>.

95 Sec. 67.08.002, Sec. 67.08.015, Sec. 67.08.017 and other of Chapter 67.08 «Boxing, martial arts, and wrestling» of Title 67 «Sports and recreation - convention facilities» of the Revised Code of Washington // <http://apps.leg.wa.gov/rcw/ dispo.aspx?Cite=67>; <http://apps.leg.wa.gov/rcw/default.aspx?cite=67.08>.

96 Соловьев А.А. Правовое регулирование спортивных единоборств: опыт США и Канады / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России; Нац. объединение спортивных юристов; Федерация кикбоксинга России. - М., 2013. - 172 с. - С. 3032.

97 Глава 3 Федерального закона Аргентины № 20.655 от 02.04.1974 «О продвижении спортивной деятельности по всей стране» [Ley № 20.655 «Promocion de las actividades deportivas en todo el pais (Sancionada - 21.03.1974; Promulgada -02.04.1974)] // Boletfn Oficial. - 08.04.1974. - № 22888. <http://infoleg.mecon.gov.ar/infolegInternet/anexos/25000-29999/27274/texact.htm>.

98 <http://www.deportes.gov.ar/ar/site/>.

99 <http://www.idesporto.pt/conteudo.aspx?id=32>. Декрет-Закон Португалии № 266A/2012 [Decreto-Lei № 266A/2012] // Diario da Republica. - 31.12.2012. - № 252. - 1a serie. <http://www.idesporto.pt/ficheiros/file/Decreto-Lei%20n%EF%BF%BD%20266-A_2012.pdf>; Статья 7 Закона Португалии № 5/2007 от 16.01.2007 об основах физкультурной деятельности и спорта [Lei № 5/2007 de 16 de Janeiro de 2007 de bases da actividade ffsica e do desporto] // <http://www.idesporto.pt/ficheiros/file/Lei_5_2007.pdf>.

100 Первая часть Главы 3 Закона Боливии № 2770 от 07.07.2004 «О спорте» [Ley № 2770 de 07.07.2004 ley del deporte] // <http://www.legislacionmunicipal.fam.bo/Ar chivo/Docs/Leyes/Ley_2770.pdf>.

101 Декрет Секретариата народного образования Мексики от 14.05.1981 «О создании Национального совета по спорту, носящего характер консультативного органа Секретариата народного образования Мексики, а также механизма интеграции и содействия непрофессиональному спорту на национальном уровне» Decreto de 14.05.1981 por el que se crea el Consejo Nacional del Deporte con caracter de organo de consulta de la SECRETARIA de Educacion Publica, asf como de mecanismo para la integracion y el fomento del deporte no profesional, en el ambito nacional] // Diario Oficial Federacion - 14.05.1981. <http://www.congresomich.gob.mx/dof/index.php?option=com_docman&amp;task=cat_vi ew&amp;gid=449&amp;Itemid=1>.

102 Статья 2 Закона Уругвая № 18.833 от 28.10.2011 «О развитии спорта» [Ley № 18.833 de 28.10.2011 «Fomento del deporte»] // Diario Oficial. - 15.11.2011. - № 28349. <http://www0.parlamento.gub.uy/leyes/AccesoTextoLey.asp?Ley=18833&Anchor=>.

103 <http://www.conade.gob.mx>. Секция 1 Главы I Раздела II Федерального закона Мексики «О физической культуре и спорте» от 20.02.2003 (с последующими изменениями) [Ley General de los Estados Unidos Mexicanos de 20.02.2003 de cultura ffsica y deporte // Diario Oficial de la Federation. - 24.02.2003. (Ultima reforma publicada: Diario Oficial de la Federation. - 09.04.2012)] // <http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/pdf/258.pdf>; <http://www.diputados.gob.mx/LeyesBiblio/ref/lgcfd.htm>.

104 <http://www.coldeportes.gov.co>. Декрет Колумбии № 4183 от 03.11.2011 «О преобразовании национального государственного учреждения Институт спорта Колумбии COLDEPORTES в Административный департамент спорта, досуга, физкультурной деятельности и обеспечения отдыха COLDEPORTES и об установлении его целей, структуры и функций» [Decreto № 4183 de 3 de noviembre de 2011 por el cual se transforma al Instituto Colombiano del Deporte, COLDEPORTES, establecimiento publico del orden nacional en el Departamento Administrativo del Deporte, la Recreacion, la Actividad Ffsica y el Aprovechamiento del Tiempo Libre, COLDEPORTES y se determinan su objetivo, estructura y funciones] // Diario Oficial. - 03.11.2011. - № 48242. <http://www.secretariasenado.gov.co/senado/basedoc/decreto/2011/decreto_4183_2011.html>.

105 History // <http://www.coldeportes.gov.co/coldeportes/index.php?idcategoria=5629>.

106 Закон Перу № 28036 «О поддержке и развитии спорта» [Ley del Peru № 28036 de promocion y desarrollo del deporte] // <http://www.ipd.gob.pe/transparencia_ipd/documen tos/marcolegal/ley_28036.pdf>.

107 Соловьев А.А., Понкин И.В. Испанское законодательство о спорте / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России. - М., 2011. - 158 с. - С. 61.

108 Вторая часть Главы 3 Закона Боливии № 2770 от 07.07.2004 «О спорте» [Ley № 2770 de 07.07.2004 ley del deporte] // <http://www.legislacionmunicipal.fam.bo/Ar chivo/Docs/Leyes/Ley_2770.pdf>.

109 Статья 4 Закона кантона Нидвальден от 20.10.2004 «О содействии развитию физической культуры и спорта» [Gesetz des Kantons Nidwalden uber die Forderung von Turnen und Sport (Sportgesetz) vom 20. Oktober 2004] // <http://www. nw.ch/dl.php/de/20070912134237/Sportgesetz_361. 1 vom_20.10.04. pdf>.

110 Cтатья 2 Закона кантона Обвальден от 27.01.2011 «О содействии спорту» [Sportforderungsgesetz des Kantons Obwalden vom 27. Januar 2011] // <http://ilz.ow.ch/gessamml/pdf/418100.pdf>.

111 Статья 1 Закона кантона Санкт-Галлен от 05.12.1974 «О союзном законодательстве о поощрении физической культуры и спорта» [Einfuhrungsgesetz des Kantons St. Gallen zur Bundesgesetzgebung uber die Forderung von Turnen und Sport vom 5. Dezember 1974] // <http://www.lexfind.ch/dtah/11379/2/251.1.html>.

112 § 10 Закона кантона Цуг от 29.08.2002 «О спорте» [Sportgesetz des Kantons Zug vom 29. August 2002] // <http://bgs.zg.ch/frontend/versions/708?locale=de>.

113 Статья 5 Закона кантона Обвальден от 27.01.2011 «О содействии спорту» [Sportforderungsgesetz des Kantons Obwalden vom 27. Januar 2011] // <http://ilz.ow.ch/gessamml/pdf/418100.pdf>.

114 § 11 Закона кантона Цуг от 29.08.2002 «О спорте» [Sportgesetz des Kantons Zug vom 29. August 2002] // <http://bgs.zg.ch/frontend/versions/708?locale=de>.

115 Статья 3 Закона кантона Санкт-Галлен от 05.12.1974 «О союзном законодательстве о поощрении физической культуры и спорта» [Einfuhrungsgesetz des Kantons St. Gallen zur Bundesgesetzgebung uber die Forderung von Turnen und Sport vom 5. Dezember 1974] // <http://www.lexfind.ch/dtah/11379/2/251.1.html>.

116 Глава 2 Федерального закона Австрии «О поддержке спорта на федеральном уровне» [Bundesgesetz betreffend die Forderung des Sports durch den Bund (BundesSportforderungsgesetz 2013 - BSFG 2013)] // <http://www.parlament.gv.at/PAKT/VHG/XXIV/ME/ME_00427/imfname_271553.pdf>.

117 Статья 16 Закона кантона Нидвальден от 20.10.2004 «О содействии развитию физической культуры и спорта» [Gesetz des Kantons Nidwalden uber die Forderung von Turnen und Sport (Sportgesetz) vom 20. Oktober 2004] // <http://www.nw.ch/dl.php/de/20070912134237/Sportgesetz_361.1vom_20.10.04.pdf>.

118 Статья 3 Закона кантона Обвальден от 27.01.2011 «О содействии спорту» [Sportforderungsgesetz des Kantons Obwalden vom 27. Januar 2011] // <http://ilz.ow.ch/gessamml/pdf/418100.pdf>.

119 Статья 2 Закона кантона Санкт-Галлен от 05.12.1974 «О союзном законодательстве о поощрении физической культуры и спорта» [Einfuhrungsgesetz des Kantons St. Gallen zur Bundesgesetzgebung uber die Forderung von Turnen und Sport vom 5. Dezember 1974] // <http://www.lexfind.ch/dtah/11379/2/251.1.html>.

120 § 12 Закона кантона Цуг от 29.08.2002 «О спорте» [Sportgesetz des Kantons Zug vom 29. August 2002] // <http://bgs.zg.ch/frontend/versions/708?locale=de>.

121 Декрет-Закон Португалии № 98/2011 от 21.09.2011 [Decreto-Lei № 98/2011 de 21 de Setembro] // Diario da Republica. - 21.09.2011. - № 182. - 1a serie. <http://www.ipdj.pt/docs/LeiOrganica.pdf>.

122 Глава 1 Раздела III Органического Закона Венесуэлы от 23.08.2011 «О спорте, физкультурной деятельности и физкультурном воспитании» [Ley Organica de la Republica Bolivariana de Venezuela de 23.08.2011 del Deporte, Actividad Ffsica y Educacion] // Gaceta Oficial. - 23.08.2011. - № 387.592. <http://minci.gob.ve/wp-content/uploads/downloads/2012/06/tripaleyorganica_del_deporte_.pdf>.

123 <http://www.icoder.go.cr>. Закон № 7800 Коста-Рики от 30.04.1998 «Об учреждении Института спорта и досуга и о правовом режиме физкультурного воспитания, спорта и досуга» [Ley de Costa Rica № 7800 de 30.04.1998 «Creacion del Instituto costarricense del deporte y la recreation y del regimen jurfdico de la educacion ffsica, el deporte y la recreacion»] // La Gaceta. - 29.05.1998. - № 103. <http://www.pgr.go.cr/scij/scripts/TextoCompleto.dll?Texto&nNorma=26290&nVersion=67 034&nTamanoLetra=10&strWebNormativa=http://www.pgr.go.cr/scij/&strODBC=DSN=S CIJ_NRM;UID=sa;PWD=scij;DATABASE=SCIJ_NRM;&strServidor=\\pgr04&strUnidad=D :&strJavaScript=NO>

124 <http://www.inder.cu/beta/home/>. Закон Кубы № 936 от 23.02.1961 «О создании Национального Института спорта, физкультурного воспитания и досуга» [Ley № 936 de 23 de febrero de 1961 de creacion del Instituto Nacional de Deportes, Educacion Ffsica y Recreacion] // <http://win.dd-el.com/cubaley936.pdf>.

125 <http://www.ipd.gob.pe>. Глава 1 Раздела 2 Закона Перу № 28036 «О поддержке и развитии спорта» [Ley del Peru № 28036 de promotion y desarrollo del deporte] // <http://www.ipd.gob.pe/transparencia_ipd/documentos/marcolegal/ley_28036.pdf>.

126 <http://www.ind.cl/Pages/inicio.aspx>; Закон Чили «О спорте» № 19.712 от 30.01.2001 [Ley de Chile № 19.712 de 30 de enero de 2001 del deporte (Fecha Publication - 09.02.2001; Fecha Promulgation -30.01.2001; Ultima Modification - Ley № 20.190 de 05.06.2007)] // <http://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=181636&buscar=deporte>; <http://www.leychile.cl/Navegar?idNorma=181636&idVersion=2011-01-22>.

127 <http://www.enard.org.ar>. Федеральный закон Аргентины № 26.573 от 21.12.2009 «Национальный орган по вопросам спорта высших достижений» [Ley № 26.573 «Ente nacional de alto rendimiento deportivo» (Sancionada: 02.12.2009; Promulgada - 21.12.2009)] // Boletfn Oficial. - 22.12.2009. - № 31806. <http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/verNorma.do?id=161877>; <http://www.infoleg.gov.ar/infolegInternet/anexos/160000-164999/161877/norma.htm>.

128 <http://www.esporte.gov.br/conselhoEsporte/>. Глава IV Федерального закона Бразилии № 9.615 от 24.03.1998 «Об установлении общих правил в области спорта и о других мерах» [Lei № 9.615, de 24 de mar?o de 1998 «Institui normas gerais sobre desporto e da outras providencias» (Lei Pele)] // Diario Oficial da Uniao. - 25.03.1998. <http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/Leis/L9615Compilada.htm>; <http://justicadesportiva.uol.com.br/jdlegislacao_Pele.asp>.

129 Бразильские спортивные кодексы: Научная редакция перевода с португальского и вступительная статья с кратким комментарием А.А. Соловьева / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России. - М., 2010. - 150 с. - С. 14.

130 <http://www.fedenador.org.ec>. Статьи 40, 41 Закона Эквадора от 29.07.2010 «О спорте, физкультурном воспитании и отдыхе» [Ley de 29.07.2010 del deporte, educacion ffsica y recreacion] // Registro Oficial. - 11.08.2010. - № 255. <http://www.lexis.com.ec/webtools/biblioteca_silec/Documentos/Noticias/Ley%20del%20 deporte%20educaci%C3%B3n%20f%C3%ADsica%20y%20recreaci%C3%B3n.pdf>.

131 Братановская М.С. Система муниципального управления физической культурой и спортом в России: правовые основы организации и деятельности: Дис. ... канд. юридич. наук: 12.00.02. - Волгоград, 2007. - 221 с. - С. 9-10.

132 Братановский С.Н. Управление физической культурой и спортом в условиях реформ: Дис. ... докт. юридич. наук: 12.00.02. - М., 1997. - 363 с. - С. 311.

133 Жабин Н.А. Административно-правовое регулирование отношений в области спорта: Автореф. дис. ... канд. юридич. наук: 12.00.14 / МГЮА им. О.Е. Кутафина. - М., 2012.

134 Казаков Р.В. Законодательство о спорте и система государственного управления в области спорта в Канаде / Комис. по спорт. праву Асс. юристов России; Национальное объединение спортивных юристов. - М., 2012. - 128 с. - С. 12; Казаков Р.В. Особенности государственного управления в области спорта в Канаде: Дис. ... канд. юридич. наук: 12.00.14 / РАНХиГС. - М., 2012. - С. 34-35.

135 Тогда это определение может быть сформулировано следующим образом: Публичное управление - системно интегрированная и функционально-иерархически организованная деятельность по планированию, реализации, обеспечению и самоконтролю государственно-властного регулирующего (в т.ч. изменяющего и стимулирующего/редуцирующего) воздействия на общественные отношения в определенной области и непосредственно связанные с ними отношения, осуществляемая органами государственной власти путем нормативного правового (прежде всего - административно-правового) регулирования, организационно-координационного, финансового (бюджетного, налогового и др.), инфраструктурного и иного ресурсного администрирования и осуществления контрольно-надзорных полномочий.

136 Collins M. Sports Development Locally and Regionally [Развитие спорта на местном и региональном уровнях]. - Reading (Berkshire, UK): Institute of Leisure & Amenity Management, 1995. - 22 p. - P. 21.

137 См. работы М.Н. Кузнецова, в частности: Кузнецов М.Н. О содержании понятия «публичный порядок» // Нравственные императивы в праве. - 2011. - № 2. - С. 332; Кузнецов М.Н. Международное частное право. Общая часть: Учебное пособие. -М.: Изд-во УДН, 1991. - 69 с.; и др.

138 Declaration des Droits de I'Homme et du Citoyen de 1789 // <http://legifrance.gouv.fr/Droit-francais/Constitution/Declaration-des-Droits-de-l-Homme-et-du-Citoyen-de-1789>.

139 Цитаты и мысли о МЧП // <http://www.privintlaw.ru/Lhtml>.

140 Nussbaum A. Money in the Law. - Chicago: Foundation Press, 1939.

141 Benvenisti E. The International Law of Occupation. - Oxford: Oxford University Press, 2012. - 416 p. - P. 94.

142 Определение Арбитражного суда города Москвы от 25.01.2007 по делу № А40-67462/06-8-494.

143 Петражицкий Л.И. О старой школе и новых течениях в науке права // Право. - 1911. - № 50. - Стлб. 2860-2861.

144 Цит. по: Poillot Peruzzetto S. Ordre public et loi de police dans I'ordre communautaire // <http://www.peruzzetto.eu/art/ordrepublic-loipolice-comitedip-plan.pdf>.

145 De Lange R. The European Public Order, Constitutional Principles and Fundamental Rights // Erasmus Law Review. - 2007. - Vol. 1. - № 1.

146 Гражданский кодекс Франции (Кодекс Наполеона): Пер. с франц.: В. Захватаев / Предисл.: А. Довгерт, В. Захватаев / Приложения 1-4: В. Захватаев / Отв. ред. А. Довгерт / Кафедра международного частного и таможенного права Института международных отношений Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. - Киев: Истина, 2006. - 1008 с. - С. 260, 781, 21, 708.

Теги: институализация, особенности государственного управления, управление, нормативное правовое регулирование, самоуправление в области спорта.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    Понкина Алена Игоревна — § 1.1. Содержание и особенности государственного управления в области спорта // Государственное управление и автономная институализация в области спорта. - 2013.§ 1.1. Содержание и особенности государственного управления в области спорта. C. 14-43

    Посмотреть полное описание