00:00, 07 декабря 2012, Научные статьи

Наука в олимпийском спорте

Олимпийская программа в контексте развития системы национального спорта

Автор:
Евтич Бранислав
Источник:
Выпуск:
1 () 2012, 07 декабря 2012
Страницы:
27-36
Виды спорта:
Общеспортивная тематика
Рубрики:
Спортивная наука
Регионы:
СЕРБИЯ
Рассказать|
Аннотация

Создание стратегии, необходимой для обеспечения эффективного руководства подготовкой олимпийской команды страны, а также инструментализации деятельности в направлении долговременных позитивных изменений национальной системы спорта.

Олимпийская программа в контексте развития системы национального спорта

АННОТАЦИЯ

Цель. Создание стратегии, необходимой для обеспечения эффективного руководства подготовкой олимпийской команды страны, а также инструментализации деятельности в направлении долговременных позитивных изменений национальной системы спорта.

Методы. Использован метод рефлексии для анализа знаний, опыта и природы олимпийского спорта.

Результаты. Представлены подходы к оптимизации национальной системы спорта в Сербии на основе использования научного потенциала, внедрения современных знаний и технологий в тренировочный процесс, организационных изменений в спортивной деятельности.

Заключение. Модель, позволившая НОК Сербии добиться позитивного влияния Олимпийских программ на спортсменов и систему спорта в целом, представлена в виде трех этапов: 1) системный анализ и функциональная производительность НОК; 2) профессиональная и научная поддержка процесса (новые технологии, новые знания) и создание продукта (спортивные результаты, эффективная организация); 3) двусторонняя деятельность с использованием когнитивного и аксиологического потенциала олимпийских программ с целью совершенствования национальной системы спорта.

Ключевые слова: НОК Сербии, система спорта Сербии, олимпийская программа, стратегия олимпийской подготовки.

ABSTRACT

Objective. To develop a strategy necessary to provide the effective management for national Olympic team training, as well as instrumentalization of measures towards long-term positive changes in the national sports system.

Methods. The method of reflexion was used for analysis of knowledge, experience and nature of Olympic sports.

Results. Approaches to optimizing national sports system in Serbia through the use of scientific potential, the application of modern knowledge and technologies in the training process, organizational change in sport.

Conclusions. The model, which allowed Serbian NOC to achieve positive influence of Olympic programmes on athletes and sports system in general, is presented in three phases: 1) systems analysis and functional productivity of NOC; 2) professional and scientific support for the process (new technologies, new knowledge) and creation of the product (sports results, efficient organization); 3) bilateral activities with use of cognitive and axiological potential of Olympic programmes in order to improve the national sports system.

Keywords: Serbian NOC, Serbian sports system, Olympic programme, strategy of Olympic training.

Постановка проблемы. Путь сербских спортсменов к высоким спортивным достижениям непрост. Представления о спортивном потенциале Сербии обычно складываются на основании успешных выступлений национальных сборных команд по водному поло, волейболу, баскетболу и индивидуальных выступлений в теннисе, плавании и стрельбе. Вместе с тем анализ тренировочного процесса и условий, в которых происходит формирование спортсменов, равно как и системы спорта в целом, показывает, что достижения сербских спортсменов и путь к ним отражают управление ограниченными ресурсами.

Основание пирамиды национального спорта сужается и даже на следующих ее уровнях есть лишь незначительная численность спортсменов (национальный юношеский спорт и спорт ветеранов). Конкурентоспособность индивидуальных и командных спортивных результатов на международных рейтинговых и классификационных соревнованиях снизилась. Жители Сербии практически перестали заниматься спортом — лишь 5 % из них регулярно занимаются физическими упражнениями, а в системе физического воспитания наблюдается кризис (Jevtic, 2006a). Национальная система спорта Сербии лишена возможностей для интеграции людей с особыми потребностями, а участие женщин в занятиях спортом ограничивается лишь популярными видами, привлекающими девушек, тогда как стратегия, которая обеспечивала бы привлечение спортсменок в разные виды спорта, отсутствует (Jevtic, Juhas, 2011). Спортивные сооружения постепенно разрушаются, не отвечают функциональным требованиям и не могут обеспечить безопасности во время занятий. Профессиональные организации, которые могли бы объединить тренеров, отсутствуют, есть несколько национальных спортивных федераций, в рамках которых деятельность объединений тренеров осуществляется на уровне стандартов качества.

Вышеперечисленное затрагивает все большее количество видов спорта, кроме того существуют некоторые факторы системы спорта и ее условий, которые лишают спортсменов возможности соответствовать критериям для участия в некоторых международных соревнованиях, включая и Олимпийские игры. Поэтому численность сербской делегации на Олимпийских играх будет не столь представительной. Делегацию Национального олимпийского комитета (НОК) Сербии можно отнести к группам среднего размера — к числу тех НОК, которые будут соревноваться между первой и второй третью программы соревнований. Из 90 делегатов 50 спортсменов будут соревноваться в семи индивидуальных видах спорта — главным образом мужчины, и 2—4 команды — в трех командных видах спорта, из которых одна — женская. В состав команд войдут спортсмены, в настоящее время выступающие в иностранных клубах и лигах.

Изменить описанную ситуацию, прекратить снижение конкурентоспособности спортивных результатов, увеличить количество спортсменов и видов спорта, развиваемых национальной системой спорта, квалифицироваться для участия в Олимпийских играх в большем количестве видов и большим числом спортсменов, организовать национальную систему спорта, в которой станут соревноваться спортсмены, выступающие сегодня за иностранные лиги, — все это достижимые цели при условии использования всех ресурсов, необходимых для построения качественной национальной системы спорта.

Большие резервы кроются преимущественно в оптимизации деятельности самой системы, использовании научного потенциала, внедрении современных знаний и технологий в тренировочный процесс, а также в эффективной организации и целенаправленных изменениях системы спорта в целом.

SWOT-анализ (Метод стратегического планирования, который предполагает определение цели проекта и выявление внутренних и внешних факторов, способствующих ее достижению или осложняющих его выполнение. Все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы), проведенный в преддверии подготовки проекта НОК Сербии

ТАБЛИЦА 1 — Приоритеты системы спорта Сербии

Вид деятельности

Значимость

Вид деятельности

Значимость

Планирование

1

Контроль, оценка спортивной результативности и квалификация для участия в Олимпийских играх

1

Выполнение

1

Рекламная деятельность и поиск спонсорской помощи

1

Оценка

1

Информационное взаимодействие

1

Корпоративное руководство

1

Средства массовой информации и связи с общественностью

1

Управление

1

Оборудование и расходные материалы для тренировочных занятий

1

Управление программами

1

Технологии профессионального спорта

1

Коммерческие мероприятия

1

Формирование олимпийских команд

2

Финансовая деятельность

1

Организация тренировочных центров

1

Информационные технологии

1

Спортивная наука

1

Спортивная медицина

1

Развитие НСФ

1

Карьера спортсменов

3

Юношеский спорт

2

Обучение спортсменов

3

Инваспорт

3

Спортивная психология

2

Ветераны

3

Страхование жизни

1

Женщины и спорт

2

Гранты

1

Антидопинговая деятельность

1

Выявление талантливых спортсменов

3

Новые организационные структуры

1

Тренировочная деятельность клубов

1

Руководство деятельностью волонтеров

3

Тренерская деятельность и лицензирование

1

Построение партнерских отношений с государством

1

Примечание. 1 — наибольшая, 2 — средняя и 3 — низкая приоритетность.

«Пекин-2008», показал, что система спорта Сербии характеризуется нейтральным или сдерживающим отношением к основным предпосылкам занятий спортом и потребностям самих спортсменов. Причина такого нейтрального и сдерживающего отношения — сопротивление назревшим изменениям, которое, в свою очередь, тормозит смену ценностей и перестройку организационной структуры. Неэффективная организация спортивной деятельности и медицинского обслуживания, а также неиспользование спортивной науки в тренировочном процессе, вероятно, является непосредственной причиной снижения конкурентоспособности сербского спорта на международной арене и сокращения количества спортсменов, способных достигать высших спортивных результатов.

На основании результатов проведенного анализа был составлен список первоочередных задач (табл. 1), который предположительно должен был не только прояснить стратегию участия команды Сербии в Олимпийских играх, но и послужить катализатором изменений основ национального спорта, вызванных применением олимпийских программ. Иными словами, в преддверии участия в Олимпийских играх был проведен анализ системы спорта, охарактеризована существующая ситуация и приняты меры, направленные на преодоление нейтральной и сдерживающей политики.

Этой деятельностью занялся НОК Сербии, который является представительной организацией, но не обладает широкими полномочиями для осуществления более масштабных действий. Тем не менее руководство НОК на основании оценки результатов деятельности в течение цикла 2004—2008 гг. установило, что олимпийские программы позволяют воздействовать на систему спорта в целом, и потому предпочло выбрать программы подготовки делегаций для участия в Олимпийских играх, которые могли бы повлиять на всю систему спорта Сербии.

Олимпийские программы способны ослабить влияние негативных факторов, подрывающих систему спорта, и создать условия для ее развития. Основой для этой деятельности стали особенности олимпийского движения как такового в социуме и системе спорта Сербии. Нормативными документами послужили Олимпийская хартия МОК, а также документы профессиональных организаций ЕС и международных спортивных организаций, нацеленных на развитие. Вместе с тем большую важность и значение для этой деятельности НОК имеют планы его специализированных подразделений и сформировавшиеся на местах решения, которые поддерживают представления, где во главу угла поставлен спортсмен как активный участник процесса приобретения спортивного опыта.

В этой модели, которую можно даже назвать основными принципами организации, тренерам, специалистам, ученым и администрации вменяются в обязанность защита и совершенствование тренировочного процесса, условий деятельности и здоровья спортсменов. Кроме того, их долгом являются рассмотрение и решение всех важных проблем спортсменов в соответствии со спортивной карьерой, а иногда даже невзирая на нее.

ТАБЛИЦА 2 — Когнитивная сторона знаний, приобретенных в ходе осуществления руководства олимпийской программой

1. Подходы к наблюдению: парадигма (допущения в отношении проблемы, контекста и значимости); онтологический; аксиологический.

2. Метод познания: индукция снизу вверх; дедукция; объяснение.

3. Основные допущения для проведения исследования: теоретическая чувствительность автора, основанная на опыте и профессиональных знаниях (относится к профессиональным качествам автора придавать смысл существующим методам практической деятельности на основе личного опыта и анализа передовых методов); познание, основанное на теории и практическом опыте.

4. Метод исследования: рефлексия; анализ документов; изучение конкретных случаев; контент-анализ.

5. Результаты исследования: объективная оценка предшествующего олимпийского цикла и новой парадигмы; от существующих методов к новым, совершенствованным и новаторским подходам — новая модель.

6. Ключевое понятие — в естественных условиях от самого начала до новых методов и парадигм

7. Значение и целенаправленность: феноменологический подход и конструктивизм; интегративность наук; выполнение олимпийских программ на научной основе.

Таким образом, стратегия НОК Сербии или любой другой страны в общем должна осуществляться в рамках поиска ответа на важный вопрос: «Как принимаемые сегодня решения повлияют на конкретного спортсмена в ходе его спортивной карьеры и после ее завершения?». Забота о благосостоянии спортсмена в соответствии с этой моделью и принципами — ключевой момент политики, программ и мероприятий, которые проводит организация или система (Kerr, Stirling, 2008).

Предмет, цель и методы исследования. Тема этого исследования определяется влиянием Программы развития национальной системы олимпийского спорта. Цель работы — создание стратегии, необходимой для обеспечения эффективного руководства олимпийской делегацией и технологии участия в долговременных изменениях системы спорта.

В процессе познания, разработки контекста и формулировки выводов был использован метод рефлексии. Рефлексия — метод познания, применяющийся для изучения природы явления, знания и опыта, связанных с этим явлением. Его применяют, когда предполагается, что существующие решения неполные, или при поиске контекста для новых, более эффективных методов решения (Edwards, Skinner, 2009). В качестве метода данного исследования (табл. 2) рефлексия применялась к трем формам знания — теоретической, практической и технической (know-how).

Анализ конкретных случаев не только направлен на изучение происхождения теоретических положений и научной системы олимпийского движения, но также призван стать основой для синтеза, пригодного для применения в новых подобных ситуациях посредством анализа структуры взаимосвязей и процессов.

Олимпийские программы и система спорта Сербии. Хронологически началом изменений системы спорта Сербии стал 2006 г., в котором началось и выполнение целей проекта НОК Сербии «Пекин-2008». В ходе выполнения этого проекта было выявлено много просчетов и организационных недостатков системы спорта в целом. В то же время определено направление подготовки спортсменов для участия в Олимпийских играх. Сегодня можно сказать, что этот проект выполнялся в духе примеров лучших европейских традиций 1980-х. Поэтому развитие спорта сопровождалось развитием института спорта с определенными направлениями исследований, возможностями и местом в подготовке спортсменов (Renson, 2010).

Этот проект выполнялся под девизом «От способностей в Пекине к медали в Лондоне», содержавшим четкую ориентацию на долговременный процесс развития спортсменов и процесс развития их способностей (Jevtic, Ropret, 2011), однако он вызвал изменения во всей системе, а также в спортсменах, участвовавших в его реализации. Таким образом, программы, перспективное планирование, поддержка со стороны научных институтов и представителей науки, направленность на спортсменов, все составные части и направления действий по выполнению миссии НОК перенеслись на систему спорта в целом.

Анализ системы спорта — сложный когнитивный процесс, который осуществляется преимущественно с помощью методов качественного исследования, которому предшествует изучение всех трех уровней системы (микро, мезо и макро) (Jevtic, 2011а). В этой связи, проект «Пекин-2008» является первым примером конкретного случая для анализа, который вместе с рефлексией позволяет понять состояние национальных спортивных федераций (НСФ) (табл. 3). Внутренняя сторона рассмотрения конкретных случаев раскрыла связи, которые позднее были трансформированы в действия, не давшие никаких результатов для деятельности или реализации предназначения изучавшихся НСФ. Описательная сторона разбора таких случаев охарактеризовала процессы, тогда как инструментализованная сторона привела к углубленному анализу процессов и обусловленных ими связей (Edwards, Skinner, 2009; De Senci, 1990).

Этот проект является одним из первых документов, который много лет спустя подчеркнул необходимость изменения системы спорта Сербии. Именно на его основе позднее возникли документы, относящиеся к

ТАБЛИЦА 3 — Факторы изменений, наблюдавшиеся на микроуровне системы спорта Сербии (Jevtic, 2006)

Исторические условия и олимпийская традиция

Система соревнований

Идеологическая основа

Спортивные сооружения

Интерес к спорту высших достижений

Система вознаграждения спортсменов

Структура системы спорта

Вознаграждение тренеров

Структура персонала (служащие и волонтеры)

Социальная безопасность спортсменов

Финансы

Социальная безопасность тренеров

Спортсмены

Спорт, медицинский контроль и охрана здоровья

Тренеры

Борьба с допингом

Поиск и развитие талантов

Приоритеты развития

Наука и эффективность деятельности спортсменов и организации

Тенденции развития спорта

Технологии тренировочного процесса

Особые национальные интересы

структуре системы, роли заинтересованных организаций, законодательству, ответственности, стратегии развития и т. д. (Jevtic, 2006б). Сегодня можно сделать вывод о том, что несомненным последствием этого проекта и связанных с ним документов стало принятие системой спорта Сербии стратегии изменений, инициатив и инноваций как средства постоянного развития.

Практический и теоретический опыт показывает нам, что изменение системы спорта — частичное или полное — равно как взаимосвязей и взаимодействий, можно осуществить лишь при условии слаженности всех частей существующей структуры системы и уверенности в благоприятных последствиях процесса изменений для состояния спорта, спортсменов и тренеров в будущем. Физическое воспитание и школьный спорт, спорт для всех, наука, большой спорт, деятельность и роль волонтеров, специалистов спортивных организаций, ученых, а также различных ассоциаций и учреждений, законодательная деятельность, учебные военные центры, спорт и наследие — все это принадлежит к системе спорта страны. Поэтому любые ее изменения, включая и те, которые выполняются с помощью олимпийских программ, необходимо планировать и выполнять как профессиональную и исследовательскую деятельность, включающую в числе прочего следующие три важных компонента (Jevtic, 2011б).

  1. Cоздание концептуальной основы новой системы — прототипа. Эта основа должна включать характеристику факторов, определяющих направленность и структуру, а также содержать четко сформулированные обязанности и план построения связанной с ними сети взаимоотношений, объединяющих систему по горизонтали (между элементами одного уровня и ответственности, например Национальными спортивными федерациями) и по вертикали (от головной организации до национального, регионального и местного уровня и уровня отдельных клубов и спортсменов).
  2. Существование новой системы совместно с выяснением полномочий, решением проблем практической реализации и определением ожидаемых результатов (контроль и оценка эффективности деятельности системы).
  3. План и программа работы, направленные на обеспечение дальнейшего развития системы.

Осуществление заданий, перечисленных в таблице 1, выполнялось в рамках олимпийской программы, а также документов, которые были приняты на разных уровнях системы спорта.

Сегодня можно сказать, что инициативы НОК Сербии, выдвинутые в 2006 г., привели к созданию документов, которые послужили основой для интеграции спорта в Конституцию Республики Сербии посредством выражения официального признания и присуждения наград за развитие спорта, а также подписания документов с предложениями об организации создания и деятельности Министерства молодежи и спорта как государственного органа, ответственного за условия функционирования системы спорта. Принятие Национальной стратегии развития спорта (2009 г.) стало продолжением процесса планирования и организации системы спорта и его инфраструктуры в соответствии с олимпийской программой. Сегодня она является, в сущности, «глобальной программой управления формированием олимпийских команд» (Jevtic, 2011б), которая приближает систему спорта Сербии к мировым стандартам организации и деятельности.

Опыт управления проектом «Пекин-2008» был использован при работе и реализации проектов НОК Сербии, направленных на подготовку к Олимпийским играм в Ванкувере и Юношеским Олимпийским играм в Сингапуре (2010), а также проекта «Олимпийская Сербия», нацеленного на подготовку к Олимпийским играм в Лондоне (2012). Можно сделать вывод, что участие в Олимпийских играх стало частью непрерывного развития НОК Сербии и системы спорта в целом, руководство которым в настоящий момент осуществляется с помощью следующих мероприятий (Jevtic, 2011б).

  • Анализ НОК Сербии, его членов и системы спорта в целом.
  • Контроль результатов спортсменов, их способностей и их развития.
  • Создание ресурсов, которые являются частью процесса достижения высших результатов.
  • Содействие мероприятиям, направленным на профилактику, защиту и снижение риска.
  • Финансовый план, поддерживаемый государством и спонсорами. Реализация зависит также от программы МОК «Олимпийская солидарность», в которой НОК Сербии — лидер по количеству поданных и удовлетворенных заявок, а также одним из десяти НОК олимпийского движения.
  • Управление знаниями (наука в олимпийском спорте, информационные технологии).
  • Сравнительный анализ показателей и рефлексия.
  • Управление инновационной деятельностью и проектами.

Выполнение олимпийских программ, оказывающих влияние на систему спорта в целом, было признано, принято и отмечено как полезное и ценное мероприятие всеми заинтересованными сторонами системы спорта и ее инфраструктуры. Олимпийские программы являются результатом применения инновационной стратегии, основанной на знаниях, фактах, системных теориях, методах, технических приемах, информационных ресурсах, формирующих единую систему познания, о которой мы должны сказать, что она принадлежит к системе олимпийских знаний (Jevtic, 2011в).

Своеобразие Игр и поддержка развития национальной системы спорта.

В основу олимпийского движения положен принцип, согласно которому, спорт стимулирует развитие человека и общества, а его идеология выражена в Олимпийской хартии. Олимпийские игры — главное событие, основанное на этих ценностях, этических нормах и идеалах. Участие в Олимпийских играх — приоритетное для каждого спортсмена, системы спорта и общества. Так, более 76 % респондентов со всего мира считают, что участие в Олимпийских играх — это нечто большее чем спорт; 72 % — что Игры больше чем спортивное мероприятие, больше чем просто участие и победа; 72 % респондентов — что это хорошая ролевая модель для подрастающего поколения, они выражают стремление, оптимизм, воодушевление, дружбу, триумф молодости. В то же время Олимпийские игры — это «столкновение» разных стран и гонка за медалями, именно так они выглядят в ракурсе спорта и политических структур почти всех стран мира (De Bosscher et al., 2008; Jevtic, Radojevic, 2011).

Для Международного олимпийского комитета (МОК), организационного комитета, средств массовой информации, делового мира Олимпийские игры являются синонимом движения вперед, индустрии мероприятий и прибыли. Для спортсменов они представляют собой мечту, часть образа, с которым они формируют свой спортивный и профессиональный мир. Кроме того, Игры — это культурное событие (для спортивного и делового мира), обладающее особым обликом, популярностью и международным значением (Roshe, 2000). Игры вызывают стремление к победе, гармонии, духовному единению, но их можно рассматривать и в свете тематики этой статьи, а именно: участие в Играх как исходная точка для оценки эффективности процесса изменений спорта на национальном уровне.

Этот вопрос обсуждался на Конгрессе МОК в Копенгагене в 2009 г. Среди многочисленных отчетов, анализов, предложений, критики и резолюций можно выделить те, которые имеют отношение к проведению Олимпийских игр как основного спортивного события, а также те, которые однозначно связаны с тематикой этой статьи и влиянием Программ развития олимпийского спорта на развитие национальных систем спорта (Jevtic, 2011б).

  1. Игры и общество, которое стремится к их развитию путем улучшения интеграции в современном мире и использования достижений технологического прогресса (Aguerre, 2009). Игры — уникальный социальный феномен, объединяющий людей, культуры и страны мира, и наиболее удачное движение, оставляющее после себя доброжелательные отношения и сотрудничество. Это основное событие, которое несет ценности мирного сосуществования и добрососедских отношений на планете, важные для каждого сообщества (Coe, 2009). Игры — это наша цивилизация в миниатюре (Lygkoni, 2009).
  2. Стратегия сохранения и расширения поддержки посредством построения сети и мотивации всех заинтересованных сторон в участии в ней на протяжении всего олимпийского цикла.
  3. Руководство изменениями с помощью инноваций, контроля риска, гарантий качества, управления и передачи знаний и опыта предшествующих игр последующим (Kesenne, 2005).
  4. Приспособление программы к текущим требованиям путем определения масштаба Игр, непрерывной оценки качества (Chernyshenko, 2009) участия максимально возможного количества ведущих спортсменов и введение новых форм соревнований в соответствии с новыми требованиями и согласованных с ядром программы (Bogosavljev, 2005).
  5. Игры как поддержка цифровой революции (Ferstil, 2009).
  6. Наблюдение за рынком посредством включения обоснованных методов деловой деятельности, содействия формированию конкурентоспособных деловых условий (Ferstil, 2009).
  7. Кросс-культурное руководство и инновации, направленные на то, чтобы сделать каждые последующие Игры требующими большего напряжения по сравнению с предыдущими так, чтобы эта особенность соответствовала ожиданиям участников и посетителей Игр, представляющих разные культуры (Sun, 2009).
  8. Наследие Игр, которое помимо части, принадлежащей принимающему городу и мотивации новых кандидатов, должно обеспечивать участие и инвестиции, являющиеся частью подготовки каждого НОК.
  9. Игры и молодежь. Юным спортсменам для спортивного и профессионального роста, а также детям и подросткам как потребителям спортивных продуктов требуются внешние мотивы, побуждающие к действию, участию в мероприятиях, приобретению привычек и осознанию значимости Олимпийских игр.

Таким образом, своеобразие Игр неоспоримо, как и дискуссии и резолюции МОК, связанные с дальнейшим развитием Игр, а также олимпийского движения в целом.

Анализ документов, отражающих разные уровни информации и опубликованных по случаю организации первых Юношеских Олимпийских игр (ЮОИ) — первого мероприятия подобного рода, проведенного 86 лет спустя после I зимних Олимпийских игр в 1924 г. и состоявшегося в 2010 г. в Сингапуре — показывает, что МОК сделал дальнейшие шаги к расширению своего влияния, взяв курс на юных спортсменов (14—18 лет) и систему ценностей, в основу которой положены позиции, занимаемые Олимпийскими играми и олимпийским движением в современной цивилизации. Те же документы показывают, что предназначение ЮОИ определенно шире одних только занятий спортом, они являются средством обучения юных спортсменов олимпийским ценностям, здоровому образу жизни, поддержанию крепкого здоровья и социальной ответственности.

МОК утверждает, что ЮОИ — не просто Олимпийские игры в миниатюре, но уникальное спортивное, культурное и образовательное событие, на котором появляются новые соревновательные дисциплины (смешанные дисциплины) и новые формы спорта (баскетбол 3:3). Для создания неповторимого своеобразия ЮОИ МОК стремился оградить юных спортсменов от средств массовой информации, привлечь их к участию в одной из 75 возможных школ, а также обращаться к ним через привычный для них мир — через Twitter, Facebook, Youtube, и кроме того, через CUBE — микросайт МОК. Была создана цифровая коммуникационная платформа, призванная обеспечить работу спортсменов и юных репортеров, предполагавшая взаимодействие с детьми, наблюдавшими за играми из дому.

Организация Юношеских Олимпийских игр ознаменовала начало выполнения двух групп решений, принятых Конгрессом МОК в Копенгагене в 2009 г.: 1) отношения олимпизма и молодежи — соединение обучения и спорта как средства, позволяющего молодым людям определить свое место в жизни и в спорте; 2) цифровая революция — представители движения провели всесторонний анализ коммуникационной стратегии и создали Отдел цифровых коммуникаций, предназначенный оптимизировать развитие и применение цифровых технологий.

Олимпийский комитет Сербии начал подготовку к решению этих предстоящих задач олимпийского движения в 2007 г. При поддержке и содействии МОК, исполнительных органов, спонсоров и государственных органов НОК Сербии, одним из партнеров которого с 2008 г. стала компания Microsoft, начал выполнение проекта «Информационная система Олимпийского комитета Сербии». В этом проекте, ставшем одним из крупнейших капиталовложений, не относящихся к олимпийским программам, НОК Сербии определил такие цели: обеспечение связи между заинтересованными сторонами системы, осуществление обмена информацией, распространение знаний, использование современных технологий, НОК Сербии в каждой школе для каждого ребенка, спортсмена, жителя страны и т. п.

Проблема молодых спортсменов занимает важное место в документах НОК Сербии, который предвосхитил создание современной системы спорта, включающей детский и юношеский спорт, в своем Проекте системы спорта Сербии (2006). Это направление было включено в Государственную стратегию развития спорта, принятую в 2009 г., благодаря чему сегодня детский и юношеский спорт является сферой, которой профессиональные, научные и политические организации Сербии придают все большее значение. Следовательно, в стране происходит определенная, изменяющая ситуацию к лучшему, совместная деятельность, которая пока не всегда дает ощутимые результаты, но отмечена в ряде начинаний в области гуманизации детского и юношеского спорта.

Спорт улучшает человека и обогащает его жизнь. Это исключительное педагогическое средство воспитания и обучения. Занятия спортом были названы жизненной ценностью, как отмечается среди прочего в проекте НОК Сербии «Путь истинных ценностей» (Jevtic, 2011), сформированного на основе триады (в смысле взаимодействия трех векторов в создании продукта): Спорт — Молодежь — Олимпийские игры. Этот принцип был использован НОК Сербии при разработке стратегии участия в первых ЮОИ в Сингапуре.

РИСУНОК 1 — Состояние тревожности спортсменов в начале и в конце Олимпийского турнира по баскетболу

Спорт был признан катализатором изменений спортсменов, близкого окружения, а также их школ, клубов и НСФ. Для выполнения заданий проекта были выбраны следующие пути: 1) использование современных технологий (цифровых средств массовой информации, печати, рекламы); 2) мероприятия по содействию средним школам, в которых почитают олимпийские ценности, олимпийским семьям (семьям спортсменов, обеспечивающим подготовку участников олимпийских сборных) и олимпийским клубам (спортивным клубам, осуществляющим подготовку спортсменов-олимпийцев); 3) организация программ подготовки памятных мероприятий (торжественных проводов и встреч олимпийской команды); 4) создание новостных сюжетов и обучающих цифровых записей. Программа включает деятельность по сплочению коллектива, культурные и образовательные мероприятия, создание ролевых моделей и проведение семинаров в игровой форме.

К работе с юными спортсменами-олимпийцами привлекался также спортивный психолог. Он постоянно контролировал степень мотивации и психические процессы в ходе подготовки и во время пребывания в Сингапуре. Была создана уникальная база данных, содержащая эту информацию и описание состояния всех спортсменов во время подготовки, перелета в Сингапур, после приезда в Олимпийскую деревню, перед тренировочными занятиями, во время квалификационных и заключительных соревнований...

Возможно, лучшим свидетельством проделанного стали данные о степени тревожности (соматического и когнитивного характера) и уверенности в себе, полученные при исследовании сербских спортсменов, которые завоевали историческое олимпийское золото в состязаниях по баскетболу 3:3 и внесли значительный вклад в содействие развитию городского и юношеского спорта в программе Игр.

Данные, представленные на рисунке 1, показывают, что уровень когнитивной тревожности у молодых спортсменов был низким (ниже стандартного, который равен 15,35) перед первым матчем турнира; уровень соматической тревожности снизился перед финальным матчем до 11,75 единицы (стандартный уровень составлял 18,55 за 2 ч до матча); а уровень уверенности в себе повысился с 12,75 до 31,50 перед финальной игрой (максимальное значение было 32). Несмотря на множество сложностей (климат, покрытие поверхности игровой площадки, травмы и т. д.), игроки вместе со своим тренером, медицинская группа, все другие спортсмены и тренеры, а также руководство делегации приложили особые усилия и предоставили техническую помощь, чтобы каждый игрок мог начать матч с контролируемым уровнем тревожности и уверенностью в собственных умениях и силе команды в целом (Jevtic, 2011в).

Олимпийская программа. Преобладающие факторы влияния на национальную систему спорта. Участие в Олимпийских играх возможно только через Национальный олимпийский комитет. Миссия НОК — формирование чувства духовного единства и принадлежности к олимпийскому движению, исключительности и непревзойденному мастерству спортсменов, делегаций и Игр как таковых, а также осуществление деятельности миссии и каждого члена делегации в этих сложных условиях.

Участие в Олимпийских играх включает формирование олимпийской делегации, которую возглавляет глава миссии и которая отличается от делегаций, принимающих участие в отдельных видах спорта, по всем составляющим организационного руководства (планированию, структуре, роли, персоналу, управлению, контролю, принятию решений, осуществлению взаимодействия и т. д.). Олимпийская делегация состоит из большого количества отдельных спортсменов и спортивных команд, выступающих в разных видах спорта, разного пола, возраста и спортивного опыта. В состав делегации входят спортсмены, представляющие большое количество видов спорта. Иными словами, такую делегацию можно назвать мерой «силы» Национальной системы спорта.

Участие в Олимпийских играх — процесс, которому предшествует ряд действий в рамках оперативного руководства, осуществляемых в соответствии с временными рамками организационных стандартов. Путь к участию в Играх сложный и многоэтапный, в документах НОК Сербии он представлен в виде периодов и фаз. Один из способов его представления связан с подготовкой спортсменов и совершенствованием их результатов (Платонов, 1997), в то время как второй имеет отношение к руководству олимпийской делегацией, представленной на протяжении пяти периодов олимпийского цикла, в котором пятый период является одновременно началом первого периода следующего цикла Олимпийских игр (Jevtic, 2011б).

Руководство олимпийской делегацией Сербии имеет ряд характерных особенностей, которые отличают его от руководства других НОК.

  1. Подготовительный период, в течение которого НОК Сербии организовал долгосрочное планирование, увеличился с 18 месяцев для Олимпиады в Пекине до 36 месяцев — для Лондона, а программа подготовки к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро (2016 г.) уже продолжается 12 месяцев.
  2. Обширный список первоочередных задач и стратегия изменения общего состояния спорта в Сербии в процессе подготовки к Олимпийским играм.
  3. Объединяющая функция НОК Сербии в соединении результатов спортсменов, олимпийского бренда, общества, правительства и спонсоров с целью формирования бюджета, достаточного для выполнения олимпийской программы на протяжении ряда лет.
  4. Разносторонняя деятельность олимпийской программы, направленная на подготовку спортсменов, формирование делегаций и участие в Олимпийских играх параллельно с развитием системы спорта Сербии.
  5. Наследие олимпийского цикла, которое после Пекина определяется укреплением связей в содружестве олимпийских видов спорта, обновленным оборудованием, улучшенными программами и структурой тренерской работы, результатами научных исследований, но более всего — молодыми спортсменами, способности которых были выявлены, поддержаны и соединены со следующим олимпийским циклом.

Таким образом, характерной особенностью Сербии и ее НОК является преобразование участия в Играх в развитие, изменение и обучение.

Руководство НОК Сербии олимпийского цикла 2004—2008 гг. избрало курс на инновации, опыт и их связь с процессом изменений и развитие организационных возможностей, благодаря чему НОК Сербии совершенствуется (Jevtic, 2011б).

В процессе анализа состояния спорта и спортивных результатов, достигнутых в ходе выполнения проекта «Китай-2008», НОК Сербии вступил в стадию когнитивного развития, в которой начал изменения, приведшие к изучению самого себя и действующих лиц системы спорта. На первой стадии была проведена консолидация системы спорта, начатая с выполнения новых первоочередных задач, которые должны были привести в новом олимпийском цикле (к XXX Играм Олимпиады), как и в ходе предшествующих, — к новому комплексу ценностей в системе спорта Сербии.

Для всех деятелей системы спорта были определены роли, обязанности и ответственность (Jevtic, 2009; Jevtic, Radoevic, 2011), которые затем могут быть перенесены в проекты, направленные на осуществление разных задач во многих областях, где спорт участвует в формировании общества. Забота о спортсмене и его способностях внезапно оказалась в центре изменений, проявлявшихся как координация использования ресурсов, технологий, процессов, деятельности персонала, решений и мероприятий в отдельных видах спорта (De Send, 1990). В этом смысле приоритетным стал процесс педагогического и медицинского обеспечения спортсменов и других членов делегации Сербского НОК. Поэтому медико-спортивный осмотр был признан обязательным для всех спортсменов перед всеми соревнованиями (на Олимпийских играх, Средиземноморских играх и во время Европейского юношеского олимпийского фестиваля). Это решение уже привело к значительным результатам, связанным с профилактикой разных расстройств, в частности, в борьбе с внезапной сердечной смертью (Vasic, Jevtic, 2011).

Это решение оказало непосредственное влияние на развитие организаций, ответственных за эту область работы со спортсменами. Не приходится сомневаться в обширности списка произошедших за прошлый период изменений, он представлен в документах НОК Сербии, поданных в МОК. Эти изменения трудно назвать незначительными. Они продолжаются и происходят в том же порядке, в каком происходили в системе спорта большинства европейских стран в 1980-е годы, а иногда даже выходят за их пределы. По-прежнему, в каждой профессии и каждом роде деятельности, а также у каждого члена системы спорта обнаруживаются проблемы, связанные с осуществлением функций и выполнением обязанностей. Иными словами, изменения, которые начались и продолжаются уже более десятилетия, отражают специфику сербского общества — отсутствие определенного лидера, наличие нескольких центров изменений (неконсолидированная модель), государственный интервенционизм, который ведет к частичному ограничению автономии и своеобразия спорта.

РИСУНОК 2 — Научная основа работы НОК Сербии, структура создания системы олимпийских знаний как ценностной категории современного олимпийского движения

По существу, деятельность НОК Сербии основана на управлении научными фактами, системными теориями, принципами и законами, регулирующими все разные области знаний, применяемых в спорте, а система олимпийских знаний используется в качестве средства изменений и прогресса (рис. 2) (Jevtic, Juhas, 2011).

Путь к изменению системы спорта, а также всего общества невозможен без анализа и деятельности в рамках системы ценностей. Иными словами, НОК Сербии и МОК не являются нейтральными по отношению к этим ценностям, поэтому в ходе подготовки к Играм в Лондоне НОК Сербии осуществляет выполнение проекта «Олимпийская Сербия». Этот проект, насыщенный олимпийскими программами, — не только попытка Комитета охватить своей деятельностью всю территорию страны, не только связь между НОК Сербии, спортсменами и местным сообществом. Это прежде всего — ориентация на новый ценностный контекст, который должен оказаться способным значительно повлиять на изменения системы спорта и общество Сербии.

Олимпизм основан на принципе, согласно которому спорт стимулирует оптимальное развитие человека и общества, а Олимпийские игры — главное событие, основанное на ценностях, этике и идеалах. Однако, когда речь идет об Олимпийских играх, мы представляем прежде всего спортивное мероприятие, которое является целью для каждого спортсмена, мотивом, который заставляет его тренироваться еще интенсивнее. Олимпийские игры — это событие, которое стимулирует развитие индивидуальных ценностей и их интеграцию посредством совместной деятельности (участия в соревнованиях, тренировках, социальных контактов, культурных и обучающих программ и т.д.).

В системе ценностей, пропагандируемой олимпийским движением, олимпийская идея охватывает большое количество идеалов, к которым стремится движение, что повышает готовность к физическому напряжению и состязаниям как способу поддержания гармоничного развития личности, мастерства и успеха, уважения к соперникам, справедливости и равенства, дружбы, мира, терпимости, понимания, налаживания связей между разными культурами (Jevtic, 2011б).

Непосредственной целью олимпийских программ является подготовка к участию в Олимпийских играх, но контекст программ НОК Сербии шире и включает также: поощрение духовной и физической гармонии личности, ее стремления к мастерству и высоким результатам; воспитание взаимосвязей, равенства, дружбы, терпимости и понимания; защиту индивидуальности спортсмена, команды, делегации, спорта и олимпийского движения; формирование предпочтительных условий для соревнований и высокого уровня соревновательности; совершенствование условий и их эффективности в удовлетворении предпочтений спортсмена; социальную защиту спортсменов; нетерпимое отношение к допингу (Jevtic, 2011д).

Система ценностей наглядно отражена в программных документах НОК Сербии (табл. 4, левый столбец). При сопоставлении этой системы с теоретическими положениями Рокича (1973) и системой ценностей олимпийского движения получим совокупность ценностей, которые простираются на окружение олимпийской делегации, НОК Сербии, систему спорта и общество Сербии (табл. 4) (Jevtic, 2011д).

ТАБЛИЦА 4 — Система ценностей программ НОК Сербии (2006, 2009)

Ценности

Группы окончательных и инструментализованных ценностей

Равные возможности участия в проекте для всех спортсменов и НСФ

Универсальность, единство, независимость

Часть долгосрочных планов НОК Сербии и НСФ

Охрана, стимуляция, социальное признание

Сохранение конкурентоспособности результатов сербских спортсменов, персональный рост

Успешность, гедонизм, внутренняя гармония, удовлетворение, самоуважение

Формирование олимпийской команды и олимпийского духа

Доброжелательность, признательность

Сопутствующие планы (профилактика заболеваемости и охрана здоровья, информационная система, страхование спортсменов и т.п.), дополнительные программы (специальные формы тренировки, использование пищевых добавок) и др.

Защита, стабильность отношений

и взаимопонимание, здоровье, безопасность

Профессионализация спортсменов и их тренеров, создание имиджа

Полномочия, социальный статус, престиж, самоуважение, независимость

Партнерские взаимоотношения всех заинтересованных лиц системы спорта и общества Сербии = ОЛИМПИЙСКАЯ СЕРБИЯ

Признательность, настоящая дружба, поддержка, полное понимание, помощь

Уважение аутентичности отдельных видов спорта и общих особенностей Олимпийских игр в организационном смысле

Приспособляемость, ответственность, одобрение

Открытость проектов для участников и инициатив

Универсальность, равенство

Сосредоточение внимания на спортсмене (все спортсмены имеют 1 отрицательный результат в допинг-тестах)

Сосредоточение внимания на самом себе

Реалистичные и достижимые цели

Стимуляция, результативность, внутренняя гармония, независимость, ответственность

Четкие представления и ресурсы

Результативность, стабильность, приспособляемость

Свой вклад в эту систему ценностей, в обеспечение ее доступности, распространения и эффективности вносит также общественно полезная деятельность президента НОК Сербии.

Выводы. Олимпийский комитет Сербии занимается осуществлением многолетней программы участия в Олимпийских играх, в ходе которой он работает над совершенствованием своей спортивной и профессиональной функции. Программы НОК Сербии — инновации в отношении продукта (результатов, команд, участия, компетентных спортивных организаций) и процесса (применение новых технологий и знаний). Цель этих программ — устранение разрыва между процессами и продуктами и совершенствование системы спорта Сербии, производящей новые (олимпийские) ценности.

Особенностью программ НОК Сербии, направленных на подготовку к участию в Олимпийских играх, является планирование, которое позволяет поставить четкие, исчерпывающие, измеримые цели, а также выбрать направление и способ действий для достижения поставленных целей. Как и в других олимпийских организациях, курс программ, осуществляемых НОК Сербии, связан с риском и неопределенностью, поскольку решения в отношении предстоящих в будущем мероприятий приходится принимать на основании текущих данных. Поэтому многолетний план, который реализует НОК Сербии на пути к созданию команды для участия в Олимпийских играх, можно описать как деловые инновации, направленные на осуществление деятельности НФС и клубов, где осуществляется подготовка спортсменов-олимпийцев, на достижение высоких спортивных результатов и их улучшение.

Олимпийский комитет Сербии определил, что сможет развиваться, только если будет приспосабливаться, обучаться и изменяться. Инновации, специальные знания, создание организаций и связывание их деятельности с процессом изменения и совершенствования организационных возможностей стали средствами построения НОК Сербии и системы спорта в целом.

Конечным результатом является Олимпийский комитет Сербии как высокорезультативная спортивная организация в спорте и профессиональной деятельности, которая действует в систематизированных областях науки с использованием научных знаний.

Результатом шестилетнего периода двух олимпийских циклов (Игры в Пекине и Лондоне) стало порожденное олимпийскими программами единодушное согласие всех заинтересованных лиц в отношении необходимости постоянных изменений. Консолидация организаций и учреждений, кооперация, обмен знаниями, идеями, людьми и возможностями — вот те средства и методы, которые играют важную роль в совершенствовании общего состояния системы и сербского спорта в целом.

Рефлексия олимпийских программ, осуществляемых НОК Сербии, и их инструментализация с целью развития системы спорта в целом могут стать прекрасным примером для изучения, предоставляя пути для анализа и построения контекста программы НОК, стратегии ее выполнения и практической деятельности на высшем уровне, ведущей к изменениям системы спорта и/или ее эволюции.

Модель, которая позволила НОК Сербии добиться результатов влияния олимпийских программ на спортсменов и систему спорта в целом, можно представить в виде трех этапов:

  1. Системный анализ и функциональная производительность НОК.
  2. Профессиональная и научная поддержка осуществления процесса (новые технологии, новые знания) и создание продукта (спортивные результаты, эффективная организация).
  3. Двусторонняя деятельность с использованием когнитивного и аксиологического потенциала олимпийских программ с целью совершенствования национальной системы спорта.

References

  1. Aguerre F. (2009). Changing for better games. In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Olympic Family Contributions, p. 132, Louzane
  2. Bogosavljev P (2009). Hot to keep the Games a Premier Event? In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Olympic Family Contributions, p. 136-6, Louzane
  3. Chernyshenko D. (2009). Criteria for measurement success of the Games. In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Olympic Family Contributions, pp. 139-40, Louzane
  4. Coe S. (2009). Why the Worls needs the Olympic and Paraolympic Games more than ever. In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Olympic Family Contributions, pp. 141-42, Louzane
  5. De Bosscher V., Bingham J., Shibil S., van Bottenburg, M., De Knop P (2008). The Global Sporting Arms Race. An International Comparative Study on Sports, Policy Factores, Leading to International Sporting Success. Meyer&Meyer Sport, Oxford.
  6. De Senci J (1990). Sport management circular evaluation and needs assessment: A multifaceted approach. J. of Sport Management 4: 31-58.
  7. Edwards A; Skinner J. (2009). Qualitative research in Sport Management. Elsevier, Ltd. Singapore.
  8. Ferstil C. (2009). Approaches to preserving the Games. In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Public Contributions, pp. 559-60, Louzane
  9. Jevtic B. (2011f): The system of sport and sport of youth. In B. Jevtic, R. Radojevic, I. Juhas, R. Ropret Ed. Children Sport from Practice to Academic Discipline, pp. 69-85. Faculty of Sport and Physical Education, Beograd.
  10. Jevtic B. (2011c). Scientfic System in Olympic Programmee Management. International Scientific Conference of Sport Kinetics, 2011: „Present and Future Research in the Science of Human Movements, Conference Progra mme and Abstracts, pp 158-159.
  11. Jevtic B. (2011b). Management of Programs for participation in the mega sports event. Manangement 4: in press (COBISS.SR-ID 110318855)
  12. Jevtic B (2006). International Initiative and Forming the Surrounding for Physical Education in Serbia. Teaching Innovations, 4, 19: 27-41. (in serbien)
  13. Jevtic B. (2006). «Olympic Games Beining 08», Project of Olympic Committee of Serbia, Belgrade.
  14. Jevtic B. (2009). Challenges of the New Olympic cycle. Proceedings of lectures and National seminars for Trainers, pp. 7-22. Serbian Institute of Sport, Belgrade.
  15. Jevtic B. (2011d) The Path of Thrue Values. ACC Journal, Social Sceince and Economy. XVII: II 82-87
  16. Jevtic B. (2011a). The system of sport, sports experts and the Bologna Process. Ministry of Sport and Youth Project, pp. 7-31. Belgrade.
  17. Jevtic B.; Ropret R. (2011f). Long-term Planning of a Sports Developement. In B. Jevtic, R. Radojevic, I. Juhas, R. Ropret Ed. Children Sport from Practice to Academic Discipline, pp. 281-294. Faculty of Sport and Physical Education, Beograd.
  18. Jevtic B, Juhas I. (2011e). Women in sport, the truth or contradictio symptoms. Physical Culture, Suppl. 1:4-18.
  19. Kerr Stirling, 2008 Kerr, A.G.; Stirling, E.A (2008). Protection in Sport: Implications of the Athlete-Centered Philosophy. Quest, 60, 307-323
  20. Kesenne S. (2005). Do we need an Economic impact study or a Coast-Benefit-Analysiy of a Sport Event? Europ. Sport Manag. Quarterly, 5:2: 133-142.
  21. Lygkoni K. (2009). Olympic Games: a microcosmos of human society. In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Public Contributions, pp. 561-62, Louzane
  22. Platonov V. N. / Платонов, В.Н. (1997). Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. «Олимпийская литература», Киев.
  23. Renson R (2010). Back to the future: From Kinesiology to Kinesiology. In W. Starosta (ed): Human Movement Science — Anthropokinesiology. Pp 109-131. Institute of Sport in Warsaw and University School of PE. and Tourism in Bialystok. Warsaw
  24. Rokeach M. (1973). The Nature of Human Values. Free Press, New York.
  25. Roshe M. (2000). Mega-Events and Modernity : Olympic and Expos in the Growth of Global Culture. Routledge, London.
  26. Sun, W. (2009). Make the Olympic Games stronger and more welcome. In IOS (Ed) XIII Olympic Congress, Public Contributions, pp. 568-69, Louzane
  27. 27. Vasic G. Jevtic B., Mitrovic M., Radovanovic D. (2011). The first Youth Olympic Games — Olympic Committee of Serbia philosophy of team building and health care management. Sports Medicine 2011:1 (www.smas.org/casopis)

Белградский университет, Сербия 

Поступила 24.01.12

branislav.jevtic@oks.org.rs

Теги: олимпийская программа, исследование, стратегия олимпийской подготовки, система спорта Сербии, НОК Сербии.

    Загрузка...

    Полное библиографическое описание

    • Автор

      Первый автор
      Евтич Бранислав
    • Заглавие

      Основное
      Олимпийская программа в контексте развития системы национального спорта
    • Источник

      Заглавие
      Наука в олимпийском спорте
      Дата
      2012
      Обозначение и номер части
      № 1
      Сведения о местоположении
      C. 27-36
    • Рубрики

      Предметная рубрика
      Спортивная наука
    • Языки текста

      Язык текста
      Русский
    • Электронный адрес

    Евтич Бранислав — Олимпийская программа в контексте развития системы национального спорта // Наука в олимпийском спорте. - 2012. № 1. C. 27-36

    Посмотреть полное описание