00:00, 07 декабря 2012, Научные статьи

Наука в олимпийском спорте

Олимпийское образование в общеобразовательной школе

Автор:
Ермолова Валентина
Источник:
Выпуск:
1 () 2012, 07 декабря 2012
Страницы:
37-39
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука
Регионы:
УКРАИНА
Рассказать|
Аннотация

Философия олимпизма может служить составляющей идеологической основы учебно-воспитательного процесса; олимпийское образование является одной из эффективных педагогических технологий, способной привлечь школьников к здоровому образу жизни и к занятиям спортом, повысить уровень их общей культуры

Олимпийское образование в общеобразовательной школе

АННОТАЦИЯ

Цель. Определение отношения директоров к процессу интеграции олимпийского образования в систему учебно-воспитательного процесса школьников.

Методы. Анализ литературных источников, анкетирование. В исследовании приняли участие 26 директоров общеобразовательных школ из 15 регионов Украины.

Результаты. Установлено, что важными условиями внедрения олимпийского образования является участие всего педагогического коллектива в этом процессе; применение форм и методов работы в соответствии с возрастными особенностями школьников; информационно-дидактическое обеспечение и мероприятия по повышению научно-методического уровня педагогического коллектива.

Заключение. Философия олимпизма может служить составляющей идеологической основы учебно-воспитательного процесса; олимпийское образование является одной из эффективных педагогических технологий, способной привлечь школьников к здоровому образу жизни и к занятиям спортом, повысить уровень их общей культуры, сохранить и укрепить их здоровье, повысить социальную активность детей, а также активизировать творческий потенциал педагогов.

Ключевые слова: олимпийское образование, учебно-воспитательный процесс, директора школ.

ABSTRACT

Objective. To determine the attitude of general school directors to the integration of Olympic education in the system of schoolchildren education process.

Methods. An analysis of the literature data, and questionnaire survey were used. The study involved 26 general school directors from 15 regions of Ukraine.

Results. It was found, that important conditions for the implementation of Olympic education are following: involvement of all the teaching staff in the process; application of forms and methods of work in accordance with the age peculiarities of schoolchildren; information and didactic support and measures for increase of scientific and methodological level of the teaching staff.

Conclusions. The philosophy of Olympism can serve as constituent of the ideological basis for the educational process; Olympic education is an effective educational technology capable of attracting students to a healthy way of life and sport, to increase their level of general culture, preserve and enhance their health, increase social activities of children as well as enhance the creative potential of teachers.

Keywords: Olympic education, educational process, school directors.

Постановка проблемы. Концепция олимпизма и олимпийского образования объединяет идеи, в которых олимпизм выступает как системообразующий фактор, а олимпийское образование — как способ воспитания молодежи в духе мира и сотрудничества.

В современных условиях, когда украинское образование стоит на пути реформирования, интеграции в Европейское образовательное пространство, возникает проблема разработки новых воспитательных технологий, которые обеспечивали бы формирование и развитие у подрастающей личности духовных качеств как доминирующих и решающих в развитии ценностной системы человека. Здесь олимпийское образование может сыграть важную роль, став одним из ведущих направлений системы учебно-воспитательной работы в средних школах [1, 2].

Цель исследования определить и проанализировать отношение директоров общеобразовательных учебных заведений к процессу интеграции олимпийского образования в систему учебно-воспитательного процесса школьников.

Методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая то, что эффективность организации учебно-воспитательного процесса учащихся в учебном заведении во многом зависит от активности, инициативности, творческих и организаторских способностей директоров школ, мы сочли необходимым выяснить их отношение к процессу введения олимпийского образования в систему работы школы. В анкетировании приняли участие 26 директоров общеобразовательных школ Винницкой, Волынской, Днепропетровской, Донецкой, Житомирской, Закарпатской, Запорожской, Кировоградской, Киевской, Львовской, Луганской, Сумской, Харьковской, Черновицкой областей и г. Киева.

В современных условиях падение духовного потенциала и здоровья школьников становится ощутимой реальностью. Это подтверждается ответами директоров школ, озабоченных состоянием здоровья школьников, а именно его составляющими: физическим, психическим и социальным (рис. 1).

Учитывая обеспокоенность директоров состоянием здоровья учащихся, нас заинтересовал вопрос «Что побудило принять решение об интеграции олимпийского образования в систему работы школы?». В связи с тем что директорам предлагалось определить несколько проблем, общий показатель не сводится к 100 %. Итак, 57,69 % руководителей школ приняли решение, воспринимая олимпийское образование как инновационную технологию проведения учебно-воспитательного процесса в школе; 53,85 % — считают, что этот процесс повысит мотивацию учащихся к личностному совершенствованию; 30,77 % — видят в этом стимул педагогического коллектива к творческой деятельности.

По результатам анкетирования, 88,46 % директоров считают, что олимпийское образование может стать идеологической основой учебно-воспитательного процесса школы, 11,54 % — одной из ее составляющих. Таким образом, результаты исследования подтверждают важность интеграции олимпийского образования в учебно-воспитательный процесс и ее роль в формировании гармонически развитой личности.

Большинство директоров школ (69,20 %) считают, что формирование знаний по олимпийской тематике рационально начинать с младшего школьного возраста, 19,20 % — с 10—11 лет, 7,69 % — с 12—13 лет, 3,80 % — с 14—15 лет.

Какие-либо инновации требуют определенных условий для их внедрения. Анкетирование руководителей школ дало возможность определить их и ранжировать по мере важности (по мнению директоров) (табл. 1). В связи с тем что предлагалось определить несколько проблем, общий показатель не сводится к 100 %.

Кроме того, важным условием успешной интеграции олимпийского образования в систему работы школы является отношение педагогических работников к этому процессу. Большинство директоров (96,15 %) считают, что внедрение олимпийского образования — дело всего педагогического коллектива, и только 3,85 % — дело учителя физической культуры.

РИСУНОК 1 — Уровень обеспокоенности директоров школ состоянием здоровья школьников

Результаты анкетирования руководителей школ позволили определить наиболее эффективные формы внедрения олимпийского образования с учетом возрастных особенностей школьников (табл. 2). Учитывая, что респондентам было предложено определить несколько проблем, общий показатель не сводится к 100 %.

Таким образом, наиболее эффективными формами интеграции олимпийского образования в учебно-воспитательный процесс школьников младшего возраста большинство директоров считают конкурсы рисунков (57,69 %), введение олимпийской тематики в общеобразовательные дисциплины (42,30 %), деятельность музеев спортивной славы или кабинетов олимпийского образования (34,61 %), школьные Олимпийские игры (38,46 %).

Для учащихся среднего школьного возраста наиболее приемлемыми, по мнению директоров школ, могут стать школьные Олимпийские игры (65,38 %), интеграция олимпийской тематики в процесс преподавания, общеобразовательные дисциплины (53,84 %), викторины (42,31 %), Олимпийские уроки (38,46 %), деятельность музеев спортивной славы или кабинетов олимпийского образования (30,77 %), конкурсы литературных произведений и Олимпийские фестивали (по 26,92 %).

ТАБЛИЦА 1 — Мероприятия и учебно-методическое обеспечение, позволяющие интегрировать олимпийское образование в учебно-воспитательный процесс школьников

Условие интеграции

Ответы директоров, %

Методические рекомендации по использованию вопросов олимпийской тематики в процессе преподавания общеобразовательных предметов

73,08

Пособия для учащихся различных возрастных групп

46,15

Проведение научно-практических семинаров с обменом опыта работы

46,15

Методические рекомендации по проведению внеклассной работы

38,46

Проведение семинаров для отдельных категорий педагогических работников школ

34,61

Освещение вопросов олимпийского образования на курсах повышения квалификации

34,61

Наиболее эффективные формы для старшеклассников, как считают директора школ, — соревнования по видам спорта с использованием олимпийской символики и ритуалов: школьные Олимпийские игры (50,00 %) и Олимпийские фестивали (46,15 %), введение олимпийской тематики в общеобразовательные дисциплины (42,30 %), олимпийские уроки и деятельность музеев спортивной славы или кабинетов олимпийского образования (по 38,46 %), часы общения (воспитательные часы) и викторины (по 26,92 %), конкурсы литературных произведений (23,08 %).

В средних и старших классах возможно проведение факультативов по олимпийскому образованию (соответственно 15,38 и 19,29 %).

Приняв решение внедрять олимпийское образование в систему работы учебного заведения, директора ожидали определенных положительных результатов таких инноваций (в связи с тем что им предлагалось определить несколько проблем, общий показатель не сводится к 100 %), а именно: привлечение учащихся к здоровому образу жизни (80,76 %), повышение общей культуры школьников (73,07 %), укрепление здоровья учащихся (69,23 %), привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом (61,53 %), активизация творческого потенциала учителей (53,85 %), повышение мотивации учащихся к учению (34,61 %), снижение антисоциальных проявлений среди детей (30,77 %), повышение социальной активности учащихся (30,77 %), получение больших возможностей для самореализации школьников (26,92 %), повышение качества знаний учащихся (15,38 %).

Выводы

  • Анкетирование директоров общеобразовательных школ выявило их обеспокоенность состоянием здоровья школьников, особенно физическим и социальным.
  • Большинство руководителей школ считают, что идеалы и ценности олимпизма могут служить идеологической основой учебно-воспитательного процесса современной школы и позитивно влиять на формирование гармонически развитой личности ребенка.
  • По мнению директоров школ, внедрение олимпийского образования в систему работы учебного заведения позволит привлечь учащихся к здоровому образу жизни, повысить уровень общей культуры школьников, сохранить и укрепить здоровье учащихся, привлечь их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, снизить антисоциальные проявления среди детей, повысить их социальную активность, качество знаний по предметам, а также активизировать творческий потенциал учителей.

ТАБЛИЦА 2 Формы внедрения олимпийского образования, учитывая возрастные особенности школьников, по данным анкетирования руководителей школ

Форма внедрения

Внедрение олимпийского образования, %

6—9 лет

10—14 лет

15—16 лет

Интеграция вопросов олимпийской тематики в программы общеобразовательных дисциплин

42,30

53,84

42,30

Факультативные занятия

3,80

15,38

19,29

Конкурсы рисунков

57,69

23,08

11,54

Конкурсы литературных произведений

15,38

26,92

23,08

Викторины

15,38

42,31

26,92

Олимпийские фестивали

26,92

26,92

46,15

Школьные Олимпийские игры

38,46

65,38

50,00

Олимпийские уроки

23,10

38,46

38,46

Часы общения (воспитательные часы)

19,23

19,23

26,92

Деятельность музея спортивной славы (кабинета олимпийского образования)

34,61

30,77

38,46

Литература

  1. Георгиадис К. Теоретические основы олимпийского образования / К. Георгиадис // Наука в олимп. спорте. — 2007. — № 2.
  2. Платонов В. Н. Олимпийский спорт / В. Н. Платонов, С. И. Гуськов: в 2 кн. — Олимп. лит., 1994.

References

  1. Georgiadis K. Theoretical bases of the Olympic education / K. Georgiadis // Science in the Olympic sports. — 2007. — № 2.
  2. Platonov V. N. Olympic sports / V. N. Platonov, S. I. Guskov: 2 books: — K.: Olympic literature, 1994.

Поступила 28.01.12

Теги: учебно-воспитательный процесс, исследование, олимпийское образование, директора школ.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Ермолова Валентина
    • Заглавие

      Основное
      Олимпийское образование в общеобразовательной школе
    • Источник

      Заглавие
      Наука в олимпийском спорте
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 1
      Сведения о местоположении
      C. 37-39
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Ермолова Валентина — Олимпийское образование в общеобразовательной школе // Наука в олимпийском спорте. - 2012. № 1. C. 37-39

    Посмотреть полное описание