Введение - Научные статьи - Библиотека международной спортивной информации

00:00, 02 декабря 2008, Научные статьи

Модули психологической структуры в спорте

Введение

Авторы:
Полозова Н. Н., Полозов Андрей Анатольевич
Источник:
Издательство:
Глава:
Введение
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная психология
Регионы:
РОССИЯ
Рассказать|
Аннотация

Человек всю жизнь окружен другими людьми и нуждается в том, чтобы лучше понимать их. Психология - самая загадочная наука. Мы все каждодневно нуждаемся в ее конструктивных реше­ниях. Однако большое количество работ в этой области знаний никак не трансформируется в более или менее обобщенные точки

Введение

Человек всю жизнь окружен другими людьми и нуждается в том, чтобы лучше понимать их. Психология - самая загадочная наука. Мы все каждодневно нуждаемся в ее конструктивных реше­ниях. Однако большое количество работ в этой области знаний никак не трансформируется в более или менее обобщенные точки зрения. В других отраслях науки, как правило, рано или поздно происходит консолидация вокруг каких-то направлений. В психологии же число альтернативных точек зрения только уве­личивается. На сегодняшний день было бы правильно сказать, что психология у каждого своя.

Психология сегодня - это ширма, за которую складывается все, чего мы не можем понять. Выиграла команда - значит она облада­ет психологией победителя. Проиграла команда - нет у нее психо­логии победителя. В психологии сегодня как никогда много спеку­ляций. Большинство предложений и выводов не подкреплено конкретными медицинскими или биологическими данными. Даже относительно «благополучное» деление людей по знакам зодиака не более чем очередная легенда. Автору, например, в каждом знаке зодиака соответствует около 10% фраз и, таким образом, ему под­ходит описание любого из этих знаков. Еще более сомнительной в научном плане выглядит физиогномика. Прямое сопоставление одних и тех же признаков у разных авторов из разных стран при­водит к взаимному несоответствию в 90-95% случаев. Особенно поразил известный астролог Глоба, который умудрился «не уга­дать» ни разу. Многие «исследования» при ближайшем рассмот­рении оказываются просто мифом. Они паразитируют на нашем желании понимать других людей и обманывают наши ожидания.

Отличительной чертой современного этапа в развитии психо­логии можно считать то, что в ее дальнейшем развитии участвуют не только ученые. Деловые люди не хотят ждать итогов бесконеч­ных споров ученых и берут на вооружение понравившиеся им док­трины. И тем самым развивают их. Одной из замечательных на­ходок психологов является версия о 16 типах личности. Проблема не решена, теория не построена. Разногласий в сотни раз больше, чем компромиссов. Но уже при подготовке специалистов подбира­ют преподавателя под доминирующий среди слушателей тип лич­ности (далее ТЛ). Есть соционические службы знакомств. Есть кадровые агентства, специализирующиеся на ТЛ. Мы видим при­мер делового подхода к еще не достроенной науке. Это интересный феномен. Такая ситуация уже была ранее с другой замечательной идеей. Г. Гарднер в 1983 г. написал книгу «Границы разума», где выделил семь видов интеллекта. Вопрос о числе видов интеллекта еще не решен. Существует порядка шестисот различных вариан­тов решения этой проблемы. Казалось бы, в этой ситуации про­стым гражданам можно не обращать внимания на научные пере­палки. Тем более удивительно, что американское школьное образование перестроено под эти семь видов интеллекта. Это очень яркий пример, когда ученые, как всегда, высказали разные мне­ния, доктрину посчитали недоказанной, но заинтересованная об­щественность проигнорировала этот факт и приняла ее в работу. Это пример, когда яркое научное исследование сумело «обаять» так много людей, что оказалось востребованным и без одобрения научных работников. Такое под силу только гениальным работам.

Для практика одним из наиболее важных критериев теории яв­ляется соотношение затраченных на исследование ресурсов и по­лученных в результате дивидендов. Как гласит афоризм, нет ниче­го практичнее хорошей теории. Привлекательность для внедрения сильно зависит от этого соотношения. В подавляющем числе ис­следований по психологии этот баланс отрицателен. То есть вы зададите 100 вопросов ради того, чтобы получить ответ, который уместится в одной строчке. Предлагаемые модули психологичес­кой структуры отличаются в обратном направлении. Если мы на­ходим такой модуль, то полученную информацию можно изложить на целой странице. При этом она будет содержать аспекты, кото­рые даже при непосредственном контакте можно не увидеть. Вся информация о модуле, а не только какая-то ее малая часть, соот­ветствует объекту исследований.

Спорт крайне нуждается в психологических методиках. Бытует устойчивое мнение, что спортсмен реализует свой потенциал только на треть. Существует большое число факторов, которые не дают подняться этому числу выше. Это и трудности с самоидентифика-


цией, переоценка или недооценка различных аспектов подготовки, неспособность к мобилизации всех сил и т.п. В спортивной психо­логии тема мотивации спортсмена считается самой главной. В этом направлении, как и много лет назад, непререкаемым авторитетом пользуется доктор психологических наук Р.М. Загайнов. Никто не умеет так актуализировать мотивационную сферу спортсмена, как это делает Рудольф Максимович. Но одного Загайнова на всех спортсменов не хватит. Следовательно, каждый тренер, спортсмен должен разбираться в себе и окружающих его людях, быть спо­собным понимать других и быть ими понимаемым. Кроме того, по прежнему актуальны попытки «перевоспитать» спортсмена, не считаясь с особенностями его личности.

Предлагаемая читателю книга выделяется из множества дру­гих попыткой консолидации целого ряда новейших направлений в психологии и уже одним этим заслуживает внимания. Авторы предлагают рассматривать личность как сочетание «типа лично­сти», «типа характера» и доминирующего «типа интеллекта». Эта позиция трансформировалась в формулу ТЛ + ТХ + ТИ. Такой подход не бесспорен, может восприниматься упрощенным, однако он позволяет получить практическую отдачу от теории, в том чис­ле в сфере спортивной деятельности.

    Загрузка...